Последняя оставленная запись:
Интервью с Александром Пермяковым - руководителем проекта «Технокраш»
2011-01-20 13:38:00 (читать в оригинале)
Стартапу «Технокраш» всего 2 месяца, а его уже дважды показали по телевидению, краш-тест iPhone4 просмотрело более 185 тысяч человек. Безусловно, такое событие не могло пройти незамеченным, и я решил, что вам будет интересно узнать подробнее о том, как добиться таких успехов из уст самого основателя проекта. Сегодня у меня в гостях мой хороший знакомый и партнер, руководитель «Технокраш», Александр Пермяков. Он обещал отвечать откровенно на любые вопросы, положа руку на кнопку бабло. Так что в его честности вы можете не сомневаться.
Вадим: Александр, приветствую. Я думаю еще не все пользователи сети слышали о вашем проекте. Расскажите вкратце.
Александр: Привет. Да, еще не все — и это не дает мне спать по ночам. Шучу.
Если вкратце, то достаточно посмотреть на наш слоган — «Доставляем стресс им, чтобы они не доставляли его вам». Мы тестируем телефоны (именно тестируем), пытаемся найти их слабые места и рассказать о них людям и производителям.
Помимо этого, мы устраиваем конкурсы (так сказать, разбавляем наши «сурьезные» тесты «фаном» — как оказалось, народ любит смотреть, как «умирает» телефон) — например, на самый креативный краш-тест. Первый конкурс уже завершился, прислали 15 видеороликов — ожидали чуть больше, но и это неплохо. Мы остались довольны. Думаю, что в следующих конкурсах можно ожидать увеличение количества конкурсантов.
В: А увеличение денежной составляющей приза можно будет ожидать? (Смеется). Вы разбили уже десятки телефонов, каждый из которых стоит приличных денег. Проект финансируется из своего кармана или у вас есть спонсоры?
А: Ответ на первый вопрос – не можно, а нужно! Я думаю, что постепенно появятся и другие призы (помимо iPhone 4) за счет спонсоров. Уже ведутся переговоры.
На второй вопрос – пока проект живет за счет внутреннего финансирования, но уже есть первые вливания и намечаются первые долгосрочные сотрудничества.
В: Всего через месяц после открытия, ваш стартап уже показали по телевизору в программе «Инфомания» на «СТС». А еще через месяц вас пригласили уже в студию «Россия-2». Мне кажется о подобном развитии событий мечтает каждый стартапер. Как ты считаешь?
А: Ну, я думаю, что большая часть стартаперов мечтает о том, чтобы проект приносил прибыль. ;-) А приглашение на телевидение – да, это, безусловно, приятно.
В: По-моему, приглашение на ТВ — это первый шаг к получению прибыли или спонсорских контрактов. На твой взгляд, что нужно, чтобы стартап «пригласили» на телевидение? Какая-то изюминка в проекте, интересные конкурсы или можно ограничиться связями и солидной суммой денег?
А: Если цель – приглашение на телевидение, то, видимо, должно быть что-то оригинальное, что-то новое. Мы, по сути, первый в Интернете проект, специализирующийся исключительно на краш-тестах мобильных устройств. Я не видел еще ни одной попытки сделать серьезные краш-тесты мобильных, да еще и в рамках одного проекта. Все эти погружения телефонов в каши и бросание телефона под колеса авто – просто приколы, не несущие в себе серьезных результатов. Мы же пытаемся проводить все тесты под одним стандартом и по одной заранее продуманной методике. Да, она еще далека от идеала, но не думаю, что краш-тесты автомобилей в 60-х годах, когда они только зарождались, были сильно похожи на сегодняшние.
Поэтому, да – изюминка должна быть точно. Интересные конкурсы – отличное подспорье в реализации этой цели.
В: Какая выгода от участия в телепрограммах и есть ли она вообще?
Тут все очевидно – реклама. Да, она неявная. Да, все те 2-3 минуты, пока нас показывают по ТВ, не повторяют название нашей лаборатории по 10 раз и не висит в углу наш логотип. Но то, что нас показывают на телевидении («СТС» и «Россия-2» — вполне себе достойные варианты – каналы, которые смотрят миллионы людей). И, учитывая затраченные время и деньги (а на это их уходит не так много) и стоимость минут на телевидение (а это сотни тысяч рублей), то можно закрыть глаза на то, что это просто скрытая реклама. О нас говорят – а вспоминая, что мы одни такие «сумасшедшие» на рынке, нам достаточно и просто упоминания «краш-тесты мобильных». Кто захочет – и так найдет нас. ;-) Или вспомнит тот сюжет по телеку, случайно зайдя на наш сайт.
И второе – это имидж. За какие-то 2-3 месяца нас уже два раза показали по ТВ – это же о чем-то говорит. Информацию об этом, можно вставлять в коммерческое предложение, можно добавить ссылочки, ведущие на страницы с видео, на сайте, можно упоминать это при переговорах с потенциальными спонсорами и рекламодателями…
В: Не поделишься конкретными цифрами? После выхода передачи в эфир был сильный скачок посещаемости? И на сколько увеличилась посещаемость в целом?
А: Был, но незначительный.
Во-первых, наш логотип и название нашей лаборатории появлялись мельком, явной рекламы не было.
Во-вторых, тут же не просто переход с другого сайта, который можно отследить по статистике.
Да и цель не в этом заключалась. Цель была скорее имиджевая — вот, мол, по телеку показали, разместим теперь видеоролик на странице с конкурсом. И второе — узнали, что есть краш-тесты мобильных устройств (да и в виде отдельного проекта) и есть вот такие безумные конкурсы.
В: Выход передачи на каком канале оказался более эффективным в плане трафика?
А: Сложно сказать. Тем более, что, как я уже сказал выше, трафик не был главной целью. За трафиком нужно идти на Хабр. ;-) Кстати, о Хабре — вот здесь есть наша небольшая заметка — «Месячный И-стартап на федеральном ТВ. Минирезюме». Правда она была написано до наших съемок на Россия-2. ;-)
В: А в плане предложений от рекламодателей или спонсоров?
Безусловно упоминание того, что нас показывали дважды по федеральным каналам уже после пары месяцев с официального старта, дало (и, я думаю, даст в будущем) хорошее подспорье — это еще один из поводов обратить на себя внимание. Сюжет по «Россия-2» помог нам улучшить трастовость конкурса. Это должно помочь нам найти спонсоров для конкурса «Мой Технокраш».
В: На каких условиях осуществлялись поездка в Москву? Вам оплачивали проезд и размещение или все за свой счет?
А: Мы получаем рекламу, телевидение получает материал для программ. Win-win. Все довольны.
В: У тебя за спиной уже 2 телеэфира. Расскажи, какие тонкости нужно учитывать при работе с телеканалами?
А: Ну, в первый раз я жутко волновался. Во второй раз волновался, но уже не так сильно. А волноваться особо и не за чем – там обычные ребята, снимающие обычную программу. В общем, все обычно и там такие же обычнее люди, как и мы. ;-) Так что – не волнуйтесь!
Второе – это лучше сразу попросить письмо-приглашение на фирменном бланке. Ну, чтобы было.
Третье – попытайтесь разложить все по полочкам. Да, возможно, это и не принесет результатов, как получилось в нашем случае, но попытаться стоит. Сразу оговорите все – что за тема, каков примерный сценарий, как будут проходить съемки и т.д. Чтобы иметь более-менее детальное представление того, что ты там будешь делать.
Я попытался сделать это в одном из случаев. Да, мы договаривались, что будет несколько раз видно наш логотип (опять же — не явно, на экране монитора, например), будет несколько раз упоминаться название лаборатории. Помимо этого, мы договорились с одним из производителей, что тоже сможем упомянуть их бренд. После некоторых переговоров с продюсером ТВ было достигнуто определенное устное соглашение. Которое, к сожалению, выполнено не было.
Но, в принципе, это было тоже вполне ожидаемо – их за рекламу (пусть и скрытую, о которой мы договаривались и которую я тщательно продумал до съемок) могут уволить. Сами понимаете по каким причинам.
Но несмотря на то, что все цели достигнуты не были, я, как и мой партнер, остались довольны. Вы знаете много конкурсов, проходящих в Интернете, которые показывали по ТВ? ;-)
В: То есть лучше все же согласовывать условия в письменном виде, чтобы гарантировать выполнение договоренностей?
А: Не думаю, что они захотят согласовывать условия в письменном виде. Но попробовать можно.
В: Если вам в следующий раз предложат поучаствовать в какой-нибудь телепередаче, поедете?
А: Теперь только если позовет «Первый». ;-)
А если серьезно – почему нет? Ехать все же нужно не за 10 тыс. километров. Утром встал, сел в такси, доехал до аэропорта, долетел, завтрак, съемки, обед с потенциальным партнером, прогулка, пиво в аэропорту, самолет, такси, дом. Вот так прошла моя прошлая суббота. Очень продуктивно не только в плане съемок. Успели мило пообщаться с заместителем директора компании, которая потенциально может стать одним из наших рекламодателей.
В: Расскажите о процессе съемок. Как он выглядит из-за спины оператора? Телезрители в итоге увидели лишь двухминутный отрывок, и многие из них даже не догадываются какой колоссальный труд десятков профессионалов вложен в создание этого сюжета.
А: Например, в случае с СТС съемки заняли где-то около трех часов. А в итоге в эфир вышло чуть больше двух минут. ;-)
Не уверен, что десятки людей принимали участие. Режиссер (или продюсер с корреспондентом), оператор, участники (нас было двое – я и наш тестировщик), ну и видимо видеомонтажер. Кто еще? Для них это рутина – ничего сложного. Как для тебя анкоры подобрать.
Поэтому, не думаю, что там какой-то колоссальный труд. Все-таки это не фильм с бюджетом в сотни миллионов долларов, где действительно принимает непосредственное участие десятки, а то и сотни человек (если не считать массовку). Но и для них, для режиссеров с богатым опытом, это тоже рутина. Да и какая разница, колоссальный это труд или нет, если получаешь от процесса удовольствие?
В: Позволю себе тупой вопрос. Курьезных случаев не было? Может быть не узнал какую-нибудь знаменитость или наоборот с кем-нибудь познакомился?:)
А: Ну, с Тиной Канделаки, которая регулярно бывает по будням в том здании, где снимали наш сюжет для Информании, мы так и не встретились, так как съемки проходили на выходных. А наш корреспондент с Вести.ru брала интервью у самого(!) Киркорова! ;-)
На самом деле, познакомиться довольно сложно – все проходит быстро – 2-3 часа. Вероятность встретить в туалете Баскова – крайне мала. ;-)
Если нужны знакомства со знаменитостями, тогда это, думаю, нужно на светские вечера ездить. Но у нас такой цели не было.
А что касается курьезов… Не то что бы курьез, скорее — приятная неожиданность – в сюжете о нашем конкурсе показали не только нас, но и одного из наших конкурсантов, которого мы даже никогда и не видели.
Подводя итог работы с телевизионщиками, хотелось бы сказать им спасибо – помимо рекламы эти поездки на телевидение дали нам идею по созданию собственной программы, которая пока планируется на Youtube, но так и не далеко до ТВ (хотя грань между ТВ и Интернетом все равно скоро станет мало заметна).
В: Остается лишь пожелать тебе и твой команде творческих успехов! Надеюсь, следующий раз буду брать у тебя интервью, уже когда о вас не будет знать только ленивый.
А: Спасибо! Было бы неплохо)
В: Так как на носу Новый Год, пожелай читателям моего блога чего-нибудь хорошего. Ну или плохого:) Здоровье, счастье и любовь у них уже есть, я точно знаю. Так что обойдемся без этого.
А: Пожелание здоровья, счастья и любви — туфта голимая. Бесполезно это желать. Я проверял — не помогает. Лучше совет. Так как на носу Новый год, то посоветую ставить цели и добиваться их. Тем более, что начало года (или конец текущего — кому как удобно) — отличный повод сесть вечерком за пустой письменный стол (да, пустой — это очень важно), включить настольную лампу, взять лист бумаги и ручку (мне нравятся гелевые) и составить список своих целей и планов по их достижению (если не начали еще этого делать). У меня есть цели на год, на три, на пять и на десять лет. Каждый год я пересматриваю этот листочек, который уже несколько лет хранится моей папке.
Есть и другое мнение — все эти планы тоже туфта. И живите так, как вам нравится — не напрягайте себя всякими планами, и жизнь сама понесет вас в соответствии с вашими желаниями, сидящими глубоко (или не глубоко) у вас в голове.
В общем, как жить — решать вам. Тем более, что какой бы вы путь не выбрали, он будет таким, каким должен быть.
С наступающим!
В: Ценные пожелания. Спасибо. Надеюсь, читатели не пропустят их мимо ушей, ведь так (да, да, я смотрю на тебя, читающего это статью)? Саш, тебя тоже с Новым Годом. Пожелаю одного: чтобы галочки, напротив выполненных целей на твоем листочке, появлялись как можно быстрее и их было как можно больше.
А: Спасибо за пожелания! С наступающим Новым годом, Вадим! С наступающим, дорогие читатели!
С Новым Годом, друзья!