О новых партиях и российской элите
2012-08-21 14:38:41 (читать в оригинале)
Рассматривая вереницу нарождающихся новых партий, хочу отметить, что ни за одну из них не отдал бы своего голоса на выборах, будь они завтра, по ряду причин.
Первое. Все новые партии (как и старые), исходят из старой парадигмы развития. Иными словами, они призывают избирателя улучшить и облагородить ту модель, которая у нас развивалась последние 10 лет, что бы они там не говорили о борьбе с коррупцией и «режимом». Беда только состоит в том, что эту модель сохранить не удастся, она разрушается у нас на глазах.
Второе. Суть этой модели состоит в том, что Россия встраивается в мировое разделение труда как сырьевой придаток (с небольшими вариациями для разных партий), причем полученные сырьевые доходы делятся внутри страны по некоторым пропорциям. Чем «левее» партия, тем больше она, на словах, во всяком случае, готова отдать народу.
Третье. Все партии «не видят» этого кризиса, они готовы критиковать «режим», но не готовы критиковать «систему». И все их экономические соображения (если они, конечно, были озвучены), не предполагают системного и принципиального изменения в экономике страны и мира, и, тем более, описания места нашей страны в этом мире. И если для партий оппозиционных это не самая сильная беда, то для «Единой России» это большая проблема. Поскольку общество видит, что грядут серьезные изменения (это даже не скрывают уже сами новоявленные партийные лидеры, хотя, быть может, не очень в это верят), то хотелось бы увидеть от тех, кто претендует на самый важные законодательные посты в стране, пусть даже формальный, но хоть какой-то образ будущего. А его нет.
И, наконец, четвертое. Поскольку такой картины будущего нет ни у одной партии, в том числе и у тех, которые в выборах не участвуют, то они, в общем, не смогут воспользоваться ситуацией. Да, оппозиционные партии могут улучшить свои результаты относительно предыдущих выборов, но и только. А сегодня требуется именно прорыв, ясная, четкая и, главная, убедительная картина некоторого нового будущего. Нового – не обязательно хорошего, жизненный уровень неминуемо будет падать, так что особо хорошего ждать не приходится, но хоть как-то нужно описать картину мира. А такой картины, повторяюсь, пока нет.
Почему и нужно остановиться на современном состоянии российской элиты. В период первого и второго путинского срока (раз, Путин, два, Путин - прим. авт.) она сформировалась окончательно и обзавелась набором либеральных мантр, что демократия – это хорошо, что с коммунизмом надо бороться, денег печатать нельзя, а то инфляция будет и т. д. Но, повторюсь, та мировая экономическая система, в рамках которой существует сегодняшняя Россия, подыхает. И в этом смысле нужно принимать радикальные решения. То есть, на самом деле, нужно менять экономическую модель. Они не могут.
Они живут в крайне узком смысловом секторе, шаг влево, шаг вправо – это побег, охрана стреляет без предупреждения. А они не понимают, что можно сделать. В результате элиты принимают подчас нелепые решения. В то время как выход из современного кризиса будет в резком уменьшении жизненного уровня населения. И в сегодняшней ситуации, особенно с исчезновением среднего класса, на который уже денег нет, это социально-политическая катастрофа. Современная политическая элита в этой системе существовать не сможет. Значит, они должны уходить.
В этой ситуации что делают нормальные политические элиты? Они начинают сами строить, выращивать альтернативные партии. И, соответственно, постепенно передавать им власть, что пускай не себе, чужим, как бы, но своим же. Вместо этого ничего этого не происходит, новые «умные» партии и близко не претендуют на передачу власти. Потому что те люди, которые сегодня стоят у власти, они категорически не хотят уходить. И что мы получаем в результате? В результате к власти начинают рваться маргиналы.
Люди, теоретически, готовы жить и в рамках изображенной выше модели, однако она требует как минимум некоторого минимального уровня ресурсов и хоть какого-то механизма обратной связи элиты с обществом. Но главная проблема состоит в экономическом кризисе, который серьезно ударил по стране и ударит еще сильнее. Причем этот удар нанесен как по отношениям элиты и общества (нет денег для поддержания жизненного уровня населения), так и по отношениям внутри элиты, поскольку, «пряников сладких опять не хватает на всех». А элита по своей структуре не готова снижать масштаб присвоения общенациональных доходов. И, нравится это кому-то или нет, это неминуемо приведет к очень существенному ее сокращению. Причем формально это будет делаться за счет чисто внутриэлитных разборок, но растущее давление общества значительно ускорит и оживит этот процесс.