Сегодня 9 мая, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
--АлёнкА--
--АлёнкА--
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/alezara/
Добавлен:
 

Как раньше строили дома на Руси?

2011-05-30 16:38:41 (читать в оригинале)



Как раньше строили дома на Руси?




alt




Инструменты.



Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.



 



Основа. Скрепление.



 



 


Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб«. Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом«. Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание – «ряж«, который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.


 





 


По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.


Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло«, при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости – «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.


Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.


В плане срубы делали в виде четырехугольника /»четверик«/, либо в виде восьмиугольника /»восьмерик«/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.


Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», – говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом – поветью. Обычно сруб ставился на «подклете»- нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз -«повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.


 



 



 


Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.


И дом, и храм строили одинаково – и то, и другое – дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была «клетская». Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне – два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.


Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.



 



alt



 



Кровля.


Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую – «самцовую».


 



 



 


Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди – «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.


Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно – «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок – «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» – то, что охватывает.


Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.


Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.


Покрывали крышу обычно в два слоя – «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» – половина).


Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками – «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской – «полотенцем».


Кровля – самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», – говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».


 



«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был«клетский» верх – простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был«кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» – двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» – две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые – все это названо по завершению храма, по его верху.


 



 


 



Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь «деревянна сверху», то это означало, что она шатровая.


Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке.




 

Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная «раскольничья» архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма «четверик-восьмерик-шатер». Встречаются и восьмерики «от пошвы» (от земли) без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа.




 





alt



_________________________



Материал с сайта Зелёный дом





Ориентация дома по сторонам света

2011-05-30 16:36:17 (читать в оригинале)


Ориентация дома по сторонам света   <-- Дом, интерьер дома, планировка дома, дизайн дома

«Дом светел – судьба светла,



В темном доме не ищи добра».



С далеких времен, когда человек жил в единстве с природой, сохранились наставления как построить дом, чтобы обрести в нем уют и душевный покой.



Ориентация дома по сторонам света


Для древних славян строительство дома было исполнено глубочайшего смысла, ведь при этом человек уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору строительных материалов, времени начала работ и места постройки.



 


Наши предки считали очень важным правильно расположить своё жилище относительно полюсов Земли. Древние зодчие почитали законы природы и строили, подчиняясь им.



Недаром русские деревни всегда расположены в живописных местах. Идеальным для строительства считался пологий холм на берегу реки или озера. Естественный источник воды, считали наши предки, приносит жизненную энергию в дом.











«Стань лицом на Север. Оглянись через правое плечо – это вид с твоего крыльца. Вытяни правую руку – там кровать твоя будет стоять. Оглянись через левое плечо – из кухонного окна обзор откроется. По левую руку от тебя кладовая обустроится и за стеной скотина домашняя жить должна». В простых строках коротко переданы советы древних мастеров.







 




Русский крестьянин ставил избу так, чтобы лучи солнца, попадая в окна, давали как можно больше тепла и света, а из окон открывался широкий вид на окружающую природу. Свободные потоки воздуха омывают энергетическими струями расположенный на возвышенности дом, принося добро и забирая негативную энергию.



 


Проснувшись ранним утром, с первыми лучами солнца человек получает энергию и тепло, заряжается на весь день. По древним строительным канонам крыльцо должно выходить на юго-восток. А вот западная стена дома была «глухая», без дверей и окон. По старинным поверьям именно западный ветер несет нежданные перемены в жизнь человека и «сдувает» нажитое. Как правило, с этой стороны находились хозяйственные постройки и держали домашний скот.







Ориентация дома по сторонам света




По советам древних славянских мастеров детские и спальные комнаты в доме лучше ориентировать на восток или юго-восток, навстречу восходящему солнцу. Кухню - на север или северо-запад. Удобно, если из кухонного окна виден двор, чтобы, не отвлекаясь от домашних дел, наблюдать за играющими детьми.







 




Сам же дом лучше расположить в северо-западном секторе двора. Это даст возможность красиво оформить центральный вход с крыльцом и верандой, защититься от любопытных взглядов соседей стеной без окон.







Ориентация дома по сторонам света




Огромное значение придавалось розе ветров на месте строительства. Большие фруктовые сады во дворах имели не только продовольственное значение, а и несли функцию защиты. «Всё, что останавливает ветер, останавливает энергию». Ветра обожествляли. Именно с ними связаны древнеславянские поверья о богатстве и благополучии или, наоборот, о нищете, преследующей жильцов неправильно простроенного дома. С южной и восточной стороны на окнах дома могло не быть ставен. А вот с севера или запада – ставни, украшенные затейливой резьбой, защищали не только от холода, но и от невзгод.







 




Важен хороший подход и подъезд к дому. Дорога должна быть прямая и не петлять – тогда жизнь в доме будет спокойная, размеренная, без неприятных поворотов.







 




Ни в коем случае нельзя строить жилье на месте старой дороги. Пространство бывшего оживленного маршрута пронизано продувающими потоками и в доме энергия жизни не будет накапливаться, а уйдет сквозь него по старому пути.







 




Обязательно чистый, ухоженный двор. Загромождая пространство вокруг себя, человек приносит хаос в свою жизнь.







 




Соблюдение таких простых правил, проверенных веками, подарит жильцам нового дома мир и уют.




Славянское зодчество. Красный, синий и белый цвета, что обозначают в культуре ?

2011-05-30 15:36:18 (читать в оригинале)



Славянское зодчество. Красный, синий и белый цвета, что обозначают в культуре ?





 



славянская изба



Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни

выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие, в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.

В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.



Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.





славянская изба



Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.



В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.



Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое.



В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай – «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» – всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» – постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.



«Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.



«Палаты белокаменные» – чистое, светлое, надежное жилое место.



славянская изба



Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета синий воздействует “сдерживающе” и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.



Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, – это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии – это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» – там водится чудо – юдо рыба кит.



Остров Буян. И этот эпитет обозначает задумчивую, мудрую бесконечность.



Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.



славянская изба



Красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти.



Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно – белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» – красивая.




Не хотите болеть — перестаньте себя жалеть!

2011-05-30 15:22:38 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщениеНе хотите болеть — перестаньте себя жалеть!




Оказывается, чувство жалости к себе может не только вогнать в депрессию, но стать причиной снижения иммунитета и даже частых простудных инфекций.



Жалость к себе… вызывает зависимость.



Каждому из нас, понятное дело, есть за что себя пожалеть. Безусловно, надо себя уважать, ценить как личность и по возможности беречь от сильных потрясений.



Но жалость к себе — чувство бездеятельное и депрессивное. Оно затягивает, как болотная трясина. Стоит только начать, как опускаются руки, наворачиваются слёзы, и вот уже нет в мире человека несчастнее вас. Как говорится, коготок увяз…    



Профессор психиатрии Михаил Виноградов:

— Жалость к себе — чувство привязчивое и весьма негативное. Человек быстро становится от него зависимым — как от всех дурных привычек. К тому же зацикленность на себе всегда делает нас чёрствыми по отношению к другим. С точки зрения психологии, жалость сглаживает остроту стресса, но не борется с ним, а загоняет глубоко внутрь. Напряжение накапливается, и в результате возникает «плохой стресс» (дистресс), снимать который придётся уже с помощью специалиста.



Это тупиковый путь, который реально может привести лишь к астенической депрессии и напрочь выбить из жизненной колеи. Встречать проблемы с жалостью к себе любимому — это значит заранее позволить им одержать над собой верх.



Напротив, в момент стресса нужно сгруппироваться, призвать на помощь все силы духа, вспомнить, какие победы — пусть маленькие — в этой жизни вам приходилось одерживать.



КСТАТИ

Вы простужены? Пора в отпуск!




Защитные силы нашего организма очень чутко реагируют на стрессы. Известно, что при депрессии, например, общий иммунитет может снизиться аж на 70%. При запущенных неврозах у человека начинается самый настоящий авитаминоз — резко падает содержание витаминов С, всей группы В, фолиевой кислоты (Вс). И при этом все полезные вещества хуже усваиваются. Отсюда и бледный вид.



Постоянные простуды нередко сигналят о том, что ваши нервные силы на пределе. Эта же напасть подстерегает тех, кто стремится слишком много успеть, не давая мозгу передышки.



Иногда организм как бы сам просится на постельный режим, чтобы… попросту передохнуть. Проще говоря, укладывая вас в постель с ОРЗ, организм таким образом как бы защищается от нервного срыва, который вот-вот разразится от перенапряжения.



Паника — лучшая подружка инфекций.



Осень, пожалуй, самое тяжёлое время для типа тревожно-мнительных людей. Отличается этот тип склонностью делать из любой мухи слона. Простуды, грипп, ангина — самые банальные сезонные заболевания вызывают у этих людей панику. Простые симптомы раздуваются до чуть ли не смертельных: уж если чих, то вдруг это тяжёлый грипп, кашель — а уж не туберкулез ли, температура под 38 — наверное, это пневмония…



Это нерешительные люди, живущие в сослагательном наклонении, испытывающие постоянную беспричинную тревогу за всех и вся и за своё здоровье в том числе. И в силу своего самовнушения тревожно-мнительные люди действительно переносят даже простудные инфекции тяжелее, выздоравливают на несколько дней дольше. Но помех в лечении обычно не создают (разве что бесконечными жалобами). В силу своего ограничительного поведения врачей слушаются и строго выполняют все назначения.



Людям с такими особенностями личности во время болезни неплохо дополнить лечение вспомогательной терапией, нормализующей вегетатику: на ночь — успокаивающие средства (пустырник с валерианой по 25 капель, либо 30 капель новопассита, либо полстакана отвара зверобоя), а утром — стимулирующие иммунитет и нервную систему средства (например, отвар шиповника, настойка женьшеня, китайский лимонник плюс зелёный чай в таблетках).



ФАКТ



Учёные доказали, что течение многих заболеваний лишь на 15% зависит от врачей и на 85% — от нашего отношения к проблемам со здоровьем и психологического настроя.



Страдают сосуды и иммунная система



Жалость к себе формирует у человека астенический тип реакций на любые внешние воздействия. При астенической реакции на стресс увеличивается выброс гормона ацетилхолина (его вырабатывают надпочечники). Его ещё называют «гормоном слабости». Большое количество этого гормона плохо влияет на сосудистый центр. В результате тонус сосудов ослабевает, как при гипотонии, и падает давление.



Начинает шалить вегетативная нервная система, и возникают классические «панические атаки»:




  • вялость в руках и ногах,


  • холодный пот,


  • сердце бьётся, как птичка в клетке,


  • работоспособность на нуле,


  • начинают мучить беспричинные страхи и вообще жить не хочется.



Так что жалостью к себе мы можем прилично расшатать психику и навредить общему здоровью. Склонность к астеническим реакциям нередко становится мощным толчком к развитию самых разных болезней.



Итак, чрезмерное сострадание к собственной персоне может спровоцировать:




  • болезни пищеварительной системы (в основном гастриты и язвы желудка);


  • астено-апатические депрессии;


  • гипотонию; вегетососудистую дистонию;


  • снижение иммунитета и слабую сопротивляемость инфекциям.



А особенно вредно жалеть себя во время болезни, даже если вы подхватили грипп, у вас температура и всё болит. Процесс выздоровления, будьте уверены, только затянется.



Елена Ионова, kp.ru



http://www.newfresh.name/publ/psi/ne_khotite_bolet_perestante_sebja_zhalet/5-1-0-327



Богиня Жива

2011-05-30 00:13:38 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщениеСлавянская мифология. Богиня Жива.



















Нонна Кукель



ПОЧЕМУ СЛАВЯНКИ САМЫЕ КРАСИВЫЕ



Когда Род сотворил первых славян, он поручил богине Живе раздуть огонь жизни и вложить живые искорки в грудь каждого человека. Жива собралась взяться за это, однако ей не понравились лица, которыми Род наделил людей. И она быстренько переменила их, сделав женщину похожей на себя, а мужчину - на Дажьбога. С тех пор славяне все были необыкновенно красивы, но неотличимо похожи друг на друга. Жива дала им имена: Муж и Жена.



После Всемирного потопа, когда люди вновь расплодились, Жива больше не меняла их лица по образу своему и подобию, однако славянские женщины по-прежнему самые красивые из всех, а имена Мужа и Жены навечно сохранились в памяти людей.





Борис ОЛЬШАНСКИЙ Пора летнего цветения.



ОТКУДА НА ЗЕМЛЕ ЛЕСА



Говорят, что когда Дый сотворил землю, он забыл насадить на ней деревья. И вот однажды богиня Жива спустилась с небес поглядеть на новую планету.



Она так устала, бродя по горам и долинам под палящим солнцем, что присела отдохнуть - и задремала. И в эту минуту увидал ее великан Болот.



Он немедленно воспылал к прекрасной богине нечистой страстью и схватил ее в свои объятия. Кое-как Живе удалось вырваться, и она бросилась бежать. Однако до моста-радуги, по которому можно подняться в небо, было еще далеко.



А Болот уже близко...



От быстрого бега коса Живы расплелась, из нее выпали гребень и лента. И в то же мгновение на пути Болота вырос лес, через который протекала река. Болот влетел в нее с разбегу и чуть не утонул.



А при взгляде на деревья, которых великан в жизни не видывал и даже не знал, что это такое, Болот окончательно испугался и бросился наутек с такой же быстротой, с какой только что преследовал Живу.



Богиня спокойно взошла по радуге на небеса, однако не стала забирать ни ленту, ни гребень. С тех пор на земле появились леса и рощи, а те из них, через которые протекали реки, считались священными и посвящались Живе.





Drazenka Kimpel





Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Некоторые полагали ее матерью Перуна, Бодана и Пекленца (покровителя адского пламени).

Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.

Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.







Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти.

И доныне, заслышав кукушку, к ней обращаются с вопросом, долго ли жить осталось, принимая ее ответ за пророчество свыше.

Еще в христианские времена сохранялся народный обряд чествования кукушки: девушки крестили ее, кумились между собой и завивали венки на березе.

Обряд этот был всегда связан с полным пробуждением сил природы от зимнего сна, как бы с завершением весны.

Чествуя кукушку, славяне чествовали и принявшую ее облик богиню Живу. Западные славяне полагали, что ее святилище находится в полабском городе Ратиборе, где стоял золото-серебряный идол.

В одной руке Жива держит яблоко, в другой - кисть винограда. В первые дни мая к ее храму собирался народ, прося богиню о долгой жизни и благополучном здравии.

К Живе обращались чаще всего те, кому Род указал («на роду написано») слишком краткий срок жизни. Если ее хорошенько попросить, она может даже нарушить предписания Рода и продлить человеку жизнь.

Живе посвящались целые рощи, где устраивали празднества в ее честь, потому что именно она почиталась как создательница лесов.

Еще одно имя Живы - Красопаня. Именно так называлась в старину прекрасная звезда Венера.

У Живы есть помощница - Сейвина. Весной именно она направляет руку пахаря и сеятеля, чтобы ровно ложилась борозда, не сыпалось зерно мимо. Затем она поит землю живительной влагой.





Жива Кукушка.Ольга Нагорная

Богиня Жива



Все арийские народы видели в круговороте времен года модель жизни.

От беззаботной весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию и смерти — такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство.

Но многое можно попытаться предугадать, как бы заглянув в будущее.

Например, задать вопрос: «Сколько мне осталось жить?» — и сосчитать, сколько раз прокукует кукушка. Эта птица у древних индусов провозглашала решения бога Индры, кому сколько жить, у германцев — служила громовержцу Тору, у греков в нее превращался сам Зевс.





Жива. Гравюра из книги Вестфалена, 1740 год.





О верованиях славян рассказано в польской хронике:

«Божеству Живе было устроено капище на горе, названной по ее имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочисленный народ к той, которую считал источником жизни, долговременного и благополучного здравствования.

Особенно приносили ей жертвы те, которые слышали первое пение кукушки, предсказывавшей им столько лет жизни, сколько раз повторится ее голос.

Думали, что высочайший владыка Вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни...»

Известно, сколько значимых слов связано с древними богами — Родом и Ладой, но тем более это относится к самой Жизни (еще ее именовали Живой) — славянской богине поздней весны и лета.







Богиня Жива была животворящей, то есть воскрешающей не только умершую на зиму природу, но и чувства людей.

Слово «жизнь» раньше звучало как «живот» и означало:

1) тело; 2) существование; 3) имущество.

От него произошли названия: основной еды славян — жита, пшеницы; дома — жилья; богатой жизни — житухи; скота — животины, живности, целебных, заживляющих, лекарств и многого другого.

Наоборот, слова с отрицательной приставкой к слову жизнь имели зловещий характер. Например, нежить — смертельная болезнь и духи смерти.

Забегая наперед, скажем, что Живе — Жизни противостояла Мара —Смерть, которая накрепко была связана с противоположными лету понятиями: зимой, холодом, тьмой и злом.

Конечно, жизнь быстротечна, но насколько, могла подсказать только вещая птица богини Живы — кукушка. Она же предвещала начало лета и сопутствующих ему гроз.





Борис Ольшанский.Весна языческая



По ее голосу гадали о том, насколько удачным будет замужество, удастся ли собрать хороший урожай. И ни у кого не возникало вопроса, откуда она может знать будущее. Верили, что птицы по весне прилетают из Ирия — небесного рая, где они пережили холода, а тем, кто обитает рядом с богами, ведомы секреты будущей жизни.

Древние римляне с уважением рассказывали о своих учителях и предшественниках — этрусках. Жрецы этого народа умели по различным явлениям природы предугадывать будущее. А поскольку этруски — этнически близкий слвянам народ, то можно предположить, что их волхвы гадали о грядущем и по голосу кукушки. Как и славяне.



***



Славянская мифология



Боги

Бог Сварог

Бог Перун

Белбог

Чернобог.

Карачун.

Лель

Бог Род.

Даждьбог

Ярило

Велес

Световид

Коляда

Авсень

Бог Крышень

Стрибог

Радегаст

Бог Семаргл

Бог Триглав

Великий Хорс

Бог-кентавр Китоврас.

Бог Святобор



Богини

Богиня Лада

Перуница

Берегиня

Макошь

Богиня Морена

Богиня Девана

Доля и Недоля



Нечисть

Банник

Аспид.





Русские сказания

Перунов цвет

Алатырь-камень

Велесова книга .

Славянская сага.

Легкокрылая ладья

Мать Сыра Земля.

Арысь-поле .

Алконост

Боян ( Баян )







Серия сообщений "ВЕДА":
Часть 1 - Славяно-Ведическая Астрология
Часть 2 - Древнерусская астрология
...
Часть 56 - Проявление Славянских богов
Часть 57 - Образы Русских Волшебных Сказок и Телеса Человеческие
Часть 58 - Богиня Жива



Страницы: ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.