![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Политика. Экономика. Бизнес. Мир. Россия и Беларусь./Записи в блоге |
![]() |
Политика. Экономика. Бизнес. Мир. Россия и Беларусь.
Голосов: 1 Адрес блога: http://ecopolbiz.blogspot.com/ Добавлен: 2009-01-30 01:59:17 блограйдером andreyrum |
25 миллионов россиян выкинут на улицу
2011-07-09 15:02:00 (читать в оригинале)В ходе состоявшегося накануне видеомоста Москва–Пекин, посвященного теме бедности, участники мероприятия – российские и китайские эксперты и политологи – рассказали журналистам о бедности по-российски и бедности по-китайски.
В России два критерия бедности: квадратные метры и доходы. Совсем бедными, по сути, нищими считаются те, кто не имеет ни того ни другого либо имеет одно из двух, – это 16% населения.
Неблагополучные имеют на человека 18 квадратных метров и доход в три прожиточных минимума (около 20 тыс. рублей); таких в стране 40%.
Уровень ниже среднего класса – те, у кого жилплощадь на каждого члена семьи составляет от 18 до 30 "квадратов", а доход – семь прожиточных минимумов (40 с лишним тыс. руб.); "ниже среднего" у нас живут 37%.
Средний класс – те, кто имеет жилплощадь от 30 до 60 метров, а доход – от 7 до 11 прожиточных минимумов. И, наконец, богатые – те, у кого всего этого добра больше, чем у среднего класса.
Получается, что львиную часть населения составляют нищие, неблагополучные, и ниже среднего.
Затем участники видеомоста из студии в Пекине обрисовали китайский вариант богатства и бедности: бедными в Китае считаются 300 миллионов сельских жителей, приезжающих в город на сезонную работу. Они работают без выходных и отпусков, получая за свой труд ежемесячно 60 юаней (примерно 270 рублей), бесплатное жилье и питание.
Богатые люди, с точки зрения Коммунистической партии Китая, – те, кто зарабатывает в месяц 3,5 тыс. юаней (14 тыс. рублей). Те, кто получает 8 тыс юаней (35 тыс. руб), считаются фантастически богатыми, и для них даже планируют увеличить налоги.
Впрочем, для России еще не все потеряно, уверил собравшихся руководитель Центра социальных исследований и инноваций, член правления Института современного развития, профессор Евгений Гонтмахер. Ведь у нас разработана "Стратегия-2020", задача которой – сделать Россию привлекательной для жизни страной.
Чтобы увеличить зарплаты, надо модернизировать производство, а пока "мы даже в тот же Китай сейчас одну нефть продаем, хотя 15 лет назад машины продавали". Спасет страну переселение рабочей силы из одних регионов в другие.
Рассказал господин Гонтмахер и о том, откуда Владимир Путин собирается взять обещанные 25 млн новых рабочих мест. Здесь все оказалось вообще просто. Еще кот Матроскин говорил: "Чтобы что-нибудь купить, надо что-нибудь продать. А у нас и продавать нечего". По словам Гонтмахера, получается, что по замыслу авторов "Стратегии" "25 миллионов россиян в ближайшее время лишатся своих мест и станут безработными". Потом Путин трудоустроит их на новые места, а "задача правительства – позаботиться о них в этот транзитный период".
Последний полет "шаттла" - и Россия получит космическую монополию
2011-07-08 16:09:00 (читать в оригинале)Русские по умолчанию выиграли многолетнюю космическую гонку, пишет The Wall Street Journal. МКС, самое дорогостоящее космическое сооружение, через несколько дней будет держаться на одной ниточке, "и держать эту ниточку будет Россия - традиционный конкурент США в космосе". Срок службы американских "шаттлов" завершен, на завтра намечен последний в истории старт "космического челнока". Так кончается эпическая эра, полагает журналист Роберт Ли Хотц.
"США и другие страны доставку своих астронавтов на МКС будут возлагать на старомодные российские космические корабли. Россия получит монополию на пилотируемые полеты в космос, и трения уже обостряются. Россияне движутся к тому, чтобы увеличить почти втрое стоимость использования кораблей "Союз" для полетов на МКС, и другим странам придется раскошеливаться - другого выхода нет", - говорится в статье.
"Мы не в самом комфортном положении. Когда я говорю "в дискомфортном", это эвфемизм. Мы совершили коллективную ошибку", - говорит гендиректор Европейского космического агентства Жан-Жак Дордэн.
"Союз" - это триумф экономного подхода: для запуска используется одноразовая ракета-носитель, поясняет газета. "США, напротив, выстроили свою космическую программу вокруг сложнейшего в истории летательного аппарата - многоразового "шаттла". На разработку и эксплуатацию "шаттлов" США потратили за истекший период 209,1 млрд долларов, а бюджет всей российской космической программы в наше время - лишь 2 млрд долларов в год", - говорится в статье.
Правда, если планы NASA осуществятся, в 2016 году Россия утратит монополию. Идут разработки нескольких новых коммерческих пилотируемых кораблей. Теперь задача NASA - создание коммерческой "службы космических такси", которые будет разрабатывать, строить и эксплуатировать частный сектор. Цель - сократить расходы, одновременно ускорив темпы развития, говорится в статье.
Между тем с 2004 года, когда президент Буш объявил, что использование "шаттлов" прекратится, Роскосмос восемь раз повышал плату за доставку американских астронавтов на МКС. Согласно свежему контракту, к 2016 году одно место в "Союзе" обойдется NASA в 63 млн долларов - на 175% дороже, чем в 2005. По мнению американских экспертов, российское правительство вряд ли воспользуется монополией на космос как инструментом дипломатического нажима, но коммерческую выгоду определенно извлечет.
"Россияне не ликуют из-за кончины "шаттлов", - замечает газета. Алексей Краснов, курирующий в Роскосмосе пилотируемые полеты, в июне заметил в интервью российской прессе, что без "шаттлов" не удалось бы построить МКС. "Для нас было бы лучше, если бы "шаттлы" продолжали летать хотя бы раз в год", - сказал он.
Сейчас главное назначение МКС - эксперименты с жизнью в невесомости, в том числе медицинские, и без людей - исследователей и подопытных - во многих случаях обойтись невозможно, отмечает издание.
NASA уже приобрело 46 мест на "Союзах" в период до 2016 года и хочет приобрести еще больше. "Сотрудники NASA объясняют рост цен инфляцией и растущими издержками на строительство "Союзов", - пишет автор.
Тем временем в апреле NASA выделило 269,3 млн долларов пяти американским компаниям на разработку аппаратов для доставки людей на МКС. По словам экспертов, дальше всех продвинулась Space Exploration Technologies Corp., обещающая построить многоразовый семиместный аппарат, стоимость полета на котором одного человека составит всего 20 млн долларов.
С будущего года Space Exploration использует свой экспериментальный корабль Dragon и ракету-носитель Falcon для доставки грузов NASA на МКС. Компании уже удалось запустить на орбиту, а затем успешно посадить первый в истории частный космический корабль, но работы затягиваются из-за технических проблем.
Со своей стороны, Роскосмос предупреждает, что не позволит автоматическому кораблю Dragon летать вблизи МКС или пристыковываться к ней, пока не сочтет его достаточно безопасным. В 1997 году российская станция "Мир" сильно пострадала от столкновения с грузовым кораблем, напоминает автор.
По словам генинспектора NASA, агентство пока разработало не все критерии проверки безопасности новых пилотируемых кораблей. "С каждой отсрочкой вероятный разрыв во времени между последним полетом "шаттла" и вводом в строй американского корабля-преемника рискует увеличиться", - говорится в статье.
Генинспектор NASA даже предостерег: из-за проволочек с разработками в частном секторе Соединенные Штаты могут лишиться доступа на МКС. Между тем для приобретения мест на российских кораблях после 2016 года NASA будет вынуждено запрашивать дополнительное разрешение Конгресса США, поскольку связи с Россией в технологической сфере ограничены законом. "По иронии судьбы, США выиграли научно-техническую гонку за разработку "шаттла", но проиграли войну", - заключает автор.
Способы воровства на ВАЗе
2011-07-07 23:45:00 (читать в оригинале)На крупнейшем автозаводе страны московские оперативники расследуют свежие преступления.
Недавно федеральные газеты и телеканалы трубили на всю страну - на крупнейшем заводе, АвтоВАЗе, обнаружены хищения! Да не просто хищения: в город по приглашению завода прибыла группа следователей из МВД, ФСБ и Следственного комитета, чтобы «исключить проявления влияния криминальных структур». Наружу выплыли украденные несколько лет назад машины, тонны ворованных деталей и жалобы избитых сотрудников. Сейчас оперативники из Москвы пытаются прояснить дела минувших лет и расследовать свежие преступления. «КП» выяснила, что крадут на автогиганте и кому это выгодно.
«Я УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ТРУПОВ»
В 2009 году через основного дилера ВАЗа, компанию «Лада-Сервис», «укатилось» около 6 тысяч машин. Директор АвтоВАЗа по внешним связям Игорь Буренков описывает ситуацию так: несколько фирм забирали авто, продавали, а выручку тратили на «собственные нужды». На таких «левачках» прикарманили 1,4 миллиарда рублей.
- В 2009 году через «Ладу-Сервис» реализовывалось почти 60 тысяч машин, а сама фирма приносила убытки, - разводит руками Буренков. - Теперь эта нелепость устранена, завод стал получать прибыль.
Почему не расследовали дела в том же 2009-м - неизвестно. Вместе с кражами машин сообщили и об украденных деталях и металле. Буквально через пару дней после того, как объявили о приезде московских силовиков, глава ГУВД по Самарской области отчитался: еще в 2010 году в управление пришла информация о хищениях на 1,5 миллиона рублей, возбуждено уголовное дело по статье «кража». Подозреваемые, 5 человек, уже задержаны и дают показания. Завод в своих сообщениях прозрачно намекает - тут замешаны представители «преступных группировок». Они же за последние несколько месяцев трижды нападали на рабочих, которые отказывались им помогать. И по этим делам тоже у оперативников есть все материалы. Подробностей не раскрывают в интересах следствия.
Но похищенные машины - это все-таки «подснежники» прошлых лет, хоть и сумма внушительная. Как рассказывает юрист, знакомый с ходом следствия, в этом году с февраля по апрель с ВАЗа не дали «утечь» десятку фур с металлом. Служба безопасности передала материалы по 16 эпизодам в Следственное управление Следственного комитета по Тольятти.
- В общем набралось около десяти машин, по 20 тонн каждая. Вывозили черную сталь, она стоит около 35 тысяч рублей за тонну, - говорит юрист.
Сумма небольшая - всего 7 миллионов. По сравнению с нечистыми на руку дилерами, которые нажились аж на полтора миллиарда, вообще копейки. Но, как говорят медики, ситуация симптоматичная. Крали-то не авоськами, а фурами, почти не таясь.
Кстати, тех самых пятерых задержанных, о которых бодро рапортует областное ГУВД, отпустили буквально на следующий день под подписку, рассказывает мой собеседник. Что они успели наговорить и говорили ли вообще, неизвестно.
- Я удивлюсь, если через пару недель чей-нибудь труп не выловят в Волге. Все зависит от того, что успели сказать, - разводит руками юрист.
НЕСИ С ЗАВОДА КАЖДЫЙ ГВОЗДЬ, ТЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ!
В Тольятти никакой шумихи по поводу краж на АвтоВАЗе нет. Так сложилось исторически: завод - главный работодатель, зарплаты небольшие, и похищенные фуры воспринимают как обычное дело.
- Ни для кого это не секрет, - посмеивается приятель Саша, слесарь-вазовец с пятнадцатилетним стажем. - Это вам из Москвы кажется, что ах какая сенсация.
Сам он однажды тоже попытался вынести деталей, как выражается, «с килограммчик», для поддержания семейного бюджета. Но на проходной ношу отобрали. Обошлось без увольнения и уголовки - охранник оказался сватом-братом близких друзей и просто велел вернуть детали на место.
- В прошлом году поймали одного из начальников цеха с движками «Калины». Он их в землю прикопал, - делится рабочими байками Саша. - То ли не отстегнул кому надо, то ли просто не повезло. Вылетел, конечно, с треском.
Схем хищения сотни. Главное иметь своих людей. Расценки известны: подпись на документах от завсклада стоит 10 - 20 тысяч рублей, охране за «беспокойство» - около 15.
А «новогодние отгрузки» - вообще песня. Саша рассказывает: в ноябре - декабре начальники бегают по цехам и просят сделать сколько-нибудь деталей сверхурочно, а за это закрывают несколько часов переработки. Так перед Новым годом они шабашат на подарки родне.
- Мы в прошлом году наштамповали столько всего для «Калины», что конвейер это просто бы не «съел», ну не делает завод столько машин! - говорит приятель.
На себе уносят микросхемы, цветной или черный металл - что подороже. Был случай, когда парень нагрузил на себя столько, что сесть смог, а вот встать без помощи уже нет.
- А ты попробуй пожить месяц с семьей на 15 тысяч, - заглядывает мне в глаза Саша. У него недавно родился второй сын. - Я за эти деньги пашу как вол. Как тут отказываться от «сверхурочных»? Вот я воровать боюсь - посадят. А кто-то не боится. И живет хорошо. Досмотр готовой машины: - А что у нас тут эта гаечка делает?.. Досмотр готовой машины: - А что у нас тут эта гаечка делает?..
СТОМЕТРОВКА ЧЕРЕЗ ПРОХОДНУЮ
Для борьбы с мошенниками есть своя служба безопасности. Но разом сломать отлаженную годами систему невозможно. Вообще ВАЗ хвалить не принято, вроде бы сами виноваты, но могу сказать уверенно - работка у службы безопасности мама не горюй. Не позавидуешь.
На транспортном КПП, куда мы попали в час пик, скопилось около десятка фур. Охрана с зеркалами на длинных ручках шмыгает от одной машины к другой: залезают под капоты, простукивают баки и двери.
На заводе решили автоматизировать процесс и обзавестись рентгеновским аппаратом, как на таможне. Ни одно предприятие в России такой штуковины еще не приобрело, а ВАЗ поставит через месяц-два.
- Настроим на пластик и металл, сможем досматривать до 60 машин в час, - рассказывает замначальника службы безопасности производственных объектов Александр СЕМОЧКИН.
С рабочими, которые пытаются что-то вынести, бороться сложнее, чем с крупным «машинным» воровством. Казалось бы, почему? Как только попадаем на проходную, все становится ясно. В 15.30 там уже мнется толпа человек двести. Вроде бы и немного, но когда весь этот народ забивается в маленькое помещеньице двадцать на десять...
Турникеты щелкнули ровно без пятнадцати. Что тут началось! Люди побежали через проходную, будто сдавали стометровку. Тут же в голове мысль: хорошо, что стоим в сторонке, а то затоптали бы! Охрана вылавливает кого-то и досматривает, но в такой толпе, да еще когда несутся сломя голову, заглянуть в каждую сумку просто нереально.
Все, что было похищено непосильным трудом, хранится на отдельном складе. Каждый контейнер опечатан, на нем стоит номер уголовного дела и дата. Замечаю, что некоторые коробки пылятся с 2008 года и дольше. Вдоль стен штабелями двери, колеса, мотки кабеля... Если запустить сюда бригаду рукастых механиков, со склада можно выгнать парочку готовых авто, все детали есть.
ПРИБАВКА К ЖАЛОВАНЬЮ
Система безопасности у ВАЗа вовсе не дырявое решето, уж слишком серьезное предприятие. Напрашивается логичный вывод - если воруют, значит, кому-то это выгодно. Бог с ними, с мелкими несунами. Утащат десяток-другой деталей, сдадут на местный «железный рынок». Мелковато. А вот груженная под завязку фура - это уже другой масштаб. Тут и на складе свои нужны, и на охране, и канал сбыта - целая система. Кто-то имеет с этого неплохую прибавку к жалованью. В городе шепчут, что жалованье это - милицейское…
Бывший следователь тольяттинского УВД Дима уверен: АвтоВАЗ пытается выдавить с завода городскую милицию, тесно повязанную с криминалом.
- Смотри, - рисует он схему. - Внизу работник, который выносит. Следующее звено - те, кто собирает похищенное. Выше - оптовики, они продают. Но дальше работяги, которого поймали, милиция не смотрит. На слишком высоких людей это может вывести…
Те, кто сейчас ведет дела, рассказывать подробности отказываются. Мне передали слова одного опера - погоны и голова мне еще дороги. Но кое с кем переговорить получилось. Ни к заводу, ни к милиции этот человек отношения не имеет. Он - бизнесмен и уважаемый в городе человек. Назовем его, например, Олегом. Договариваемся о встрече, на автобусной остановке сажусь в неприметную серую иномарку с «неблатными» номерами.
- А написать-то тебе дадут? - спрашивает Олег. - Тут за такое стреляют… Ты пойми, все кражи на заводе без прикрытия местной милиции просто не делаются.
За вазовскими делами он наблюдает еще с девяностых и знает, о чем говорит. В феврале на выезде с завода задержали легковушку с запчастями. Водитель долго молчал, но потом назвал одно имя - Буйвол. Он, по словам Олега, свой в криминальном мире и имеет отношение к органам внутренних дел, причем самое непосредственное. И не местным - областным.
- Была детализация телефонных разговоров, все указывало на него. Местные хотели взять этот бизнес под себя, но им объяснили: тут уже есть свои интересы, и вам, ребята, не по чину сюда лезть, - усмехается Олег.
На относительно скромное жалованье Буйвол, говорят, умудрился приобрести себе и супруге дорогущие иномарки, отстроить приличный домишко. Дело с пойманным водителем замяли.
- В 2010-м задержали сотрудника милиции на ВАЗе, он указал на кураторов, ниточки тянулись в область, - продолжает Олег. - В этом году поймали одного с автомобильной электроникой. Просто уволили из органов, и все. Документов не найдешь - они не дураки, чтобы их оставлять.
История крышевания вазовского ворья тянется уже давно, но сейчас о причастности милиции к заводским кражам заговорили вслух. Как рассказали в Следственном комитете по Самарской области, в этом году завели уголовное дело «по факту хищений с ОАО «АвтоВАЗ» металлопродукции более чем на 1 миллион рублей, совершенных группой лиц по предварительному сговору».
- У следствия есть основания полагать, что сотрудники правоохранительных органов могли оказывать покровительство подозреваемым. Но пока никого даже не задержали, - говорят в СК.
Свалить местную мили-цейско-бандитскую верхушку пытаются с помощью оперативников из Москвы. Это очень напоминает операцию «Циклон», которую федералы провернули в Тольятти в девяностых, когда ОМОН силой вышвыривал с завода местных бандитов. Сейчас раковая опухоль криминала просто сменила кожаные куртки на кители и дорогие пиджаки, а по сути все та же и пронизывает весь город. Завод для нее - источник бесперебойного питания.
ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА В РОССИИ НЕ БУДЕТ?..
Воровство это хоть и повседневная, но «серая» сторона. Официальный завод живет другой, глобальной жизнью. И все эти уголовные дела вряд ли бы случились, не будь они нужны руководству АвтоВАЗа. Эксперты предполагают: сейчас идет«зачистка» активов перед продажей.
- В 2009 году завод спасали, - говорит аналитик инвестиционной группы «Атон» Михаил ПАК. - Сейчас перед передачей французам наводят порядок, чтобы потом скелеты не вылезали из шкафов.
- Старые схемы там остались, конечно, но на бумаге завод должен быть чист, - соглашается редактор журнала «Пятое колесо» Максим ЕГОРОВ.
На первый взгляд версия фантастическая - по сути, ВАЗ сейчас единственное в стране предприятие легкового автопрома, которое держится на плаву и продает свои машины. Но факты говорят в ее пользу.
Сейчас АвтоВАЗ поделен между тремя собственниками - госкорпорацией «Ростехнологии» (25,1%), инвестиционной компанией «Тройка Диалог» и французским концерном Renault (по 25%). Остальная четверть пакета - на руках у миноритарных акционеров. И единственный претендент на покупку тольяттинского завода - Renault. Еще в начале прошлого года премьер-министр Владимир Путин на встрече с главой французского концерна Карлосом Гоном сообщил, что «не будет против», если компания увеличит свою долю в АвтоВАЗе до 50%.
В мае Гон заявил, что Renault сделает ВАЗ своей «дочкой» и будет участвовать в делах, а в марте партнер концерна, Nissan Motor Co. Ltd., якобы вел переговоры о покупке 25% акций завода. Недавно японское издание Nikkei сообщило, что АвтоВАЗ и Renault-Nissan и вовсе готовятся к объединению.
Продажей в полном смысле это назвать нельзя, говорит Михаил Пак, государство в лице «Ростехнологий» все равно останется на заводе, - предприятие стратегическое, и сдавать все карты на руки иностранцам не будут. К Renault перейдет, скорее всего, пакет «Тройки Диалог». Получится примерно так: формально завод целиком не будет принадлежать французам, фактически же вести дела будут они. С оглядкой на политику правительства, конечно.
В этом случае отечественного автопрома как такового в России не будет, констатирует глава аналитического агентства «Автостат» Сергей ЦЕЛИКОВ. Что именно будет выпускать ВАЗ, если сольется с Renault, пока сказать сложно. Если решат, что прибыльнее собирать Logan, он и пойдет с конвейера, говорит эксперт. У французов уже есть кое-какие соображения на этот счет.
- Машины будут собирать на тех платформах, которые будут нужны на Западе. Не обязательно, что исчезнет «Калина». Можно по-прежнему называть автомобиль, но поставщиков комплектующих и оборудования поставить своих, - говорит Целиков.
Западные промышленники - это не наше государство: просто так вкладываться в предприятие не будут. Завод перейдет полностью на европейские рельсы, рассуждает Сергей Целиков: сменятся модельный ряд, ритм работы, оборудование, технологии и т. д. Если все пойдет хорошо, то такое объединение даст России более эффективный автопром. За тольяттинский Logan, может быть, даже не придется краснеть перед зарубежными коллегами!
Играет роль и простой факт - в нынешнем своем виде АвтоВАЗ стране просто не нужен. Это гигантский отдельный организм, город в городе, где на площади в 600 гектаров сейчас выпускают всего 15 моделей машин. За годы кризиса государство влило в него 75 миллиардов рублей - это почти 1% от всей расходной части нынешнего бюджета! Кормить неповоротливого, пусть и уникального, прожорливого спрута страна больше просто не может. И если бы этого не понимали, не прозвучали бы слова Путина о том, что он «не против».
Недавно федеральные газеты и телеканалы трубили на всю страну - на крупнейшем заводе, АвтоВАЗе, обнаружены хищения! Да не просто хищения: в город по приглашению завода прибыла группа следователей из МВД, ФСБ и Следственного комитета, чтобы «исключить проявления влияния криминальных структур». Наружу выплыли украденные несколько лет назад машины, тонны ворованных деталей и жалобы избитых сотрудников. Сейчас оперативники из Москвы пытаются прояснить дела минувших лет и расследовать свежие преступления. «КП» выяснила, что крадут на автогиганте и кому это выгодно.
«Я УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ТРУПОВ»
В 2009 году через основного дилера ВАЗа, компанию «Лада-Сервис», «укатилось» около 6 тысяч машин. Директор АвтоВАЗа по внешним связям Игорь Буренков описывает ситуацию так: несколько фирм забирали авто, продавали, а выручку тратили на «собственные нужды». На таких «левачках» прикарманили 1,4 миллиарда рублей.
- В 2009 году через «Ладу-Сервис» реализовывалось почти 60 тысяч машин, а сама фирма приносила убытки, - разводит руками Буренков. - Теперь эта нелепость устранена, завод стал получать прибыль.
Почему не расследовали дела в том же 2009-м - неизвестно. Вместе с кражами машин сообщили и об украденных деталях и металле. Буквально через пару дней после того, как объявили о приезде московских силовиков, глава ГУВД по Самарской области отчитался: еще в 2010 году в управление пришла информация о хищениях на 1,5 миллиона рублей, возбуждено уголовное дело по статье «кража». Подозреваемые, 5 человек, уже задержаны и дают показания. Завод в своих сообщениях прозрачно намекает - тут замешаны представители «преступных группировок». Они же за последние несколько месяцев трижды нападали на рабочих, которые отказывались им помогать. И по этим делам тоже у оперативников есть все материалы. Подробностей не раскрывают в интересах следствия.
Но похищенные машины - это все-таки «подснежники» прошлых лет, хоть и сумма внушительная. Как рассказывает юрист, знакомый с ходом следствия, в этом году с февраля по апрель с ВАЗа не дали «утечь» десятку фур с металлом. Служба безопасности передала материалы по 16 эпизодам в Следственное управление Следственного комитета по Тольятти.
- В общем набралось около десяти машин, по 20 тонн каждая. Вывозили черную сталь, она стоит около 35 тысяч рублей за тонну, - говорит юрист.
Сумма небольшая - всего 7 миллионов. По сравнению с нечистыми на руку дилерами, которые нажились аж на полтора миллиарда, вообще копейки. Но, как говорят медики, ситуация симптоматичная. Крали-то не авоськами, а фурами, почти не таясь.
Кстати, тех самых пятерых задержанных, о которых бодро рапортует областное ГУВД, отпустили буквально на следующий день под подписку, рассказывает мой собеседник. Что они успели наговорить и говорили ли вообще, неизвестно.
- Я удивлюсь, если через пару недель чей-нибудь труп не выловят в Волге. Все зависит от того, что успели сказать, - разводит руками юрист.
НЕСИ С ЗАВОДА КАЖДЫЙ ГВОЗДЬ, ТЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ!
В Тольятти никакой шумихи по поводу краж на АвтоВАЗе нет. Так сложилось исторически: завод - главный работодатель, зарплаты небольшие, и похищенные фуры воспринимают как обычное дело.
- Ни для кого это не секрет, - посмеивается приятель Саша, слесарь-вазовец с пятнадцатилетним стажем. - Это вам из Москвы кажется, что ах какая сенсация.
Сам он однажды тоже попытался вынести деталей, как выражается, «с килограммчик», для поддержания семейного бюджета. Но на проходной ношу отобрали. Обошлось без увольнения и уголовки - охранник оказался сватом-братом близких друзей и просто велел вернуть детали на место.
- В прошлом году поймали одного из начальников цеха с движками «Калины». Он их в землю прикопал, - делится рабочими байками Саша. - То ли не отстегнул кому надо, то ли просто не повезло. Вылетел, конечно, с треском.
Схем хищения сотни. Главное иметь своих людей. Расценки известны: подпись на документах от завсклада стоит 10 - 20 тысяч рублей, охране за «беспокойство» - около 15.
А «новогодние отгрузки» - вообще песня. Саша рассказывает: в ноябре - декабре начальники бегают по цехам и просят сделать сколько-нибудь деталей сверхурочно, а за это закрывают несколько часов переработки. Так перед Новым годом они шабашат на подарки родне.
- Мы в прошлом году наштамповали столько всего для «Калины», что конвейер это просто бы не «съел», ну не делает завод столько машин! - говорит приятель.
На себе уносят микросхемы, цветной или черный металл - что подороже. Был случай, когда парень нагрузил на себя столько, что сесть смог, а вот встать без помощи уже нет.
- А ты попробуй пожить месяц с семьей на 15 тысяч, - заглядывает мне в глаза Саша. У него недавно родился второй сын. - Я за эти деньги пашу как вол. Как тут отказываться от «сверхурочных»? Вот я воровать боюсь - посадят. А кто-то не боится. И живет хорошо. Досмотр готовой машины: - А что у нас тут эта гаечка делает?.. Досмотр готовой машины: - А что у нас тут эта гаечка делает?..
СТОМЕТРОВКА ЧЕРЕЗ ПРОХОДНУЮ
Для борьбы с мошенниками есть своя служба безопасности. Но разом сломать отлаженную годами систему невозможно. Вообще ВАЗ хвалить не принято, вроде бы сами виноваты, но могу сказать уверенно - работка у службы безопасности мама не горюй. Не позавидуешь.
На транспортном КПП, куда мы попали в час пик, скопилось около десятка фур. Охрана с зеркалами на длинных ручках шмыгает от одной машины к другой: залезают под капоты, простукивают баки и двери.
На заводе решили автоматизировать процесс и обзавестись рентгеновским аппаратом, как на таможне. Ни одно предприятие в России такой штуковины еще не приобрело, а ВАЗ поставит через месяц-два.
- Настроим на пластик и металл, сможем досматривать до 60 машин в час, - рассказывает замначальника службы безопасности производственных объектов Александр СЕМОЧКИН.
С рабочими, которые пытаются что-то вынести, бороться сложнее, чем с крупным «машинным» воровством. Казалось бы, почему? Как только попадаем на проходную, все становится ясно. В 15.30 там уже мнется толпа человек двести. Вроде бы и немного, но когда весь этот народ забивается в маленькое помещеньице двадцать на десять...
Турникеты щелкнули ровно без пятнадцати. Что тут началось! Люди побежали через проходную, будто сдавали стометровку. Тут же в голове мысль: хорошо, что стоим в сторонке, а то затоптали бы! Охрана вылавливает кого-то и досматривает, но в такой толпе, да еще когда несутся сломя голову, заглянуть в каждую сумку просто нереально.
Все, что было похищено непосильным трудом, хранится на отдельном складе. Каждый контейнер опечатан, на нем стоит номер уголовного дела и дата. Замечаю, что некоторые коробки пылятся с 2008 года и дольше. Вдоль стен штабелями двери, колеса, мотки кабеля... Если запустить сюда бригаду рукастых механиков, со склада можно выгнать парочку готовых авто, все детали есть.
ПРИБАВКА К ЖАЛОВАНЬЮ
Система безопасности у ВАЗа вовсе не дырявое решето, уж слишком серьезное предприятие. Напрашивается логичный вывод - если воруют, значит, кому-то это выгодно. Бог с ними, с мелкими несунами. Утащат десяток-другой деталей, сдадут на местный «железный рынок». Мелковато. А вот груженная под завязку фура - это уже другой масштаб. Тут и на складе свои нужны, и на охране, и канал сбыта - целая система. Кто-то имеет с этого неплохую прибавку к жалованью. В городе шепчут, что жалованье это - милицейское…
Бывший следователь тольяттинского УВД Дима уверен: АвтоВАЗ пытается выдавить с завода городскую милицию, тесно повязанную с криминалом.
- Смотри, - рисует он схему. - Внизу работник, который выносит. Следующее звено - те, кто собирает похищенное. Выше - оптовики, они продают. Но дальше работяги, которого поймали, милиция не смотрит. На слишком высоких людей это может вывести…
Те, кто сейчас ведет дела, рассказывать подробности отказываются. Мне передали слова одного опера - погоны и голова мне еще дороги. Но кое с кем переговорить получилось. Ни к заводу, ни к милиции этот человек отношения не имеет. Он - бизнесмен и уважаемый в городе человек. Назовем его, например, Олегом. Договариваемся о встрече, на автобусной остановке сажусь в неприметную серую иномарку с «неблатными» номерами.
- А написать-то тебе дадут? - спрашивает Олег. - Тут за такое стреляют… Ты пойми, все кражи на заводе без прикрытия местной милиции просто не делаются.
За вазовскими делами он наблюдает еще с девяностых и знает, о чем говорит. В феврале на выезде с завода задержали легковушку с запчастями. Водитель долго молчал, но потом назвал одно имя - Буйвол. Он, по словам Олега, свой в криминальном мире и имеет отношение к органам внутренних дел, причем самое непосредственное. И не местным - областным.
- Была детализация телефонных разговоров, все указывало на него. Местные хотели взять этот бизнес под себя, но им объяснили: тут уже есть свои интересы, и вам, ребята, не по чину сюда лезть, - усмехается Олег.
На относительно скромное жалованье Буйвол, говорят, умудрился приобрести себе и супруге дорогущие иномарки, отстроить приличный домишко. Дело с пойманным водителем замяли.
- В 2010-м задержали сотрудника милиции на ВАЗе, он указал на кураторов, ниточки тянулись в область, - продолжает Олег. - В этом году поймали одного с автомобильной электроникой. Просто уволили из органов, и все. Документов не найдешь - они не дураки, чтобы их оставлять.
История крышевания вазовского ворья тянется уже давно, но сейчас о причастности милиции к заводским кражам заговорили вслух. Как рассказали в Следственном комитете по Самарской области, в этом году завели уголовное дело «по факту хищений с ОАО «АвтоВАЗ» металлопродукции более чем на 1 миллион рублей, совершенных группой лиц по предварительному сговору».
- У следствия есть основания полагать, что сотрудники правоохранительных органов могли оказывать покровительство подозреваемым. Но пока никого даже не задержали, - говорят в СК.
Свалить местную мили-цейско-бандитскую верхушку пытаются с помощью оперативников из Москвы. Это очень напоминает операцию «Циклон», которую федералы провернули в Тольятти в девяностых, когда ОМОН силой вышвыривал с завода местных бандитов. Сейчас раковая опухоль криминала просто сменила кожаные куртки на кители и дорогие пиджаки, а по сути все та же и пронизывает весь город. Завод для нее - источник бесперебойного питания.
ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА В РОССИИ НЕ БУДЕТ?..
Воровство это хоть и повседневная, но «серая» сторона. Официальный завод живет другой, глобальной жизнью. И все эти уголовные дела вряд ли бы случились, не будь они нужны руководству АвтоВАЗа. Эксперты предполагают: сейчас идет«зачистка» активов перед продажей.
- В 2009 году завод спасали, - говорит аналитик инвестиционной группы «Атон» Михаил ПАК. - Сейчас перед передачей французам наводят порядок, чтобы потом скелеты не вылезали из шкафов.
- Старые схемы там остались, конечно, но на бумаге завод должен быть чист, - соглашается редактор журнала «Пятое колесо» Максим ЕГОРОВ.
На первый взгляд версия фантастическая - по сути, ВАЗ сейчас единственное в стране предприятие легкового автопрома, которое держится на плаву и продает свои машины. Но факты говорят в ее пользу.
Сейчас АвтоВАЗ поделен между тремя собственниками - госкорпорацией «Ростехнологии» (25,1%), инвестиционной компанией «Тройка Диалог» и французским концерном Renault (по 25%). Остальная четверть пакета - на руках у миноритарных акционеров. И единственный претендент на покупку тольяттинского завода - Renault. Еще в начале прошлого года премьер-министр Владимир Путин на встрече с главой французского концерна Карлосом Гоном сообщил, что «не будет против», если компания увеличит свою долю в АвтоВАЗе до 50%.
В мае Гон заявил, что Renault сделает ВАЗ своей «дочкой» и будет участвовать в делах, а в марте партнер концерна, Nissan Motor Co. Ltd., якобы вел переговоры о покупке 25% акций завода. Недавно японское издание Nikkei сообщило, что АвтоВАЗ и Renault-Nissan и вовсе готовятся к объединению.
Продажей в полном смысле это назвать нельзя, говорит Михаил Пак, государство в лице «Ростехнологий» все равно останется на заводе, - предприятие стратегическое, и сдавать все карты на руки иностранцам не будут. К Renault перейдет, скорее всего, пакет «Тройки Диалог». Получится примерно так: формально завод целиком не будет принадлежать французам, фактически же вести дела будут они. С оглядкой на политику правительства, конечно.
В этом случае отечественного автопрома как такового в России не будет, констатирует глава аналитического агентства «Автостат» Сергей ЦЕЛИКОВ. Что именно будет выпускать ВАЗ, если сольется с Renault, пока сказать сложно. Если решат, что прибыльнее собирать Logan, он и пойдет с конвейера, говорит эксперт. У французов уже есть кое-какие соображения на этот счет.
- Машины будут собирать на тех платформах, которые будут нужны на Западе. Не обязательно, что исчезнет «Калина». Можно по-прежнему называть автомобиль, но поставщиков комплектующих и оборудования поставить своих, - говорит Целиков.
Западные промышленники - это не наше государство: просто так вкладываться в предприятие не будут. Завод перейдет полностью на европейские рельсы, рассуждает Сергей Целиков: сменятся модельный ряд, ритм работы, оборудование, технологии и т. д. Если все пойдет хорошо, то такое объединение даст России более эффективный автопром. За тольяттинский Logan, может быть, даже не придется краснеть перед зарубежными коллегами!
Играет роль и простой факт - в нынешнем своем виде АвтоВАЗ стране просто не нужен. Это гигантский отдельный организм, город в городе, где на площади в 600 гектаров сейчас выпускают всего 15 моделей машин. За годы кризиса государство влило в него 75 миллиардов рублей - это почти 1% от всей расходной части нынешнего бюджета! Кормить неповоротливого, пусть и уникального, прожорливого спрута страна больше просто не может. И если бы этого не понимали, не прозвучали бы слова Путина о том, что он «не против».

ПРОГНОЗ
Что будет с тысячами людей?
Тольятти - классический моногород, почти весь бизнес завязан на продукцию завода. Сейчас на АвтоВАЗе работает примерно 70 тысяч человек, но все эти люди нужны для обслуживания устаревшего, по западным меркам, производства. И если Renault станет наводить свои порядки, как минимум четверть рабочих придется сокращать.
Директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей СМИРНОВ уверен, что увольнение рабочих дело не завтрашнего дня, но позаботиться об этом стоило бы уже сейчас.
- Можно начать программу постепенной оптимизации числа рабочих, - считает эксперт. - Люди достигают пенсионного возраста, можно, например, подумать о каких-то корпоративных пенсиях, создать условия для замещения пожилых работников молодыми и т. д. Если придется сокращать, то это нужно делать только плавно и ни в коем случае не разово.
Что делать с теми, кто не впишется в новые реалии, большой вопрос. На эффективном заводе 70 тысяч рабочих не нужно, а людей никуда не денешь. И если решения не найдется, то мы получим новое Пикалево с перекрытыми трассами, преступностью и нищетой. Опыт уже был: заводчан перевели на неполную неделю, платили две трети зарплаты, и в Тольятти порой было просто страшно.
- Выхожу днем из квартиры, - рассказывает знакомый. - А у соседей уже веселье, на площадке бычки-бутылки. Вечером то же самое. Пару раз устраивали драки. Если пойдут сокращения на заводе, город постепенно вымрет.
Нина КУЗЬМИНА
WikiLeaks - Кто будет президентом?
2011-07-06 02:25:00 (читать в оригинале)«Новая газета» после небольшого перерыва продолжает публикацию секретного досье дипломатических депеш из американских посольств, в рамках взаимного соглашения с WikiLeaks. В нашем распоряжении — сообщения, касающиеся России, из посольств по всему миру с 1989 года до 2010-го, а также — тысячи депеш из китайского и афганского досье.
Россия потеряла Украину
2011-07-06 02:18:00 (читать в оригинале)"обнаружены признаки воровства со стороны обоих премьеров", что позволяет "обвинить российского премьера в организации международной преступной группировки". И, чтобы никаких сомнений в смысле происходящего не возникало, те же издания прямо пишут, что "угроза испортить имидж премьера Путина" является "политическим аргументом в газовых переговорах с Россией".
За год президентства Виктора Януковича внешняя политика Украины не претерпела значительных перемен. Все та же многовекторность, все то же желание сбить цену на российские углеводороды и все тот же шантаж в отношениях с Москвой. Через год после заключений Харьковских соглашений, по которым Украина получила 30-процентное уменьшение цены на газ в обмен на продление срока пребывания в Севастополе ЧМФ России, украинская сторона снова требует снизить цены.
Россия в принципе готова, но в обмен на создание совместного российско-украинского газотранспортного консорциума (ГТК) и присоединение Украины к Таможенному союзу. Однако украинская сторона видит в создании ГТК угрозу поглощения "Газпромом" украинской компании "Нафтогаз" и предлагает трехстороннее сотрудничество – Россия, Украина, ЕС. Этот вариант не устраивает Россию, которая была готова на подобные варианты в начале "нулевых", но не сегодня, после всех проблем, с которыми столкнулся "Газпром" в Европе.
Не лучше обстоят дела с переговорами о присоединении Украины к Таможенному союзу (ТС). Эта тема обсуждается со времен Леонида Кучмы, но пресловутая многовекторность украинской политики не позволяет внести в нее окончательную ясность. Внятный и категорический отказ от участия в ТС ухудшит положение украинских производителей. Но Киев надеется осенью этого года подписать соглашение о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, и хотя многие эксперты предлагают посмотреть, чем обернулась свободная торговля с ЕС для стран Прибалтики и Восточной Европы, украинские политики продолжают бредить объединением с Европой.
Пока шли все эти пререкания, было завершено строительства первой очереди "Северного потока", что позволит уже в 2012 г. уменьшить газовый транзит через Украину на 25 млрд кубометров. Это значит, что уже в ближайшее время Украина может утратить статус транзитной страны и лишится возможности шантажировать Россию привычным способом. На этом фоне в Киеве заговорили о том, что отказ России от уступок по ценам на газ может привести к тому, что на территории Украины будут размещены элементы американской ПРО.
Эта тема возникла в ноябре прошлого года на Лиссабонском саммите НАТО, когда и Россия, и Украина выразили готовность сотрудничать в деле создания европейской ПРО. Но если Россия имела в виду некий совместный проект, то украинская сторона говорила о размещении элементов американской ПРО в Крыму и Закарпатье. А сегодня, когда российские надежды потерпели фиаско, в украинском экспертном сообществе вдруг решили, что водораздел между Россией и НАТО может пройти не по Западной Украине, а в районе Харькова.
При кажущейся абсурдности этих заявлений, подобная перспектива является вполне реальной. Отношения между Украиной и Россией, как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве давно вышли за рамки чисто экономического торга, и попытка украинской стороны играть на повышение, причем в чисто политическом плане, лучшее тому подтверждение. К тому же вся политика Киева в сфере военного строительства свидетельствует о том, что Украина уверенно движется в сторону вступления в НАТО.
Украинский генералитет и гражданские специалисты проходят обучение в американском военном Центре им. Дж. Маршалла на территории Германии. В рамках реформы армии и спецслужб идут масштабные сокращения и переход на стандарты НАТО. Это касается и вооружений. Западные партнеры Украины оплачивают уничтожение советских образцов военной техники и спонсируют принятие на вооружение новых образцов, соответствующих североатлантическим стандартам. На ежегодных учениях Sea Breeze отрабатывается совместное проведение операций при участии военно-морских и сухопутных сил Украины, Грузии и стран НАТО. В этом году в этих учения был задействован американский ракетный крейсер "Монтрей", снабженный системой ПРО.
Все это полностью вписывается в политику экспансии США и НАТО в Восточной и Юго-Восточной Европе, где как грибы растут американские и натовские базы. И Украина активно участвует в этом процессе. Чтобы не злить Москву и не разрушать мифологию "перезагрузки", вопрос о формальном вступлении пока не поднимается. Но фактически Украина уже проходит этап, предусмотренный соглашением о подготовке к членству. И через несколько лет, когда украинская армия полностью перейдет на стандарты НАТО, останется только подписать документы о формальном вступлении.
В пользу такого развития событий говорят и утечки о тайных переговорах между украинской элитой и руководством НАТО о выводе ЧМФ России из Севастополя и по другим темам, касающимся "обеспечения безопасности в регионе Черного моря". Другой вопрос – как эти игры отразятся на экономике Украины, ведь сворачивание производства вооружений старого образца приведет к закрытию оборонных предприятий и ударит по таким промышленным центрам, как Запорожье, Николаев, Харьков и прочие.
Рассчитывать на то, что США или страны НАТО будут компенсировать эти потери или возьмут Украину на частичное содержание, как это было с Грузией, не приходится. Здесь-то и пригодится многовекторная политика. Все, что удастся, нужно взять от России, в первую очередь, сохранить поставки дешевых углеводородов и доступ на рынок сельхозпродукции. Вторая ставка делается на Китай. И речь идет как о миллиардных инвестициях в инфраструктурные проекты, так и о сотрудничестве в сфере ВПК. Неделю назад, в ходе визита в Украину председателя КНР Ху Цзиньтао, помимо протокольных мероприятий были достигнуты договоренности в сфере вооружений.
Украина продает Китаю образцы военной техники, производящейся на украинских оборонных предприятиях, и соответствующие технологии. Киев уже поставляет двигатели для китайского учебно-тренировочного самолета L-15, украинские специалисты строят в Китае комплекс по испытанию аэродинамических характеристик моделей самолетов. Также поставляются силовые установки для корабля DN80 и ведутся переговоры о продаже этой технологии, что позволит наладить производство двигателей для военных судов на заводе в Харбине.
В перспективе - покупка Китаем противотанковых ракет и ракет R-27T/R класса "воздух - воздух" киевского завода "Артем", двигателей для танков 6TD-2, производимых в Харькове, и десантных кораблей на воздушной подушке типа "Зубр". Но самым ярким примером китайско-украинского сотрудничества является судьба авианосца "Варяг", который в конце 80-х строился на николаевской верфи при участии КБ и заводов, разбросанных по всему Союзу. В 90-е Украина продала его Китаю по цене металлолома, а сегодня украинские специалисты оснащают его оборудованием, после чего Китай планирует самостоятельно заняться строительством авианосца.
Фактически можно говорить о том, что проводя политику сближения с США и НАТО, Украина пытается заработать, сбрасывая ненужный балласт Китаю и добиваясь снижения цен на российский газ. Прошлый раунд российско-украинских переговоров на правительственном уровне прошел три недели назад и закончился ничем. Следующая встреча предстоит на этой неделе, но перспектива ее туманна. Более того, отмеченные тенденции свидетельствуют о том, что Россия уже потеряла Украину, которая не просто ведет двойную игру, но явным образом сигнализирует о своих геополитических предпочтениях.
Очередной попыткой переломить ситуацию стал неофициальный визит в Украину премьера Путина, который прилетел в Крым и встретился там с президентом Януковичем. Судя по невнятным сообщениям СМИ, на переговорах обсуждали те же темы: возможность снижения цены на российский газ, создание единой газотранспортной системы и перспективы присоединения Украины к Таможенному союзу. Никакой информации о том, что были достигнуты какие-то договоренности, нет.
Зато украинская сторона послала российскому премьеру "черную метку" в виде суда над Тимошенко, который начался как раз накануне визита Путина. Из трех уголовных дел, возбужденных против бывшего премьера, первым в суд попало дело о газовом контракте между Россией и Украиной, подписанном Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. К приезду российского премьера комиссия Верховной рады, занимающаяся расследованием нарушений при заключении газового контракта, потребовала допросить российского премьера.
Одновременно стал раскручиваться вопрос о газовых операциях РосУкрЭнерго, в которых, по утверждению украинских СМИ,
Россия в принципе готова, но в обмен на создание совместного российско-украинского газотранспортного консорциума (ГТК) и присоединение Украины к Таможенному союзу. Однако украинская сторона видит в создании ГТК угрозу поглощения "Газпромом" украинской компании "Нафтогаз" и предлагает трехстороннее сотрудничество – Россия, Украина, ЕС. Этот вариант не устраивает Россию, которая была готова на подобные варианты в начале "нулевых", но не сегодня, после всех проблем, с которыми столкнулся "Газпром" в Европе.
Не лучше обстоят дела с переговорами о присоединении Украины к Таможенному союзу (ТС). Эта тема обсуждается со времен Леонида Кучмы, но пресловутая многовекторность украинской политики не позволяет внести в нее окончательную ясность. Внятный и категорический отказ от участия в ТС ухудшит положение украинских производителей. Но Киев надеется осенью этого года подписать соглашение о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, и хотя многие эксперты предлагают посмотреть, чем обернулась свободная торговля с ЕС для стран Прибалтики и Восточной Европы, украинские политики продолжают бредить объединением с Европой.
Пока шли все эти пререкания, было завершено строительства первой очереди "Северного потока", что позволит уже в 2012 г. уменьшить газовый транзит через Украину на 25 млрд кубометров. Это значит, что уже в ближайшее время Украина может утратить статус транзитной страны и лишится возможности шантажировать Россию привычным способом. На этом фоне в Киеве заговорили о том, что отказ России от уступок по ценам на газ может привести к тому, что на территории Украины будут размещены элементы американской ПРО.
Эта тема возникла в ноябре прошлого года на Лиссабонском саммите НАТО, когда и Россия, и Украина выразили готовность сотрудничать в деле создания европейской ПРО. Но если Россия имела в виду некий совместный проект, то украинская сторона говорила о размещении элементов американской ПРО в Крыму и Закарпатье. А сегодня, когда российские надежды потерпели фиаско, в украинском экспертном сообществе вдруг решили, что водораздел между Россией и НАТО может пройти не по Западной Украине, а в районе Харькова.
При кажущейся абсурдности этих заявлений, подобная перспектива является вполне реальной. Отношения между Украиной и Россией, как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве давно вышли за рамки чисто экономического торга, и попытка украинской стороны играть на повышение, причем в чисто политическом плане, лучшее тому подтверждение. К тому же вся политика Киева в сфере военного строительства свидетельствует о том, что Украина уверенно движется в сторону вступления в НАТО.
Украинский генералитет и гражданские специалисты проходят обучение в американском военном Центре им. Дж. Маршалла на территории Германии. В рамках реформы армии и спецслужб идут масштабные сокращения и переход на стандарты НАТО. Это касается и вооружений. Западные партнеры Украины оплачивают уничтожение советских образцов военной техники и спонсируют принятие на вооружение новых образцов, соответствующих североатлантическим стандартам. На ежегодных учениях Sea Breeze отрабатывается совместное проведение операций при участии военно-морских и сухопутных сил Украины, Грузии и стран НАТО. В этом году в этих учения был задействован американский ракетный крейсер "Монтрей", снабженный системой ПРО.
Все это полностью вписывается в политику экспансии США и НАТО в Восточной и Юго-Восточной Европе, где как грибы растут американские и натовские базы. И Украина активно участвует в этом процессе. Чтобы не злить Москву и не разрушать мифологию "перезагрузки", вопрос о формальном вступлении пока не поднимается. Но фактически Украина уже проходит этап, предусмотренный соглашением о подготовке к членству. И через несколько лет, когда украинская армия полностью перейдет на стандарты НАТО, останется только подписать документы о формальном вступлении.
В пользу такого развития событий говорят и утечки о тайных переговорах между украинской элитой и руководством НАТО о выводе ЧМФ России из Севастополя и по другим темам, касающимся "обеспечения безопасности в регионе Черного моря". Другой вопрос – как эти игры отразятся на экономике Украины, ведь сворачивание производства вооружений старого образца приведет к закрытию оборонных предприятий и ударит по таким промышленным центрам, как Запорожье, Николаев, Харьков и прочие.
Рассчитывать на то, что США или страны НАТО будут компенсировать эти потери или возьмут Украину на частичное содержание, как это было с Грузией, не приходится. Здесь-то и пригодится многовекторная политика. Все, что удастся, нужно взять от России, в первую очередь, сохранить поставки дешевых углеводородов и доступ на рынок сельхозпродукции. Вторая ставка делается на Китай. И речь идет как о миллиардных инвестициях в инфраструктурные проекты, так и о сотрудничестве в сфере ВПК. Неделю назад, в ходе визита в Украину председателя КНР Ху Цзиньтао, помимо протокольных мероприятий были достигнуты договоренности в сфере вооружений.
Украина продает Китаю образцы военной техники, производящейся на украинских оборонных предприятиях, и соответствующие технологии. Киев уже поставляет двигатели для китайского учебно-тренировочного самолета L-15, украинские специалисты строят в Китае комплекс по испытанию аэродинамических характеристик моделей самолетов. Также поставляются силовые установки для корабля DN80 и ведутся переговоры о продаже этой технологии, что позволит наладить производство двигателей для военных судов на заводе в Харбине.
В перспективе - покупка Китаем противотанковых ракет и ракет R-27T/R класса "воздух - воздух" киевского завода "Артем", двигателей для танков 6TD-2, производимых в Харькове, и десантных кораблей на воздушной подушке типа "Зубр". Но самым ярким примером китайско-украинского сотрудничества является судьба авианосца "Варяг", который в конце 80-х строился на николаевской верфи при участии КБ и заводов, разбросанных по всему Союзу. В 90-е Украина продала его Китаю по цене металлолома, а сегодня украинские специалисты оснащают его оборудованием, после чего Китай планирует самостоятельно заняться строительством авианосца.
Фактически можно говорить о том, что проводя политику сближения с США и НАТО, Украина пытается заработать, сбрасывая ненужный балласт Китаю и добиваясь снижения цен на российский газ. Прошлый раунд российско-украинских переговоров на правительственном уровне прошел три недели назад и закончился ничем. Следующая встреча предстоит на этой неделе, но перспектива ее туманна. Более того, отмеченные тенденции свидетельствуют о том, что Россия уже потеряла Украину, которая не просто ведет двойную игру, но явным образом сигнализирует о своих геополитических предпочтениях.
Очередной попыткой переломить ситуацию стал неофициальный визит в Украину премьера Путина, который прилетел в Крым и встретился там с президентом Януковичем. Судя по невнятным сообщениям СМИ, на переговорах обсуждали те же темы: возможность снижения цены на российский газ, создание единой газотранспортной системы и перспективы присоединения Украины к Таможенному союзу. Никакой информации о том, что были достигнуты какие-то договоренности, нет.
Зато украинская сторона послала российскому премьеру "черную метку" в виде суда над Тимошенко, который начался как раз накануне визита Путина. Из трех уголовных дел, возбужденных против бывшего премьера, первым в суд попало дело о газовом контракте между Россией и Украиной, подписанном Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. К приезду российского премьера комиссия Верховной рады, занимающаяся расследованием нарушений при заключении газового контракта, потребовала допросить российского премьера.
Одновременно стал раскручиваться вопрос о газовых операциях РосУкрЭнерго, в которых, по утверждению украинских СМИ,



Категория «Игры»
Взлеты Топ 5
![]() | ||
+376 |
408 |
Parazit! |
+375 |
407 |
ALEXRUS |
+370 |
383 |
Remi_Etien_Le_Bo |
+368 |
381 |
Memрhis |
+365 |
382 |
_Kicker_ |
Падения Топ 5
![]() | ||
-2 |
5 |
Накукрыскин |
-6 |
133 |
Каталог сенсаций |
-6 |
312 |
W7Phone.ru |
-7 |
4 |
Tatarnikoff |
-11 |
144 |
Перший україномовний ігровий портал |

Популярные за сутки
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.