Jules Joseph Lefebvre, Truth, 1870
The Gates of Dawn. 1900. Herbert James Draper
The Meditation - Francesco Hayez
William-Adolphe Bouguereau, The Wave (1896)
Карта России для тех кто хочет отправится в дорогу. Найдите Ваш удобный маршрут!
... Платон нам дороже
. А вот сегодня ...
Сколько раз учили: правда запрещена, если она обижает людей. Поэтому Платон нам дороже истины. А вот сегодня новый поворот темы!
**
Басня (машаль) о лицемерах. Автор: раби Давид из Кшанова.
Один человек заболел психической болезнью – и объявил, что он петух. Стал рано вставать по утрам, клевать зерна во дворе, забираться на крышу и кукарекать на всю округу. Его отговаривали – он ни в какую. Даже просто есть, как человек, не соглашался.
Пригласили психиатра. Тот пришел поутру и залез к нему на крышу. Стал вместе с ним кукарекать. Тот удивился. Спрашивает:
– Разве ты тоже петух?
Тот отвечает:
– Самый настоящий.
Первый петух говорит:
– Но ты не клюешь зерен!
Второй, который со стетоскопом, отвечает:
– Слушай, дело в том, что ты, хотя и клюешь зерна, на самом деле не умеешь по-настоящему кукарекать.
– Почему это?
– Потому что ты слаб. Ничего не ешь, мало спишь. Если хочешь, чтобы у тебя был настоящий петушиный голос, вот как у меня, ешь с людьми три раза в день и спи по восемь часов.
– Но тогда я буду человеком!
– Открою тебе одну тайну. Все петухи давно едят, как люди, и спят, как люди. А от тебя скрывают, и ты один ты поешь по старинке. Так уже никто не делает. Знай, что петух тот, кто громко кукарекает, а не тот, кто клюет зерно.
Финал басни: оба они слетели с крыши и пошли за стол.
**
А теперь мой вопрос. О ком этот рассказ – о враче или пациенте? Верно, о враче. И чему нас учит басня? Верно, что иногда надо притвориться. Врач притворился
петухом больным, чтобы вылечить пациента. И сказал ему правду! Но сказал, не открыто, а через притворство. Внимание: можно притворяться? Соврать, чтобы сказать правду, можно ль?
**
Недельный раздел Ваешев. Про Йосефа, которому отец купил особую рубашку, написано (Берешит 37:4): "И увидели его братья, что их отец любит его больше, чем всех братьев, и возненавидели его; и не смогли говорить с ним мирно (говорить ему шалом)".
Раши: из того, что написано про их недостаток (про нелюбовь к брату), учим, про их праведность. А именно: они не разговаривали с ним, как некоторые люди, лицемеря – когда на устах одно, а на сердце другое.
Мудрецы добавляют (Йома 72-2): мудрец, который в словах не такой, как в сердце, – не мудрец. А некоторые пишут еще резче: более того, он мерзость в глазах Всевышнего.
Теперь давайте сами сформулируем:
Говорить надо только то, что думаем. Т.е. на сердце у человека и на устах должно быть одно и то же. Это и есть приверженность к правде. Или по-другому: нельзя быть лицемером ни в малейшей степени. Даже в быту, даже в шутку.Раби Йеуда Ахасид (в книге Сефер-Ахасидим, гл. 51) пишет: лицемерие запрещено! И любой обман – гневат-даат, своего рода кража, когда человеку дается понять одно, а на самом деле это неправда. Например, намеком, или умолчанием и пр. (Мой пример: пассажир в автобусе делает вид, что дремлет, положив рядом шляпу, а на самом деле не хочет, чтобы рядом сели.)
**
А теперь возвращаемся к самому первому вопросу. Если человек расстроиться от моего замечания, могу ли я сказать ему то, что по его поводу накопилось у меня на сердце? А там много чего накопилось. А если я притворюсь и выдам ему правду-матку по первое число? Или лучше притвориться и смолчать?
Ответ лежит где надо.
Автор текста : р. Реувен Пятигорский