На сон грядущий перечитывал S.N.U.F.F. Пелевина. В результате приснилась цивилизация, в которой ...
... .jpg" alt="Загадочные
-видения, после которых ...
... верю в вещие
. Или, лучше сказать ...
Документы Осипа ...
Краеведческий музей города N
Отдел «Наши знаменитые земляки»
Документы Осипа Вописо
(АСП. Ф. 294. Карт 11. Ед. хр. 4)ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
1. Э. Н. Горяченькая об Осипе Вописо
2. Документы Осипа Вописо
2.1 Папка общая. СЁ
2.1.1 Папка № 2/а. Старая школа
2.1.2 Папка № 5/д. Промежутки
2.1.3 Папка № 7/б. У окна
2.1.4 Папка № 9/х. За пределами
2.1.5 Приложение
3. С. Селиверстов. Кто такой Осип Вописо, и что мы про него знаем
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Документы Осипа Вописо поступили в музей от краеведа Эльвиры Николаевны Горяченькой –
прим. отдела.
1. Э. Н. Горяченькая об Осипе Вописо«Я познакомилась с Осипом Вописо в 1992 году. Тогда я работала на механическом заводе в отделе главного конструктора в патентном бюро. Была членом местного общества книголюбов, где занималась сбором заявок на книги, распространяемые по планам издательств. Осип Вописо тоже работал на нашем заводе, но в каком подразделении, сказать не могу. Он приходил ко мне регулярно в начале каждого месяца и делал заказы на интересующие его книги. К счастью у меня сохранился список книг его последнего заказа:
Ренан О. «Жизнь Иисуса» (Библиотека атеистической литературы)
«Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев»
Барская Н. А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи»
Гроздова Н. Б. «Занимательная дендрология»
Мандельштам О. Э. Комплект из 18-ти фотооткрыток
Лукьянов А. Е. «Лаоцзы» (Философия раннего даосизма)
Леннон , Маккартни. Стихи и песни. Сборник
Ноосфера и художественное творчество
Очерки методов восточной рефлексотерапии
Карсавин Л. П. «Монашество в средние века»
Тынянов Ю. Н. «Литературный факт»
Лосский Н. О. «Условия абсолютного добра: основы этики» (Б-ка атеистической мысли)
Мягков Н. А. Школьный атлас-определитель рыб
Цицерон «Трактаты, речи, письма» (История эстетики)
Брук П. «Пустое пространство», «Смещающаяся точка» (Театральная мысль ХХ в.)
Щуцкий Ю. К. «Китайская классическая «Книга перемен»
Сейчас можно сказать, что при всей пестроте книг, список не отличается оригинальностью. Это простительно. В то время некоторые из них только-только стали доступны, и часть интеллигенции считала, что эти книги необходимо если не читать, то, по крайней мере, иметь в своей библиотеке.
О характере Осипа Вописо знаю не много. Он всегда приходил ко мне каким-то внутренне собранным, сосредоточенным. В разговоре тщательно подбирал слова, говорил только по делу. Казалось, этот человек был закрыт для посторонних. Да и случаев поговорить «по душам» у нас особенных не было. «Здравствуйте-здравствуйте», на ходу возьмет планы и через некоторое время возвращает вместе с открытками заказов. Иногда видела его в читальном зале завода.
Лишь однажды он разговорился, немного рассказал об институте, в котором учился. Города, где был институт, не назвал. Хотя все это могли быть выдумки с его стороны. Порой было непонятно, говорит он серьезно или шутит.
Свои документы в виде нескольких папок, числом около четырех, он передал мне незадолго до своего неожиданного отъезда, буквально исчезновения.
Ах, где-то он сейчас!..
С уважением, Эльвира Николаевна Горяченькая.
Май, 2002 г.»
----------------------------------------------------------------------------------------------------
3. С. Селиверстов. Кто такой Осип Вописо, и что мы про него знаемПапка № 2/а. Старая школа…учился, как и все мы, в школе. Закончил. Уехал в другой город, «где-то между Москвой и Ленинградом» (Санкт Петербургом), поступил в институт (видимо, технический). 5 лет.
Марк. С ним музицировали, что-то такое сочиняли, пели, выступали. Обычная институтская худ. самодеятельность? Может быть. Но, судя по высказываниям Осипа про ассоциативную песню, были претензии на «концептуальность». После защиты диплома был на военных сборах, три месяца в лесу, где-то недалеко от города. Все закончилось. Распределение (описываемые в «Старой школе» события происходят, когда оно еще было). Распределили в город, из которого приехал. Совпадение или кто-то, допустим родители, о которых Осип почти нигде не упоминает (см. Приложение, «Лесное»), сделал так, чтобы он вернулся в прежний город – неизвестно. Оба переезда дались тяжело. Видимо, как реакция – начал писать. Этим заканчивается «Старая школа».
Папка № 5/д. ПромежуткиВремя работы на каком-то заводе, вероятно, в конструкторском бюро (кульман). Попытки обживания «нового» старого города, его «оправдания». Восстановление в памяти моментов детства (см. эпизод про бабу Фаю в «Промежутках»), попытки применить их в изменившейся жизни. Частые поездки в другой город, «на старые дрожжи». В это время, вероятно, очень активно пишет. Активность прямо пропорциональна тоске от разрыва. И вообще, писание – как избавление, соединение. Стиль прихотлив, сложен. Иногда Осип будто заговаривается, - заговорить тоску, заколдовать, к примеру, длинными (без знаков препинания) предложениями. Он называет это «шаманством». Такие ритуальные пляски, во время которых он сыплет словами, погружается в транс. В этом же ряду и темные места, где «ноги вязнут»: смены сюжетов, необязательных героев, пафос, нарочитость, «выпендреж». Порой откровенно графоманствует. Примеряется и к стихам, как способу. Попадаются внятные куски – в конце, - описание дня рождения Марка, - пиршества с шумными тетьями и дядьями! А потом опять угар, тряска и раскачивание, перебор слов в надежде, что проговорится Самое Главное Слово, после которого – молчок, «прорвется ужасное марево», и в двусмысленной тишине холодный сквознячок оттуда будет страшновато поигрывать надорванным краешком.
Папка № 7/б. У окнаТут уже спокойней. На фоне приездов и еще продолжающих быть мучительными отъездов из прежнего города - появляются Первый, Второй. Разговаривают друг с другом, что-то обсуждают. Вообще попытка «обсудить» и появившаяся ирония – признак выздоровления.
Ты спрашиваешь, что это за фрагмент из какой-то пьесы? Думаю это просто впечатление из детства, когда телевизоры были еще черно-белыми, и по ним показывали эти нескончаемые спектакли по пьесам Островского. Полнеющие, престарелые дамы играют двадцатилетних молодух, а в главной роли – неизменный Яншин.
Некто в крылатке? Утро после ночного карнавала, «праздника жизни», пустые банки из-под пива на безлюдных тротуарах, гонимые ветром газеты… Все проходит, остаются солнечные, тихие утра, которые надо уметь встречать, и быть готовым в любую минуту сняться и тронуться, допустим, в путь. Когда-нибудь впереди только и останется что вот такое тихое, солнечное утро.
Непонятны эти псевдонаучные фрагменты («О течении Проспектов», в «За пределами» какое-то «Усиление Вописо» попадается). Я не знаю что это. Но идиотическая серьезность, с какой все произносится, подкупает.
Папка № 9/х. За пределамиВот они, новые пути! Забава. Всем известно, чем является изреченное слово. «За пределами» - попытка сказать важное почти без слов. Пример: летим на самолете, внизу земля в разрывах облаков, что-то видно отчетливо, что-то угадывается, но мы знаем, что внизу целое… Существует идеальный текст. И вот он просеивается сквозь небесное сито, до нас доходят только фрагменты. Между ними - туман отточий. Мы не видим всего текста, но дописываем его до идеального варианта, который, по замыслу Вописо, должен пробрезжить.
ПриложениеНу, это то, что осталось за кадром. Как в иных фильмах во время финальных титров - неудачный дубль, смешной ляп. Эти-то кадры и кажутся главными. Несанкционированное проникновение внутрь, сквозь внешнюю, которая «для людей», оболочку, посмотреть, как эта машинка устроена, что происходит внутри, когда никто не видит. Когда закрыт холодильник. Так я понимаю «Приложение»: элегантная инверсия темы исподнего, оборотной стороны, уже моя ностальгия по надорванному краешку, попытка отогнуть полу и посмотреть подкладку. Особенно пИсьма (да, собственно, и письмА). Хотя, и в них он описывал, подбирал слова, организовывал и значит поактерствовал немало.
И вот тут я ловлю себя на мысли, что с перечисления более-менее достоверных фактов я сбился на анализ. И готов поверить, что Осипу удалось создать то, что он планировал. Он выстроил город! И однажды, в один прекрасный день, или утро, ушел в него! По-гу-лять. И не вернулся. «Рассыпался на мириады песчинок», растворился, исчез. Как в сказке.
Вижу – улыбаешься, слышу – говоришь что-то вроде: ну, да, романтично, монументально, но мы-то оба понимаем… и т.д. Что ответить?.. Помнишь, где-то в «Старой школе», когда Люда его провожала, а он уезжал в другой город и делал ей предложение – там есть фраза про трамваи? «Ветер шарахается в вышине, трамваи трогаются с остановки, разгоняются, пьянеют от грохота и скорости и в конце проспекта, где стихает их перестук, взлетают…»
Всё дело в том, что они действительно взлетали.
До скорого!
СЕЛИВЕРСТОВ
11. 05. 2003
... которой можно толковать
.