... .
... древности знали из
, что истинное ... первая книга
Берейшит (36 ...
Статья из книги "Переворот" Рав Замир Коен«Устремите ввысь ваши глаза и узрите: кто сотворил всех этих? Выводящий по счету их [звезд] воинства, всех их Он зовет по имени» (Йешаяу 40: 26).
Количество звезд
wallpapers-room_com___apo_nebula20_by_fune_stock_1680x1050Невооруженным глазомс поверхности Земли можно разглядеть около 4000 звезд. Древние народы ошибочно полагали, что это и есть все звезды во вселенной, расположенные на небесной сфере, как лампочки на потолке. Никто в те времена не мог представить, что маленькая мерцающая «звездочка», возможно, является далекой галактикой, состоящей из миллиардов звезд.
Мудрецы Торы знали?
Сегодня нам известно, что, кроме видимых звезд, существует еще огромное количество других звезд и звездных скоплений, которые вообще не видны невооруженным глазом.А часть видимых глазу «звезд» в действительности является гигантскими галактиками, содержащими огромное число раскаленных небесных тел, удаленных от нас на невероятные расстояния. К величайшему удивлению нашего современника, еврейские мудрецы уже в глубокой древности знали из Торы, что истинное количество звезд во Вселенной во много раз превосходит то, что открывается человеческому глазу.
Они также были прекрасно осведомлены, что мириады звезд не рассеяны по пространству в хаотичном беспорядке, а сгруппированы в упорядоченные структуры.
Вот что об этом сказано в Талмуде(1):
«(Сказал Г-сподь народу Израиля:) 12 мазалот (созвездий Зодиака – Весы, Скорпион, Рыбы и т.д.) сотворил Я на небе, и в каждом мазале сотворил 30 армий (каждому из 12 созвездий соответствуют 30 звездных скоплений), и в каждой армии сотворил 30 легионов (каждое скопление звезд из этих тридцати состоит, в свою звезд!
Сколько всего батальонов?
30 батальонов х30 полков х30 дивизий х30 легионов х30 армий х12 созвездий Зодиака = 291 600 000, т.е. 291 миллион 600 тысяч групп звезд)
В каждом легионе сотворил 30 дивизий (30 собраний звезд в каждой из тридцати групп), в каждой дивизии сотворил 30 полков. И в каждом полку сотворил Я 30 батальонов, и в каждом батальоне Я подвесил 365 десятков миллионов (!) звезд по числу дней солнечного года. И все это сотворил Я только ради тебя».
А теперь подсчитаем:
В каждом батальоне находится 365х10 000 000=3 650 000 000, т.е. 3 миллиарда 650 миллионов
Сколько же всего во Вселенной звезд, по данным Талмуда?
Умножим количество батальонов на количество звезд в батальоне:
3 650 000 000х291 600 000=1 064 340 000 000 000 000, т.е. более миллиарда миллиардов звезд!!!
Необходимо подчеркнуть, что данное число относится к космическим объектам, которые называют «звездами» наши мудрецы, а не к разным другим телам, странствующим по Вселенной.
Удивителное открытие
Удивительно, что через тысячи лет после наших мудрецов, заявлявших о существовании столь большого числа звезд (в то время как окружающие народы были знакомы только с 4 000 видимых звезд), современные ученые постепенно приближаются к похожим выводам. Так эксперты NASA(2) предполагают, что Вселенная содержит 1021 звезд, в то время как по оценкам Национального Университета Австралии(3),произведенным в 2003 году, их число приближается к 1022. При этом сами ученые заявляют, что их данные являются очень грубыми, непроверенными и основанными на маленькой выборке. В то время как наши мудрецы, получившие свои знания по традиции, называют точное число звезд на момент Творения – 1018 и еще 64 340 000 000 000 000.
00025147Любителям научных исследований мы советуем обратить внимание на заключительную фразу нашей цитаты: «И все это сотворил Я только ради тебя!» Получается, что вся Вселенная существует ради нашего мира, подобно тому, как огромный завод производит материалы и товары для маленького человека, для обеспечения его потребностей и защиты его от опасностей.
С духовной же точки зрения существование необъятной Вселенной необходимо, например, для того, чтобы дать человеку хотя бы отдаленное представление о понятии «бесконечность». Ведь без надлежащего смирения, в особенности, перед Всемогущим Творцом, человек не в состоянии достичь подлинного духовного совершенства. Если бы все Творение сводилось только к планете Земля и небольшой системе отопления и освещения поблизости от нее, вероятно, человеческие представления о величии Творца были бы весьма ограниченными — несмотря на восхищение таким «большим» миром. Но когда Вселенная со всеми ее пространствами и составляющими раскрывается во всей своей огромности и непостижимости человеческим разумом, когда на фоне ее грозного величия человек и весь его мирок выглядят жалкой пылинкой, то сердце смертного наполняется трепетом и смирением перед Великим Творцом, и из его уст вырывается молитва: «Как увижу я Небеса Твои… что есть смертный, которого Ты помнишь, и сын человеческий, что Ты о нем печешься?» (Теилим 8:4-5). Смирение же приводит человека к духовному совершенству, т.е. служит его же пользе.
Однако, как и в случае с любой духовной системой, здесь также, вне всякого сомнения, имеют место сугубо материальные последствия. Другими словами: из этих слов мудрецов следует, что была также физическая необходимость в творении Вселенной для обеспечения условий, необходимых для существования человека на Земле. Прежде чем мы коснемся этой темы, оговорим заранее, что наука еще очень далека до открытия истинных взаимосвязей между таинственной Вселенной и земным миром_ и количество непонятных вещей намного превышает количество изученных.
Интересно, однако, отметить, что в последнее время известные ученые все больше пишут о наметившейся в научном мире тенденции признавать роль Вселенной жизненно важной для нашего существования. Вот цитата из статьи профессора физики Натана Авиэзера, посвященной одному из аспектов этого вопроса(4):
«Новейшие исследования в области астрономии указывают на прямую связь между существованием жизни на Земле и далекими звездами. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что без звезд жизнь была бы попросту невозможна». Далее он приводит слова проф. Майкла Зейлика из университета Нью-Мексико(5):
«Продолжительность жизни звезд-гигантов строго ограничена определенным отрезком времени, в конце которого они взрываются. Термоядерный реактор в сердцевине звезды продуцирует в «рабочий» период ее жизни различные химические элементы. В конце концов, звезда погибает в результате мощнейшего взрыва, который на языке астрономов называется «вспышкой сверхновой», а большая часть ее вещества разлетается по космическим пространствам, после чего из остатков звезды образуются планеты. Не будь взрывов «сверхновых», неоткуда было бы взяться, скажем, углероду, который является важнейшим элементом для построения живых клеток».
В этой связи стоит процитировать слова наших мудрецов в мидраше Берейшит Раба, где говорится, что перед сотворением нашего мира Всевышний «творил миры и разрушал их»(6). Мудрецы не объяснили развернуто, для чего нужны были эти разрушенные миры. Однако в Учении Кабалы существует мистическое объяснение, которое аллегорически обозначается выражением «Смерть Царей»(7). Возможно, что и в простом понимании слов мидраша о «погибших мирах» содержится намек на последние этапы процесса Творения, в ходе которого духовные силы поэтапно воплощались в материальные объекты(8), и потребовалось, согласно Высшему Замыслу, создание и разрушение неких огромных миров-звезд. (Согласно мнениям некоторых мудрецов, наш мир является только одним из этапов последовательности миров под названием Шмитот, т.е. отрезков продолжительностью в семь тысячелетий. Об этом говорится в книге Тмуна, автором которой считается живший около 2 тысяч лет назад мудрец эпохи Мишны рабби Нехунья бен Акана).
Как уже говорилось, нет никакого сомнения, что ученых еще ждут в этой области большие сюрпризы: просторы Вселенной скрывают в себе много неразгаданных и даже еще необнаруженных тайн.
Источники и примечания
1) Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 32б.
2) www.imagine.gsfc.nasa.gov
3) www.education.cnn.com
4) В начале Творения, стр. 121.
5) Scientific American, №238, стр. 110
6) Берейшит Раба, 3:7, 9:2. Смотри также мидраш Коэлет Раба, главы 3 и 11, мидраш Шохер Тов, псалом 34.
7) На что намекает первая книга Торы Берейшит (36:31-39), как объясняется от имени великого кабалиста Аризаля в книге Эц хаим (Древо Жизни), ч. 2, гл. «Разбитие Сосудов».
8) Иерархический порядок процесса Творения детально описан Аризалем в начале книги Древо Жизни.
9) Scientific American , №225, стр. 57
10) Об этих уникальных условиях см. далее в главе «Есть ли жизнь на других планетах?», а также в приложении «Загадка Вселенной».
... в нем.
можно уподобить фундаментальному ... пророческое видение.
описывает его следующим ...
Статья из книги "Переворот". Рав Замир КоенВозможно ли, что два революционных закона генетики – закон наследственности Менделя и закон гетерозиса, открытые сравнительно недавно, упоминаются в Торе, которая дана нам 3300 лет назад?
законы наследственностиК величайшему удивлению, ответ на этот вопрос – положительный. Эти законы, открытые учеными в новое время, были раскрыты в пророческом видении нашему праотцу Яакову более 3700 лет назад!
Прежде чем углубиться в рассмотрение деталей пророчества Яакова и его противостояния Лавану-арамейцу, давайте проясним один из важных принципов относительно Сотворения мира и описания деяний наших праотцев, содержащихся в Торе.
Мир сотворен в соответствии с Торой
В книге Зоар в нескольких местах говорится, что Тора существовала еще до Сотворения мира(1). И когда Всевышний захотел сотворить мир, Он «смотрел» в нее и действовал в соответствии с написанным в ней. Т.е. Тора является планом устроения мира, и в ней коренятся все последующие исторические события во всех их деталях. И в соответствии с Торой была создана и будет создана каждая деталь Творения до конца всех поколений.законы наследственности в тореМидраш(2) уподобляет это строительству царского дворца по заранее составленному плану, каждая деталь которого хорошо продумана. В этом плане дано описание каждого помещения, офиса, зала, окна, двери… Так Всевышний «спроектировал» творение, приспособив его для исполнения заповедей Торы.
Как это возможно, что исторические события были записаны в Торе задолго до того, как они произошли?
Для тех, кто привык смотреть на историю как на расположенную во времени череду событий, высказанная идея кажется новой и даже, пожалуй, странной. Например, об исходе евреев из Египта Тора рассказывает за два с половиной тысячелетия до того, как это событие произошло. Или она описывает человека по имени Яаков, сын Ривки, который пошел в Харан, чтобы прожить 20 лет у Лавана-арамейца, и описание это дано задолго до того, как Лаван и Яаков родились на свет?
Однако все станет понятным, если мы вспомним, что Тора – творение Самого Всевышнего. Ему известно все скрытое: что было, что есть и что будет. Перед Ним нет тайн, для Него нет никакой разницы, произошло ли уже событие или произойдет в далеком будущем. И поэтому Творец может записать в Торе все события во всех подробностях задолго до того, как они произойдут.
Мир сотворенный в соответствии с Торой
Более того, из упомянутых выше слов Зоара и Мидраша вытекает: Творец не только записал в Торе то, что должно произойти в будущем, но и сам мир изначально сотворен в соответствии с записанным в Торе, включая все самое глубокое и сокровенное в нем. Тору можно уподобить фундаментальному и всеобъемлющему генеральному плану, в соответствии с которым Создатель изначально установил все частности Творения, законы природы и исторические события.Виленский Гаон сказал относительно того, что наличествует в Торе и что скрыто в ней: «Все, что было, есть и будет в мире – все включено в Тору, начиная от «В начале сотворил Б-г…» и кончая «…на глазах всего Израиля». Не только общие установки и идеи, но даже частности каждого вида и, в особенности, рода человеческого – все, что случится с человеком от рождения и до конца, все воплощения, детали и детали деталей, все животные мира – дикие и домашние, каждая травинка, растение и минерал и детали их деталей; каждый вид и каждая особь вида до века, и то, что случится с ними и с их корнями…» [из комментария Виленского Гаона на «Сифра дицниюта», гл.5].
Другими словами: если мы видим, что природа ведет себя определенным путем или в определенном порядке, то это потому, что так указал Творец в соответствии с «Универсальными Установками», содержащимися в Торе. Поэтому неудивительно, что мудрецы Израиля записали в своих книгах основы научных знаний, которые современные ученые открывают только сейчас.
Ведь эти знания, несомненно, содержатся в Торе и доступны каждому еврею, который учил их с исполнением необходимых условий: со всей основательностью, с истинным и искренним обдумыванием, со всем почтением к Торе…
Эти научные сведения иногда приводятся в Торе явным образом (как большинство примеров в этой книге), а иногда – скрытно, намеком, глубоко запрятанным в событиях или череде событий.
Такова история Яакова и Лавана, которую мы сейчас рассмотрим в качестве одного примера из тех многих мест в Торе, где законы природы даны лишь намеком. Напомним, что речь идет о двух фундаментальных законах генетики, которые были открыты только в наше время.
Яаков противостоит Лавану-арамейцу
Тора рассказывает, что наш праотец Яаков, выполнявший наставление своей матери Ривки взять в жёны девушку из её семьи, вынужден был 7 лет пасти скот обманщика Лавана (брата Ривки), который пообещал в награду за это женить его на своей дочери Рахели. Однако по прошествии 7 лет Лаван подменил невесту, женив Яакова на другой своей дочери — Лее. Яакову пришлось пасти скот тестя-злодея ещё 7 лет, чтобы отработать женитьбу на возлюбленной Рахели. С рождением своего 11-го сына Йосефа Яаков просит Лавана: «Отпусти меня, и пойду я к своему месту, в свою страну». Лаван, однако, настаивает, чтобы Яаков остался у него, ибо: «Благословил меня Г-сподь ради тебя». Он предлагает Яакову самому назначить себе плату за его труды и обязуется оплатить их сполна. Яаков соглашается остаться, и вот плата, о которой они договорились: все пятнистые или крапчатые овцы или козы, которые родятся в стаде, отойдут к Яакову.
После этого Лаван забирает из стад, которые пас Яаков, всех пятнистых овец и коз и отгоняет их на три дня пути, оставив Яакову только одноцветных животных, вдобавок ещё и самых слабых и больных. Таким образом Лаван рассчитывал сделать ничтожным вознаграждение Яакова за его тяжкий труд. (Тот, кто внимательно вглядывается в строки Торы, замечает, что Лаван снова вносит изменения в «договор» с зятем, чтобы обмануть того. Об этом сообщает Яакову ангел (Берейшит 31:12), и об этом же, с горечью и болью, Яаков рассказывает своим женам (Берейшит 31:41). См. также комментаторов Писания, которые подробно объясняют все уловки Лавана).
После этого Яакову открывается пророческое видение. Тора описывает его следующим образом:
«И было, когда разгорячался скот, поднял я свои глаза и увидел во сне — и вот, все самцы, поднимающиеся на скот, – с [кольцами] на голенях, крапчатые и пятнистые (в то время как в действительности все бараны, оставшиеся в стаде у Яакова, были белыми!). И сказал мне ангел Б-жий во сне: «…смотри, все самцы, поднимающиеся на скот, — с [кольцами] на голенях, крапчатые и пятнистые, потому что увидел Я (это говорит Яакову сам Б-г через ангела) все, что делает тебе Лаван!»
После этого сна Яаков, убедившийся в непрекращающихся попытках обмана и мошенничества со стороны Лавана, изменил тактику: он разделил скот, выделив заработанную им часть отдельно, и стал следить за поведением животных в стадах(4). Когда с пастбища возвращались сильные и здоровые животные, которые, как правило, приходили на водопой первыми, Яаков ставил в корыта прутья, и в результате рождались пятнистые и крапчатые ягнята, вдобавок ещё и породистые. Когда же подтягивался запоздавший скот, Яаков не ставил прутья, и у этих животных рождались белые ягнята, слабые и болезненные.
И в результате: «И разбогател сей муж (Яаков) невероятно, и были у него бесчисленные стада скота, много рабов и рабынь, верблюды и ослы».
В этой истории необходимо найти ответ на следующие два вопроса:
1. Почему Яаков видел во сне, что его стадо оплодотворяют пятнистые самцы, в то время как в действительности у него были только белые самцы?
2. Почему Яаков тщательно отделял менее плодовитый скот и отправлял его в стада Лавана? Какая разница между более и менее плодовитым скотом в контексте главной цели, которую Яаков ставил перед собой: получение пятнистого потомства?
И хотя мы не в состоянии понять глубинных причин и мотивов поступков наших праотцев, мы, тем не менее, способны найти в их деяниях намеки на таинственные законы природы, которые ученые открывают только в наше время.
Следует отметить, что перед своим пророческим видением Яаков предпринял одно простое и естественное действие, чтобы законно получить то, что полагается ему по соглашению с Лаваном:
«И взял себе Яаков свежих прутьев стиракса, орешника и каштана (все разных цветов), облущил их так, что обнажилась белизна прутьев. И поставил прутья, которые облущил, возле водопойных корыт, куда скот приходит пить, напротив скота, и разгорячался скот, приходя пить. И когда разгорячался скот, видя эти прутья, рождались в стаде полосатые, крапчатые и пятнистые» (Берейшит 30:37-39).
Т.е. существует и на физическом уровне влияние того, что животное видит в момент спаривания. И поэтому скот, который видел облущенные полосатые прутья при спаривании, рожал пятнистое потомство. Подобное явление упомянуто также в Мидраш Танхума (Насо 9).
Один из аравийских царей спросил раби Акиву: «Я – черен, и моя жена – черна. Но она родила мне белого сына! Должен ли я казнить ее за блуд?» Ответил ему (раби Акива): «Скульптуры, что в доме твоем, цвета белого или черного?» Сказал тот: «Белого». Сказал (раби): «Когда ты входил к ней, она видела перед собой белые скульптуры и родила подобного им. А если тебе странно это слышать, вспомни, какие овцы рождались у нашего праотца Яакова». И поблагодарил аравийский царь раби Акиву.
Дополнительные любопытные случаи подобного рода были опубликованы в медицинской литературе.
Например, в немецком медицинском ежемесячнике «Дер Арцт» (т.7, стр.30) д-р Унцер сообщает о случае, когда после ветрянки на лбу переболевшего мальчика осталась большая красная отметина. Его мать была тогда беременна и опасалась, что подобная отметина появится и на лбу новорожденного. И действительно: через несколько месяцев женщина родила близнецов, и у обоих младенцев на лбу были точно такие отметины!
В другом случае, о котором сообщает д-р Ван Свитен в журнале «Комментар цу Бирхоу» (т.3, стр.406), беременная женщина была напугана неожиданно упавшей на ее шею большой гусеницей. У девочки, которую женщина вскоре родила, на шее оказалось родимое пятно, сходное и по форме, и по цвету с этой гусеницей.
Знаменитый норвежский писатель Бьернсон в своей книге «Чудеса воли» пишет, с какой брезгливостью его беременная жена отреагировала, увидев человека с огромной бородавкой на ухе. «Я очень боюсь, сказала она, что мой ребенок родится с такой же бородавкой». Так и произошло: их сын-первенец родился с огромной бородавкой на ухе. Через несколько лет, когда жена писателя снова вынашивала ребенка, в их доме появился посетитель с очень сильным косоглазием. Г-жа Бьернсон, как загипнотизированная, смотрела на гостя, не отводя глаз. После его ухода она поведала своему мужу об опасении родить ребенка с подобным дефектом. И действительно, у родившегося младенца оба глаза косили очень сильно!
Современные законы наследственности
По мнению известного израильского учёного профессора Й. Феликса, в пророческом видении Яакова и в рассказе о прутьях можно отыскать намек на два фундаментальных закона генетики, открытых относительно недавно: закон наследственности, названный именем Менделя, и закон гетерозиса (усиление признаков в гетерозиготе). Опишем их вкратце для понимания последующего материала. (Следует подчеркнуть также, что слова проф. Феликса содержат интересные намеки и предположения и не претендуют быть неоспоримой научной истиной).
Открытие Грегора Менделя
законы наследственностиИтак, примерно полтора века назад моравский монах Грегор Мендель осуществил следующий ряд экспериментов: вначале он выделил семена 2 чистых сортов гороха –зелёного и жёлтого (по цвету семядолей). Затем, скрестив их, он получил в первом поколении семена только жёлтого цвета. Однако во втором поколении при самоопылении было получено лишь 75% жёлтых семян, а остальные 25% снова вернулись к зелёной окраске, причём, все их последующие поколения устойчиво сохраняли зелёный цвет. Потомство же жёлтых семян второго поколения устойчиво давало 25% жёлтого гороха, остальные 75% были жёлтыми и зелёными в соотношении 1:3; причём, потомство зелёных неизменно оставалось зелёным, а жёлтые из этой группы продолжали давать семена в том же соотношении (25% «настоящих жёлтых», 25% «настоящих зелёных» и 50% жёлтых, дающих затем четверть зелёного потомства). Таким образом, после значительного количества поколений соотношение между жёлтыми и зелёными семенами полностью выравнивалось, так что, в конце концов, устанавливалось исходное соотношение между сортами гороха: по половине каждого из них.
законы наследственности
blood sample
Гениальность Менделя проявилась в том, что он догадался о существовании некоего фактора наследственности, передающегося от родителей их потомству, причём, наличие того или иного фактора не обязательно проявляется внешне. При «столкновении» двух альтернативных факторов (например, жёлтого и зелёного) может происходить «подавление» одного из факторов другим, а вовсе не обязательное смешивание признаков. Таким образом, Мендель пришёл к выводу, что жёлтый цвет семян является фактором доминантным (подавляющим), а зелёный — рецессивным (т.е. присутствующим в геноме растения, но не проявляющимся внешне). Поскольку следующие поколения наследуют, по идее, один фактор от отца, а другой — от матери (в то время как каждый из родителей также имеет в геноме 2 фактора, унаследованных им от их родителей, но передают своим детям, по теории Менделя, только один из них), с точки зрения математической теории вероятностей, можно посчитать, каково будет соотношение между разными сортами у потомства. Например, легко убедиться, что во втором поколении должно быть именно 25% зелёных семян, причем, этот цвет будет характерен только для семян, оба фактора которых — зелёные; если же хотя бы один из них — жёлтый, то происходит подавление внешнего признака, но зелёный фактор всё равно проявится в потомстве…
Мендель сформулировал два основных закона наследственности:закон единообразия первого поколения, согласно которому все особи, получившиеся в результате скрещивания, будут иметь только один из родительских признаков (второй, рецессивный, подавляется первым, доминантным), и закон расщепления, согласно которому 25% особей второго поколения будет иметь признак «дедушки», потерянный в первом поколении (поскольку вероятность возникновения пары одинаковых рецессивных генов именно 25%, как показано на иллюстрации).
законы наследственности в торе
Во второй половине XX века теория Менделя была полностью подтверждена в ходе тонких экспериментов, когда учёные открыли на молекулярном уровне участки хромосом, ответственные за те или иные внешние признаки, и назвали их генами. Живые существа, имеющие набор альтернативных генов, один из которых может быть доминантным, а другой — рецессивным, называют гетерозиготными (например, внешне жёлтый горох на самом деле имеет «зелёный» ген и поэтому дает четверть зелёного потомства), в то время как обладатели пары идентичных генов называются гомозиготными (например, зелёный горох).
В последнее время ученые открыли ещё один интересный факт в механизме наследования: явление гетерозиса. Гетерозисом называется эффект увеличения жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определённого набора различных генов от разнородных родителей. Другими словами, гетерозиготные особи часто (хотя и не всегда) оказываются более плодовитыми и жизнеспособными, чем гомозиготные индивиды.
Теперь самое время вернуться к стадам Яакова. Согласно теории Менделя, стадо одноцветных овец, часть которых является гетерозиготными (то есть, на самом деле обладает рецессивными генами «пятнистости» наряду с доминантными генами «одноцветности»), разделится в соответствии с правилом гетерозиса на 2 части — сильную и слабую, причём, сильными овцами будут именно носители разнородных генов! Вот почему Яаков после сна, в котором Всевышний раскрыл ему тайны наследственности, так внимательно следил за поведением животных!!
В свете сказанного выше, слова ангела в обращении к Яакову могут быть интерпретированы следующим образом:
«Подними глаза свои и посмотри (здесь Яакову даётся возможность увидеть незримое) — все самцы, поднимающиеся на скот — с [белыми кольцами] на голенях, крапчатые и пятнистые (т.е. внешне белые бараны обладают на самом деле генами «пятнистости» и дают то потомство, которое по договору с Лаваном полагается Яакову в качестве платы за труд!)». А если мы вспомним слова Талмуда о влиянии зрительных образов на потомство, то немного проясним для себя, чего именно добивался Яаков с помощью странной техники выставления лущеных прутьев в водопойных корытах: возможно, он хотел таким образом усилить гетерозис.
«И стало так: опаздывавшие (разгорячавшиеся позже) овцы — Лавану (Яаков выделял гомозиготных животных и сразу переводил их в отдельное стадо, чтобы они не скрещивались с другими и не давали потомству генов «одноцветности»), а плодовитые (разгорячавшиеся раньше) — Яакову (более активные и плодовитые гетерозиготные белые самцы, обладающие на самом деле генами «пятнистости», оставались в стаде крапчатых овец, принадлежавших по договору Яакову)»(6). Так Яаков вернул себе всю плату за свою тяжелую работу, которой Лаван-арамеец пытался его лишить.
И только через тысячи лет научный мир открыл эти законы природы и назвал их законами наследственности Менделя и законом гетерозиса.
Источники и примечания
1) Зоар, Шмот лист 161б и Зоар, Бамидбар, лист 178а.
2) Мидраш Раба, Берейшит 1.
3) Берейшит 30:25.
4) Там же 30:41-43
5) №10 стр. 31-34.
6) Проф. Й. Феликс, «Природа и Земля Израиля в ТаНаХе», стр. 28-41.
... ты угодное Богу. [
, "Дварим", "Рээ", 12 ...
... могут есть это. [
, "Дварим", "Рээ", 12 ...