Статья шестая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни" Когда человек сомневается, что он нужен людям, с которыми живет и которых встречает на своем пути, когда ему кажется, что он окружен чужими, равнодушными или недобрыми к нему людьми, он может прийти к заключению, что таков и весь мир вокруг него: чуждый, враждебный и опасный. Отсюда прямая дорога к возникновению фобий, депрессий и неврозов, и далее – к душевной болезни.
Чтобы не допустить такого состояния, каждый человек должен воспитать в себе и в своих детях три важных качества, которые нам заповедала Тора. Отношение к заповедям Торы должно быть нерассуждающим, даже если их смысл и польза неочевидны. Но, как и все заповеди Торы, эти три рекомендации однозначно полезны для человека, и следует ему развить в себе эти качества в такой степени, чтобы они стали неотделимой частью его личности.
«Суди своего ближнего справедливо».
«Не мсти».
«Не помни зла».
Судить в лучшую сторону.
Заповедь «суди своего ближнего справедливо» объясняется в Талмуде как «суди своего ближнего в лучшую сторону».
Этот стих относится не к судьям, заседающим в суде, ведь они уже получили такую заповедь в другом стихе: «Судей и исполнителей поставь себе во всех твоих воротах, которые Г-сподь, твой Б-г, дает каждому колену, и будут они судить народ праведным судом». Данный стих является заповедью для каждого еврея, который, наблюдая действия своего ближнего, имеет возможность расценить его двояко: как позитивно, так и негативно. Заповедь Торы обязывает каждого еврея не допускать в своих мыслях негативного суждения, а судить других в положительную сторону.
Эта заповедь, несомненно, помогает, в том числе, и истинно виновному выглядеть лучше в глазах окружающих, но еще больше она помогает тому, кто приучен лишь к положительному мышлению.
Тот, кто спешит дать действиям ближнего негативную оценку, возможно, почувствует некоторое удовлетворение тем фактом, что он-то (по его мнению) «в порядке», а вот все остальные — ведут себя неправильно! Но именно в результате такого подхода он проигрывает больше других. Такой человек, как правило, постоянно недоволен окружающими людьми и обстоятельствами своей жизни. Его жизнь полна душевной боли, раздражения, гнева и уныния, поскольку он убеждён, что ему незаслуженно очень не повезло. Он постоянно ожидает подвоха и агрессии, во всём видит угрозу и враждебность. Однако его ощущения далеки от реальности, и в большинстве случаев его страх и напряжённое состояние неоправданы.
В противоположность ему, человек, который судит окружающих в лучшую сторону и стремится оправдать их поступки позитивной трактовкой, чувствует, что мир ему улыбается: он верит, что все люди в своей основе хорошие, и чувствует себя в их окружении спокойно и уверенно.
Каким же образом возможно научиться положительному суждению? Не противоречит ли такой подход здравому смыслу и элементарной логике? Нет и нет! Речь идет о самовоспитании. И если не все детали ситуации известны для однозначного суждения, нам следует склониться к позитивному толкованию наблюдаемых фактов.
Представьте человека, заблудившегося в потёмках, которого застигла гроза. Промокнув до нитки, он надеется, что кто-нибудь проедет по шоссе и подберет его. Вглядываясь в приближающуюся машину, он узнает автомобиль своего товарища и радуется спасению: «Я сделал ему столько добра! Конечно же, он остановится и возьмет меня, несмотря на то, что я наверняка запачкаю его машину». Полный надежд, он машет руками, но… машина не остановилась и проехала мимо! В такую минуту тяжёлого разочарования человек склонен сказать себе: «Теперь я знаю, чего стоит наша дружба. Он думает только о себе! В прошлом он использовал меня, а когда мне понадобилась его помощь, он не готов пожертвовать для меня даже малым». Итак, заклеймив товарища как неблагодарного эгоиста, человек остаётся озлобленным, с чувством покинутости и одиночества.
Заповедь Торы велит нам судить о людях положительно! Описанная ситуация допускает и другое, позитивное толкование. К примеру, можно предположить, что промчавшийся мимо автомобиль был только похож на машину друга. Однако если это точно была его машина, вполне непротиворечива ситуация, когда за рулём сидел другой человек! Если всё же вы узнали водителя, предположите, что он вас не заметил. «Но я видел, как он помахал мне рукой, – значит, несомненно, заметил!» Продолжайте тем же курсом и предположите, что все места в его машине были заняты. «Но я видел, что в машине не было других пассажиров!» Тогда предположите, что на сиденьях был багаж. «Нет! Его сиденья были свободны!» Не всё потеряно, вы можете предположить, что где-то за углом в этот проливной дождь его ждут жена и дети, и он спешит забрать их. Проявите творчество и продолжайте создавать гипотезы. И даже если вся ваша здравая логика исчерпала себя, не забывайте, что логика человека ограничена. Продолжайте судить в лучшую сторону, даже не имея конкретных вариантов для суждения. Не забывайте, что и вы, возможно, не раз выглядели в глазах других людей несимпатично и непрезентабельно. Но если бы вы тогда сумели объяснить им все детали ситуации, они убедились бы в вашей правоте и порядочности. Ведь вы желаете, чтобы о вас судили в лучшую сторону! Судите также других.
Чтобы показать нам, как далеко может зайти негативно ориентированное воображение человека, Мудрецы привели в Талмуде несколько историй, в которых отрицательный контекст казался очевидным. Однако герои этих историй — люди, возвышенные духом и благородные сердцем, — судили чужие поступки в лучшую сторону. И когда правда восторжествовала, открылась и правота их суждений. Вот одна из этих историй: «Учили учителя: «Того, кто судит товарища в лучшую сторону, Небеса также рассудят в лучшую сторону». Один человек из Верхней Галилеи нанялся работником на три года на юге страны. В канун Йом Кипура сказал хозяину работник: «Заплати мне за работу, и я пойду и обеспечу жену и детей».
Ответил хозяин: «Наличных у меня нет». Попросил тогда работник: «Заплати мне плодами». – «Нету!»– «Дай мне земли!» – «Нет у меня земли». – «Дай мне скот!» – «И этого нет у меня». – «Дай мне подушек и постельное белье!» – «И этого нет у меня!» Закинул работник за спину свой мешок и побрёл уныло домой. После праздника хозяин взял его заработок, а вместе с ним – поклажу на трех ослах: на одном – еда, на втором – питье, а на третьем – много разной одежды, – и поехал к работнику домой. Попировали они вместе, а после этого отдал ему хозяин заработанное и спросил: «Когда ты сказал мне: «Заплати мне за работу», – и я тебе ответил, что у меня нет наличных, в чем ты меня заподозрил?» – «Я подумал: может быть, тебе подвернулся дешёвый товар_ и ты истратил на него все деньги». – «А когда ты сказал мне: «Дай мне скот», – и я тебе ответил, что у меня нет скота, в чём ты меня заподозрил?» – «Я подумал: возможно, ты сдал его в аренду». – «А когда ты сказал мне: «Дай мне земли», – а я ответил, что у меня нет земли, в чём ты меня заподозрил? » – «Я решил, что, ты, наверное, сдал её во временное пользование». – «Когда я сказал тебе, что нет у меня и плодов, в чём ты меня заподозрил?» – «Я предположил, что от них еще не отделена десятина». – «А когда я сказал тебе, что у меня нет даже подушек и постельного белья, в чём ты меня заподозрил?» – «Я подумал, что ты посвятил всё своё имущество Небу». Сказал ему хозяин: «Клянусь тебе, именно так все и было! Я объявил священным все своё имущество из-за моего сына Уркеноса, который не занимался Торой. А когда я пришел к моим товарищам на юге, они отменили мне этот обет. И как ты судил обо мне в лучшую сторону, так и Всевышний будет судить о тебе к лучшему!
Предыдущая статья: Правила душевного здоровья. Правило второе. Избегайте нервного напряжения!
Статья пятая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни"
Жизнь испытывает человека постоянно! Нередко он оказывается перед трудностями, с трудом борясь со стрессами и нервным напряжением. Психика любого нормального и здорового человека снабжена всеми необходимыми механизмами противостояния стрессам и может выдержать большую нервную нагрузку. Однако до определённого предела.
Жизнь среднего человека, как правило, ставит его перед испытаниями, которые не переходят границ того, что он может перенести. Говорят наши Мудрецы, что Всевышний не предъявляет своим созданиям чрезмерных требований и ожидает от них только посильного. Однако Он оставляет человеку выбор между добром и злом, соблюдением заповедей и нарушением их, заботой о своём здоровье и расточительным отношением к нему. И рано или поздно, человек неизбежно испытывает на себе последствия своего выбора. Это же касается и отношения человека к своему психическому здоровью.
Есть люди, которые вдобавок к обычной нервной нагрузке, связанной с рядовой повседневной жизнью, наполняют сознание различной дополнительной информацией, вызывающей напряжение и стресс. К этому относится фанатичное увлечение новостями, тяга к острым ощущениям, интерес к экстремальным зрелищам, фильмам ужасов… Все эти факторы значительно ослабляют способность психики противостоять стрессам. Хуже того, такой человек создает в своем сознании ошибочное представление, что мир страшен и изобилует бедами в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле. А ведь он сам наполнил своё сознание картинами мира, переполненного насилием и трагедиями, страхом и ужасами. И если жизнь уготовила ему сильный эмоциональный стресс, вызванный действительно серьезной причиной, то все те страшные картины, которыми начинены его память и сознание, заполонят всё его существо и сформируются в его воображении в одну ужасную угрозу. Как результат, его психика может не выдержать даже небольшой нагрузки и ломается, не будучи в состоянии противостоять ей.
Приведём слова из книги Сефер hа-хинух:
«Не следует человеку сосредотачивать мысль на идеях и мнениях, противоположных мировоззрению Торы, поскольку они приводят к ереси. И если его всё же влекут эти суждения, и он склонен к размышлению о них, ему следует обуздать своё влечение и переключить внимание на истинные и добрые пути Торы.
Запрет на интерес к чуждым ценностям включает также предписание человеку быть разборчивым и не гнаться бездумно за всем тем, что видят его глаза, ибо последствия будут скверны и позорны. Об этом сказали Мудрецы: «И не следуйте за вашими сердцами» (это ересь), «не идите за вашими глазами» (это блуд). Сказано: «И говорил Шимшон своему отцу: «Возьми её мне, ибо она хороша в моих глазах».
Смысл этой заповеди очевиден, ведь, соблюдая её, человек уберегается от греха все дни своей жизни. Поэтому она является основой Еврейского законоучения. Ведь нечистые мысли порождают скверные поступки, и предупреждение дурных мыслей – первое условие праведной и достойной жизни. Полезно помнить и постоянно повторять себе высказывание наших Мудрецов:
«Грех рождает грех, а заповедь рождает заповедь».
Поддавшись дурной страсти один раз, ты сделаешь её допустимой, а затем – привычной. Если же ты пересилишь свое пагубное влечение и победишь дурные страсти, отвернёшься от зла в свой первый раз, ты сможешь это сделать и впоследствии. Тело поддаётся вожделению, подобно тому, как пьяница тянется к вину. Если человек приучит себя к потаканию всякой вспыхнувшей страсти, он превратит удовлетворение всякой потребности в свой постоянный образ жизни, его дурное начало станет перекормленным, но ненасытным. Но если он сделает правилом жизни стремление к скромным потребностям, если научится правильному выбору во всём — он будет радоваться своей доле постоянно и поймёт, что «сделал Всевышний человека прямым, а люди пустились во многие расчеты, не выиграв при этом ничего…»
Итак, этот принцип звучит в заповеди Торы:
«И не влекитесь за вашими сердцами и за вашими глазами, за которыми вы идёте».
Приведённый стих подтверждает слабую природу человека, который тянется за тем, что видят его глаза и чего желает его сердце. Лишь специальные усилия и напряжённая внутренняя работа создадут необходимую преграду и остановят вредные влечения. Естественное любопытство человека, свойственное его природе, увлекает его глаза и соблазняет его сердце. Инстинкты человека побуждают его к немедленному достижению того, что запало ему в душу, о чём мечтает его сердце. Страсти и желания ослепляют его, и он не находит в себе сил противостоять греху, начало которого – похоть, а конец – неизбежные страдания.
Тора предписывает человеку стремление к скромности и святости, однако человеческой природе свойственны влечения, порождённые зрелищами и размышлениями сердца. Не сумев остановить себя, человек подвергает свою душу порче. Есть вещи, один вид которых вредит человеческому сознанию. При этом понижается порог чувствительности к качеству различных удовольствий, а потребности в них неограниченно растут. Желание не пропустить возможные развлечения не остановит человека ни перед чем, и явно негативное содержание книг и фильмов уже не будет достаточной причиной, чтобы лишить себя удовольствия «пощекотать нервы» и проверить крепость своей психики.
Т.е., его душа знакомится с такой реальностью как жестокость, подлость, низость и многое подобное. Её способность противостоять стрессам изнашивается, и тогда сколько-нибудь серьёзное испытание кончается для него надломленной психикой, потерей самоконтроля, а возможно и тяжёлой душевной болезнью. Иногда это необратимо.
Предыдущая статья: Возможные причины страданий. Часть вторая.
Статья четвёртая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни" Предыдущая статья:
Правила душевного здоровья. Возможные причины страданий. Часть первая.
…Такой подход избавит его не только от излишних переживаний, депрессий и тоски, но и поможет выработать правильное отношение к любым поворотам судьбы, какими бы тяжкими и горькими они ни казались. Он научится радоваться любому подтверждению того, что всё происходящее с ним – это реализация Небесной Воли, осуществление плана Творца, исполнение начертанного и предрешённого. В этом и заключается тайна неизменного чувства счастья и жизнерадостности Мудрецов Торы в любой миг, в любой ситуации. Как прийти к такому пониманию?радость
Инструменты, необходимые для этого, — разумный подход, беспристрастное размышление,восприимчивость к логике, основанной на следующих четырех посылках:
Мир создан Творцом. Он управляет всем. В мире нет места случайности. Он любит Свои творения и желает им блага и добра. Его возможности неограниченны.
Когда человек, ставший жертвой неумолимой и непреклонной судьбы, осознаёт высшее происхождение всякого события своей жизни, и эти четыре основы становятся фундаментом его мировоззрения, он прекращает мучиться вопросами типа:
«Почему всемогущий и любящий Творец не выполняет мои желания? Ведь сотворивший мир из ничего и ежеутренне выводящий Солнце на небосклон, Повелитель всех ветров и стихий – Он, вне всякого сомнения, может с легкостью решить мои проблемы! Желая мне добра, почему не сделает Он мою жизнь такой, какой я хочу видеть её??»
Простота и очевидность ответа на этот вопрос уже не ошеломляет его: «Творец, в великой мудрости Своей, зная прошлое, провидя будущее, даёт мне эту долю потому, что именно она является высшим возможным благом для меня, даже если со стороны это выглядит иначе. А я подобен маленькому ребёнку, который не сразу понимает, почему отец так много требует и ожидает от него, зачем заставляет трудиться и идти в школу вместо того, чтобы отпустить его на целый день предаваться играм и всевозможным радостям детства. Ум отца превосходит ум ребенка, его видение простирается гораздо дальше. Он знает, чем кончит его сын и что готовит ему жизнь, если он будет вести себя в соответствии со своим ограниченным пониманием. И если верно то, что сказано о земном отце, оно тем более верно в отношении Небесного Отца, который, несомненно, знает, что именно лучше, благотворнее и здоровее для меня!»
Полезно помнить также о и том, что всё в этом мире временно и преходяще, всё — суета сует. С точки зрения вечности и бесконечности, мои волнения и несчастья подобны горю ребенка, который заливается слезами из-за утонувшего в тазу бумажного кораблика. В его глазах это трагедия вселенского масштаба. Однако придет день, когда и я, как тот ребёнок, тоже вырасту и пойму, что все мои проблемы, из-за которых я испытываю такую боль, – мнимые. Так должен говорить и повторять себе человек, пока боль его не утихнет. Тогда он почувствует тихую и спокойную уверенность в том, что всё, происходящее в соответствие с Б-жественным планом, не может быть ничем иным, как бесконечным благом, истинным добром и самой лучшей долей для него.
Выработав подобное отношение к событиям своей жизни, сформировав своё мировоззрение на этих основах, человек уже не будет столь слаб и уязвим, когда настигнут его трудности или, не дай Б-г, серьезные несчастья, и не станет жалкой и бессильной жертвой меланхолии, душевных кризисов или депрессий.
Такое мировосприятие – залог радости и счастья человека. Сторонний взгляд увидит бедствующего страдальца, но правда, как всегда, сокрыта глубже, под обманчивой внешностью. В любой ситуации человек может оставаться в ладу с собой, своей судьбой и радоваться своей участи. Мудрецы учили нас, что не обстоятельства делают человека страдальцем или счастливцем, а его отношение к ним. Человек, довольный своей долей, — воистину богат, даже если объективно он ограничен в средствах и окружающие считают его бедняком. Богатство – относительное понятие, и если миллионер ворочается с боку на бок и не спит, терзаясь завистью по поводу частного самолета, который вчера приобрёл его приятель, – то он на самом деле беден и несчастен. Ведь бедность – это тоже душевное состояние, порождённое ощущением нехватки, недостачи, преувеличенными материальными потребностями. Испытывая финансовые затруднения, но не делая из этого трагедию своей жизни, стараясь устроить жизнь в рамках имеющихся возможностей, не допуская зависти к другим и не тоскуя по несбыточному, довольствуясь малым, отпущенным свыше, человек почувствует себя реальным богачом. Ведь он и не желает большего, чем то, что пришло к нему как результат его честного труда и добросовестных усилий!
И если дополнительные усилия не приносят дополнительных результатов, значит, они излишни! Тот, кто знает, что он находится под постоянным вниманием и наблюдением Творца, который его помнит, видит и безгранично любит, тот, кто помнит, что Творец даёт ему всё, абсолютно всё, что реально хорошо и необходимо для него, конечно, станет радоваться своей доле.
Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни" Правило 1. Понимание смысла страданий и блага, сокрытого в них.
Основная причина различных душевных кризисов – это ощущение беспомощности и невозможности противостояния продолжительным трудностям, страданиям, неожиданным и тяжелым ударам судьбы, которым, как кажется, нет конца. В таких ситуациях человеком овладевает чувство одиночества, заброшенности, затерянности в этом страшном и пугающем мире. Подчас он испытывает душевный перелом и значительную трансформацию сознания, которая нарушает его мировосприятие и уводит в перевёрнутый мир, далекий от реальности.
Интересно, что среди подверженных душевным кризисам оказываются образованные люди, с рациональным мышлением, властным характером, занимавшие ответственные руководящие должности. Они нередко страдают от беспричинных страхов и навязчивых состояний, от которых не могут избавиться. Понятно, что легче предотвратить кризис, чем выйти из него.
Известно, что посредством положительного мышления можно рассеять то характерное напряжение, которое предшествует кризису. Ещё более необходим позитивный подход тому, у кого не хватило самоконтроля, и кто уже дезорганизован глубоким душевным разладом. Позитивное и конструктивное размышление порождает готовность души бороться с трудностями через понимание смысла жизни, причины страдания в мире и того положительного эффекта, к которому оно приводит в конечном итоге. Осознание того, что всё происходящее наполнено смыслом, делает человека стойким перед любым развитием событий. Как результат: ничто не способно сломить его – и это истинная победа духа.
Поясним подход иудаизма к обсуждаемой теме, и вы убедитесь, что именно он является гарантией вашего душевного здоровья, спокойствия и радости жизни.
Фундаментальным принципом, на котором (и только на нём!) можно выстроить правильное понимание причины страданий, умение увидеть в них благо и условия духовного роста, осознание того, что в кажущемся зле скрыто добро, является вера в высшее Провидение Творца.
Всякий, который знает, что мир создан во благо человека, что в мире нет случайностей и Провидение Творца охватывает мироздание от края и до края, и всё, что происходит в жизни человека, – правильно и хорошо для него, понимает ограниченность своего разума и всей душой полагается на Всевышнего, предназначившего ему эту долю. Сложная мозаика жизни недоступна видению человека. Не зная будущего и различных вариантов своей судьбы, трудно воспринять, к примеру, банкротство своего бизнеса. Кто знает, возможно, ваш финансовый успех и процветание обернулись бы непредвиденным крахом семейной жизни. Нагрянувшее богатство могло повредить воспитанию детей, и, вопреки вашим ожиданиям и усилиям, они бы не выросли достойными людьми. Нередко нравственность и моральный портрет человека становятся жертвой «золотого тельца». Бесчисленны и случаи убийств на почве зависти к чужому благополучию, успеху и достатку.
Залогом счастья человека в этом мире является его глубокое осознание, что Творец любит его больше, чем он сам любит себя.
Нередко мы сочувствуем человеку, которому довелось родиться некрасивым или же появиться на свет с врождённым физическим недостатком, жалеем хронических больных, сострадаем каждому, кто попал в трудное положение. А ведь это он сам, его бестелесная душа — ещё до своего рождения в этот мир — просил об этом, потому что только эта доля могла быть искуплением для его предыдущих воплощений.
Залогом счастья человека в этом мире является его глубокое осознание, что Творец любит его больше, чем он сам любит себя. Желание Творца – добро и благо человека. А значит, у страданий есть причина, и эта причина – безусловное добро. Однако ограниченность нашего разума является серьёзным препятствием к пониманию истинной причины наблюдаемого. Предыдущая статья: Статья первая — введение. автор текста: Рав Замир Коен
Сегодня специалисты отмечают возросший процент населения страдающего от душевных болезней. Люди, которые всегда отличались здоровой психикой, уверенностью в себе, были рассудительными и способными к самоконтролю, – вдруг обнаруживают в себе беспредметные страхи, фобии, тяжелые депрессии и другие душевные расстройства.
Лишь в редких случаях душевные болезни возникают без видимой причины. Как правило, они являются следствием различных тяжелых кризисов, которые травмируют человека и приводят к расстройствам психики. Однако не следует забывать, что профилактика поддерживает и телесное здоровье, и душевный баланс. Чем раньше мы привьём своим детям (и себе самим!) правильный взгляд на жизнь и здоровье, поймём назначение трудностей, кризисов и проблем, тем твёрже мы выстоим во всех испытаниях.
Постарайтесь выработать свой собственный способ мысленной профилактики, который поможет вам: успокоит, облегчит страдания, примирит с обстоятельствами, которые вы не в силах изменить, а возможно, и принесёт излечение – как от физического, так и от душевного кризиса.
Чем раньше мы привьём своим детям (и себе самим!) правильный взгляд на жизнь и здоровье, поймём назначение трудностей, кризисов и проблем, тем твёрже мы выстоим во всех испытаниях.
Итак, поддержание душевного здоровья зависит от четырёх основных факторов:
Понимания смысла трудностей и страданий, которыми нас испытывает жизнь, и того блага, которое сокрыто в них. Воздержания от излишнего нервного напряжения. Адекватного и терпимого отношения к оплошностям и просчётам близких людей. Близкого контакта с природой – освежающего и обновляющего.
Современная психиатрия и человек
Содержание этой главы абсолютно соответствует основам иудаизма и его фундаментальным понятиям. В ней вы найдёте общие советы и наставления, подходящие для каждого человека. Однако если вы серьёзно больны — ваше состояние требует индивидуального подхода. Для лечения вам следует обратиться к специалисту-профессионалу, желательно, богобоязненному человеку, который сумеет найти для вас индивидуальное решение.
К сожалению, традиционная терапия, которой подвергаются сегодня душевнобольные, зачастую оказывается медицинским преступлением. В её основе лежит отношение к человеку как к высокоразвитому животному, что абсолютно противоречит точке зрения Еврейской Торы. Современные психиатрия и психология широко используют принципы психоанализа Фрейда. Постулатом психиатрических исследований является аналогия поведения человека и животных (в основном, в сравнительной психологии, развитию которой способствовали работы Дарвина и его ближайшего ученика Джорджа Джона Роменса. Роменс пытался доказать, что у животных есть «базовое человеческое сознание»). В действительности же, человек – совершенно особое создание, Венец творения. Его мыслительная деятельность и штампы поведения – это порождения его высокой души.
Нередко сегодняшние психиатры практикуют высокомерное и, порой, жестокое отношение к своим пациентам. Не вызывает сомнения, что в недалёком будущем человечество с негодованием отвергнет некоторые из принятых сегодня форм «лечения». Разумеется, недопустимо предоставлять свободу необузданному и опасному душевнобольному. Однако необходимость защитить общество от контакта с ним, результат которого непредсказуем, не оправдывает применения электрошока или инъекций убойных доз психотропных препаратов. Человек, выбравший психиатрию как профессию, прежде всего, должен быть понимающим и добросердечным, исполненным сочувствия и симпатии к своему несчастному пациенту. Ведь оба они, и пациент, и врач, — созданы по образу Всевышнего.