Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Альбом Игоря Сивака "Нехолодная война 1945-1991"2011-06-09 17:35:09... "Нехолодная война 1945-1991". Этот альбом недавно ... "Нехолодная война 1945-1991" содержит 15 душевных ... + развернуть текст сохранённая копия Если вы являетесь поклонником музыки в жанре военный шансон, то рекомендую вам ознакомиться с альбомом Игоря Сивака "Нехолодная война 1945-1991". Этот альбом недавно был выпущен интернет-издательством "ТАКИЕ ДЕЛА!" Альбом "Нехолодная война 1945-1991" содержит 15 душевных композиций на военно-патриотические темы, которые обязательно придутся по душе российским жителям старшего возраста. Ведь с помощью творчества исполнителя они смогут иначе взглянуть на события, происходящие в нашей стране на фоне их жизни. По указанной выше ссылке вы найдете несколько способов для скачивания альбома, из которых сможете выбрать более приемлемый. Распространение альбома не несет в себе коммерческой цели, так что, вы можете скачать его бесплатно с сайта rutracker.org даже в lossless-формате, что особенно приятно для ценителей качественного звука. Тэги: 1945, 1991, music 41. АЛИСА – "Шабаш" (1991)2011-04-24 16:55:17... в июне 1991 года в Москве ... » 6 июня 1991 года. Сдавал ... />АЛИСА – «ШАБАШ» (1991). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ ... + развернуть текст сохранённая копия Константин Кинчев – голос, акустическая гитара (12) Пётр Самойлов – бас-гитара, голос Андрей Королёв – клавиши, голос Игорь Чумычкин – гитара Андрей Шаталин – гитара Михаил Нефёдов – барабаны Звук зал – Ю.Шлапаков Звук сцена – Д.Канов Свет – А.Столыпин Администратор – В.Батогов Директор – А.Тимошенко Музыка – группа «Алиса», слова – К.Кинчев (1-3, 5-15), Су Ши («Лодка») Записано на концерте в Лужниках 28.10.1990 г. Запись и микширование – ВПТО «Видеофильм» Звукорежиссура – С.Соловьёв, А.Худяков, Д.Канов Engineering – А.Шабунов, В.Титиев …Ива да клён... Ох, гляди, красно солнышко врежет по почкам! Имя Имён Запрягает, да не торопясь, не спеша. Имя Имён... А возьмет да продраит с песочком! – Разом поймём, Как болела живая душа. Имя Имён... Эх, налететь бы слепыми грачами на теплую пашню. Потекло по усам... Шире рот! Да вдруг не хватит на бедный мой век! Имя Имён прозвенит золотыми ключами... Шабаш! Всей гурьбою на башню! Пала роса. Пала роса. Да сходил бы ты по воду, мил человек! Александр Башлачёв <1986>. Конец октября 1990 года в Москве был промозглым и каким-то размазанным. Серым. Хорошо это помню, потому что несколько дней мы с отцом безуспешно рассекали по центру города с целью достать билет на концерт памяти Виктора Цоя в Лужниках. Этот концерт состоялся 26 октября, когда на сцене друг друга сменяли Джоанна Стингрэй, «Алиса», «ДДТ» и «Аквариум», и мне в итоге пришлось довольствоваться лишь недолгой телеверсией компании «ВИД», показанной Центральным Телевидением по горячим следам (впоследствии в широкую продажу был выпущен упакованный в массивный бокс VHS «Человек в чёрном» с чудовищным звуком и неуместной викториной (!) на тему творческого пути группы «Кино», перемежающей фрагменты мемориальных выступлений наших рок-грандов). Впоследствии информационный голод в данной связи удалось утолить некупированной трансляцией радиостанции «SNC». Но нет худа без добра: сам того не ожидая, в то промозглое октябрьское воскресенье я стал обладателем приобретённого в залитой дождём театральной кассе на улице Горького билета на сольный концерт группы «Алиса» – с не казавшимся таким уж неуместным разогревом в лице весьма популярной в то время американской певицы Джоанны Стингрэй и её группы. Четыре московских концерта «Алисы» прошли на той же сцене МСА 27 и 28 октября, притом игрались они дважды в день. Вот так получилось, что 27 октября 1990 года в 14.00 я оказался на первом в своей жизни рок-концерте, и по велению судьбы это был концерт самой яркой – по всем объективным составляющим – на тот момент группы СССР; группы, о лидере которой чего только не говорили в среде мало в ту пору информированных и падких до горячих сенсаций сограждан. Ходил, к примеру, слух, что Константин Кинчев режет во время своих концертов вены и мажет лицо кровью, а ещё он, дескать, заигрывает с нацистской атрибутикой и только чудом не угодил в тюрьму. Мне все эти разговоры были, в целом, по-барабану, потому что я верил собственным глазам и ушам, а чего не знал – того не знал. К тому моменту я имел в коллекции три бережно обёрнутые целлофаном виниловых пластинки «Алисы», фактически не покидавших проигрыватель, кучу разнообразной концертной Кинчевской акустики на хороших немецких кассетах и, в конце концов, знал наизусть фильм «Взломщик», посмотренный раз пятнадцать. И вот, наконец, «Алиса» как она есть. Я буквально сгорал от нетерпения и впитывал без остатка всё, что видел и слышал. На улице в этот день было плюс 4 по Цельсию (если верить дневнику, который я вёл в то время). Путь от «Спортивной» до МСА запомнился каким-то безумным количеством стендов с постерами главных наших рок-групп и чёрно-белыми фотографиями Виктора Цоя, погибшего два месяца назад. Всё это уныло сырело под холодным дождём и создавало тяжкую атмосферу: я, как миллионы подростков Советского Союза, боготворил Цоя и тяжело, фактически на родственном уровне, переживал его страшную гибель. Ещё было много снующих тут и там «алисоманов» с пионерскими галстуками, от души разрисованными шариковыми ручками и повязанными на манер нынешних бандан, а на эскалаторе метро мне, в ту пору 15-летнему школьнику, особо приглянулись две по-боевому раскрашенные девицы в красных (!) кожаных куртках. Безумное количество милиции с дубинками – как в метро (в вестибюле «Спортивной» собираться рок-фэнам не позволяли и активно выгоняли разношёрстные стайки на улицу), так и на подходах к МСА. На подступах к спорткомплексу, помимо армейских и милицейских автобусов, стояло несколько «Икарусов» с логотипами передвижных телестудий (возможно, они ещё не разъехались после только-только отгремевшего мемориала Цоя). Прошедшим внутрь пораньше из фойе была хорошо слышна басовитая распевка Кости, а основной саундчек проходил в присутствии зрителей: столь мощно звучащей слэпующей бас-гитары я не слышал впоследствии никогда! Со сцены периодически кто-нибудь деловито переговаривался с пультом («Антон, меня слышно?», «Сделай Джоанне микрофон!» и т.д.), а сценический задник представлял из себя внушительных размеров чёрное полотнище с огромной красной звездой, перевитой серебристой колючей проволокой. В 14.00 на сцену вышел человек, представивший Джоанну Стингрэй и её музыкантов и сказавший небольшое вступительное слово о том, что Джоанна во многом помогла группе «Алиса», выпустив несколько её песен в США на диске «Красная волна». Их связывает крепкая дружба и иногда, как в этот раз, они выступают вместе. Группа Джоанны Стингрэй под неодобрительный свист фэнов «Алисы» стоически отыграла получасовой сет с материалом пластинки «Thinking Till Monday» («Думаю до понедельника»), как раз появившейся в те дни на прилавках магазинов «Мелодия». В паузах между песнями из партера, заполненного где-то на четверть, наиболее буйные «алисоманы» кричали всякие нелицеприятности типа: «Кончай скоре-е-е-е-ей!» Было исполнено пять песен, в числе которых абсолютно точно были печально-актуальная «Tsoi Song», «Yerosha» (Джоанна во вступительном слове к ней рассказала, что это «был такой хороший обезьянка, который плохо держался на ногах и всё время падал»), а завершился сет Стингрэй песней «Modern Age Rock`n`Roll» на музыку Б.Г. И вот, наконец, ведущий концерта под нарастающие вопли фэнов объявил: «Итак, дорогие москвичи и гости Москвы, для вас поёт Константин Кинчев и группа «А-ЛИ-СА»!!!» Концертный образ Кости Кинчева на том концерте в моём дневнике зафиксирован следующим образом: «Одет в чёрный полуплащ с алым отворотом на груди. Выкрашен, как полуночный демон, вышедший на кровавую охоту. Кожаные его одежды блестят в отсветах красных сценических огней». Как оказалось, мне было суждено побывать на московской премьере программы «Шабаш», посвящённой памяти истово почитаемого мной и по сей день Александра «СашБаша» Башлачёва, расставшегося с жизнью 17 февраля 1988 года (по роковому стечению обстоятельств, эмоционально те концерты были окрашены ещё и траурными оттенками в память о недавно погибшем лидере группы «Кино»). В Питере программа «Шабаш» была представлена в СКК в конце сентября 1990 года. Состав «Алисы» я хорошо знал, поскольку он был уже вполне устоявшимся и сыгранным. Помимо 31-летнего Кости в «Алисе» образца 1990 года играли: Пётр Самойлов (бас-гитара, бэк-вокал), Андрей Шаталин (гитара), Игорь Чумычкин (гитара), Андрей Королёв (клавишные, бэк-вокал) и Михаил Нефёдов (барабаны). Сет-лист дневного выступления 27 октября выглядел так: 1) «Шабаш» 2) «Жар Бог Шуга» 3) «Бес паники» 4) «Новая кровь» 5) «Ветер водит хоровод» 6) «Лодка» 7) «Чую гибель» 8) «Ко мне» 9) «Стерх» 10) «Движение вспять» 11) «Красное на чёрном» 12) «Время менять имена» 13) «Моё поколение» 14) «Всё в наших руках». На «бис», после адресованного публике вопроса «Чё будем петь?» и не вынимая изо рта дымящуюся сигарету – «Мы вместе!» Финальная фраза: «Спасибо! Мы ждём вас ещё на наших концертах. Приходите!» Под конец выступления народ восторженно бесновался и «стоял на ушах», так что группу ещё долго пытались вызвать обратно на сцену. Оказалось, что именно эти октябрьские концерты 1990 года были взяты за основу при записи едва ли не первого в истории отечественного рока двойного концертного альбома – «Шабаш». Говоря о названии, и без того многозначном, думаю, можно обратить внимание и на явный экивок в сторону столь почитавшейся музыкантами «Алисы» группы «Black Sabbath», в числе лучших альбомов которой значится пятый в её студийной дискографии безукоризненный винил 1973 года «Sabbath Bloody Sabbath». Что же касается материала пятого номерного альбома «Алисы», то его итоговую основу составили самые яркие песни Константина Кинчева середины и конца 80-х годов, представленные до того рок-сообществу в аскетично-акустическом звучании и пронизанные, главным образом, квазифольклорной тематикой и выпуклыми аллюзиями на творчество А.Башлачёва, Д.Ревякина, В.Высоцкого, С.Есенина, В.Хлебникова, Вяч.Иванова, Н.Гумилёва и других. Десять ранее официально не зафиксированных песен были сочно усилены переаранжированными хитами с предыдущих альбомов: «Моё поколение» и «Ко мне» (альбом «Энергия» 1985 года), «Красное на чёрном» (альбом «БлокАда» 1987 года), «Стерх» (альбом «Шестой Лесничий» 1989 года) и «Всё это рок-н-ролл» (официально утерянный на тот момент магнитоальбом 1989 года «Статья 206, часть II»). Поначалу альбом «Шабаш» планировалось записать во Франции, но записанные сессии не устроили группу и работа была перенесена в стены ВПТО «Видеофильм». К слову, многие фэны «Алисы» имеют в коллекции запись французского концерта, на котором была сыграна известная впоследствии песня «Камикадзе» - в совершенно иной аранжировке и, в контексте программы «Шабаш», с иной смысловой нагрузкой, нежели на альбоме «Для тех, кто свалился с Луны». Во время московских концертов в октябре 1990 года с помощью 24-канальной передвижной студии была сделана запись 17 песен, но позже трек-лист был сокращён в угоду хронометражу. В итоге концертные материалы были существенно перемонтированы, и на альбоме «живыми» были оставлены лишь ритм-секция, некоторые гитарные рифы, голоса поклонников и вокал в песне «Всё это рок-н-ролл». Голос и клавишные были полностью перезаписаны в студии. По словам звукорежиссёра Андрея Худякова, в конце концов «получился причёсанный в студийных условиях альбом, до краёв наполненный концертным духом». А в июне 1991 года в Москве и Питере состоялись концерты, на которых уже была представлена двойная виниловая пластинка «ШАБАШ» (было сыграно по три аншлаговых концерта в каждом городе). Накануне в печатной прессе и сразу в нескольких музыкальных телепрограммах прошла массированная рекламная кампания этой презентации, а в эфире радио «SNC» (ярчайшее впечатление!) едва ли не в дни концертов пьяный Костя в интервью Юрию Спиридонову матерно выражал возмущение поведением ОМОНа и милиции по отношению к фэнам. Оригинальной «фишкой» презентационных концертов «Шабаш» стала льгота на приобретение выпущенной на собственные средства группы пластинки тем, кто предъявит три выпущенных ранее диска «Алисы» – «Энергия», «БлокАда» и «Шестой Лесничий». Конверты этих винилов прямо у дверей спорткомплекса продавцы-волонтёры нещадно дырявили дыроколами, дабы исключить повторное предъявление. Я присутствовал на концерте в УДС «Крылья Советов» 6 июня 1991 года. Сдавал в те дни школьные экзамены, но всё равно вырвался в Сетунь по столь важному случаю. Ближе к вечеру в Москве разразилась гроза и пошёл дождь с градом – так что конверт первого, купленного перед концертом экземпляра пластинки «Шабаш» у меня помечен щедрыми дождевыми разводами (помнится, нормальный экземпляр я получил позже, когда вступил в фан-клуб «Армия Алиса» и съездил за дисками в штаб-квартиру близ метро «Савёловская»). На входе в УДС запомнился пьяный в хлам парень в тельняшке и с морской свинкой, невозмутимо сидящей у него на плече. Сам концерт был выстроен идентично трек-листу пластинки, запомнился он отличным звуком и сценографией (не в пример октябрьской премьере в Лужниках), а также ловко ввёрнутой Костей в песню «Новая кровь» и вызвавшей бурный восторг ремаркой: «Кто-то попал под дождь – КАК СЕГОДНЯ!». Ещё были три бонуса, в числе которых: первое исполнение песни «Смутные дни» (с предшествующей ей горячей речью о любви к москвичам), «Нет войне!» с представлением музыкантов и всеобъединяющая «Мы вместе!». Переиздания альбома «Шабаш» на компакт-дисках: версии 1993, 1996 и 1997 гг. Альбом «Шабаш» подвёл пламенеющую черту под значительным этапом жизни и творчества группы «Алиса», закрыв период анархического «веселья на костях», период неукротимого и щемящего душу неоязычества, так толком и не привившегося в условиях постсоветской России. Многие по сей день считают эту работу важнейшей как для группы, так и для всего отечественного рока в целом. Эта программа стала квинтэссенцией и эталонной вершиной, в ней – Бог и чёрт, боль и любовь, сила и неистовство, воинственность и милосердие. Соединение древнерусского фольклора и современной рок-культуры, попытка создать на почве лучших мировых образцов хард-рока нечто самобытное и жизнестойкое в здешних неласковых реалиях. Это – русский рок как он есть, его гордость и слава. Нерушимый обелиск. Живая нить. Пульсирующий мост от поколения к поколению. Жарбог! Жарбог! Я в тебя грезитвой мечу, Дола славный стаедей, О, взметни ты мне навстречу Стаю вольных жарирей. Жарбог! Жарбог! Волю видеть огнезарную Стаю легких жарирей, Дабы радугой стожарною Вспыхнул морок наших дней. Велимир Хлебников <1908> АЛИСА – «ШАБАШ» (1991). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ: Альбом «ШАБАШ» группы «Алиса» (Википедия) Тексты песен альбома «ШАБАШ» Рок-группа «Алиса» (Википедия) Официальный сайт группы «АЛИСА» Александр Николаевич Башлачёв (Википедия) «СУМЕРКИ» (Константин Кинчев) Думы мои - сумерки, Думы - пролёт окна, Душу мою мутную Вылакали почти до дна. Пейте, гуляйте, вороны, Нынче ваш день, Нынче тело да на все четыре стороны Отпускает тень. Вольному - воля, Спасённому - боль. Вольному – воля… Вот он я, смотри, Господи, И ересь моя вся со мной. Посреди грязи алмазные россыпи. Глазами в облака да в трясину ногой. Кровью запекаемся на золоте, Ищем у воды прощенья небес, А черти, знай, мутят воду в омуте, И стало быть ангелы где-то здесь. Вольному - воля, Спасённому - боль. Вольному – воля… Но только в комнатах воздух приторный, То ли молимся, то ли блюём. Купола в России кроют корытами, Чтобы реже вспоминалось о Нём. А мы все продираемся к радуге Мёртвыми лесами да хлябью болот, По краям да по самым по окраинам, И куда еще нас бес занесёт? Вольному - воля, Спасённому - боль. Вольному – воля… Но только цепи золотые уже порваны, Радости тебе, солнце моё! Мы, такие чистые да гордые, Пели о душе, да всё плевали в неё. Но наши отряды, ох, отборные, И те, что нас любят, - всё смотрят нам вслед. Да только глядь на образа, а лики-то чёрные… И обратной дороги нет. Вольному - воля, Спасённому - боль. Вольному – воля… Тэги: 1990, 1991 Ranma ½: Big Trouble in Nekonron, China (rus)2011-01-18 21:13:09... : 10pt;">02.11.1991 + развернуть текст сохранённая копия Ранма 1/2 (фильм первый) Ranma ½: Big Trouble in Nekonron, China Ranma ½: Chuugoku Nekonron Daikessen! Okite Yaburi no Gekitou Hen!! Ranma 1/2: The Battle of Nekonron, China - A Battle To Defy the Rules Ranma 1/2: Chuugoku Nekonron Daikessen! Okite Yaburi no Gekitou Hen!! Ranma 1/2: Big Trouble in Nekonron, China Ranma 1/2 Movie 1 らんま1/2 中国寝崑崙大決戦!掟やぶりの激闘篇!! らんま½ ~中国寝崑崙大決戦!掟やぶりの激闘篇!!~ Производство: Япония Жанр: приключения, комедия, сёнэн Тип: полнометражный фильм, 75 мин. Премьера: 02.11.1991 Режиссёр: Иути Сюдзи Снято по манге: Ranma Nibun no Ichi Автор оригинала: Такахаси Румико Краткое содержание: Все было хорошо, и мирно текла жизнь в резиденции Тэндо, пока не появилась странная девушка, желающая отомстить Хаппосаю за несдержанное обещание. Все еще больше усложняется, когда появляется Кирин и его Семь Богов Удачи и похищают Аканэ. Теперь Ранма и компания должны отправиться в Китай и спасти Аканэ, прежде чем Кирин женится на ней!
Тэги: 1991, год 39. КРЕМАТОРИЙ – "Зомби" (1991)2009-08-26 22:25:17... эфире уже в 1991 году, после выхода ... > КРЕМАТОРИЙ – «ЗОМБИ» (1991). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ ... + развернуть текст сохранённая копия Армен Григорян – акустическая гитара, вокал, бэк-вокал Михаил Россовский – скрипка Виктор Осипов – гитара, клавишные (13) Сергей Третьяков – бас-гитара Андрей Сараев – ударные Музыка и тексты – А.Григорян, кроме: (5) – А.Григорян, М.Россовский – А.Григорян; (8) – А.Григорян, С.Третьяков – А.Григорян; В.Осипов (1, 13). Аранжировка – «Крематорий». Администраторы: Ольга Жигарева, Александр Агеев Альбом записан на студии «Black Bird» в декабре 1990 г. Звукорежиссёр – Алексей Соколов Художник – Василий Гаврилов Дизайн: Александр Гаврилов, Василий Гаврилов. Петь и играть в гулкую пустоту большого и пронизанного электрическим светом, ещё только ожидающего зрителей зала ДК им.С.П.Горбунова с одиноко сидящим в одном из кресел Арменом Григоряном, с неожиданным любопытством взирающим на сцену, - это было особое ощущение. Мы, как молодая группа, приехали на саунд-чек задолго до начала фестиваля, и так вышло, что с нас, собственно, и начали настройку аппарата. Это был не по-весеннему холодный день 12 мая 1999 года, когда в «Горбушке» наконец-то состоялся, невзирая на первоначальный технический перенос, первый международный фестиваль нового музыкального движения «Рок-Держава». Участвовали болгары «Sprint», магаданцы «Миссия: Антициклон», культовый «Обер-манекен», Сергей Калугин с группой «Артель» (тандем тогда ещё не получил название «Оргия Праведников»), «Каземат», «СерьГа» и «Крематорий», представивший публике играющую в стиле «Зоопарка» подающую надежды ритм-энд-блюзовую группу «Заповедник». Во время утренней настройки звука подъехала группа «Крематорий» - так и вышло, что Армен оказался сначала вместе с нами на сцене, а затем и в зрительном зале. После в гримёрке мы познакомились и несколько раз общались во время фестиваля, а сразу после настройки звука я поехал домой, чтобы переодеться во что-нибудь более тёплое (день выдался сырым и дождливым), а к вечеру вернуться. В троллейбусе мелькнула мысль взять у Армена автограф на память о знакомстве и душевном общении, а дома я уже отлично знал, на чём должен этот автограф быть оставлен. Выбор пал на самый любимый мой альбом «Крематория», заслушанный до дыр ещё на виниле, а впоследствии купленный сначала на кассете, а затем и компакт-диске. После того, как я вкратце выразил восторг и кое-какие мысли по поводу этой записи, Армен одобрительно кивнул, стряхнул пепел с сигареты и неторопливо оставил памятную надпись на глянцевой вкладке. О группе «Крематорий» я узнал в конце 1988 года, это было время альбома «Кома». В домашней коллекции, увы, так и не появилось грампластинки «Живые и мёртвые», оформленной в духе «тирексовской» «The Slider» (очень мною почитаемой из-за «Metal Guru», «Rock On», «Telegram Sam» и «Baby Boomerang») – запись с винила я услышал намного позже, на кассете. Зато был записанный тем же составом уносящий подростковое сознание в какое-то воображаемое Средневековье диск «Клубника со льдом». Одним словом, фактически одновременно – с «Комы», «Живых и мёртвых» и «Клубники со льдом» – для меня в полный рост начался «Крематорий». Если довериться ощущениям, то новый философско-музыкальный облик группы, проявившийся уже в первых альбомах 90-х годов, берёт своё начало именно из записей 1989 года: лично я склонен считать, что цикл песен, получивший название «Зомби», пророс в наиболее характерном своём виде из песни «Павлик Морозов». Вспомним лишь один куплет: Здесь не всё продаётся, но всё покупается Или сдаётся внаём. При случае дворник может стать князем, А убийца стать судьёй. Все новые стихи содраны со старых, Новые жрецы всё валят на мёртвых. А всё оттого, что Павлик Морозов жив! Вот оно, искомое начало «Зомби». Первые записи новых песен я услышал на радио «SNC», это были «Твари», «Яд» и «Калигула», а позже – «Уродина». При этом, «Калигулу» я почему-то запомнил в акустическом варианте. Всё это звучало в эфире уже в 1991 году, после выхода магнитоальбома и его двухдневной февральской презентации в ДК МЭИ, совмещённой с презентацией книги Маргариты Пушкиной «Заживо погребённая в роке» (к этой книге Армен Григорян также имел отношение). Затем я долго и нетерпеливо ожидал выхода пластинки, в результате чего однажды чуть было не спутал «Зомби» с «Каннибалом» «Коррозии металла», когда увидел конверт винила «Коррозии» под мышкой по-рокерски прикинутого парня, идущего из «Мелодии» на Ленинском проспекте к метро «Октябрьская» – с перевёрнутой обложки смотрела ухмыляющаяся черепушка весьма гротескового вида, а название группы начиналось на размашистую «К» (большего было не рассмотреть). Ждать «Зомби» пришлось до 1992 года, когда в музыкальном отделе на втором этаже Дома книги на Новом Арбате я, наконец, купил этот диск. На пластинке было 10 треков: «Зомби», «Больной», «Калигула», «Твари», «Ура!», «Шпалер», «Черви», «Газы», «Уродина» и «Осень». Первое, что привело в восторг ещё у прилавка – обложка Василия Гаврилова, впервые тогда оформившего альбом «Крематорию» и ставшего с тех пор штатным художником группы. Настолько здоровского оформления не было ещё ни у одной отечественной рок-пластинки, разве что у LP «Смотри в оба» «Странных игр» или «арийской» «Игры с огнём». Вторым из до сих пор восторгающих факторов был звук. Я не знаю, как Алексею Соколову удалось записать настолько по-западному звучащий альбом, знаю только, что работа над «Зомби» была нелёгкой – взять хотя бы случайно уничтоженную запись барабанов, которые Андрею Сараеву пришлось перезаписывать уже поверх готовой фонограммы – с одного (!) дубля. Кстати, вспомним, как у коллектива складывались дела на момент записи «Зомби». Два предыдущих альбома «Крематория» были созданы одним и тем же составом музыкантов. Однако, при подготовке новой программы ушёл гитарист Дмитрий Куликов, невзирая на уже созданные им музыкальные заготовки к грядущему альбому. Вслед за Куликовым «Крематорий» покинул саксофонист А.Куницын – оба музыканта связали в итоге свою творческую жизнь с новой московской вандал-рок бандой «Бахыт-компот». А в «Крематорий» пришёл, отклонив предложение группы «Лига блюза», профессиональный джазовый гитарист Виктор Осипов, вернувшийся из Европы после записи там сольной пластинки. Благодаря Осипову (возможно, в силу эффекта лёгкого подхода к неизвестному для себя рок-ремеслу) аранжировки новых песен «Крематория» приобрели на удивление непривычный, и вместе с тем воспринимаемый «на ура» саунд. Получилось по-хорошему академическое и, местами, даже строгое звучание. Всё слушается так, будто аранжировки существовали изначально, а затем на «рыбу» были написаны тексты. Довольно быстро Виктор Осипов, не найдя с музыкантами общего языка, покинул группу, успев только записать альбом «Зомби» и уступив после нескольких концертов своё место Андрею Мурашову. В самом конце 1990 года в студии в Сокольниках «Крематорий», пусть и не столь легко, как предполагалось, записал свой фантастический и не похожий на другие альбомы шедевр. Армену Григоряну на момент записи едва исполнилось 30 лет. Пластинку «Зомби» я в невероятных количествах переписывал и всячески рекомендовал друзьям, и во время экспресс-подготовки к поступлению в институт она постоянно звучала дома. Дальнейшие воспоминания связаны с 1993 годом. В октябре 93-го в Москве стреляли. Отлично помню, как в самом начале месяца мы с институтским другом договорились поехать на репетицию тогда ещё безымянной нашей группы в Строгино, я безуспешно прождал его около двух часов на «Щукинской», а вскоре выяснилось, что он в это время бегал под пулями в окрестностях Московского зоопарка, где, надо заметить, было в те дни очень жарко. Именно из-за той памятной заварушки, связанной с кровавым противостоянием президента Ельцина и Верховного Совета, были отменены и концерты «Крематория» в «Горбушке», куда мы очень хотели сходить. В Москве был объявлен комендантский час, по радио «Эхо Москвы» звучала только что получившая студийное воплощение песня БГ «Козлы», телецентр Останкино штурмовали на танке весьма серьёзно настроенные люди, на Новом Арбате и Красной Пресне шли снайперские перестрелки, а, скажем, станцию метро «Баррикадная» поезда проезжали без остановок. Тем не менее, к середине октября жизнь в городе вернулась на круги своя, и мы сходили-таки, забив на предостережения о возможных провокациях, на «Крематорий» 14 числа (до того я был на презентации «Двойного альбома» там же, 26 марта). Первой песней концерта, которую Армен Григорян посвятил отгремевшим в Москве событиям, была именно «Зомби». Настолько актуально эта песня, пожалуй, не звучала больше никогда, и зал встретил её единым порывом. Второй по счёту прозвучала песня «Больной». Я по ходу фиксировал сет-лист, и помимо двух названных песен из альбома «Зомби», на том концерте группа сыграла «Твари», «Газы», «Шпалер» и «Калигулу». Что касается бешено популярной тогда песни про Калигулу, то она была исполнена под занавес, в числе трёх самых ударных вещей, наряду с «Таней» и «Мусорным ветром». …А компакт-диск «Solyd Records», дублировавший виниловую версию и дополненный тремя треками с альбома «Клубника со льдом», тот самый компакт, на котором расписался Армен Григорян, я купил в «Мелодии» на Новом Арбате в феврале 1997 г. Впоследствии стала иметь хождение и получила популярность версия дополненного переиздания «Зомби», открывающегося интродукцией «Клофелин», завершающегося «Балладой» и несколько удивившего изменённым порядком приросших, вроде бы, друг к дружке треков. Итак, пространство Зомби открывает свои разящие могильным холодом врата, а стоящие на самом пороге готовы к метафизическому путешествию в мир Смерти и сексуального безумия. Для начала рекомендовано принять дозу «Клофелина» и погрузиться в беспокойный, тягучий сон. Звучит тревожная и гипнотичекая гитарная интродукция, а в сознании оживают картины Иеронима Босха. Неожиданно возникающий из психоделического потока царапающий барабанные перепонки голос некоего Цербера-киборга отвергает малейшие сомнения: вас здесь ЖДУТ. Первая песня альбома – «Зомби». Моментальное включение, упругая ритмика, необычно жёсткая для тогдашнего «Крематория» электрогитара, смещение в сторону высоких частот. Что приходит на ум, если применять очевидный подход? В моей версии – упомянутая выше песня «Павлик Морозов», из которой сюда перекочевала общая стилистика и система образов, а ещё, конечно же – «Дивизия зомби» Егора Летова: По долинам и по взгорьям Шла дивизия вперёд Дивизия зомби Гармоничные структуры Таят сокровища всемирной культуры Культуры зомби Вызывают шквал оваций Чудеса цивилизации Цивилизации зомби Чтоб функционировали наши дети Нужен порядок на всей планете На планете зомби По долинам и по взгорьям Шла дивизия вперёд Дивизия зомби… Предвестье конца, танцы на руинах, кровавое зарево фатальных пророчеств. Дальше – намного интереснее. Меня всегда зачаровывал этот образ Зомби, играющего на трубе. С одной стороны, представляется некая типовая скульптура пионера-героя с обшарпанным горном в гипсовой руке. Здесь – чистой воды символика, она многим ещё памятна. Но есть ведь и иная символика, менее зримая. Обратимся на секунду к любопытному исследованию Жана Делюмо – «Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.)», точнее – к фрагменту этого исследования под названием «ТАНЦЫ МЕРТВЕЦОВ И ПЛЯСКА СМЕРТИ». Кто он и откуда взялся, играющий на трубе Зомби? «…В публикации Гюйо Маршана 1485 года не нашлось места мёртвым музыкантам. Зато он включил их во второе издание. Полагают, что это добавление он позаимствовал у базельского образца и — шире — из германской иконографической традиции. Да, в плясках смерти из Лашез-Дьё, Любека и Берлина — две последних созданы под французским влиянием — перед кафедрой проповедника помещён мёртвый музыкант. Но, несомненно, лишь потому, что этот мотив уже получил широкое распространение в германоязычных странах. Базельские пляски привнесли нечто действительно новое: на пороге оссуария появились две одушевлённых мумии, одна из которых играет на дудочке, другая — на тамбурине. В Blockbuch'е 1465 года один из мертвецов, сидящий напротив папы, играет на волынке. Позже в ульмском (или гейдельбергском) Blockbuch'е (ок. 1485 года) появляется уже целый макабрический оркестр из трёх игроков на свирели и трубача. Гюйо Маршану не оставалось ничего, кроме как продолжать в том же духе с различными вариациями. В его издании 1486 года представлены четыре мёртвых музыканта, играющих соответственно на волынке, органе, арфе и свирели, причём исполнитель партии свирели заодно бьёт в барабан. Что касается роли Базеля, напомним, что именно в этом городе уроженец Аугсбурга Ганс Гольбейн-младший, обосновавшийся там в 1515 году, издал «Малый алфавит» (1520) и «Большой алфавит» (1521), в которых инициалы изображены на фоне сцен, заимствованных из плясок смерти (скелеты, набрасывающиеся на людей)». По-моему, хороший повод задуматься. Слушая песню «Твари», можно ещё раз вернуться к данной выдержке. Песня «Больной» посвящена «безымянному хозяину квартиры на Большой Никитской». Музыка – медитативная и даже жалобная местами, плачущая скрипка Михаила Россовского в дуэте с впечатанной в сознание «пинкфлойдовской» гитарой. Начало – пронзительное, притчевое, всегда вызывает у меня в душе сентиментальный резонанс: Старый, слабый, больной, беспомощный как дитя Жил в скотской будке с видом на звёзды Кремля. И у всякого дворника было право ударить его Вонючим совком по лицу… Вспомним ещё раз строчку: «…При случае дворник может стать князем, а убийца стать судьёй». Некий синтез книг Булгакова и Платонова в одном образе. Трагический каламбур в конце четверостишия, этот «вонючий совок», многократно усиливает предстающую в воображении картину. Город Солнца – несомненная отсылка к одноимённой утопии Томмазо Кампанеллы, написанной в тюрьме, где автор провёл 27 лет. А стремление сошедшего с ума героя этой песни стать Солнцем позже будет обыграно в песне Анатолия Крупнова «Пельменная». Рождённым в год Крысы посвящена песня «Калигула». «Он любил болтать своим болтом в больших и чистых губах. Жадно пил из ручья и к концу каждого дня превращался в козла. Оу-оу-хха»… Не думается, что Великий понтифик и Отец отечества Гай Юлий Цезарь Август Германик, вошедший в историю под обидным для него уменьшительным агноменом Калигула, одобрил бы, живым или мёртвым, появление такого произведения в его честь. Скорее, наоборот, учитывая органическое поражение мозга императора и щедро окраплённый кровью уход в мир иной. Впрочем, на появление песни Армена Григоряна оказал влияние, скорее, культовый фильм Тинто Брасса (1979). В песне, до сих пор поднимающей на дыбы любой концертный зал – гротесковые сцены в декорациях Древнего Рима и, понятное дело, излюбленные лидером «Крематория» бытовые современные аллюзии. Любопытная акустическая версия – на альбоме «Unplugged» (1992). К болту в чистых губах вернёмся чуть ниже. Сюрреалистическая песенка «Твари» стала со временем одной из «визитных карточек» группы. Мягкая акустика, фирменный «крематорский» вальсок. Безусловный хит с афористичной фразой в финале: «Вот и весь рассказ о том, как меня достали твари, играющие на дудках!». Выше мы уже листали исследование Жана Делюмо, есть лишний повод перечитать и попробовать взглянуть на привычные вещи с иного ракурса. Впрочем, в данном случае это не столь важно. В живой акустике песня звучит на упомянутом выше диске «Unplugged». Удивительную по глубине и красоте песню «Яд», несмотря на тяжёлое, в общем-то содержание, Армен Григорян посвятил своей маме – Аиде Григорян. Самое начало сразу задаёт нужный тон: Подавленный дух, испуганный взгляд, И ангелы все, как один, говорят: «Из тех, кто ушёл, никто не вернётся назад»… Песня, из-за необычайно цепкой мелодической основы, всегда пользовалась успехом, её и сейчас часто заводят на радио. Изначально на магнитоальбоме «Яда» не было, время внесло коррективы. Для альбома «Гигантомания» (1996) была сделана версия с клавишными. «Всё равно, СПИД или рак, грядущее – пепел, прошлое – мрак. Срази меня гром, если это не так!» - звучит неумолимо, как само словосочетание – Бич Божий. …Мама, это яд, это яд! Я знаю, это яд, это яд! Мама, это твои слёзы в ампулах, Мама, это твоя кровь в вине. Мама, не пей, мама, это яд! Альбом продолжает акустическая миниатюра «Ура!». Военно-эротическая двусмысленность, как бы некий дополнительный кадр из песни «Калигула». Лукавая улыбка, краткая передышка в путешествии. На концептуальном альбоме «Микронезия» (1996) песня нашла своё законное место среди себе подобных по хронометражу. «Под барабанную дробь в ожиданьи конца выйду я из неё…» Sapienti Sat. Жёсткий боевик «Шпалер» - написан в Крыму в 1988 году и посвящён скрипачу Михаилу Россовскому и первой жене Григоряна – Ирине. В версии пластинки гитара начинала звучать сразу после фрагмента истовой речи Гитлера на нацистском съезде. Вопли фюрера тонули в аккордах гитары Осипова. А завершалась песня под раскаты фейерверка и хорошо различимые крики «Ура!» Тут целый калейдоскоп образов. «Внимание, внимание, говорит Германия! Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом!» - вспоминается из раннего детства, когда в который уже раз звучит фрагмент: «из местной клиники на волю в пампасы убежал идиот, влез на пальму и откусил себе хвост». Далее, «а на улице чистой любви негры взорвали роддом и всех наших посадили на кол» и далее - это уже некий перефраз написанной в те же годы двусмысленной «Африки» из альбома «Кома» (1988). Другой негр - по всей видимости, не из этой компании - появится и чуть позже. А здесь снова обыгрывается образ Солнца (возвращаемся к песне «Больной») и прямо-таки концентрированная оральная фиксированность. Судите сами, приведу лишь несколько выдержек: «зомби играет на трубе, мы танцуем свои танцы» («Зомби»), «он любил болтать свои болтом в больших и чистых губах…» («Калигула»), «сосущие воздух, наполненный запахом гари твари, играющие на дудках» («Твари»), «открой, милая, рот, я вложу в него свой пистолетик…», «ты стоишь там с веслом, я играю на дудке…» («Уродина»). Здесь всё увязано тонкими цепочками в единый узел. Далее одна за другой звучат «Черви» и «Газы» - цепкие разноплановые хиты, в которых физиологичный сюрреализм тесно переплетён с бытовыми реалиями. В метафористической песне «Черви» можно услышать отголоски поэзии Шарля Бодлера, излишняя болезненность является в этом случае отточенным художественным приёмом: Язвы снаружи и язвы внутри. Похоже, что мы безнадёжно больны. Иначе, к чему эти красные сны? К чему этот бред?.. Эзопов язык как местная традиция. Песня «Газы» весьма кинематографична. Довольно нетипичный для Григоряна текст, написанный в Улан-Уде, монохромные милитаристские слайды, кашель кровью, эхо Варфоломеевской ночи. В трёх вопросах от бесконечности – бегущий по саванне негр, засосавший в детстве ампулу белого человека. Апокалипсис сегодня: картинка представляется довольно жуткая, и музыка вносит какие-то тревожные, этнические штрихи. В золотой фонд группы входит песня «Уродина», продолжающая альбом «Зомби». Очередная многослойная нетленка, имеющая посвящение Анне Киреевой. Большинство поклонников «Крематория» видит в песне совершенно определённый смысл (и это справедливо: «вброшенный» образ женщины с веслом оставляет мало вариантов для фантазии). Я лично склонен видеть здесь разное – по настроению. Акустическая версия «Уродины» была сыграна для альбома «Unplugged» и имела большой успех на концертах группы – утверждаю как очевидец. Прекрасная музыка, в тексте – присущий лидеру «Крематория» сарказм: Ты стоишь там с веслом, я играю на дудке, Когда ты далеко, я чувствую близость. Но кто ты – алый цветок или мечта мазохиста? О, зайчик мой, моя несчастная птичка… Я люблю тебя, я остаюсь с тобой, У-у-у-родина моя!.. В финале альбома – пронзительная лирическая зарисовка «Осень». Мне в ней очень нравится образ: «безобразные вакханки обрели вдруг дивный облик и на склонах основали город из песка и стали»… Тут вообще – много раннего «Крематория» (даже про безобразных вакханок спето точь-в-точь как про Безобразную Эльзу), и песня написана в восьмидесятые после возвращения Григоряна из Джанхота. …Кто теперь в лугах под солнцем собирает травы жизни – Люди в выцветших мундирах или пьяные пастушки? Мы покинули то время, устремились в мир далёкий, С облаков сошли на землю и уткнулись в грязь и осень. Мы хотели взять всё это, но кончилось лето, И я вспомнил о том, что нас нет больше… В этом месте неизменно слышится перекличка с известной песней погибшего в августе 1990 года Виктора Цоя. «Осень» будто бы стоит особняком от других треков, при этом она неотделима от всего цикла. «Осенью» заканчивалась виниловая и первая цифровая версии альбома «Зомби». А полный вариант альбома завершает «Баллада» Виктора Осипова. Гитара и клавишные, приглашение к размышлению. Тяжёлые веки, ещё не открывшись, уже подрагивают. Сложенные из человеческого остова врата метафизического пространства Зомби готовы осыпаться в прах, пробил час пробуждения. Есть мнение, что альбом «Зомби» по структуре схож с «Декамероном» Джованни Боккаччо. Галерея образов и персонажей. Апокалипсис и Возрождение. Смерть и Любовь, идущие рука об руку. Духовные искания и плотские наслаждения. Не стану отрицать, что тут действительно есть схожесть с «Декамероном» - тем более, второй подобной работы в отечественном роке пока нет. В этом – уникальность и безусловная ценность пластинки, которую мы вспомнили сегодня. Спасибо группе «Крематорий»! КРЕМАТОРИЙ – «ЗОМБИ» (1991). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ: Летопись группы «КРЕМАТОРИЙ», часть 8: История подготовки и записи альбома «ЗОМБИ» ВИКИПЕДИЯ: рок-группа «КРЕМАТОРИЙ» Тексты песен группы «КРЕМАТОРИЙ» (полный архив) «ЗОМБИ» (Армен Григорян) В его руках знамя, в его глазах брёвна, Внутри него пусто, вокруг него много Ему подобных. Он любит лить воду, он учит всех жизни, Зовёт идти в ногу, куда не знает точно. Мазаный дёгтем. Зомби играет на трубе - мы танцуем свои танцы. Но, видит Бог, скоро он отряхнёт прах с ног, Плюнет в небо и уйдет, оставив нам свои сны. Он съел живьём крысу, он выпил кровь кобры, Спалил дотла ведьму, собрал её пепел, Посыпал им тело. Народ кричал «Харе!», пока хватало пойла, Но, осушив море, никто не смог утром Вспомнить его имя. Зомби играет на трубе - мы танцуем свои танцы. Но, видит Бог, скоро он отряхнёт прах с ног, Плюнет в небо и уйдёт, оставив нам свои сны. О, сколько их было, один другого круче, И каждый знал правду, и каждый был лучше Того, что был прежде. Великий храм рухнул, остались лишь камни, Но есть ещё время для танцев и веселья Во славу пепла. Зомби играет на трубе - мы танцуем свои танцы. Но, видит Бог, скоро он отряхнёт прах с ног, Плюнет в небо и уйдет, оставив нам свои сны. Тэги: 1990, 1991 28. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ – "Эй, Мельник!" (1989)2008-08-08 16:36:49Олег Чилап – вокал, акустическая гитара Александр Липницкий – бас-гитара Пётр (Пит) Аникин – клавишные Сергей (Зерги) Андрейцев – гитара, бэк-вокал Валерий Челиканов – ударные В записи также участвовали: Лара Садовская, Арташ, Владимир Круглов, Андрей Сулимов, Дмитрий Максимов, Яков Тумайкин Стихи – О!Чилап. Музыка – О!Чилап, кроме 4 и 8 (О!Чилап – «Оптимальный Вариант»), 9 (М.П.Мусоргский), 11 и 12 (О!Чилап – Зерги). Аранжировки – «Оптимальный Вариант». Звукорежиссёр LP – Ярослав Захаренко. Звукорежиссёр CD – Эдмондас Бабянскас. Записано в Москве в студии "Полифон" 25.10 - 8.11 1989 г. Продюсер – Ованес Мелик-Пашаев. Они рубили с плеча «марксистский рок» (один из главенствующих лозунгов группы образца середины восьмидесятых: «Читайте Маркса!») или, по альтернативной версии, «дверной рок» (музыку дверей, распахиваемых ударом ноги), являясь подлинными королями столичного рок-андеграунда. В лучших песнях «Оптимального варианта» - группы, на мой взгляд, больше концертной, нежели студийной - причудливым образом переплелись мотивы психоделических шестидесятых (наиболее яркие источники вдохновения в этой связи, безусловно, «The Beatles» и «The Doors»), русского экзистенциального фолка, классического ритм-энд-блюза и даже (казалось бы!) симфонической музыки. Группу «Оптимальный вариант», этих непревзойдённых мастеров ассоциативного песенно-поэтического творчества, я услышал впервые в самом начале девяностых – и моё знакомство с этим славным коллективом началось как раз в прослушивания виниловой версии альбома «Эй, Мельник!». Являясь преданным поклонником пробовавших силы на фолк-поле Кинчева, Желанной, Летова, Янки и СашБаша, я, понятное дело, не мог пройти мимо столь одарённого поэта и яркого фронтмена, как Олег Чилап. Живьём Олега я увидел и услышал на акустическом фестивале «Смерти нет!» памяти Янки – 9 мая 1994 года в клубе «Секстон Фо.З.Д.» близ метро «Сокол». Впечатления остались самые лучшие. Что касается альбома «Эй, Мельник!», он давно уже приобретён в полной, цифровой версии (+ 3 трека к виниловому эквиваленту) и заслушан до дыр. Настолько мощных по силе воздействия и, что не менее важно, монолитных альбомов не так уж много в отечественной рок-музыке. Итак, попробуем представить атмосферу записи этого шедевра: Москва, поздняя осень 1989 года (не самое, заметим в скобках, радужное время в истории города и страны в целом). Лауреаты нескольких фестивалей, закалённые в музыкальных школах и Студии Джазовой Импровизации музыканты «Оптимального варианта», ведомые в тот период известнейшим менеджером Ованесом Мелик-Пашаевым, записывают в студии «Полифон» свои, возможно, самые яркие песни, известные большей частью по бескомпромиссным концертным версиям, которые двумя годами позже увидят свет в виде грампластинки фирмы «Мелодия» (ещё немного, и виниловую эпоху сменит формат CD). Альбом имеет авторский эпиграф, напечатанный мелкими синими буквами на его задней стороне: «"Качум, Барин, Качум," – ответили мужики и отвязали телегу. А потом вдруг смеяться стали – увидели рассыпанные всюду яблоки. Яблок было больше, чем мужиков, и, значит, досталось всем понемногу. "Рассыпчатые яблоки," – сказали мужики друг другу. Разулись и пошли дальше. "Отвязные мужики," – подумали яблоки им вслед. И бестолково как-то было мужикам тем идти, но, понимаешь ли, в том-то всё и дело. И так вот однажды выбрались они наружу. Были звезды. "Утро" – подумали мужики...». Начинается альбом, пожалуй, с самой узнаваемой песни группы – «Участь»: из какого-то задумчивого бурлацкого напева выплывает, едва разборчиво, голос Олега Чилапа: Облокотись на ветер, Если земля не держит, Если отсутствием снега Нам провожать январь. Пока свинцовые руки Веру осьмушками режут, Наша с тобою участь - Писать русско-русский словарь. Вот этот вот «русско-русский словарь»… О, да, это сразу же, с первого прослушивания, зацепило и околдовало. Мелодический рисунок песни знаком и не вызывает сомнений: это распевно-хмельной мотив песни «My Wild Love» с нетленного винила группы «The Doors» «Waiting For the Sun» (1968). А образ серебряной гривы, которой тряхнёт трава! А строчка про молящихся на тех, кто пошёл в шаманы! Ну, и в коде – про «гордое это дело – лепить из говна янтарь». Начало для эпохального диска, чего греха таить, стоящее. Дальше – начинающийся с угрожающей барабанной дроби и басовой атаки остро-социальный трек «Те, кто боятся стихов». «Сила боится стареть», «старые правительства боятся новых революций» - эти строки вполне передают дух и настроение своего времени. Липкие рабские глаза – их так и представляешь… Любимая строчка тут – «Я не забуду вкус мяты, красный голодный волк»: возможно, косвенная отсылка к «Степному волку» Германа Гессе? И – как яростное противопоставление миру серых совковых кардиналов – хлёсткий приговор: «Они не боятся штыков, но боятся стихов!». Голос Чилапа по-интеллигентски вкрадчив (вспоминается почему-то горьковский Клим Самгин) – от этого восприятие ещё более выпуклое. Ломаное гитарное соло Зерги Андрейцева вкупе с тревожными клавишными Пита Аникина – отличное скольжение по нервам. Вступление к песне «Разноглазый репей» - традиционно-фолковая аллюзия (акустическая гитара + легко приплясывающие, «средневековые» клавишные), по которой в скором времени можно было узнать многих последователей (например, группу «Сплин» периода «Пыльной были» и «Коллекционера оружия»). Это, без сомнения, программный хит Олега Чилапа – теперь уже внесоциального, а самого что ни на есть чувственного свойства. Здесь всё – смеясь и играя, здесь всё о любви. Сосуд, наполненный до краёв изысканными образами: Репей… Я из дождей, из ночей, из дурмана степей, Я из шершавой земли – иглогубый цветок Фиолетовых фей… Разноглазый репей. «Сыпной тиф» - ещё один остросоциальный хит, на этот раз музыка приближена к фанку (или это лишь намёк на фанк?) – какое-то лиловое, пьяное кабаре. Каскад образов, лавина двойных смыслов. «Когда мы были детьми – нас кутали в шёлк. Когда мы стали дверьми – в нас кто-то вошёл…» И припев – болезненная картинка, не дающая ни малейшего повода к оптимизму: Тихо в палатах, Стерильных палатах. - Мама, кто эти люди В белоснежных халатах? - Это мудрые люди, Молчи, сынок, молчи, Это врачи. Наши врачи. Чудо-врачи. Пусти! Тиф! Сыпной тиф! Сквозной герой песни – вислозадый медведь на коньках (представляется нечто психоделически устрашающее). Упоминающийся по ходу дела Пир королей – возможно, отсылка к одноимённой картине Павла Филонова (во всяком случае, произведения Филонова вполне подошли бы в качестве иллюстрации к «Сыпному тифу»). Сама эта песня, на мой взгляд, очень перекликается с творчеством московской группы «Крематорий» того же периода. «Повод качать» - абсолютная нетленка, выдержанная в эдаком, вкрадчиво-повстанческом духе. Вспоминается Оруэлл. Снова, как и в большинстве подобных случаев, восхищает и пленит полёт образов и метафор – чего стоят только втоптанные внутрь щёки… Мне, например, тут всегда по-особенному нравилось: «Боже, с детства столько долгов...Мне бы сдохнуть белым стихом на петухе верхом». Песня сама по себе хлёсткая и стержневая (вспомним на минутку время написания), тут нужно слушать целиком и мысленно, строчка за строчкой, аплодировать автору, удивляющим ещё и ещё. Кстати, чётко при этом различая – где флаги, а где маки. Сквозной женский образ («Она смеётся, но ей нет и пяти, она бежит не вперёд, а в кредит. Планетарий закрыт») – это, в целом, сквозной персонаж всего альбома. Душа этой пластинки. Пока варится утренний кофе, Пока крепкие чешутся звуки И, не обрушив своей пропаганды, Пулеметы молчат, Пока в ГБ твой не выучен профиль. И не понятно - где флаги, где маки, Пока ты слышишь мою команду - Есть повод КАЧАТЬ. Песня «Грузчик неба» не входила в виниловую версию альбома – относительно фирмы «Мелодия» случай не единичный. Акустическая атака в духе Александра Башлачёва, схожее (можно сказать – знаковое) обращение с частями речи, когда прямо и в лоб летит: Мои руки дышат хлебом! Мои джинсы вкривь и в кровь! Мои плечи рвутся в клочья, Мое сердце ищет кров. Я из тех времён, Что выжаты надёжно, как лимон. Я из тех рубцов, Что целятся украсить всё лицо… В середине песня меняет темп, когда вслед за тягучим гитарным соло начинается блюз, в котором басовая партия чётко ведёт мотив «Эй, ухнем…» (вспомним, кстати, обыгрывание этой же фишки в хард-боевике «Алисы» «Чую гибель» того же самого времени). Открыто цитируется Джим Моррисон и, если вслушаться, сразу всё рок-наследие буйных шестидесятых. Перекличка голоса Чилапа с электрогитарой, во время которой грузчик хлеба становится Грузчиком Неба. Мягкий и лиричный трек «17-ый день октября» - как передышка в пути. Она похожа на семнадцатый день октября… (тут смыслово всё причудливо перекликается с устойчивой ассоциацией «Октябрь – 1917 год»), а также есть перетекание образов из предыдущей песни («Терпкий вкус стихов прилип, как хлебный мякиш, к нёбу»). Вальс как смена ритма – ещё один привет группе «Крематорий». Ветер в дверях. Гроздь рябины в ладонях. И, раскачивая осень, ты въезжаешь в день. Потрескивание горящих поленьев… Пронзительное и одновременно зачарованно-вкрадчивое воззвание… Начало программной, восьмиминутной композиции «Оптимального варианта» «Эй, Мельник!» - заглавного и необычайно мощного, особенно в концертном исполнении, номера. Мельник Данила и вся наша Шиза под одним спелым небом. Тут уже всерьёз проступают Башлачёвская «Егоркина былина» (безусловно, к месту будет вспомнить и его «Мельницу») и пульсирующий в экстатическом танце, как пламенеющий фантом, призрак мятежного Джима. Психоделический, юродиво-вывернутый (скомороший?) блюз с местным (самое точное слово тут будет – совковым) колоритом. Множество аллюзий и культурных отсылок. Так, например, строчка «Сколько народа, и все скоморохи» неизбежно приводит к Ницше и его Заратустре, судите сами: «Я не люблю ваших празднеств; слишком много лицедеев видел я там, и даже зрители вели себя часто как лицедеи». Купаясь в ассоциациях, можно упомянуть и Александра Сергеевича с его «Русалкой». Или вот этот забавный фрагмент из малорусской сказки В.Г.Короленко «Судный день» («Иом-Кипур»): - Вот что, Гаврилушко, - сказал всё-таки мельник ласковым голосом, - поди ляг со мною. Когда человек видел такое, что я видел, так что-то бывает страшно. - А мне что? То и лягу. Через минуту какую-нибудь подсыпка начал уже посвистывать носом. А скажу вам, такого свистуна носом, как тот подсыпка, другого и не слыхал. Кто этого не любит, так уж с ним в одной хате не ложись,- всю ночь не уснешь... - Гаврило, - сказал мельник, - эй, Гаврило! - А что ещё? Чего бы я это и сам не спал, и другому не давал? - Били тебя опять?.. А дальше – больше: Кафка запоем, Юрий Гагарин, индийские фильмы и «Чёрный квадрат» Малевича. Охраняется государством. Круто! Как заметил тот же Ницше: «После хороших песен надо долго хранить молчание». Песни «Быдло» тоже не было на виниловой пластинке, и её впервые удалось послушать на компакт-диске. Музыкальная основа – одноимённый фрагмент цикла Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки», на который Олег Чилап написал свой ассоциативный текст. Зримо и знобяще проникновенно: Вол. Только вол. Насквозь. И утро ветхо. Ветра прибавь, Да избавь от хлыста... «Что ты будешь петь?!» - если пропустил свой старт?.. Третий не изданный на виниле трек. Тут целая история с развитием сюжета, минимум ассоциаций. Впрочем, есть и цепляющий фрагмент, уводящий много глубже основной линии: А в кинотеатре повторного фильма Свастикой украшен клозет. И не ослепнут дети, И на это не ответят Заголовки самых смелых газет. Одних пугает форма, содержание других, Стереотип рождает свой эталон. Я ставлю против страха совесть песен своих И полсудьбы за то, чтоб это был сон. По-живому (у Чилапа только ТАК!) затронуты вечные темы: смена поколений и экзистенциальные размышления интеллектуала в безликом окружении топчащегося на месте общества. «Вторая грязная война» - обличающий пацифистский манифест времён Афганской войны – тут явлен пример универсальной силы поэтического слова и подлинной, не показушной гражданской позиции. Заметим, что у песни была и предтеча: «Где твой дом?!» («Русские в Афганистане»). «Меняю последний патрон на последний гандон» - много позже нечто похожее было у Чижа, здесь же смысл, по своей стержневой сути, расширен до метафизических масштабов. Один из лозунгов американских хиппи «Make Love, Not War!» - тут уже связка со всеми военными конфликтами ХХ века. На штыках – мир и любовь… Здесь снова появляется, теперь гораздо более объёмный, образ волка из песков – возможно, ещё один привет Герману Гессе и прочная сцепка с песней «Те, кто боятся стихов» (вспомним красного голодного волка). Отличная песня отличной советской (тогда ещё) рок-группы. Вторая грязна война – На! На! На! На! Боже! Возьми это в толк! Интернациональный волк На сегодня исчерпан. По пещерам! Меняю на всё, сто сменяю. Боже! Ты невменяем! Мать моя, женщина... Ещё одно лирическое вкрапление – композиция «Лёгкое в голубом». Тут слышится музыкальное влияние «The Beatles», а также ассоциативно упоминается известная картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» («Она не танцует на шаре, она – о другом»). Из подсознания также выплывает песня Б.Г. «Золото на голубом». Прозрачная мелодика и воздух на языке. Хмельною пчелой ты пьёшь небо из губ. Ну, и завершает альбом ещё одна подспудная перекличка с «Крематорием», песня «Утренний плуг». Словно вторая серия «Быдла», но уже в религиозно-философском контексте. Утренний плуг... Хозяин бесплодной долины. Во власти твоей различить очертания храма. Во власти твоей различить очертания храма. Ты слышишь густое мычанье скотины, Ты видишь движение влево от Бога до Хама. Психоделическое звучание синтезатора (ещё один заслуженный комплимент Питу Аникину), в какой-то момент перерастающее в легко узнаваемый восточный мотив (может быть, из-за строчки про «выдох скупого Востока»?). Огонь, утоляющий жадность – так, пожалуй, и можно в заключение этого обзора охарактеризовать замечательную работу московской группы «Оптимальный вариант» под названием «Эй, Мельник!». Познакомьтесь с творчеством этого коллектива поближе – вы откроете для себя много интересного. И начните – с этого альбома. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ – «ЭЙ, МЕЛЬНИК!» (1989). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ: Официальный сайт группы «ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ» Персональный сайт ОЛЕГА ЧИЛАПА Поэтическое творчество О!ЧИЛАПА на сайте ИнтерЛита (Международного литературного клуба) Сайт, посвящённый группам «Вежливый отказ» и «Оптимальный вариант» (vo-ov.narod.ru) Тексты песен, вошедших в альбом гр. «ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ» «Эй, Мельник!» «УЧАСТЬ» (Олег Чилап) Облокотись на ветер, Если земля не держит, Если отсутствием снега Нам провожать январь. Пока свинцовые руки Веру осьмушками режут, Наша с тобою участь - Писать русско-русский словарь. Сверим надежды утром На трезвые барабаны, Если серебряной гривой Тряхнет наконец трава. А пока здесь будут молиться На тех, кто пошел в шаманы, Наша с тобою участь - Писать русско-русский словарь. Горькое это дело - Любить на земле отцовской. Эх! Гордое это дело - Лепить из говна янтарь. Если не держит ветер, Облокотись на солнце, Наша с тобою участь - Писать русско-русский словарь. Тэги: 1989, 1991
Главная / Главные темы / Тэг «1991»
|
Категория «Истории»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|