![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Бешеные деньги.2013-10-20 19:19:23в ... + развернуть текст сохранённая копия в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. Рассказ о нравах русского дворянства XIX века удивительным образом перекликается с условиями жизни и нравственными устоями современной нам действительности. Деньгами расплачиваются за чувства, они беспощадны и губительны. Действующие лица и исполнители: Лидия Юрьевна – Элина Быстрицкая Савва Геннадич Васильков – Юрий Каюров Иван Петрович Телятев – Никита Подгорный Григорий Борисович Кучумов – Владимир Кенигсон Егор Дмитрич Глумов – Юрий Васильев Василий — Владимир Колосов Надежда Антоновна Чебоксарова – Елена Шатрова От автора — Леонид Варпаховский Постановка Леонида Варпаховского Премьера – 13 апреля 1969 года. Запись 1974 года. ![]() ertata Тэги: а.н.островский, аудиокниги, аудиокниги,, бешеные, деньги, история., кино,, классика, культура, малый, назад, онлайн, радиоспектакли, радиоспектакли., русская, скачать, слушать, ссср, ссср., театр, театр., театральные, шедевры Такая граница.2013-10-17 18:06:55
О буднях советских пограничников. ![]() ertata Тэги: авиация., армия, армия,, видео, войска, граница, документальное, история., кино, кинофильм, назад, онлайн, пограничные, смотреть, советская, ссср, ссср., такая, флот,, экран БККР СССР. Таджикская кухня.2013-10-17 06:38:01![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() БККР СССР. Азербайджанская кухня. БККР СССР. Армянская кухня. БККР СССР. Белорусская кухня. БККР СССР. Грузинская кухня. БККР СССР. Казахская кухня. БККР СССР. Киргизская кухня. БККР СССР. Латышская кухня. БККР СССР. Литовская кухня. БККР СССР. Молдавская кухня. БККР СССР. Русская кухня. ![]() ertata Тэги: домоводство., еда., история., книга, кулинария, кулинария., кулинарная, кухни, кухня, мира, назад, народов, республик, республики, рецепты, ссср, ссср., таджикская Турне "Динамо" по Великобритании. 1945 год.2013-10-15 04:45:591945 год. «Челси» — «Динамо» Москва. Международный товарищеский матч 1945 год. «Челси» — «Динамо» Москва. Международный товарищеский матч ![]() 13 мая 1945 года, уже через четыре дня после победы в Великий Отечественной войне, начался новый чемпионат СССР. В стране, пережившей бедствия войны, нарастал футбольный бум. Теперь интерес к футболу, представлявшему собой красочное, а вместе с тем азартное, драматическое действие, становился поистине всенародным явлением. С первых же туров борьбу за звание чемпиона повели между собой только две команды — ЦДКА (полное название главной армейской команды было тогда Центральный дом Красной Армии) и московское «Динамо». Все остальные отставали на глазах. Под знаком великого противостояния московских армейцев и динамовцев суждено было пройти и следующим пяти чемпионатам. Молодого динамовского тренера Якушина быстро прозвали «хитрецом» — у каждого соперника он умел найти слабое место и в зависимости от этого строил свою игру. А для этого в его распоряжении были великолепные футболисты и великий вратарь Алексей Хомич, который в том 1945 году стал одним из главных героев чемпионата страны. Полевые игроки были ему под стать. Линию атаки составляли Сергей Соловьёв, Василий Карцев, Василий Трофимов, Константин Бесков, будущий великий тренер. В полузащите играли Владимир Савдунин, Всеволод Блинков, Леонид Соловьёв, однофамилец Сергея Соловьёва, в защите непревзойдённо играл Михаил Семичастный. Великолепной команде московского «Динамо» противостояла яркая, мощная, взрывная, азартная «команда лейтенантов» — так прозвали ЦДКА, потому что почти все футболисты носили именно это звание. Только центральный нападающий Григорий Федотов имел воинское звание капитана. У армейцев все линии были сильными, начиная с вратаря Владимира Никанорова. На месте центрального защитника играл Иван Кочетков, бывший фронтовик. В полузащите у ЦДКА немного позже появился и свой собственный Соловьёв — Вячеслав Соловьёв, однофамилец динамовских Соловьёвых. Особую гордость армейского клуба, однако, составляла знаменитая пятёрка нападающих: Алексей Гринин, Валентин Николаев, Владимир Дёмин, Григорий Федотов и Всеволод Бобров. Он был самым молодой из всей пятёрки, но потом он затмил славой всех, став поистине народным героем и блистая не только в футболе, но и в хоккее. Чемпионами в 1945 году стали динамовцы, опередившие армейцев на одно очко. Но Кубок СССР в том году выиграли армейцы, победив в финальном матче, который состоялся 14 октября, тех же динамовцев — 2:1. Однако финальным матчем на Кубок СССР первый послевоенный футбольный сезон, ставший огромным событием для страны, не закончился. Две лучшие команды Советского Союза отправились в зарубежные поездки. Маршрут ЦДКА лежал в Югославию, с которой у СССР отношения пока были ещё «братскими». В Белграде армейцы обыграли в товарищеских играх «Партизан» — 4:3 и «Црвену Звезду» — 3:1. В Сплите победили «Хайдук» — 2:0, в Загребе сыграли вничью с местным «Динамо» — 2:2. Но в составе армейцев не было Всеволода Боброва. Спортивное руководство страны решило «откомандировать» его в московское «Динамо», которому предстояла другая поездка. Проявляя уважение к своим недавним союзникам, чемпиона СССР пригласили к себе англичане. Русский футбол был для них в диковинку, а в своём превосходстве они не сомневались. Однако английское турне московских динамовцев обернулось сенсацией и стало легендарным. Накануне отъезда команду принял в Кремле сам Сталин, на встрече также присутствовал Берия, внушавший, что уступать представителям капиталистического строя нельзя ни в коем случае, на худой конец допустима лишь ничья… В Лондон динамовцы вместе с Бобровым, которого тоже выдавали за динамовца, прилетели 4 ноября, а первая встреча с «Челси» была назначена на 13 ноября. У футболистов было время не только проводить тренировки, но и познакомиться со столицей Англии. Лондонцы проявляли к советским футболистам огромный интерес, и это было понятно: Советский Союз был союзником Англии в войне против Гитлера, и обе страны стали победителями. Поглазеть на советских футболистов, появлявшихся на лондонских улицах, собирались толпы. ![]() Несмотря на интерес, с которым Лондон встретил советских людей, казавшихся англичанам экзотическими пришельцами из другого мира, как футболистов всерьёз динамовцев никто не воспринимал. 9 ноября, например, газета «Санди экспресс» писала о них так: «Это попросту начинающие игроки, они рабочие, любители, которые ездят на игру ночью, используя свободное время». В других газетах сообщалось следующее: «Русские являются представителями отсталого футбола, который на островах уже давно забыт», «Если бы московское «Динамо» вздумало участвовать в чемпионате Англии, выше двадцатого места ему бы не подняться». ![]() Но каким бы ни было пренебрежение к советским футболистам, 13 ноября 1945 года лондонский стадион «Стэмфорд Бридж» был переполнен. Билетов не было за 10 дней до игры, поэтому все 80000 мест были заняты. Но желающих попасть на игру было очень много, поэтому безбилетники прорвали полицейские заграждения и стали собираться в проходах и живой стеной выстроилась вдоль боковых и лицевых линий. Люди заполнили крыши близлежащих домов, залезали даже на рекламные щиты. На стадионе стоял непрерывный гул голосов и трещоток. Точное количество зрителей на этом матче до сих пор не определено, по некоторым данным около 100000 человек. ![]() В составе «Челси» был знаменитый тогда бомбардир Томми Лаутон. С первых минут он и возглавил массированные атаки на ворота «Динамо», но вратарь Алексей Хомич играл блестяще. Один раз он вытащил мяч из девятки, несколько минут спустя забрал мяч в ногах у Лаутона. И всё же на 23-й минуте «Динамо» пропустило первый гол: всё тот же Лаутон, прорвавшись по центру, неожиданно откатил мяч открытому партнёру, и тот забил его уже в пустые ворота. Несколько минут спустя англичане забили второй гол. Но на 37-й минуте последовала наконец острая атака «Динамо», и в штрафной площадке сбили Константина Бескова. Однако Леонид Соловьёв, пробивавший пенальти, к восторгу стадиона, послал мяч мимо ворот. Обычно он исполнял пенальти блестяще, но в историю суждено было войти его редким неудачам: не забил армейцам в финальном матче на Кубок, не забил и «Челси». ![]() На перерыв команды ушли при счёте 2:0 в пользу «Челси». Заглянувший в раздевалку динамовцев радиокомментатор Вадим Синявский, прилетевший в Лондон, чтобы вести репортажи о матчах для Советского Союза, сообщил, что в Москве его слушают даже на улицах, собравшись у громкоговорителей. Возможно, как раз то, что за их игрой следят в этот момент на родине, и заставило советских футболистов поверить наконец в свои силы. Как бы то ни было, к 71-й минуте счёт сравнялся — голы забили Василий Карцев и Евгений Архангельский. ![]() И всё-таки за тринадцать минут до конца игры Томми Лаутон в высоком прыжке головой послал третий мяч в ворота Хомича. Затем англичане почти всей командой отошли к своим воротам, чтобы сохранить победный счёт. Минуты таяли, но в конце концов Карцеву удалось вывести пасом к английским воротам Всеволода Боброва. Тот успел нанести удар, прежде чем его перекрыл защитник. Легендарный матч завершился со счётом 3:3. Уже в вечерних выпусках тон английских газет изменился. В «Ньюс кроникл», например, можно было прочитать: «В русской команде нет ни одного игрока, который не украсил бы любую английскую первоклассную команду. Однако русские блистали не как игроки, а как команда. Каждый игрок находился на своём месте в нужное время, а их короткие или длинные пасы никогда не были бесцельными». ![]() 1945 год. «Арсенал» — «Динамо» Москва. Международный товарищеский матч В том знаменитом турне по Англии московское «Динамо» провело четыре матча. Легендарными из них стали два: первый с «Челси» и третий с лондонским «Арсеналом». Между ними 17 ноября 1945 года состоялся ещё один матч: в столице Уэльса Кардиффе «Динамо» обыграло команду «Кардифф Сити» со счётом 10:1. Такого разгрома англичане не ожидали. Поэтому интерес к предстоящей встрече «Динамо» и «Арсенала» был в Лондоне огромным. Накануне матча в лондонских газетах появились такие, например, заголовки: «Честь английского футбола сегодня поставлена под угрозу», «Русских нужно остановить». ![]() К этому матчу англичане отнеслись настолько серьёзно, что «Арсенал», и без того очень сильный клуб, превратился, по сути дела, в национальную сборную. На поле кроме самих «канониров» вышли защитник Бакузи из «Фулхэма», полузащитник Халтон из Бери, а в нападении играл знаменитый Стэнли Мэтьюз из «Сток-Сити». В общей сложности в составе «Арсенала» появились футболисты семи английских клубов. Матч «Арсенала» с «Динамо» состоялся 21 ноября 1945 года. Уже после игры сами англичане называли её «самой фантастической в истории английского футбола». В тот день с утра Лондон был окутан густым туманом, небывалым даже для английской столицы, где подобное явление, как известно, вовсе не редкость. 55 тысяч зрителей, собравшихся на трибунах, мало что видели на поле. В десятке-другом метров плохо различали друг друга и сами футболисты. Первый удар по мячу сделали англичане, но динамовцы сразу же его перехватили и двинулись вперёд. Уже на 1-й минуте Всеволод Бобров оказался перед воротами и, опередив защитника и вратаря, забил первый мяч. Но англичане не дрогнули, к 38-й минуте счёт был 3:1 в их пользу. Два мяча из трёх были забиты с подач Стэнли Мэтьюза. Стадион ликовал: теперь англичане были уверены, что всё встало на свои места, и что первый гол русские забили случайно. Но трибуны притихли, когда на 41-й минуте Константин Бесков забил второй гол. На перерыв команды ушли при счёте 3:2 в пользу «Арсенала». Ко второму тайму туман сгустился ещё больше. Едва тайм начался, Всеволод Бобров после углового ударом головы послал мяч в ворота. Вратарь англичан успел его достать, но выпустил из рук, и Сергей Соловьёв забил гол. Счёт сравнялся. А на 63-й минуте наступила развязка. Отбив очередную атаку англичан, динамовцы пошли вперёд. Очень тонко сыграл Константин Бесков: владея мячом, он вдруг оставил его на месте, а сам совершил рывок в сторону, уводя за собой защитника. Всеволод Бобров бил по неподвижному мячу, как на тренировке, и точно послал его в нижний правый угол ворот. «Динамо» победило знаменитый «Арсенал» со счётом 4:3. ![]() Вадим Синявский, ведущий радиорепортаж об этом матче для советских слушателей, считал его самым памятным в своей карьере и впоследствии вспоминал: «Утром, глянув в окно, я не увидел противоположного дома. А улочка была не больше двадцати метров шириной. Туман… Настоящий, лондонский, чертовски густой. Наши предложили перенести игру на завтра. Но хозяева смеялись: «Деньги в кармане! Все билеты проданы!» И вот начался матч. Откровенно говоря, я до половины поля видел всё хорошо, и, пожалуй, ближайшие штанги и вратарей. Но как только игроки уходили к противоположной трибуне, на глазах у меня они превращались в огромные силуэты. Я должен был ориентироваться по фигурам игроков. Это было трудно. Но если со своими ещё можно было справиться, то с англичанами приходилось обращаться довольно вольно. Первый тайм мы проигрывали 2:3. Мне было жарко. Безуспешно стараясь уследить за всеми перипетиями игры, я вконец измучился и, не выдержав, обратился к технику, который меня обслуживал, с просьбой — нельзя ли дать мне длинный шнур к микрофону, чтобы я мог выйти на боковую линию поля. Всё-таки метров тридцать я выигрывал… В конце второго тайма, когда счёт уже стал 4:3 в нашу пользу, новая волна тумана, похожего на сгущённое молоко, навалилась на поле так, что я видел уже не игроков, а неясные тени…. Проглядывают правые ворота. Защищает их Алексей Хомич. По фигуре понимаю, что это он. Вижу, идёт атака на наши ворота… Удар! И сразу взрыв аплодисментов после того, как метнулся Хомич. А что произошло — не знаю. То ли Хомич пропустил гол, то ли взял мяч? Чему аплодируют? Тут пришлось прибегнуть к маленькой уловке: я убираю свой микрофон за спину и, пользуясь тем, что за шумом стадиона не был слышен мой голос, кричу центру защиты Семичастному нашему капитану: «Миша! Что???» Он отвечает: «Хома взял!» После чего я эти два слова: «Хома взял!» — расшифровал примерно в такую фразу: «В блестящем броске из правого верхнего угла Алексей Хомич забирает мяч. Отличный бросок, ему аплодирует Лондон!» Самое интересное выяснилось из рассказов игроков уже после матча. Хомич действительно в феноменальном броске взял мяч действительно из правого верхнего». ![]() Свой последний матч в знаменитом турне «Динамо» провело в Глазго, с очень сильной шотландской командой «Глазго Рейнджерс». Эта игра собрала рекордное число зрителей из всех четырёх матчей советских футболистов — семьдесят тысяч. Уже на 3-й минуте Василий Карцев открыл счёт. Шотландцы ответили очень острыми атаками, четыре минуты спустя в ворота «Динамо» был назначен 11-метровый штрафной удар. Стадион замер, но тут же взорвался оглушительным рёвом — Хомич отбил мяч. На 24-й минуте тот же Карцев забил второй гол. Но шотландцы проявили характер: за пять минут до конца второго тайма они отквитали один мяч. А на 75-й минуте в ворота «Динамо» был назначен второй одиннадцатиметровый удар, и на этот раз шотландец Янг забил гол. Игра так и закончилась со счётом 2:2. Общий итог выступления «Динамо» в Англии — две победы и две ничьи, 19 забитых и 9 пропущенных мячей. Особенно весомой была, конечно, победа над знаменитым «Арсеналом». Этот матч, как и матч с «Челси», вошёл в легенды мирового футбола. И к чести англичан, ожидавших лёгких выигрышей своих команд, они не скрывали восхищения игрой «Динамо». Команда показала мощный атлетический футбол, взаимопонимание и огромную волю к победе. Особым успехом в Англии пользовались вратарь Алексей Хомич и нападающие Константин Бесков и Всеволод Бобров. Взяв в Англию армейского нападающего, тренер «Динамо» Михаил Якушин не прогадал: Бобров забил гол в первом матче с лондонским «Челси», сделал хет-трик в матче с «Кардифф Сити» в Уэльсе и дубль в матче с «Арсеналом»… ![]() 100 великих футбольных матчей ![]() ertata Тэги: великобританию, динамо, интересное, интересное., история, история., назад, непознанное., новости., разное., события., советский, спорт, спорт., ссср, ссср., турне, футбол, футбола О первом пересечении экватора советской подводной лодкой,2013-10-13 23:01:49... более 55 лет назад — 3 сентября 1957 ... + развернуть текст сохранённая копия «Тогда никто не мог ожидать появления советских подлодок в водах, которые американцы считалм своими» ![]() Начну, пожалуй, с примечательной записи, которую хранит один из архивных документов, зафиксировавший нелегкий океанский труд подводников, обеспечивающих безопасность Родины на дальних рубежах. «Первой в истории отечественного подводного флота, —отмечается в нем. — пересекла экватор и вышла в южное полушарие подводная лодка Камчатской военной флотилии Б-66 под командованием Николая Ивановича Царева». Это событие произошло более 55 лет назад — 3 сентября 1957 года в 12 ч 37 мин по Камчатскому времени[1]. А за месяц до него, точнее вечером 1 августа, из бухты Крашенинникова без музыки и огней одна из первых больших океанских советских подлодок Б-66 (проект 611) вышла в Тихий океан на полную автономность (75 суток), что вдвое превышало возможности предыдущих проектов отечественных подводных лодок (ПЛ). До этого похода в автономном плавании советские подводники только однажды достигли тропических широт — подводная лодка Б-63 в осенне-зимнем походе 1956 года. Теперь предстояло доказать, что лодки могут автономно, без обеспечения в пути, достигать любых районов Мирового океана и плавать в южном полушарии. И не просто плавать, но и скрытно выполнять серьезные правительственные задания. Официальная цель похода — обеспечение работ по плану геофизического года. На лодке была установлена специальная аппаратура для производства гравиметрических измерений, что как позднее выяснилось, было необходимо для расчетов траекторий первого в мире спутника Земли, запуск которого состоялся в октябре 1957 года, и межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, имея на борту группу радиотехнической разведки, экипаж, проходя в зонах базирования и боевой подготовки ВМС США, решал задачу вскрытия оперативной обстановки на театре. Назначение в такой поход подводной лодки Б-66, по тому времени самой современной, не было случайным. Она вошла в строй 31 декабря 1954 года и вступила в состав бригады подлодок Краснознаменного Балтийского флота, а летом 1955 года перешла на Северный флот, где, выполнив все учебные задачи, была включена в боевое ядро первой очереди, что означало тогда высшую степень боевой готовности. В ноябре того же года Б-66 совершила поход на «штормовые испытания». Это была первая фактическая океанская проверка лодки 611-го проекта на мореходность. В жестокий шторм, когда всем плавсредствам было приказано укрыться, Б-66 несколько суток в надводном положении (погружаться было запрещено) разными курсами по отношению к ветру и волне проверяла прочность своей конструкции. Опытные моряки образно утверждали, что в Баренцевом море во время шторма сходятся все черти ада. Известнейший советский подводник Герой Советского Союза адмирал А.П. Михайловский, в мае 1957 года командовавший Б-77, сказал по этому поводу так: «Нужно дождаться шторма... и выйти в море, когда любой здравомыслящий мореплаватель стремится укрыться где-нибудь... Мне казалось, что уже порядочно плавал по морям и представляю, что это такое, однако я ошибался. То безобразие, которое способен творить ветер с поверхностью воды, превзошло все мои ожидания». Б-66 преодолела это «безобразие» на 1,5 года раньше. В самые тяжелые периоды ее командир отсылал вниз сигнальщика и оставался на мостике один, привязавшись и прикрыв верхний рубочный люк, чтобы вода не заливала центральный пост. В декабре 1955 года Б-66, как лучший корабль соединения, была представлена министру обороны Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, инспектировавшему Северный флот. Говорят, что маршал тогда первый и единственный раз был на подводной лодке. Он прошел все отсеки и не сделал ни одного замечания, что было совершенно невероятно. Ознакомившись в носовом отсеке с торпедопогрузочным устройством. министр долго не мог понять, как заряжаются кормовые торпедные аппараты, пока один из сопровождавших его генералов не пояснил, что «они заряжаются с дула». Этот артиллерийский термин внес ясность. Уходя с пирса. Г.К. Жуков пожал командиру лодки руку. Весной 1956 года Б-66 совершила уникальный поход на «полную подводную автономность». Погрузившись в заданном районе Баренцева моря в 23 ч 5 мин 19 апреля, она на перископной или на безопасной глубине экономическим ходом прошла 200 ч и 37 мин и всплыла в надводное положение в 7 ч 42 мин 28 апреля, практически доказав правильность расчетов конструкторов 611-го проекта. Ни одна дизельная ПЛ к тому времени подобных походов не выполняла, на Северном же флоте она явилась первой большой океанской лодкой, полностью отработавшей курс задач боевой подготовки. Б-66 не планировали куда-либо переводить, но после подводной автономности неожиданно пришел приказ готовиться к переходу Северным морским путем из Полярного в Тарью Камчатскую — «направо за угол», как тогда говорили подводники. Вышли в море 15 июля 1956 года. Ледовые условия были очень тяжелые. Из 14 подлодок, шедших в составе экспедиции особого назначения (ЭОН). только две дошли в ту навигацию до Камчатки — Б-66 и Б-68, обе 611-го проекта. Остальные 12 средних ПЛ 613-го проекта не смогли форсировать забитый сплошным льдом пролив Лонга и пришли на Тихоокеанский флот только в следующем году. 24 сентября 1956 года Б-66, правда, с поврежденными цистернами. благополучно завершила дальний переход, вошла в Авачинскую губу. На новом месте она была включена в состав дивизии подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота[2]. Вот почему именно Б-66, имевшую огромный опыт плавания в различных условиях, назначили в 75-суточную автономку для выполнения правительственного задания. Режим пребывания в океане был строго регламентирован: через каждые 10 часов — погружение на глубину 80 м и два часа хода на этой глубине для производства замеров, которые осуществляли прикомандированные специалисты. Выполнялись плановые погружения и большей продолжительности (до 10 ч), а также внеплановые срочные погружения при обнаружении самолетов и кораблей шли работы их радиолокаторов для соблюдения скрытности. Если в начале похода погружения выполнял командир ПЛ и его старший помощник (в присутствии командира), то потом все вахтенные офицеры, отработав соответствующие элементы, срочно погружались самостоятельно. Б-66 сперва двигалась на юг вдоль берегов Японии, где находились американские военно- морские базы, затем на юго-восток мимо Гавайских островов через зону действий основных сил Тихоокеанского флота США; дальше — на северо-восток и вдоль берегов Северной Америки, взяв курс к родной земле. За время похода нас никто не обнаружил, возможно, потому, что тогда никто не мог ожидать появления советских подводников в водах, которые американцы считали своими. Более месяца экипаж доблестного корабля находился в тропических и экваториальных районах. Командир вначале стремился к соблюдению членами экипажа хотя бы «облегченной» формы одежды, по крайней мере в кают-компании, но в конце концов вынужден был разрешить оставаться в одних трусах, поскольку даже температура забортной воды на глубине 80 м достигала 30' по Цельсию. И это — без кондиционеров. Подводники, особенно в электромоторном отсеке, накидывали на себя сухие простыни и каждые несколько минут их, пропитавшихся потом, отжимали. Примерно в это же время в Атлантике в автономном походе находилась Б-77 Северного флота. Адмирал А.П. Михайловский вспоминал о том плавании так: «Я бросил взгляд на карту и обомлел. Через весь Атлантический океан проложен грандиозный маршрут от Полярного до самого экватора и обратно... По мере приближения к экватору жизненная активность падала. От изнуряющей жары не спасали ни ночи, ни погружения. Все поголовно страдали потницей. Пропал аппетит. У многих, в том числе у меня, начали опухать ноги. Поэтому, когда в ста милях от экватора я повернул на северо-запад, в отсеках кричали «Ура!» Командир Б-66 Н.И. Царев мог бы говорить примерно то же самое. Как и А.П. Михайловский, он вместе с экипажем был как одно целое, разделял с подчиненными и трудности и радости. Кроме того, он не взял в поход ни одного дополнительного человека, имея на борту только штатный личный состав. Для уточнения — на Б-77 были второй командир, третий штурман и третий механик. Также известно, что Б-66 прошла и те сто миль до экватора, и еще более двухсот миль южнее этой особой земной черты, к тому же — туда и обратно. И лишь после этого ее командир повернул на северо-восток, дав возможность в отсеках вздохнуть с облегчением. Экипаж Б-66 выдержал все, в том числе и эти самые тяжелые сотни миль. Поломок и аварий допущено не было, подчиненные Н.И. Царева вернулись из похода здоровыми и невредимыми[3]. Сам факт пересечения экватора и первого выхода советской подводной лодки в южное полушарие весьма значителен и символичен, ибо это рубеж в покорении Мирового океана нашими подводниками. Потом за экватор, причем гораздо дальше на юг, ходили несколько дизельных и многие атомные лодки, но первым был экипаж Б-66. С тех пор прошло больше полвека, но о походе Б-66 и по сей день мало кто знает. Работая над этим материалом, я, как участник похода, обратился в Центральный военно-морской архив с просьбой получить возможность восстановить в памяти детали похода по вахтенным журналам, хранящимся в архивных фондах. В одной из тетрадей даже имелись записи, сделанные моей рукой[4]. Мне архивные работники любезно оформили соответствующую справку с выпиской из страницы вахтенного журнала, на которой зафиксировано, что первое пересечение экватора нашей подводной лодкой произошло 3 сентября 1957 года в 12 ч 37 мин по Камчатскому времени. Такое событие всегда считается примечательным. Недавно довелось ознакомиться с воспоминаниями еще одного подводника — Ю. Пономарева, участника перехода двух ракетных атомоходов в 1979 году с Севера на Тихий океан через Атлантику, вокруг Южной Америки[5]. Поход, что и говорить, выдающийся. Но я обратил особое внимание на такие слова: «Пересечение экватора — первое неординарное событие, нарушившее наш равномерный, спокойный ритм боевой службы, ведь не каждый день советский моряк пересекает экватор». И далее идет описание торжественного праздника по этому поводу. Подумать только: атомоходы прошли под водой «равномерно и спокойно» 22 тыс. миль, и это, так сказать, ординарно, а пересечение экватора — неординарно! Мы же воспринимали все наоборот: каждая или почти каждая миля нашего пути была не просто запоминающаяся, а выдающаяся, к пересечению же экватора отнеслись если не буднично, то все же без эмоций, описанных Ю. Пономаревым. Наверное, потому, что почти полтора месяца люди не получали глотка свежего прохладного воздуха и два с половиной месяца не могли помыться пресной водой вволю. Но пусть читатель не сомневается — никто не жаловался, хотя крепкие слова в адрес жары произносили. А праздник 3 сентября все же получился, и даже двойной, для некоторых, более того, тройной. Правда, по поводу перехода через экватор никаких привычных нынче «грамот от Нептуна» не было[6], хотя сам бог морей в лице младшего штурмана поприветствовал нас. Нашлась работа и виночерпию (торпедный электрик), даже подали воду на пожарный рожок, чтобы окропить тех, кто находился на мостике. Не огорчило при этом и то, что морская вода оказалась с примесью соляра. Прозвучало вдохновляющее поздравление командира с преодолением экватора, с очередной годовщиной победы над Японией, а начальника РТС и связи и командира торпедной группы — с днем выпуска из училища и получением офицерских погон. Так что тот день запомнился. Много было в памятном походе примечательного, поучительного, удивительного, нового для всех нас. Вместе с тем обошлось без чрезвычайных происшествий, каких-то психологических неурядиц, в чем несомненная заслуга опытнейших командира Н.И. Царева и его заместителя по политической части В.Ю. Людвича, которые служили на этой лодке с самого, можно сказать, ее рождения. О них расскажу несколько подробнее. Командир Б-66 капитан 2 ранга Николай Иванович Царев родился в 1922 году на Волге, в Горьковской области. В 1943-м, окончив Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, прибыл на Северный флот, где участвовал в боевых походах на Л-22, М-108 и В-4 в качестве командира минно-торпедной и артиллерийской боевой части, за что был награжден тремя орденами. С 1947 года командовал малой, потом средней, затем большой подводной лодкой, с февраля 1954 года возглавил экипаж Б-66. Главная его черта — уверенность в своих силах, убежденность в том, что ему любая задача по плечу, что его лодка и экипаж всегда лучшие. И эту свою убежденность он сумел передать каждому подчиненному. В доме командира (в Полярном, на Камчатке) побывали все офицеры корабля, дни рождения командира и его жены отмечали сообща. Замполит капитан 2 ранга Виктор Юрьевич Людвич был на два года старше командира. Родился он в Ленинграде, всю Великую Отечественную провел на фронте в танковых войсках. После войны, когда началось массовое строительство подводных лодок, надел морскую форму и удивительно быстро освоился в новой стихии. Семья его оставалась в Ленинграде, а он с лодкой, на которую пришел раньше командира, переходил с Балтики на Север, с Севера на Камчатку, всегда жил на береговой базе вместе с личным составом; свою же комнату (ему, как старшему офицеру, давали для семьи комнату) уступал женатому офицеру своей лодки. Он был в курсе дел всех членов экипажа, умел всегда помочь и вовремя предусмотреть неприятности. В каюту офицеров Б-66 любили приходить офицеры с других лодок, зная, что командир и его заместитель всегда доброжелательны, что имело для нас большое значение. Остальные офицеры — молодые. Старший помощник командира капитан-лейтенант Николай Смирнов начинал на Б-66 минером, затем был помощником, пока его не сменил на этом посту капитан-лейтенант Юрий Грибунин, до этого являвшийся штурманом. Старшими лейтенантами шли в автономку штурман Иван Хмелев, минер Игорь Пакальнис. механик Борис Журавлев. Остальные, в том числе и я, были лейтенантами — Анатолий Поляков, Анатолий Кузнецов. Владимир Тимошин, Евгений Ильин. Молодым был и экипаж, основу которого составляли моряки, пришедшие на ПЛ из учебного отряда еще на Севере. Если взять флотскую службу, то далеко не каждый день моряк пересекает экватор хоть раз в жизни. Вот почему все члены экипажа Б-66, первого «заэкваторного» корабля в российских подводных силах, заслуживают, на мой взгляд, того, чтобы быть названными по имени и фамилии. К сожалению, не имея возможности по архивным документам восстановить поименно всех, кто в 1957 году участвовал в той автономке, мне вместе с ныне здравствующими офицерами, участниками похода, пришлось составлять общий алфавитный список старшин и матросов по памяти. Вот те, кого удалось вспомнить: Аверин, Агапов, Аксенов Андреев, Аникин, Асламов, Бакелов, Ю. Баранов, А. Белоус, Бизунов, И. Богачев, Богданов, Бобров, Быков, Васильев, Вертянкин, А. Викулов, В. Виноградов, Воротников, Востряков, Горбоконь, В. Горишный, Гришаев, Грушин, Давыдов, Драб, Дьяков. Задорожный, Замятин В. Кадочников. Капустин, Карачев, Кириллов, Киселев, Ковшов, Колев, Колузганов, Костров, Кузьмин, Кулаков, Курицын, А. Кучаев, Кушников, Минин, Мокин, Найденов, А. Нищенков, Поддубный, Пономаренко, Пужалин, И. Самсонов, Г. Симонов, Смоляков, Сотников, Е. Сурин, Ткач Третьяков, Федоренко, Чеботарев, Черемухин, Н. Чибизов, Н. Чуприн, Шевцов, Шевяков, К. Шемякин, Яковлев, Якунин. Не исключено, что в этом списке могут быть неточности. ![]() Многое, конечно, стерлось из памяти. Запомнилось ощущение огромной удаленности от своих берегов. «Чужие воды, откуда можно и не вернуться», — мелькнула однажды мысль, и это не было трусостью, это была реальная оценка обстановки. Так далеко от дома советские подводники еще не ходили. Однажды перед вахтой поднялся на мостик — темень непроглядная. Зашел в штурманскую рубку — где мы? Ваня Хмелев, штурман, корабельный остряк, успокоил: «Сыграешь за борт, до земли не доберешься. До ближайшего островка полторы тысячи миль. Вниз — почти 5 километров. Утонешь — все равно кто-нибудь съест по дороге». На лодке не укачивался ни один офицер, отсутствием аппетита тоже не страдали, вахту стояли все. Неприятных ощущений в океане хватало с избытком: могучая зыбь, которую не сразу углядишь, при крене 30'; в шторм лодку кладет на борт так, что почти лежишь в ограждении рубки, а надстройки поочередно полностью скрываются под водой, на мостике и в рубочном люке шумит настоящий водоворот... Бывало и наоборот: полный штиль, все вокруг светло-голубое, у борта мелькают акульи плавники, летают громадные альбатросы и какие-то малые пичужки, неизвестно как оказавшиеся здесь, где не видно земли. Шлёпаются прямо на мостик летающие рыбки, а после всплытия находим и застрявших морских звезд. Ночью ярко горят южные созвездия, у бортов и за кормой лодки сверкают фосфоресцирующие полосы такой яркости, что возникает даже впечатление нереальности. Но удивительнее всего предрассветное время и рассвет в океане. Рассказать об их красках нельзя, это надо видеть. В такие моменты не верится, что где- то есть туманы и противный моросящий дождик, при котором, что ни надень, капли все равно попадут за шиворот... Были и комичные случаи. Налетел тропический ливень. Потоки преснейшей воды! А нам дают в неделю чайник пресной воды помыть голову. «Товарищ лейтенант, разрешите голову с мылом помыть", — просит сигнальный Курицын. Раннее утро. Океан пустынен. На мостике мы вдвоем. Разрешаю. Но не успевает Курицын намылить голову, как в рубочном люке появляется голова замполита. Как бы Курицын не спешил смыть пену, Виктор Юрьевич видит всегда все. И даже — больше. Реакция его своеобразна. Он машет сигнальщику рукой, а мне говорит: «Саныч, давай и ты тоже, а я посмотрю за морем и воздухом, а за одно и за командиром со старпомом». Через 3 секунды у меня голова в мыле, однако... кончился дождь. При приближении к дому нам назначили встречу с нашими кораблями. В так называемой точке рандеву мы должны быть в надводном положении. Всплыли в назначенное время, и тут объявился еще один «Нептун» — американский противолодочный самолет. Он облетел вокруг лодки, затем прошел над ней так низко, что хорошо было видно даже лицо летчика, и пошел на второй круг. Командир приказал вынести... автоматы Калашникова. Нахал, заметив это, над лодкой больше не пролетал, а когда появились наша камчатская подлодка Б-24, а за ней и эсминец, вовсе ретировался. 13 октября 1957 года в 12 ч 50 мин Б-66 ошвартовалась у пирса в родной базе. Нас встречали командующий Камчатской флотилией Герой Советского Союза вице-адмирал Г.И. Щедрин, а также контр-адмирал П.И. Парамошкин, капитан 1 ранга А.М. Гонтаев. Правительственное задание экипаж Б-66 выполнил отлично. В походе у нас был полный боекомплект торпед, две из которых для испытания находились в морской воде в торпедных аппаратах все время. Одну из них мы выстрелили по скале в водах полигона 5 ноября 1957 года, и ее взрыв прозвучал салютом в честь и корабля, и замечательного экипажа, и благополучного возвращения. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Центральный военно-мирской архив (ЦВМА). Ф. 474S. Оп. 8. Д. 22. Л. 21. 2. Члены экипажа Б-66 за эту сверхсложную передислокацию подводной лодки удостоились знаков «За дальний поход». 3. В походе одному из моряков была сделана в подводном положении удачная операция по поводу аппендицита. 4.Автор воспоминаний в описываемом автономном плавании нес службу вахтенною офицера. 5.См.: Вестник Волго-Балта. 2006. № 8. 6. Подобные ритуалы, посвященные пересечению экватора, у подводников появились позднее, и это объяснимо, поскольку Б-66 проделала это первой по отношению к другим ПЛ. Капитан 1 ранга в отставке И.А. КАУТСКИЙ. ![]() ertata Тэги: 611, авиация., автономка, армия,, б-66, вмф, вов., военная, воспоминания, интервью, интересное, история, история., назад, новости., первый, переход, подводный, проект, российского, сми., события., ссср, ссср., флот, флот,, флота, экватора
Главная / Главные темы / Тэг «назад»
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Интернет ресурсы»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...

Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|