Интервью журналу VOGUE годичной давности, но мне было интересно почитать. Несколько выдержек из этого диалога.
Я вспомнила, как впервые увидела восемнадцатилетнюю Диану в мариинском «Дон Кихоте». Шел 1995 год. Она стрелой вылетела на сцену, сверкая черными глазами, ослепляя улыбкой и так неистово взмахивая веером, что, казалось, он заменяет ей крылья. В зале зашелестели программками: «Кто эта девочка?» Но настоящие балетоманы уже знали кто. За год до «Дон Кихота» ученица Вагановского училища выиграла одну из главных балетных наград — Prix de Lausanne. Причем выиграла с миниатюрой «Монолог Кармен», которая длилась меньше двух минут. Посмотрите этот номер на YouTube, и вы увидите, что даже старая запись кажется наэлектризованной.
На следующий день Диана Вишнева сидит в холле питерской «Астории» — маленькая, хрупкая, вся в черном — маленькое черное платье, маленький черный кардиган, маленькие черные ботинки без каблуков. Она очень устала — вчера премьера «Парка», ночью деловые встречи, сегодня визит к врачу и к своему любимому дизайнеру Татьяне Парфеновой, завтра снова в самолет. Машинально размешивает ложечкой черный чай, но не прикасается ни к печенью, ни к орешкам, ни к пирожным. — На диете? — Нет, что вы, у меня другая проблема, я не успеваю поесть. Утром полноценный завтрак есть не могу — перед репетицией нельзя. После репетиции — тоже особо не могу. Ем нормально только вечером — заезжаю к родителям и мама меня кормит. Дома я вообще не готовлю. Если у меня есть свободное время, то я же не буду его на это тратить, правда? Зато обожаю с детства творожные сырки. Если не съем сырок с утра, то потом днем думаю: «Блин, чего-то мне не хватает, сырок забыла съесть!»
Она трудоголик и еще маленькой девочкой из мрачного питерского рабочего района под названием «Веселый поселок» говорила маме, что хочет быть героем соцтруда. Ей предстоял и вправду геройский труд — маленькую Диану дважды не брали в Вагановское — данные не подходящие, что-то не так гнется, не туда тянется... — Я в школе доводила своих педагогов. Света нет, отопления нет, нога болит — все равно хочу работать. У меня на ахиллах было три надрыва, потому что нельзя ребенку так тренироваться. Но я днем ездила к какому-то сумасшедшему врачу, который мне руками убирал эти узлы, а вечером снова шла репетировать.
Все мариинские балеты маленькая Вишнева смотрела с третьего яруса — «там все ступеньки были мои». Первого «Дон Кихота» увидела в одиннадцать лет и навзрыд плакала на своем третьем ярусе, потому что думала, что никогда в жизни не сможет так танцевать. Но прошло восемь лет — и ей, еще ученице, предложили партию Китри. — И веер в «Дон Кихоте» я сама придумала! Мой педагог Людмила Ковалева мне говорила: «Это невозможно, тебя как парашютом будет относить». Но я это сделала!
Солисткой Вишневу сделали всего через год после прихода в Мариинский театр, а в партнеры ей достался лучший премьер Фарух Рузиматов. Я помню их вместе — и в «Дон Кихоте», и в «Кармен» Ролана Пети. Казалось, на сцене высекаются искры — от столкновения бурных темпераментов и смешения горячих кровей (Диана наполовину татарка). Пожар был неизбежен — и он случился. — Фарух стал моей первой любовью. Он сложный человек, все время был недоволен — и собой, и мной. Но были минуты такого счастья, что ради них стоило все терпеть. Когда мы с ним танцевали «Кармен», это было что-то невероятное. Как будто что-то посылалось нам сверху. Он был старше меня на тринадцать лет, но на сцене мы были равны, он меня и в жизни воспринимал равной. А я была совершенным ребенком. И сценическая жизнь так перепуталась с личной, что были моменты, когда я думала: «Господи, только бы живой остаться!» Мы расставались, снова сходились — это была страсть, которая могла закончиться только трагически. И тогда я решила, что мне надо уехать на Запад.
На Западе зрители влюбились в Диану мгновенно и страстно, как Хосе в Кармен. «В Японии очереди выстраиваются, чтобы только к тебе подойти. Они целую ночь могут ждать. Они так благодарны, что ты дала им пережить сильную эмоцию». А американский Vogue на- писал: «Диана Вишнева — это красота в движении». Эти слова дали название спектаклю Beauty in Motion, который спродюссировал для нее Сергей Данилян.
В Петербурге Диана предпочитает одеваться построже — и почти всегда в черное. Любит Jil Sander — за безупречную форму. Если хочет немного похулиганить — надевает Miu Miu и Anna Sui. Всегда интересуется новыми дизайнерскими именами: «Я, как в театре, люблю менять образы». Каблуки сейчас почти не носит — хочет, чтобы «ножки отдыхали». К тому же в Нью-Йорке «если идешь на каблуках, все на тебя оглядываются, как на ненормальную. А на открытие сезона я всегда надеваю платье от Парфеновой и всегда всех поражаю».
Известна история с хореографом Уильямом Форсайтом, который снял Диану с роли — за неявку на мариинскую репетицию. Она уверяет, что произошло просто недопонимание, но все равно это стало для нее уроком — никакой звездный статус не оправдывает капризов. — Ты должна забыть про свою корону. Это трудно, потому что ты вроде звезда, а тебе надо превратиться в пластилин в руках хореографа. Ничто не дает такого адреналина, как работа с хореографом.
Зачем ей, живущей от спектакля до спектакля и от самолета до самолета, ей, у которой все время мучительно, как у Русалочки, болят ножки, этот дополнительный адреналин? — Балерина все равно запомнится теми работами, которые специально на нее поставлены. Джульетта — Уланова, Плисецкая — Анна Каренина и Кармен. Под балерину должен делаться репертуар, сейчас об этом никто не думает, а время уходит. И я во что бы то ни стало должна этого добиваться. Поэтому я и создала свой фонд — театр не будет искать под меня балетмейстеров, я сама должна все организовать.
Она рассказывает про работу с канадским хореографом Локом, про продолжение проекта «Красота в движении», про то, как важно показать в России Марту Грэм и устроить в Петербурге балетный фестиваль. И про съемки в фильме Хамдамова «Бриллианты», и про несостоявшиеся пробы к «Черному лебедю». И снова, и снова — о том, как важно все успеть и как мало ей отпущено времени. — Вы даже не думаете про ребенка? — Все время думаю. Но говорю себе: надо еще дотянуть немножко. Если я рожу, то возможности тела будут уже ограничены и классику не смогу идеально танцевать. Классика требует абсолютизма.
Диане повезло — она пришла в театр в момент смены поколений. В другие времена ей пришлось бы ждать годами. Но новый энергичный балетный худрук Махар Вазиев сделал ставку на молодых. Мы тогда, как на работу, ходили то на Ульяну Лопаткину, то на Диану Вишневу. У первой — трагическая отстраненность. У второй — ртутная энергетика. Тогда они казались полярными балеринами, лирической и характерной, Сильфидой и Кармен. Диане долго пришлось этот стереотип ломать, доказывая, что она может танцевать диаметрально разные партии и что она, как говорят в Италии, «балерина абсолюта» — та, которая может всё. Когда несколько лет назад Вишневу позвали приглашенной звездой в Большой, ведущие балерины театра пришли с протестом в директорский кабинет — в театральных кругах этот эпизод окрестили «вишневым чаепитием». Слишком на многое Диана с ее блестящей техникой, фантастической работоспособностью и актерским даром могла претендовать.
Автор фотографий для интервью - Patrick Demarchelier .
2012-10-08 09:10:01
... году за постановку балета "Пиковая дама" в ... пуанты для артистов балета Оперы в Париже ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Repetto – компания, выпускающая обувь, одежду и аксессуары. Фирма Repetto известна во всем мире балетками, которые они создают. История компании началась в 1947 году, когда ее основательница Роза Репетто (Rose Repetto) создала балетки для своего сына танцовщика Ролана Репетто, когда он в очередной раз вернулся домой с репетиции с окровавленными ногами. Любящая мать не могла этого вынести и решила облегчить жизнь сыну. В этих пуантах была впервые применена фишка, которая носит название cousu retourné - пришитые наизнанку стельки создавали эффект амортизации ноги артиста. В то время это была революционная идея. Ролан Пети тогда еще был молодым танцовщиком и хореографом в начале своей многообещающей карьеры. Ему так понравилась обувь,что он предложил такие же своим друзьям Рудольфу Нуриеву, Михаилу Барышникову и Морису Бежару. Вскоре у фирмы Repetto уже не было недостатка в клиентах. Все танцоры Опера Гарнье хотели получить свою пару пуант Repetto.
Ролан Пети очень рано стал получать ведущие роли в балетных постановках, а затем начал создавать собственные постановки, и вскорости основал свою труппу. И ведь всех надо было обуть! Ролан Пети — автор более пятидесяти балетных постановок и отдельных номеров. Он обладал самобытным, разнообразным и узнаваемым стилем. В послужном списке хореографа спектакли "Собор Парижской Богоматери", "Кармен", "Призрак Оперы" и другие. Ролан Пети — Кавалер Ордена Почетного легиона и лауреат Государственной премии Российской Федерации, которой был удостоен в 2001 году за постановку балета "Пиковая дама" в Большом театре. К сожалению, 10 июля 2011 года в Женеве известный хореограф и танцовщик Ролан Пети в возрасте 87 лет ушел из жизни .
Это было отвлечение - как всегда унесло)) А что же наши пуанты? Дальше больше! Использовавшиеся ранее в основном танцорами, балетки приобретают огромную популярность благодаря великой звезде той эпохи. В 1956 году Брижит Бардо, танцовщица в прошлом, просит мадам Репетто сделать для неё пару балеток для съёмок в фильме "И Бог создал женщину". Модель балеток Cendrillon ("Золушка"), созданная для одного единственного человека, стала невероятно популярной.
В 1959 Роза оставляет ресторанное дело и посвящает себя созданию комфортной обуви, она открывает своё первое ателье в Париже. После создания логотипа в 1964 Роза расширяет ассортимент своей продукции и в 1967 фирма переезжает из ателье в Сен Медар д'Эксидёй, где открывает фабрику, которая работает и поныне.
В 1970 - новая вспышка популярности балеток Zizi, созданных Розой для своей невестки Зизи Жанмер.
Со смертью Розы в 1984 году Repetto приходит в упадок. Без своей основательницы фирма не может придумать ничего нового. Только в 1999 гогду после покупки торговой марки бывшим владельцем Reebok Жан-Марком Гоше, Repetto меняет стратегию развития и начинает идти в ногу со временем.
ИСТОРИЯ REPETTO
ВАЖНЫЕ ДАТЫ
1947: Рождение бренда Repetto, созданного Розой Репетто 1952: Первая рекламная компания Розы Репетто 1957: Создание пары балеток Cendrillon для Брижит Бардо 1959: Открытие первого бутика Repetto в Париже 1964: Создание логотипа бренда 1967: Размещение фабрики по пошиву обуви в Дордоне 1970: Создание пары обуви Zizi 1990: Repetto торжественно открывает свой новый магазин в Лионе
1999: Марк Гоше покупает торговую марку 2000: Коллаборация с Issey Miyake 2002: Подписание контракта с Yohji Yamamoto 2004: Подписание контракта с торговой маркой Comme des Garçons 2005: Сотрудничество с Технологическим университетом Компьена 2006: Запускается первая международная рекламная компания бренда 2007: Изменение дизайна бутиков торговой марки
Сегодня балетной обувью Repetto пользуются и примы, и танцовщицы кордебалета. Repetto – это обувь, навеянная балетными пуантами. Все модели настолько изящны и утонченны, что кажутся почти игрушечными. Золотые туфли Comme des Garcons от Repetto продаются по всему миру. Есть так же детская коллекция прет-а-порте, предназначенная для девочек от 2 до 12 лет. С 2006 года Repetto стала сотрудничать с модными брендами - Kenzo, Issey Miyake, Yamamoto и Comme des Garcons. Специально для них дизайнеры марки создают туфли, дизайн которых основан на образе пуантов и других моделей для танцев, но это обычная обувь, предназначенная для повседневной жизни. Для танцоров фирма Repetto как наркотик - хочется еще и еще.
Бутик Repetto на rue de la Paix продает не только танцевальную обувь. Здесь так же есть модели оригинальной обуви типа балеток на мягкой подошве и даже различные модели одежды .
Сегодня Repetto является маркой высшего класса. В 2005 г. фирма выпустила свою миллионную пару обуви, сеть магазинов простирается от Нью-Йорка до Гонконга.
В 2007 году бренд Repetto отметил свое 60-летие. К 60-летнему юбилею легендарные балетки Repetto вручную расписывали Жан-Пол Готье (Jean-Paul Gaultier) и Шанталь Тома (Chantal Thomass).
Сегодня обувь создают уже не в крошечной мастерской, а на крупной фабрике во французском городке Сен-Медар-д'Экссидёй (St Médard d'Excideuil). А вот шьют ее все также - вручную, уделяя внимание каждому стежку.
Лавочка на Рю де ла Пэ (Rue de la Paix) превратилась в роскошный бутик, но здесь по-прежнему можно купить легендарные балетные пуанты, танцевальные трико и пачки. Еще одна любопытная деталь - коллекции носят "танцевальные" названия - Samba, Cabaret, Charlestone.
Весной этого года Repetto открыла два новых магазина в Париже, около двадцати откроет в Азии. Но бутик на улице Мира (рю де ла Пэ) , рядом с Оперой, до сих пор остается самым известным, где можно купить Repettos. И он по-прежнему предоставляет на заказ пуанты для артистов балета Оперы в Париже.
Этот магазин интересно даже просто посетить, ничего не покупая . Там чувствуешь себя как в улье, когда девушки и дамы съезжаются со всего мира чтобы приобрести кусочек французской культуры и истории - Repettos из Парижа. "Наши клиенты", - заявили, что директор магазина, - это женщины между 22 и 28 ... по крайней мере в их голове! ". Балетки Repetto - это классика, которая никогда не устареет. Такая же, как маленькое черное платье или нитка жемчуга.