Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «опера»
Без царя, Бога и москалей. Как в СССР переписывали текст первой русской оперы 2016-12-10 02:22:54
... После революции исполнять оперу, где повсеместно ... первая полноценная русская опера, не позволяла ...
+ развернуть текст сохранённая копия
9 декабря 1836 года в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя", ставшей первой полноценной русской оперой. Однако во времена Советского Союза её текст подвергся цензуре и практически полностью был переписан. В афишах советских оперных театров шедевр Глинки, рассказывающий о подвиге костромского крестьянина, значился под названием "Иван Сусанин". Впрочем, именно так композитор изначально и назвал своё произведение. Но перед премьерой в 1836 году вмешались чиновники, пожелавшие, чтобы у оперы было более пафосное название — "Жизнь за царя". Либретто написал барон Егор Розен, имевший немецкие корни. На самом деле ему пришлось выполнить очень непростую работу. Глинка был сложным напарником — он сначала полностью писал музыку, а затем отдал её поэтам на подтекстовку, хотя многие композиторы делали ровно наоборот. Но, несмотря на сложности, Розен прекрасно справился со своей задачей. После революции исполнять оперу, где повсеместно славят Бога и царя, было, конечно, невозможно. На время она пропала из репертуара театров. Значимость произведения, вошедшего в историю как первая полноценная русская опера, не позволяла навсегда забыть его. Да и тема сочинения — подвиг народа во имя власти — оставалась актуальной. Поэтому было принято решение написать новое либретто. В 1939 году в Большом театре представили оперу "Иван Сусанин", где музыка Глинки звучала с текстом поэта и переводчика Сергея Городецкого. Во многих местах текст барона Розена изменился практически до неузнаваемости, да и многие сюжетные детали стали иными. До сих пор в старых советских учебниках по музыкальной литературе и истории музыки можно прочитать, что одной из причин переписывания либретто стал якобы слабый текст Розена. Но на самом деле это не так. Артисты Государственного академического Большого театра Союза ССР в сцене из оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин". Фото: © РИА Новости/Е. СтоналовБез Бога и царя В тексте интродукции и первого действия Городецкий убрал все упоминания царя. У Розена же весть о том, что скоро в Москве наконец изберут царя после многих лет смутного времени, была кульминацией всего первого акта. Восхваления боярина Михаила Фёдоровича, который "солнышком светит с небес" и за которого "все стеной, горой", конечно, вырезали. А знаменитая реплика Сусанина "Страха не страшусь, смерти не боюсь. Лягу за святую Русь!" в оригинале звучала так: "Страха не страшусь, смерти не боюсь. Лягу за царя, за Русь!". По сюжету к дочери Сусанина Антониде приезжает жених, ратник Собинин, который мечтает о скорой свадьбе. Но строгий отец заявляет, что сейчас не время. В тексте Городецкого крестьянин обвиняет в бедах Руси бояр, которые "стольный град отдали в плен врагу", чего у Розена в помине не было. Упоминания Бога в советском варианте текста также убраны. Правда, изредка реплики "дай, Господь, нам" всё же появляются. У Городецкого главным героем вместо Михаила Фёдоровича становится Минин. Ему, а не боярину почти полностью посвящён рассказ Собинина. Зять Сусанина описывает товарищам, как Минин созывал народное ополчение в Нижний Новгород. У Розена в данном эпизоде украдкой упоминался лишь Пожарский. Наиболее значительной художественной потерей первого действия стал текст хора гребцов. Розен придумал очень поэтичное сравнение треснувшего льда, взявшего в плен реку, с врагом, держащим родной край в цепях. Но как треснул лёд, так и "враг рассыпается в бегах", ведь "всколыхнулась Русь". Городецкий зачем-то поменял совершенно безобидный с идеологической точки зрения текст на бессмысленное описание красот реки. Без москалейВторой акт полностью посвящён образу врагов — польской шляхте. У Розена они пируют на роскошном балу, припевая: " Бог войны после битв живую радость нам дарит! Мы храбро воюем с надменной Москвою, мы ходим повсюду широкой стезёю. Москалей строптивых под ноги стоптали, москалям младого державца мы дали, и тем мы навеки москалей связали! "— хор поляков из оперы "Жизнь за царя"
В СССР такую риторику, видимо, посчитали слишком уж смелой, заменив в итоге в тексте "москалей" на "холопов". Эскиз декорации к заключительной сцене оперы М. Глинки "Иван Сусанин". Создан художником-сценографом Федором Федоровичем Федоровским (1883-1955). Репродукция. Из коллекции Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Фото: © РИА Новости/Михаил Филимонов "Лей вина, пей до дна, добычу нам даёт война! Мы скоро покончим с холопской Москвою! Грозою стоим мы над русской землёю. Скелеты холопов на пашнях белеют. Мы шляхта! Мы Польша! И всех мы сильнее!"— хор поляков из оперы "Иван Сусанин"
В разгар танцев радостный пир прерывает вестник, рассказывающий о том, что дела в Московии у польских отрядов всё хуже и хуже. В версии барона Розена гонец сообщает страшное — избран царём Романов, который пока находится в поместье под Костромой, но это всё равно рушит все планы шляхты. У Городецкого речь идёт лишь о том, что "весь русский народ на поляков восстал" и собрал ополчение Минин — "нижегородский мужик, Козьма Сухорукий". А дальше следует героизация дремучего русского мужика. "Какой-то мужик, Сухорукий, военной не зная науки, войска наши гонит назад! Германский военный отряд и рыцари польской державы пред горстью холопов дрожат!"— хор поляков из оперы "Иван Сусанин"
В версии Розена опасения поляков были куда более значимыми. " Ужель королевич отринут? Ужель москали отнимут Московское царство назад? Один Сигизмунд виноват! Он вздумал хитрить и лукавить — и царство теперь проиграл! "— хор поляков из оперы "Жизнь за царя"
Смысловое наполнение финала второго действия также сильно отличается. В оригинале поляки направляют отряд под Кострому, чтобы пленить царя. У Городецкого же шляхта собирается заградить путь Минину на Москву. Ну и пленить его по возможности. В Польшу через КостромуФото: © РИА Новости/Е. СтоналовТретье действие посвящено Сусанину и его семье. В начале акта крестьянин общается со своим приёмным сыном Ваней и рассказывает об обстановке в стране. У Розена Сусанин в который раз радуется избранию царя, а сын с опаской говорит, что поляки рыщут везде и могут и в Кострому нагрянуть, ведь там царь. На что Сусанин отвечает: "Пусть придут, его не возьмут! Постоим за царя своего!". У Городецкого и Ваня, и его приёмный отец выражают готовность сражаться за Минина, который, направляясь из Нижнего Новгорода в поход на ляхов в сторону Польши, почему-то разбил стан в бору под Костромой. Кстати, в отличие от второго действия, в третьем и четвёртом поляки у Городецкого всё-таки используют слово "москаль". Семья готовится к свадебному пиру. Но праздник внезапно обрывается: нагрянули поляки, разыскивающие царя (или Минина). Сусанин решает схитрить и приглашает их к столу, чтобы отметить свадьбу. Но уговоры не работают. Тогда крестьянин принимает решение увести поляков в непроходимый лес и уморить их там. И предварительно просит Ваню бежать с вестями к царю (Минину). Когда поляки понимают, что Сусанин обманул их и завёл в глушь, они решают убить его. В либретто Розена крестьянин перед смертью произносит слова: "Погибли вы, пропали! И царь мой спасён!Спасён наш царь! Господи Боже, благодарю!". А Иван Сусанин советского образца говорит: "Погибли вы, пропали! Родной край спасён. О Русь моя, Русь! Русь моя, живи вовек!". Текст финального хора "Славься" в версии Городецкого приобрёл совсем иной смысл по сравнению с оригиналом. Розен в который раз вкладывал в уста своих героев восхваление царя. Городецкий же пишет славу Руси и героям, бойцам — "родины нашей отважным сынам". Именно в этом варианте хор стал своего рода гимном и до сих пор часто исполняется отдельно на торжественных мероприятиях. Ольга Завьялова, life.ru
Тэги: антибольшевизм, культура, опера, ссср
Чиптрип-opera: Wiener Staatsoper в Вене и Royal Opera в Лондоне 2016-12-07 20:58:35
... и в Королевской опере, существуют ... заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить ...
+ развернуть текст сохранённая копия
no_rss id:11732801 Предлагаем ходить в Венскую оперу за 3 евро на стоячие места на балконе, 4 евро стоячие места в партере и 6 евро на сидячие места! У каждого места есть всё, что нужно для достаточно комфортного приобщения к прекрасному.
*стоячие билеты начинают продавать непосредственно в здании оперы за несколько часов до представления.
Some rights reserved by bortescristian
плейлист декабря-января: 08.12, 11.12, 14.12, 17.12 Макбет, Верди, опера от 14€ 09.12, 12.12, 15.12 Фальстаф, Верди, опера от 15€ 13.12, 16.12, 18.12, 21.12 Питер Граймс, Бриттен, опера от 13€ 20.12 Севильский цирюльник, Россини, опера от 13€ 22.12, 26.12, 27.12, 03.01, 08.01 Раймонда, Глазунов, балет от 12€ 05.01 Гензель и Гретель, Хумпердинк, опера от 15€ 04.01, 06.01 Летучая мышь, Штраус, оперетта от 134€ 09.01, 12.01, 15.01, 20.01 Мертвый город, Корнгольд, опера от 13€ 11.01, 14.01, 18.01, 21.01 Девушка с Запада, Пуччини, опера от 13€ 19.01, 24.01, 27.01 Тщетная предосторожность Герольд/Ланчбери, балет от 11€ 22.01, 25.01, 28.01 Ромео и Джульетта, Гуно, опера от 54€ 23.01, 26.01, 29.01 Дон-Жуан, Моцарт, опера от 14€ 30.01 Саломея, Штраус, опера от 13€ 31.01Тоска, Пуччини, опера от 14€ всё расписание здесь и здесь
Туры в Вену возможны на любые даты – запрашивайте! Например на рождественские ярмарки: Вылет 17.12 на 3 ночи Do Step Inn 2*, без питания, общие удобства, 282 евро Hotel Congress 3*, без питания, 290 евро ЗДЕСЬ Вылет 19.12 на 3 ночи Hillinger 3*, завтраки, 239 евро Trend Bosei 4*, завтраки, 269 евро luxurious & cheap Melia Vienna 5*, без питания, 500 евро Еще варианты отелей и все подробности смотрите ЗДЕСЬ на Новый год: Вылет 28.12 на 5 ночей (перелет до Братиславы) Korotan 3*, завтрак, запрос 485 евро (сингл 617 евро) Lucia 3* завтрак, запрос 570 евро Event Pyramide 4* завтрак, запрос 577 евро Еще варианты отелей и все подробности смотрите ЗДЕСЬ в январе: Вылет 13.01 на 3 ночи/27.01 на 3 ночи Lucia Hotel 3*, без питания, 213/193 евро Renaissance Wien 4*, без питания, 252/232 евроЗДЕСЬ
А если окажетесь в Лондоне, за 5 фунтов можно отправиться на Волшебную флейту или представление королевского балета в Королевскую Оперу (Royal Opera) в Ковент-Гарден (адрес: Covent Garden, London WC2E 9DD). Билеты, конечно, лучше приобретать заблаговременно здесь, так как, в оперу билеты в день представления снижаются минимум фунтов до 40-ка. Программа и билеты здесь. Туры в Лондон смотрите здесь.
Кстати, во многих красивейших церквях Лондона, так же как и в Королевской опере, существуют бесплатные обеденные концерты (lunchtime recitals, начало в 13-15). Например, по вторникам органные и классические концерты дают в Southwark Cathedral (London Bridge, Bankside, London SE1 9DA, сайт), по вторникам и пятницам – в St Paul’s Сathedral (адрес St Paul’s Churchyard, London, EC4M 8AD, подробности здесь) и в St. Martin-in-the-Fields (адрес: Trafalgar Square, подробности здесь)
Если в планах прогулка в районе Сохо и заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить в кассе Half Price Ticket – при покупке день в день билеты в ней продаются вполцены (-50%). Находится чудо-касса на площади Лестер сквер, перед знаменитым кинотеатром Odeon. Эта дисконтная театральная будка стоит там испокон веков, и если вы в Лондоне, то наверняка знаете её. А если еще нет, то посмотреть можно вот здесь.
Делитесь мнениями, впечатлениями, фотографиями и ценными советами.
Тэги: австрия, великобритания, вена, лондон, опера, предложение, чиптрип
Ярмарку в стиле 30-х годов развернули возле театра оперы и балета) 2016-12-05 19:15:17
... Саратов, театр оперы и балета, 05 ... Саратов, театр оперы и балета, 05 ... Саратов, театр оперы и балета, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Тэги: 30-ых, афиша, балета, еда, область, оперы, питье, продажа, саратов, саратова, саратовская, саратовский, стиле, театр, театрализованная, товары, ярмарка
Чиптрип-opera: Wiener Staatsoper в Вене и Royal Opera в Лондоне 2016-11-30 20:01:02
... и в Королевской опере, существуют ... заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить ...
+ развернуть текст сохранённая копия
no_rss id:11612673 Предлагаем ходить в Венскую оперу за 3 евро на стоячие места на балконе, 4 евро стоячие места в партере и 6 евро на сидячие места! У каждого места есть всё, что нужно для достаточно комфортного приобщения к прекрасному.
*стоячие билеты начинают продавать непосредственно в здании оперы за несколько часов до представления.
Some rights reserved by CarlosJ.R
плейлист ноября-декабря: 01.12 Травиата, Джузеппе Верди, опера от 15€ 02.12 Вечера одноактных балетов Тосс/Уилдон/Роббинс от 11€ 03.12, 06.12 Девушка с запада, Джакомо Пуччини, опера от 13€ 04.12, 07.12, 09.12, 12.12, 15.12 Фальстаф, Верди, опера от 15€ 05.12, 10.12 Любовный напиток, Доницетти, опера от 14€ 08.12, 11.12, 14.12, 17.12 Макбет, Верди, опера от 14€ 13.12, 16.12, 18.12, 21.12 Питер Граймс, Бриттен, опера от 13€ 20.12 Севильский цирюльник, Россини, опера от 13€ 22.12, 26.12, 27.12, 30.12 Раймонда, Глазунов, балет от 12€ 23.12, 25.12, 28.12 Волшебная флейта, Моцарт,опера 29.12 Гензель и Гретель, Хумпердинк,опера 31.12 Летучая мышь, Штраус, оперетта всё расписание здесь и здесь
Туры в Вену возможны на любые даты – запрашивайте! Например на рождественские ярмарки: Вылет 17.12 на 3 ночи Do Step Inn 2*, без питания, общие удобства, 282 евро Hotel Congress 3*, без питания, 290 евро ЗДЕСЬ Вылет 19.12 на 3 ночи Hillinger 3*, завтраки, 239 евро Trend Bosei 4*, завтраки, 269 евро luxurious & cheap Melia Vienna 5*, без питания, 500 евро Еще варианты отелей и все подробности смотрите ЗДЕСЬ на Новый год: Вылет 28.12 на 5 ночей (перелет до Братиславы) Korotan 3*, завтрак, запрос 485 евро (сингл 617 евро) Lucia 3* завтрак, запрос 570 евро Event Pyramide 4* завтрак, запрос 577 евро Еще варианты отелей и все подробности смотрите ЗДЕСЬ
А если окажетесь в Лондоне, за 5 фунтов можно отправиться на Волшебную флейту или представление королевского балета в Королевскую Оперу (Royal Opera) в Ковент-Гарден (адрес: Covent Garden, London WC2E 9DD). Билеты, конечно, лучше приобретать заблаговременно здесь, так как, в оперу билеты в день представления снижаются минимум фунтов до 40-ка. Программа и билеты здесь. Туры в Лондон смотрите здесь.
Кстати, во многих красивейших церквях Лондона, так же как и в Королевской опере, существуют бесплатные обеденные концерты (lunchtime recitals, начало в 13-15). Например, по вторникам органные и классические концерты дают в Southwark Cathedral (London Bridge, Bankside, London SE1 9DA, сайт), по вторникам и пятницам – в St Paul’s Сathedral (адрес St Paul’s Churchyard, London, EC4M 8AD, подробности здесь) и в St. Martin-in-the-Fields (адрес: Trafalgar Square, подробности здесь)
Если в планах прогулка в районе Сохо и заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить в кассе Half Price Ticket – при покупке день в день билеты в ней продаются вполцены (-50%). Находится чудо-касса на площади Лестер сквер, перед знаменитым кинотеатром Odeon. Эта дисконтная театральная будка стоит там испокон веков, и если вы в Лондоне, то наверняка знаете её. А если еще нет, то посмотреть можно вот здесь.
Делитесь мнениями, впечатлениями, фотографиями и ценными советами.
Тэги: австрия, великобритания, вена, лондон, опера, предложение, чиптрип
Саратовцам устроят встречу с человеком десятилетия! 2016-11-28 14:35:53
... ;"> Место: академический театр оперы и балета
+ развернуть текст сохранённая копия
art ma-zaika | Загадка Моцарта | Место: академический театр оперы и балета Начало: 06 декабря (вторник) в 19:00 Справки по телефонам: 26 31 64, 53 76 24 и 8 927 054 77 44 Исполняют: Эдвард Радзинский В сопровождении Академического симфонического оркестра Саратовского областной филармонии им. А.Шнитке и Саратовского губернского театра хоровой музыки. Дирижер Большого Театра РФ, Михаил Грановский. Пьеса «Несколько встреч с господином Моцартом» писателя, драматурга Эдварда Радзинского, - о жизни Моцарта и о загадочном трагическом его финале. Был ли повинен Антонио Сальери в смерти гениального Моцарта? О чем расскажет нам тайный дневник венского вельможи барона ван Свитена? Пьеса о Моцарте была написана в начале 90-х, к 200 - летию со дня смерти Моцарта для итальянского Радио и Телевидения и показана в Италии. В России Э.С. Радзинский исполняет ее только сам. Магия артиста вовлекает нас в любую историческую эпоху. Он рассказывает, как мы из века в век наступаем на одни и те же грабли. Его рассказ об исторических событиях – это рассказ о нашем настоящем, и что самое главное, о нашем будущем… Его книги читают в США, Англии, Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Финляндии, Австралии, Китае и во многих других странах мира! Телевизионные программы удостоены четырех премий ТЭФИ. Пьесы Радзинского ставили корифеи русского театра: Г. Товстоногов, А. Гончаров, А. Эфрос. В них играли Татьяна Доронина и Людмила Гурченко, Олег Басилашвили и Олег Меньшиков, Армен Джигарханян и Александр Лазарев, Татьяна Догилева и Ольга Яковлева, Ирина Апексимова и Рената Литвинова. Пользователи Интернета (по версии Rambler) выбрали Эдварда ЧЕЛОВЕКОМ ДЕСЯТИЛЕТИЯ!
Тэги: артиста, балета, будущем, встреч, грановский, загадка, куда, культура, магия, михаил, моцарта, моцартом, музыка, настоящем, несколько, оперы, пойти, радзинский, рассказ, саратов, саратове, театр, эдвард
Главная / Главные темы / Тэг «опера»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|