Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
мнение про Лайтмана и его "каббала-лайт" движение2016-03-07 11:43:00+ развернуть текст сохранённая копия Здесь verslo dovanos отличный выбор стильных мужских галстуков и других аксессуаров для мужчин. ... Не в первый раз уже приходится встречать обсуждение в сети М. Лайтмана и его школы. В этот раз хочу и своими мыслями поделиться на этот счет. Текст получился длинным, поэтому наберитесь терпения. Начну с того, что еще давно, 13 лет назад, будучи подростком, я сам два года изучал Каббалу в группах, организованных Лайтманом и его учениками в Москве. Возможно, это дает мне право судить более обоснованно о характерных особенностях этого движения, поскольку я видел его «изнутри». Правда, с тех пор прошло уже много времени, и что-то могло измениться. Что представляет собой среда «лайтманцев» сегодня, я представляю уже отнюдь не так хорошо. Многих еще тогда (в начале 2000-х) привлекало в уроках Лайтмана то, что он обещал конкретную «научную» методику, благодаря которой человек может открыть для себя духовные миры и обрести в них полное знание и вечное наслаждение (от соединение с Творцом, который Сам является желанием дарить наслаждение Своему творению). На раннем этапе обучения эта методика сводилась к трем компонентам – рав, группа, книги. Человек, изучая каббалистические книги под руководством рава-каббалиста,привлекал к себе «окружающий свет» (ор макиф), который должен был постепенно передать ему свои свойства, исправить его эгоизм и таким образом сделать способным быть сосудом для получения этого света внутрь (ор пними). Группа была нужна для того, чтобы человек мог «отрабатывать» эти свойства (которые сводились к отдаче, альтруизму, любви к ближнему) в среде единомышленников. Фактически на этом вся «научная методика» заканчивалась, поскольку все дальнейшее обучение не приносило никакого конкретного понимания, как этот механизм должен работать. Люди могли годами сидеть на уроках, «притягивая к себе свет», при этом никаких действительных изменений, конечно же, с ними не происходило. Постоянно подчеркивалось, что для привлечения света нужно правильное Намерение. В то же время регулярно Лайтман дает понять своим ученикам, что правильное Намерение может быть лишь у каббалиста, который уже открыл для себя духовные миры, а до тех пор это лишь жалкие попытки, которые могут в какой-то момент накопить в человеке потребность в этом духовном переходе, и тогда ему откроется. Разговор о том, что же такое правильное намерение и как к нему придти, занимал немалое место в лайтманских группах. Фактически никто ничего об этом не знал. Иногда Лайтман делает упор на то, что именно активная внешняя работа в группе – помощь в организации совместных мероприятий и т. д. – играет наибольшую роль. Иногда весь разговор переносится снова на то, что внешнее вообще ничего не значит, и что физические действия не имеют связи с духовностью, а настоящий каббалист все делает только в духовном. Мне кажется, что на раннем этапе становления этих групп в них царило более «элитарное» представление, и многие связывали свое продвижение с внутренней духовной работой и пониманием духовных законов. Позже, когда все больше людей стало приходить, это движение все больше вульгаризировалось, и все больше акцента переносилось на какую-то внешнюю деятельность. Невозможно судить о каббале Лайтмана, не имея представления об источниках, на которых она строится. Этими источниками, главным образом, являются книги рава Йеуды Ашлага (Бааль Сулама) и его сына Рабаша (Баруха-Шалома Ашлага, который и был непосредственным учителем самого Лайтмана). Именно их книги проходятся на уроках Лайтмана (те самые уроки, которые должны привлекать «окружающий свет» к ученику). Основной книгой является «Талмуд Эсер Сфирот» (сокр. ТЭС, «Учение о десяти сфирот» – 6-томный труд Бааль Сулама). Вторым по значению служит комментарий рава Ашлага к Зоару (комментарий «Сулам», по которому его автор и получил такое прозвище). Как правило, до того, как приступают к этим книгам, читают какие-то краткие статьи о «духовной работе» (обычно за авторством Рабаша), настраивающие ученика на восприятие света. Лайтман начал свой путь в Каббалу уже в возрасте после 30 лет. Он рассказывал, что пробовал пару лет изучать Талмуд и традиционные еврейские тексты, но сразу же понял, что ответов на свои вопросы там не найдет, и быстро от этого отошел. Его эрудиция в отношении еврейской традиции – очень слабая; в отношении других духовных или эзотерических систем, существующих в мире, – вероятно еще слабее. Говоря о Каббале, он не может не оказаться в ситуации дилеммы. С одной стороны, он хотел бы отмахнуться от всех книг, начиная с Торы, Талмуда и вообще любых «святых книг», поскольку не владеет ими и на этом поле легко проиграет в диалоге с оппонентами. С другой стороны, полностью отмахнуться он не может, потому что труды Бааль Сулама, по которым он преподает, построены в форме комментариев. ТЭС — к книгам Ари (каббалист 16-го века), Сулам — к книге Зоар, которая сама по большей части построена на обсуждении недельных разделов Торы. А значит, изучая Сулам, невозможно вообще не признавать Тору. Ответ Лайтмана состоит в следующем: Тора и другие древние книги были написаны каббалистами для душ тех поколений. Тогдашние души были тоньше и чувствительнее к свету, поэтому такие книги могли привести их к исправлению, хотя даже тогда это было уделом единиц. В наше время эгоизм в душах загрубел и потому нужны уже другие книги. Ими являются труды Бааль Сулама, который писал в 20-м веке специально для нашего поколения. Поэтому, хотя за сочинениями более ранних каббалистов признается истина, изучать их не нужно, а понять их невозможно. Совершенно очевидно, что такой ход со стороны Лайтмана отсекает возможность диалога и совместного прояснения истины с представителями более широкого каббалистического сообщества. К этому добавляется еще и то, что книги по Каббале (как утверждает Лайтман) написаны на «языке ветвей» – когда в них упоминается некий объект, имеется в виду не известный нам под этим именем объект, а его духовный корень в верхнем мире. У тех, кто этого верхнего мира никогда не видел, нет никакого шанса понять, что же имел в виду каббалист, высказавшись на «языке ветвей». По сути вся Тора, Талмуд и другие еврейские святые книги говорят на языке ветвей, и потому их понимание, принятое в религии, совершенно неверно. Здесь уже пролегает непреодолимый барьер в любых попытках диалога. Естественно, все без исключения изучающие эти книги (будь то ученики ешив, раввины или профессора с кафедры Махшевет Исраэль в израильском университете) прекрасно понимают, что книги еврейской традиции – неотъемлемая часть многовековой культуры народа, где они служили прежде всего источниками закона, регламентирующего поведение людей в нашем (вполне материальном) мире. Заявление, что все эти книги вообще не говорят о материальном и не могут быть поняты не-каббалистом (то есть любым, кто не прошел махсом – барьер, отделяющий наш мир от верхнего), звучит просто безумно. Таким образом, эти заявления о «нечитаемости» для обычного человека настоящих книг по Каббале (а также Торы, Талмуда и т. д.) создают непреодолимую пропасть в любых попытках диалога с Лайтманом. Отсюда уже вытекает вполне логичное следствие, которое некоторые называют «культом личности» в его организации. Ведь если постичь истинный смысл каббалистических книг могут лишь «перешедшие махсом», возникает вопрос: кто же эти люди? Выясняется, что кроме самого себя среди живущих в нашем поколении Лайтман никого назвать не в силах. Выходит, он единственный истинный каббалист! Естественно, ему ничего не остается, кроме как зацикливать духовно ищущих учеников на себе самом, так как других каббалистов просто не осталось. Что же касается всех, кто изучает Каббалу за пределами лайтманской организации, их духовные «постижения» он ни коим образом не готов признать. Ситуация патовая. Естественно, с их стороны никто не собирается признавать его «постижения», видя эту сектантскую направленность. Теперь затронем вопрос о том, как в действительности «работает» методика Лайтмана и куда ведет. Как я уже сказал, конкретных методических средств в ней почти что и нет. Сам Лайтман утверждает (на основании предисловия к ТЭС), что за 3-5 лет ученик приходит к открытию духовного мира. Это звучало заманчиво в начале 2000-х, когда движение только набирало обороты. Но прошли три года, потом пять лет, и естественно никто ни в какой духовный мир не вышел. Стоит отметить также, что понятие «махсом» (барьер, шлагбаум), знаменующий границу между нашим материальным и высшим духовным миром, изобретено Лайтманом и не имеет источника в каббалистической литературе. Этого понятия не встретишь ни у Бааль Сулама, ни у Рабаша (не говоря уже о более древних авторах). Сам Лайтман как-то вынужден был невольно признать это, оговорившись, что этим понятием его учитель пользовался в устных беседах с ним. В самом же учении Лайтмана оно водрузилось на высокий пьедестал почета. По крайней мере, в какие-то ранние годы, основные разговоры среди учеников крутились вокруг того, когда мы пройдем махсом, и есть ли уже те, кто прошел его. Естественно, когда обещанные 3-5 лет прошли, а за ними еще несколько лет благополучно миновало, вопрос о том, когда же пресловутый махсом будет пройден, обострялся все больше и больше. В какой-то момент даже возник слух, что уже целая небольшая группа наиболее продвинутых лайтманских учеников уже прошли его и теперь преподают «исходя из своих духовных постижений». Но так получилось, что именно с этими учениками их наставник почему-то поссорился, и многие из них ушли из рядов организации. К тому моменту все больше людей начинают ощущать разочарованность происходящим. Вся эта учеба напоминает топтание на месте или движение по маленькому кругу, который никуда не ведет. Приходят новые люди – с ними начинают с самого начала проходить те же тексты, которые проходили со старыми. При этом для более ранних учеников не наступает никакого качественного изменения в занятиях – они также продолжают жевать старый материал, исходя из того, что по-настоящему понять его может лишь тот, кто уже «за махсомом» (а сами они знают, что еще махсом не прошли). В итоге многие люди уходят из групп, но каким-то образом за это время уже оказываются привлечены новые. Возможно, многих, кто уже понял относительную бессмысленность происходящего, все же привлекает сама возможность быть в каком-то обществе, к чему-то стремиться (даже если и безрезультатно). Нередко можно услышать, что Лайтман и его соратники развивают свою школу, чтобы обманным путем зарабатывать деньги на наивных учениках. Честно скажу: я не знаю, как там обстоят дела сегодня. Но в прошлом никто особенно ничего на этом не зарабатывал – денег было не особенно много, они уходили на аренду помещений, издание книг (продажа которых не окупалась) и т. д. Ни от кого из учеников не требовали ничего платить, если он сам не выказывал желания к этому. Взнос десятины (маасер) считался помощью на пути к махсому (ученик учится «отдавать» – приближается к свойствам Творца), но не являлся обязательным условием участия в уроках. Насколько ситуация изменилась с тех пор – сказать не могу. И наконец, коснусь наиболее распространенных обвинений, которые выдвигаются против Лайтмана. Как правило, они исходят со стороны представителей ортодоксального иудаизма, которые усматривают в учении Лайтмана опасную профанацию. Основные претензии направлены против преподавания Каббалы широким массам, включающим неевреев, людей, далеких от религии, от соблюдения законов Торы. И если бы такое преподавание Каббалы было нацелено на то, чтобы привести этих людей к соблюдению, – это было бы еще пол беды! Но оно вовсе на это не нацелено. Напротив, Лайтман много раз подчеркивал, что никаких религиозных заповедей для постижения духовного мира соблюдать не надо. Появление такой «легкой», ненапряжной Каббалы (недаром некоторые критики окрестили ее термином «Каббала-Лайт») естественно вызывает любопытство в светском обществе, далеком от принятия на себя религиозных запретов. Тогда как для еврейских раввинов это ощущается так, словно из сердца их учения, которое они пестуют в глубинах своих сердец (и в глубинах своих ешив) выкрали нечто ценное, а теперь разбрасываются этим направо и налево. Лайтман не раз высказывался в таком духе, кто никакого отношения к евреям или иудаизму Каббала не имеет. Его оппоненты яростно возражают, приводя в качестве аргумента, что видные каббалисты прошлого (включая и учителей самого Лайтмана) были евреями, тщательнейшим образом соблюдающими заповеди иудаизма. По правде говоря, мне видится это взаимная нестыковка взглядов слегка смешной. Давайте спросим себя: является ли йога, например, индусским учением? Очевидно, что учителя йоги с древних времен были индусами и сама она происходит из Индии. Выдающиеся классические труды по йоге были написаны в лоне индийской традиции. С другой стороны, в наше время йогой занимаются самые разные люди в самых разных странах. Йога раскрыла какие-то объективные законы устройства человека, помогающие ему не только улучшить здоровье, но и развиваться – телесно, энергетически и духовно. Поэтому она заслужила место универсального учения, и индусы могут лишь гордиться тем, что их культура сумела подарить миру нечто прекрасное. Но иудаизм по какой-то причине этого совсем не хочет видеть. Никто не стал бы спорить с тем, что исторически Каббала действительно веками развивалась в рамках еврейских общин, что ее труды написаны евреями и на иврите, что их авторы соблюдали законы иудаизма. Но ведь вопрос не в этом! Вопрос в том, есть ли в Каббале то универсальное, что позволит ей озарить своим светом не только кучку избранных, но и все человечество? Может ли еврей гордиться тем, что его народ подарил миру Каббалу? И именно здесь почему-то представители иудаизма готовы из кожи вон вылезти, что ответить на этот вопрос «Нет!» Им важно подчеркнуть, что их народ и их религия ничего миру дарить не собирается. В лучшем случае они готовы подарить кому-то «7 заповедей сыновей Ноаха» и на этом считать свой долг выполненным. Конечно, это не может не вызывать сожалений. И понятно, почему для широких масс общества аргументы со стороны иудаизма так и остаются зачастую неуслышанными. Историческая связь Каббалы и иудаизма – это факт, но помимо нее нужно также видеть и объективные требования духовной эволюции. Собственно, уже у Бааль Сулама заложены все основы для того, чтобы Каббала была воспринята как универсальное (общечеловеческое) учение. Во многих своих поздних трудах он отмечает это вполне однозначно. В этой связи Лайтман может снять с себя претензии, оперевшись на авторитет своих учителей. Но на что еще реже обращают внимание участники этих споров – так это на то, что Каббала еще за долго до Бааль Сулама уже вышла на универсальное поле. Она уже несколько веков назад стала основой эзотерического, оккультного учения Запада, с которым и сегодня у многих ассоциируется. Десять сфирот – главные понятия Каббалы – уже давно стали духовной картой, помогающей ищущим духовного знания понимать законы Вселенной. На них построены медитации и магические ритуалы, они используются для лучшего понимания свойств планет в астрологии и проникновения в смысл карт Таро. Еще в средние века Каббала шла рука об руку с алхимией, а в наше время все чаще стала соединяться с психологией. С учетом уже сложившейся исторической реальности любые попытки «прибрать к рукам» Каббалу со стороны какого-то одного направления (будь то Лайтман или ортодоксальный иудаизм) выглядят просто нелепо. На мой взгляд, наибольшей ясности в этих вопросах можно достичь не за счет голословных утверждений из разряда «я прав, потому что иначе и быть не может» (что, к сожалению, часто возникает в среде всех, кто имеет интерес к теме), а именно за счет открытого диалога, общего изучения и обмена мнениями. Пусть каждый, кто считает, что обладает истиной (или хотя бы ее крупицами) сможет свободно высказать свою позицию и привести на суд собеседников любые аргументы. Такой диалог позволит со временем найти общий язык и прояснить не только роль Каббалы в частности, но и вообще место и смысл любых традиционных знаний для современного человека. Может быть, тогда вместо споров и размахивания интеллектуальными кулаками все больше людей переключатся, наконец, на то, чтобы действительно двигаться к высоким целям, о которых так громко заявляют. Тэги: arieli, betsalel, галстуки, каббала, лайтман, мужские Какой астрологии можно доверять и насколько?2016-02-03 10:54:48+ развернуть текст сохранённая копия Анализ различных астрологических методов, их целей, точности и стоящих перед ними проблем Некоторые называют астрологию наукой, другие — искусством. Есть и те, кто не будучи как следует знаком с ней, считают ее лженаукой или заблуждением. Постараемся разобраться, насколько все эти слова применимы к настоящей астрологии, и чем же в сущности она является. Астрология ищет связи между объектами и событиями на Земле и космическими факторами, такими как движение планет и некоторых других геометрических точек. Благодаря знанию этих связей она позволяет получить много информации о жизни людей и иногда даже о судьбах целых государств. Но мы всегда должны помнить, что, закованные в тела из плоти и крови и проживая одну жизнь длинной в несколько десятков лет, мы остаемся слишком маленькими и ограниченными, чтобы до конца объятьсвоим умом законы неизмеримой Вселенной. Это тем более становится очевидным, если признать, что наблюдаемые нами движения в космосе — лишь знаки жизни более высоких миров, которые еще бесконечно дальше от нашего непосредственного восприятия. Вот почему чтобы, касаясь таких сложных тем, не впасть в излишнее теоретизирование, граничащее с фантазиями, нужно опираться на опыт, уже наработанный практической астрологией за века ее существования. С точки зрения этого опыта, если подытожить его на сегодняшний день, можно выделить в астрологии несколько областей. 1. «Астропсихология», как называют ее современные авторы. Она изучает особенности человека, такие как характер, наклонности, способности, темперамент, личные достоинства и недостатки, и опирается на время его рождения и расположение космических факторов в это время. (Под временем рождения здесь и далее имеется в виду год, месяц, день и в некоторых случаях более точное время — часы, минуты и иногда секунды. Для разных разделов астрологии актуальность точного времени не одинакова. Космические факторы — это, чтобы не перечислять их каждый раз, эклиптическая долгота планет, угловые расстояния (аспекты) между ними, расположение т. наз. куспидов домов, лунных узлов, апогея лунной орбиты, «жребиев» и т. д.) 2. Предсказательная астрология позволяет прогнозировать будущие события в судьбе человека или находить произошедшие в прошлом. 3. Хорарная астрология предлагает ответ на конкретный вопрос («будет ли удачной поездка?», «где найти пропавшую вещь?» и т. п.) 4. Элективная астрология предлагает информацию о наилучшем времени для начала какого-либо дела. 5. Мунданная астрология рассматривает мировые события (на уровне народов, государств) и стремится их прогнозировать. Если учесть, что перечисленные направления, хотя во многом опираются на общие для них астрологический язык и систему соответствий, сильно отличаются в практическом применении, будет легко понять, почему работа астролога может производить самое разное впечатление. Отметим теперь специфику каждой из этих областей. Легче всего убедиться в эффективности астропсихологии. Достаточно проявить небольшую наблюдательность, начать сопоставлять людей, родившихся в момент близкого расположения космических факторов, и вы легко обнаружите их сходства. С этим связано то, что в народе эта область воспринимается довольно естественно: многие интересуются, «под каким знаком» родились их близкие, стараются выбирать себе друзей и возлюбленных по их зодиакальному знаку. Многие покупают себе кулоны и другие украшения, на которых изображен их зодиакальный знак. Когда говорят, что «кто-то родился под таким-то знаком», обычно имеют в виду, что в этом знаке стояло Солнце на момент рождения. Двенадцать знаков Зодиака — это двенадцать равных секторов эклиптики, каждый по 30 градусов. Любая точка в небе, будучи спроецирована на эклиптику, непременно окажется в одном из этих знаков. Но следует помнить, что не только Солнце влияет на человека (хотя его влияние в астропсихологии самое сильное), но и другие планеты — причем, влияние каждой проявляется больше всего в особой характерной для нее области нашей жизни. Поскольку среднестатистический обыватель этого, как правило, не учитывает, а смотрит лишь на солнечный знак, человеку с критическим настроем ума очень легко заметить, что все сопоставления людей, родившихся «под одним знаком», дают слишком общий, расплывчатый результат. Из–за своей легкости астропсихология быстрее всего становится достоянием широких кругов, но это же служит основанием того, что придирчивый скептик не найдет в ней должной «научности». Даже если мы примем в расчет все космические факторы и постараемся составить наиболее четкий психологический портрет человека, наши усилия обречены на некоторую аморфность в силу самой специфики задачи. Ведь невозможно живую личность описать набором цифр, формул и графиков. Как выразите вы в числах свою гордость и скромность, лень и трудолюбие, гибкость ума или устойчивость взглядов? Поможет ли строгая диаграмма отобразить наклонности и пристрастия, симпатии и антипатии? Очевидно, что, начав рассматривать отдельного индивидуума с помощью астрологических средств, мы неизбежно столкнемся с субъективной оценкой разных специалистов. Здесь, как и в обычной психологии, есть естественный предел научного контроля над изучаемым объектом. И потому степень доверия к данной области будет всецело зависеть от индивидуальных предпочтений каждого. Астролог, умеющий точно и адекватно описать человека по его гороскопу, может претендовать на роль ученого, но нет смысла отрицать, что в таком деле интуиция и способность к творческим ассоциациям сыграют важную роль, что приближает астропсихологию к искусству. В современном научном мире обычная (не «астро-») психология пользуется гораздо большим почетом, чем ее астрологическая сестра. Но связано это отнюдь не со степенью точности, а с тем, что ученые, большей частью остающиеся последние полтора-два века под невидимым влиянием философии материализма, просто не могут уложить астральные влияния планет в какую-то известную им категорию. Очевидно, что силы, управляющие судьбой человека и формирующие его характер, нельзя отнести ни к гравитационным, ни к электромагнитным. Не имея возможности объяснить астрологию, исходя из сложившейся в двадцатом веке картины мира, официальная наука опускает руки и готова игнорировать факты в угоду сохранению существующей теории. Наиболее же рьяные «светила науки» готовы выдвигать обвинения в «лженаучности» и т. п. Однако, в виду тенденции к плюрализму в современном мире, возникает все больше систем и практик, которые наука не может четко классифицировать. Все более очевидным становится то, что особенности родившегося ребенка зависят от того, как проходили роды, от состояния матери, от маленьких, но значительных событий первых часов жизни. Ребенок, слышавший музыку в момент рождения (или даже в эмбриональном состоянии), сам может проявить потом музыкальный талант. Множество подобных фактов с трудом поддается научному объяснению. Все больше понимают, как много в мире еще остается неразгаданных тайн и неизученных явлений. Люди, живущие близко к природе, без всякой науки замечают связь космоса с земной жизнью. Многие садовники и огородники уже привыкли учитывать лунные фазы при посадке растений. Если движения Луны соответствуют морским приливам и менструальному циклу женщины; если подсолнечник поворачивает свою похожую на Солнце головку навстречу восходящему светилу, то почему нельзя допустить, что невидимые влияния планет запечатлеваются в психике и в теле только что родившегося ребенка, вызывая в его организме ряд реакций, от которых будет зависеть его характер и поведение? А если практика это подтверждает, с этими явлениями надо работать и изучать их, а не отбрасывать из–за того, что не удается подогнать их под уже существующие теории. Оккультизм имеет свое объяснение того, как работает астрология, и почему ее указания сбываются. Но принять такое объяснение можно, лишь если принять общий аппарат оккультного подхода — если принять существование астрального тела и астрального света, а значит, принять целый мир, который научные приборы пока не способны зафиксировать. Поэтому в данной статье не станем отступать от темы ради изложения эзотерических взглядов и вернемся к рассмотрению разных направлений астрологии. В сравнении с астропсихологией предсказательная астрология является гораздо более сложным делом. Первая изучает силы внутри самого человека, вторая — их применение в жизни, выражающееся в событиях и судьбе. Первая показывает потенциал, вторая — его реализацию. Поэтому именно в предсказательной астрологии такое огромное значение имеют так называемые «дома гороскопа». Подобно знакам Зодиака, их двенадцать, и они отвечают за различные области человеческой жизни — здоровье, работу, семью, путешествия, образование и т. д. Ведь именно в этих областях потенциальные способности личности будут находить свое применение, вызывая события в ее жизни. Положение планет в знаках Зодиака и другие факторы, связанные с ним, описывают более внутренний, душевный мир человека, тогда как дома, как видно из их значений, сильно привязаны к земному плану. Поэтому и положение их в гороскопе связано не с далекими влияниями небесных тел, а с вращением самой Земли вокруг своей оси. Это вращение происходит гораздо быстрее, чем переход планеты из одного знака в другой. За 24 часа вместе с полным оборотом Земли каждый дом целиком пройдет круг в 360 градусов. Именно здесь так важно знать точную минуту рождения ребенка, чтобы определить его будущую судьбу. Если мы ошибемся на несколько минут, куспид (начальная точка) дома может быть нами ошибочно передвинут на несколько градусов. А поскольку в дальнейших прогнозах мы будем искать прохождения планет через эти куспиды, применяя различные временные масштабы, то эти несколько градусов превратятся в реальной жизни человека в несколько лет. Таким образом, предсказанное на определенный год может произойти на несколько лет позже или раньше, а если куспид по ошибке попал в другой знак зодиака, то может и вообще не произойти. Каждый знает день своего рождения, но точное время известно немногим. Когда начинают спрашивать у родителей, искать медицинские записи, нередко из–за капризов человеческой памяти и небрежности врачей узнают неправильное время и по нему строят неправильный гороскоп, предсказывая неправильные события. Стоит ли удивляться, что в этой тончайшей, не терпящей никакого легкомыслия работе, далеко не каждый раз появляются надежные результаты? Ученик, лишенный должного терпения и веры, быстро оставит попытки, увидев, как его первые прогнозы не сбылись. Но и мастер не защищен от ошибок. На его счету могут быть сотни удавшихся прогнозов, но если в этот раз ему предоставлены неверные данные о рождении субъекта, весь его профессионализм может не спасти от ложного суждения. С целью хоть как-то гарантировать точность времени рождения астрологи используют процедуру ректификации гороскопа. Она заключается в том, чтобы уточнить время рождения по уже произошедшим событиям. Ведь если в принципе существует соответствие между положением космических факторов и неким фактом биографии, то эту ситуацию можно использовать в обоих направлениях — либо узнать о событиях по планетам, либо о планетах по событиям. Однако ректификация имеет ряд существенных ограничений. Во-первых, она лучше удается для человека взрослого, в жизни которого были уже различные и яркие события. А как уточнить время рождения ребенка, который прожил всего несколько лет, не успев еще ни вступить в брак, ни устроиться на работу, ни перенести серьезной болезни, ни даже закончить школу? Кроме того, на результат ректификации можно с некоторой уверенностью положиться, если изначально был задан небольшой временной интервал для поисков. Предположим, некто родился в промежутке от 20:00 до 21:00 часов в известный день. Тогда в этом промежутке мы найдем определенную минуту, когда космические факторы стояли так, чтобы вызвать известное событие в конкретный день его последующей жизни. Но если известен только день, а не время суток, ректификация принесет мало пользы. В этот день было много моментов, когда могло произойти рождение. Разные, но похожие по смыслу наборы факторов, способны дать то же самое событие, и даже глаз опытного астролога вряд ли увидит разницу. А если ко всем этим ограничениям добавить еще недостаток опыта у астролога и отсутствие точного, проверенного метода ректификации, принятого всеми (методов существует несколько, и не все школы их одинаково признают), то получение правильного времени рождения маловероятно. Все сказанное, впрочем, не исключает того, что найдется гений, который сам проложит себе дорогу через трудности. Долго и пристально изучая то, как складываются судьбы людей, он разработает собственный метод; найдет такие признаки, которые позволят ему выносить верные суждения даже там, где все его коллеги ошибутся. Такое мастерство не передается в школах и академиях — оно становится наградой того, кто сам приложил гигантский труд к раскрытию тайн Вселенной. Поскольку, как уже говорилось выше, в астрологии более, чем в любой науке, мы имеем дело с реальностью, которая гораздо глубже, мудрее и объемнее всего известного нам, именно здесь остается много места для удивительных находок и открытий. Но если такой гений и озарит наш мир своим появлением, это нужно будет вменить в заслугу скорее лично ему, чем существующей астрологической системе. Помимо неизвестного или неточного времени рождения есть трудности и в самой технике предсказания. Существуют разные методы, которые дают информацию различной точности. Как с большой высоты вы не увидите подробностей земного ландшафта, зато сможете окинуть взглядом картину в целом, так и при использовании более общих методов прогноза удается указать лишь годы важных событий и их примерный характер. Более точные методы прогноза позволяют найти событие с точностью до недели, а иногда и до дня. Но их указания исполняются, когда в большем масштабе нет ничего, что противоречило бы им. Например, я предсказываю кому-то поездку заграницу в определенный день, а сам не замечаю, что еще за три месяца до этого человек получит тяжелую травму, и период его выздоровления (что также видно при более общем прогнозе) будет длиться полгода. В этом случае мое предсказание о путешествии очевидно не сбудется. Тот фактор, который должен был его вызвать, сработает иначе — в рамках ситуации моего клиента. Скажем, ему позвонит кто-то из–за границы или сам навестит его и т. п. В результате «привкус» заграничной поездки все же появится в жизни человека, но из–за телесной травмы он не сможет совершить ее. Следовательно, для полноценного предсказания требуется каждый раз применять разные методы — с помощью более общих оценивать фон, а с помощью детальных — находить конкретные факты, если они не противоречат этому фону. В добавок к этому, следует помнить, что для многих людей события внутреннего порядка будут гораздо важнее внешних. Сильные переживания, связанные с ожидаемой встречей, окажутся важнее самой встречи (которая, может быть, и вовсе не произойдет). Планеты могут указать на переживания, но когда вы, спустя несколько лет и анализируя гороскоп на то время, спросите: «Что произошло?», вам ответят, что никаких важных событий не было. Люди вообще легко забывают прошлое. Они едва помнят, что было, но уже не помнят, когда. Из–за всего этого очень трудно вести четкий контроль над результатами методов прогноза. Часто событие удается определить неточно. Можно указать примерный его характер, но не детали произошедшего. В таком случае, как и в астропсихологии, мы попадаем в пучину субъективных мнений и оценок. Но даже в таких случаях, когда, например, с расстояния в год удается с точностью до нескольких дней назвать примерное событие значительного масштаба, эти результаты поражают и вызывают веру. Если такие события, как тяжелые болезни, свадьбы, устройство на работу, случаются не каждый год, то правильно назвать даже примерную их дату — блестящий успех астролога. Степень «научности» в данном случае снова будет сводиться к критерию, с которым мы подойдем к оценке подобной деятельности. Итак, мы увидели характерные особенности астропсихологии и предсказательной астрологии. В первой строгая научная проверка невозможна из–за того, что эта практика пользуется «гуманитарными» описаниями и служит ареной для борьбы субъективных точек зрения на человеческие характеры. В предсказательной астрологии возможен более четкий контроль, так как событие можно отследить достаточно объективно — оно либо произошло, либо нет. Только его точное описание может оставлять вопросы, но если оно случилось в названные дни, это уже склоняет разум в сторону признания влияний планет. Проблема предсказательной астрологии — в тех трудностях, о которых говорилось выше. Из–за сложностей техники прогноза число специалистов в этой области гораздо меньше, а число шарлатанов — больше. Поэтому, если оценивать эту область астрологии такой, какой ей надлежит быть в руках специалиста, она, пожалуй, могла бы завоевать право называться наукой. Как бы то ни было, обе разобранные выше области астрологической практики опираются на один и тот же тезис о соответствиях между расположением космических факторов и реальностью в жизнях людей на Земле. Астропсихология рассматривает это соответствие статически, предсказательная астрология — динамически, при этом выявляя то, как потенциальные силы будут находить применение в конкретных областях и порождать события. Совсем другой принцип мы находим в так называемой хорарной астрологии. Эта область гораздо ближе к карточным гаданиям. Астролог фиксирует время, когда ему был задан вопрос, строит гороскоп на это время и по нему отыскивает ответ. Если вопрос задать в другое время, суть его не изменится, зато изменится положение космических факторов, а значит, и ответ астролога. В карточных раскладах, если мы дважды зададим один и тот же вопрос, карты могут выпасть совсем иначе. Значит ли это, что на наш вопрос действительно существует два (или больше) правильных ответов? Очевидно, здесь мы уже имеем дело не с четкими законами природы, а со случайными совпадениями. При этом я не отрицаю того, что карточный предсказатель может получить правильный ответ на вопрос. Я лишь говорю, что в этом случае его успех зависит не от науки и не от знания как такового, а от каких-то собственных его сил, близких к экстрасенсорным. С точки зрения строгой, критически настроенной науки во всех этих методах, как таковых, нет ничего, кроме случайности. Если здесь есть, что изучать, так это то, как подобные практики могут повлиять на сознание гадателя (или хорарного астролога), заставив его почувствовать нечто, что прежде он воспринимать не мог. В качестве исторической справки имеет смысл отметить, что в средние века и в эпоху ренессанса, когда сложилась классическая астрология, гораздо больше внимания в книгах уделялось именно астрологии хорарной. Многие авторы, в то время признанные авторитеты этого «божественного» (а иногда запретного) искусства, приводят в своих трудах целые таблицы различных соответствий между планетами, знаками Зодиака, домами гороскопа с одной стороны, и растениями, животными, камнями, запахами, вкусами, местами, профессиями, предметами обихода — с другой. Эти сведения требуют глубокого изучения, чтобы найти в них закономерности. А из–за искажений, возникших в рукописных книгах того времени, и неправильных переводов между еврейским, арабским, латинским, греческим и другими языками, многое запуталось еще больше. Все это любознательный читатель найдет в трудах Абу-Машара, Аль-Бируни, Аль-Кабиси, Авраама ибн Эзры, Гвидо Бонатти и других. Начать такое изучение следует с «Тетрабиблоса» Клавдия Птолемея, чьи труды были главным авторитетом для средневековых астрологов. Кому интересна связь астрологии с каббалой (в частности в Сефер Ецира), найдет многое в комментариях еврейских авторов — рава Шабтая Донолло и рава Йосефа Ашкенази (которого позже стали по ошибке издавать под именем Раавада). Последним из классических астрологов той поры можно считать Вильяма Лилли, жившего в Англии в 17-м веке. Он более всех остальных занимался именно хорарной астрологией и своими успехами стяжал себе немалую известность. В связи с развитием наук и усилением материалистического настроения в умах астрология, эта царица средневековья, отошла на задний план и многими была забыта в 18-19 веках. В наше время у нее вновь появилось много поклонников, но сегодняшняя астрология уже не очень похожа на раннюю. Поэтому, когда речь заходит об этом сложном предмете, важно понимать, говорим ли мы об астрологии такой, какой она показала себя на протяжении веков, или же мы рассматриваем нынешние ее достижения. Как уже было сказано, средневековая астрология гораздо охотнее занималась хорарными ответами на вопросы. В этой связи обвинения в «лженаучности» имеют под собой основание, поскольку такая практика имеет мало общего с наукой. Скорее всего, в таком виде она никогда и не претендовала на роль науки. Но та сложная система соответствий, которой пользовался хорарный астролог, во многом будет применяться и его коллегой, занятым прогнозированием. Здесь же упор делается на реальный, хотя и не объясненный до конца, закон о влияниях и соответствиях космических процессов и земных. Что же касается астропсихологии, она развилась лишь в недавнее время. Древние знали о том, что можно анализировать характеры и личность, но это их мало интересовало. Невежественная толпа не могла позволить себе роскошь рассуждать о звездах. Образованные люди, которых было тогда меньше, ставили задачи куда более высокие, чем сегодня. Им не интересно было копаться в психологии крестьянина или мелкого торговца. Такие индивидуальные психологические портреты могли составляться лишь для королей и других влиятельных особ. Знаток звезд чаще всего работал при дворе государей, а иногда — на службе у церкви (которая в ту пору обычно признавала астрологию). Задачи, которые ставились перед ним, включали благополучие стран, успех военных походов, бракосочетания монархов и их детей и т. п. Вот почему многие направления в астрологии, господствовавшие тогда, смотрятся совсем иначе сегодня, а открытое в наши дни никого не интересовало в прошлом. Предсказательная астрология в чистом виде предполагает, что человек лишь реагирует на влияния, приходящие «сверху». Вопрос о том, насколько это верно, лежит уже в области философии и религии, поскольку затрагивает понятия о свободной воле, ответственности, добродетели и грехе и т. д. Ясно одно: жить с таким мировоззрением, чувствовать себя управляемым роботом — никому не будет ни приятно, ни полезно. Элективная астрология исходит больше из идеи о том, что человек может корректировать судьбу. И в этом ему тоже следует советоваться с указаниями гороскопа. Он может сам выбирать моменты, благоприятные для нового начинания, и избегать плохих. Эта область тесно связана с предсказаниями вообще и может быть успешно интегрирована с ними в одно целое, если мы научимся четко разграничивать предопределенность и свободу. Как известно, вопросы эти остаются в кругу «вечных» вопросов философии. На абстрактном уровне религия дает на них ответ, но на практике эти вопросы встают не один раз, а при каждом конкретном прогнозе. С этим связана специфика элективной астрологии и ее место в целом. Наконец, мунданная астрология — это по сути та же предсказательная, но имеющая дело с городами и странами. На сегодняшний день есть очень мало тех, кто готов всерьез заниматься этой областью. Закономерности в распределении территорий на Земле по влияниям планет, принятые в трудах Птолемея (и продолжавшие использоваться в средние века), стали смотреться нелепо в свете развития географии. У Птолемея мир делился условно на четыре части: Северо-Запад Европы, Северо-Восток (часть Европы и Азия), Юго-Запад (Африка) и Юго-Восток (южная часть Азии). После открытия Америки, Австралии и многих островов; после уточнения настоящих размеров и формы каждого континента такое упрощенное разделение уже не может претендовать на истину. Современные мунданные астрологи заметили это, но предложить более адекватную модель так и не смогли. В итоге на сегодняшний день мы имеем несколько книг по этой теме, которые скорее намечают пути к исследованию, чем дают конкретный рабочий метод. В добавок, возникает вопрос о том, что такое гороскоп государства. Ведь исследовать жизнь целой страны нужно по аналогии с жизнью отдельного человека. Когда эта страна родилась? Государства имеют обыкновение возникать из предыдущих государств либо путем свержения режима, либо путем мирного перехода в новой форме власти. Какие-то государства появляются вследствие разделения более крупных, в состав которых они входили. Другие подобным же образом исчезают, становясь частями больших. У каждой страны найдется несколько моментов в ее истории, для которых можно строить гороскоп. Является ли, например, моментом рождения Совесткого государства революция 1917 года или подписание «Договора об образовании СССР» в декабре 1922 года? Есть авторы, которые строят советский гороскоп на 8 ноября 1917, говоря, что в этот день были арестованы члены временного правительства Керенского, и по этому гороскопу довольно убедительно показывают некоторые периоды дальнейшей советской истории. А будет ли отражать такой гороскоп события, произошедшие в России после распада СССР, или для этого нужно построить новый? На все эти вопросы даются разные ответы. Мунданная астрология сегодня — область открытая для искателей знания. Но она не может претендовать на статус уже оформившейся науки, так как пока еще не владеет конкретным инструментарием. Таковы, вкратце, основные направления в астрологии, сложившиеся в истории этой древней системы знаний и сохранившиеся до наших дней. Как видно из этой статьи, некоторые из них (предсказательная астрология) близко подходят к науке и, если решить стоящие перед ними проблемы, могут впоследствии быть признаны таковой. Другие разделы (хорарная астрология) по сути своей ненаучны. Их можно отнести к искусству в той мере, насколько они помогают непонятным для нас образом решать наши проблемы. В противном случае их скорее стоит отнести к заблуждениям. Третьи же (астропсихология) никогда не окажутся в разделе точных наук, но тем не менее уже сегодня польза от них велика, и если бы общество было с ними хорошо ознакомлено, они способствовали бы большему взаимопониманию и гармонизации отношений между людьми. автор текста:
Тэги: arieli, betsalel Интересно и важно про личностный кризис...2015-07-30 15:03:51+ развернуть текст сохранённая копия Мой кризис длился примерно 14 лет со своими ложными улучшениями и паузами. Последняя его фаза длилась почти год. И как вы понимаете, я не списками "правил жизни" из Интернета себя лечил. Как я знаю, что вышел из него? Это совершенно ясно, но только потом, уже при взгляде снаружи. Это непредсказуемо и неуправляемо. Это пересборка. С лишними деталями и стремительно заполняющимися пустотами. Зачем пересборка если и так вроде работало? А вот такова природа этого явления. Выход из кризиса – только полная пересборка. Даже если в конце почти то же самое построилось. Зачем так сложно и так долго? А вот так. Вот так оно устроено. Погуглите термин "Синергетика", почитайте на Википедии. Это о непредсказуемости больших систем. И последнюю точку поставил Андрей Парибок своей подсказкой. Я человек-категория. Тэги: arie, kahn Рентгеновские снимки флоры и фауны Arie van't Riet2014-07-11 12:03:01+ развернуть текст сохранённая копия
С помощью рентгеновских лучей физик создал серию удивительных работ. Фотографии Ари Вант Рит раскрывают животных и растений в невероятном новом свете. 66-летний мужчина из Bathmen, Нидерланды, взглянул на окружающее нас пространство по-иному.
Фото: © Copyright rie van't Riet/SPL/Barcroft Media Тэги: arie, riet, van't, животные, животный, мир, растения, растительный, рентген, рентгеновские, снимки, фауна, флора, фото, фотография Тина Тернер (Tina Turner) в фотосессии Брайана Эриса (Brian Aris) (1985).2012-08-22 22:14:28+ развернуть текст сохранённая копия Тэги: (brian, 1985, aris), брайан, певица, рубрика, чернокожий, эрис Страницы: 1 2
Главная / Главные темы / Тэг «aris»
|
Категория «Журналисты»
Взлеты Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|