Чтобы выполнить заповедь зажигания субботних свечей, достаточно зажечь одну свечу. Все же, согласно обычаю, зажигают хотя бы две свечи.
Субботние свечиОбъясним этот обычай:
В трактате Шабат (33 б) приводится следующее событие: после того как рабби Шимон бар Йохай и его сын рабби Элазар вышли из пещеры, в которой они скрывались от римлян в течение 13 лет, они обратили внимание на то, что евреи большую часть времени отдают будничным, «приземленным» делам: они пашут, сеют, жнут. Отец и сын весьма опечалились. Тут они увидели пожилого человека, который заторопился домой незадолго до наступления шабата, чтобы успеть подготовиться к нему подобающим образом. В руке у него были две ветки мирта.
— Зачем тебе ветки мирта?
— Во имя почета шабату.
— А почему две?
— Одна ветка ради слов Творца, высеченных на первых скрижалях: «Помни (день субботний)», а вторая – для уважения к словам Творца — на вторых скрижалях: «Храни (день субботний)».
Тогда обратился рабби Шимон к рабби Элазару и сказал ему: «Смотри, сын мой, как любимы евреями заповеди Всевышнего!», и на этом они успокоились.
Почему эти две веточки мирта принесли утешение в сердца великих мудрецов?
Почитание субботы – одна из заповедей Торы. Для того чтобы ее выполнить, достаточно всего одной веточки мирта. Почему же старик взял две веточки? Он не просто исполнял заповедь, а делал это с любовью: он любил субботу и любит заповеди Творца.
Если человек любит исполнение заповедей, — это значит, что предназначения Всевышнего есть его основная деятельность, а все остальное, выполнение разнообразных будничных дел, — лишь возможность заниматься основной деятельностью. Иными словами, второстепенные дела готовят человека к выполнению главных, первостепенных дел! А если так, то и будничные дела можно в определенной мере считать также святыми, ибо они готовят почву для исполнения святых дел.
Эти размышления успокоили великих мудрецов.
Вот почему и мы зажигаем в шабат две свечи: одна – ради сказанного «Храни!», а вторая – во имя сказанного: «Помни!»
Распространен также обычай с рождением каждого ребенка зажигать еще одну свечу. Запрет уменьшать количество свечей
Той женщине, которая до сих пор зажигала определенное количество свечей, запрещено зажигать их меньшее количество, ибо постоянное зажигание определенного количества свечей превратило ее действие в обет (недер), следовательно, она не может нарушить обет и зажигать меньшее количество свечей, но, если пожелает внести изменения, тогда возможно аннулировать привычный для нее порядок вещей с помощью атарат недарим. Сколько времени должны гореть свечи?
Стоит взять такие свечи, которые будут гореть до конца субботней трапезы. Если это невозможно, то хотя бы до кидуша и до начала трапезы. Стоит позаботиться о том, чтобы на протяжении всего времени, пока домочадцы не разойдутся и не отправятся спать, дом был бы освещен светом. автор текста: рав Реувен Куклин
Можно ли, делать обрезание в шабат? Если да, то почему?
обрезаниеОбрезание (брит милу) в шаббат делают только новорожденному ребенку. При условии, что восьмой день от рождения младенца совпадает с субботой. Во всех других случаях брит милу в шаббат — не совершают.
Если, допустим, обнаруживается, что младенец к восьмому дню своей жизни — еще слаб или нездоров, процедуру обрезания по медицинским показаниям откладывают. И совершают — когда он выздоровеет и окрепнет. В любой день недели, но — не в субботу.
Мальчику или взрослому, которые, по тем или иным причинам, не прошли процедуру брит милы вовремя, делать обрезание в шаббат — запрещается.
Но почему же все-таки можно делать в субботу обрезание — новорожденному? Ведь эта процедура, как очевидно, связана с нарушением некоторых законов шаббата. В шаббат, например, нельзя «пускать кровь». А тут приходится осуществлять «операцию», которая, как все мы понимаем — не бескровна.
Дело в том, что Творец мира, который дал нам Тору и законы, обуславливающие еврейский образ жизни, в том числе — и законы субботы, дал нам и четкое повеление совершать обрезание именно на восьмой день.
В Торе читаем:
«А в возрасте восьми дней будет обрезан у вас каждый младенец мужского пола — во всех поколениях»
(Берешит, гл. 17, ст. 12).
И еще, в другой книге Торы:
«А на восьмой день (от рождения ребенка) обрежьте его крайнюю плоть»
(Ваикра, гл. 12, ст. 3).
Однако неправильно было бы полагать, что обрезание, которое делают маленькому ребенку в шаббат, отменяет все субботние запреты. Речь идет лишь о частных, необходимых действиях моэля (специалиста, который умеет делать обрезание по всем существующим в еврейской традиции правилам и хорошо знает законы Торы), обусловленных ходом «операции». Все остальные участники процедуры, включая, разумеется, приглашенных, должны в обычном порядке соблюдать законы субботы. Нельзя, например, в шаббат приезжать на церемонию на машине и т.п.
И в заключение еще раз подчеркну, что и моэль, осуществляя обрезание в шаббат, не свободен в своих действиях. Границы дозволенного в его поведении в такой ситуации детально обсуждаются в Талмуде.
Этот ответ рава Эссаса был опубликован на сайте Еврей.ком. автор текста: Рав Элиягу Эссас
Мудрецы обязали нас зажигать к шабату свечи. Из слов Талмуда и поским видно, что есть две основных причины для зажигания: 1) наслаждение шабатом, 2) мир и спокойствие в доме.
Разберем эти смыслы. Наслаждение шабатом
Субботние свечиСубботнее наслаждение умножается, если во время трапезы на столе стоит свеча, свет которой позволяет хорошо разглядеть вкушаемую еду. Талмуд в трактате Йома (74б) сообщает нам, что в человек воистину может насладиться пищей только в том случае, если он ее видит. Талмуд говорит, что по этой причине человеку не стоит употреблять пищу в абсолютной темноте (и это – даже в будничный день). Также Талмуд утверждает, что по этой причине слепые никогда полностью не насыщаются от съеденный пищи. Мир и спокойствие в доме
Субботние свечиНеприятно находиться в неосвещённом доме. Свечи делают пребывание в помещении более приятным. Кроме того, в хорошо освещённом жилище можно спокойно ходить, не боясь споткнуться.
Из слов наших мудрецов мы знаем, что Тора придает наиважнейшее значение миру в доме и в семье. Из этого мы учим и о великой важности заповеди зажигания субботних свечей. Талмуд в трактате Шабат (23б) сообщает нам, что, если финансовые возможности человека ограничены и он стоит перед выбором – купить ему свечи или вино на кидуш, – следует ему купить субботние свечи. Также и в Хануку, говорит Талмуд, – если перед евреем стоит выбор, купить ему субботние или ханукальные свечи, следует ему купить субботние свечи. И причина тому – мир в доме.
В соответствии с этим объяснением следовало бы обязать нас зажигать свечи во всех комнатах дома. Но в наше время мы оставляем освещение в разных частях дома, и тёмные комнаты освещаются через открытые двери, поэтому сегодня мы не зажигаем свечи во всех комнатах (Респонса «Ор ле-Цион»). Благословление на зажигание субботних свечей
Зажигание субботних свечей. Субботние свечиПоскольку зажигание субботних свечей является заповедью, следует сопроводить заповедь: «Барух Ата Адо-най Эло-hейну Мелех hаолам ашер кидшану бемицвотав вецивану леhадлик нер шель Шабат кодеш» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам зажигать субботние свечи»).
Талмуд в трактате Шабат (23а) спрашивает: каким образом мы можем, обращаясь к Творцу, сказать «Ты заповедовал», ведь обязанность зажигать субботние свечи – это заповедь мудрецов? Объясняет Талмуд: Творец заповедал нас прислушиваться к словам мудрецов и выполнять их заповеди (как сказано в книге Дварим, 17, 11: «По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево»), поэтому, выполняя заповеди мудрецов, мы выполняем заповедь Творца. Время для зажигание субботних свечей
В трактате Шаббат (23 б) приводится чудесная история, из которой возможно выучить ответ на этот вопрос. И так сказано там: когда рав Йосеф увидел, что его жена припозднилась с зажиганием субботних свечей, сказал ей: «В то время, как сыны Израиля шли по пустыне, днем пред ними шел Облачный Столп, а с наступлением ночи он сменялся Столпом Огненным, однако два этих столпа не заменяли друг друга сию же минуту: сначала Огненный Столп дополнял собой Столп Облачный, и некоторое время они сопровождали сынов Израиля вместе, и лишь через какое-то время Облачный Столп исчезал, и Огненный Столп сопровождал евреев в самостоятельно. Подобным же образом происходило наутро, когда наставал черед Облачного Столпа заменять собой Столп Огненный». «На этом примере мы учим», — продолжил рав Йосеф, – «что коль скоро речь идет о действиях, выражающих любовь (ведь Облачный и Огненный Столпы – не что иное, как проявление любви Всевышнего к народу Израиля), следует несколько предвосхищать их совершение, а не исполнять их скомкано, одно за другим. То же относится и к зажиганию субботних свечей (которые олицетворяют нашу любовь к Святой Субботе). Наилучшим образом можно исполнить заповедь о субботних свечах если зажечь их еще при свете дня, а не в то время, когда Суббота вот-вот наступит».
По пустыне, исходПоскольку женщины особенно любят красоту, слова рава Йосефа запали в душу его жены, поэтому она решила в следующий раз зажечь свечи очень рано. Но тут явился ей один старец (есть мнение, что это был пророк Элияу), который сказал, что и зажигать слишком рано также нехорошо, ведь зажигание свечей задолго до наступления Царицы Субботы не выглядит как зажигание в ее честь.
Из этих слов Талмуда мы учим: неверно зажигать свечи впритык, близко к субботе, также неправильно зажигать их слишком рано, задолго до ее наступления.
Время, наиболее подходящее для зажигания субботних свечей, 20-40 минут до захода солнца.
В любом случае, постфактум, если зажгли свечи со времени плаг минха (это время постоянно меняется, и его можно выяснить в еврейском календаре), заповедь о зажигании субботних свечей была выполнена. Если по какой-то причине человек вынужден зажечь свечи рано, следует взять такие свечи, которые будут продолжать гореть и во время субботней трапезы.
Тот же закон, если субботние свечи были зажжены близко к заходу солнца, заповедь о зажигании свечей выполнена. Однако следует быть предельно осторожным и, если уже зашло солнце, ни в коему случае не зажигать субботние свечи!
Шульхан Арух добавляет важную деталь: если человек, зажигая субботние свечи, принимает на себя субботу, ему разрешено зажигать их со времени плаг минха. Причина на это: поскольку с зажиганием свечей он принимает на себя субботу, такое зажигание, несомненно, выглядит в честь субботы. Если женщина пропустила…
В Шульхан Арухе приводится обычай: если женщина по халатности забыла зажечь субботние свечи (либо намеренно их на зажгла) и ее муж также не зажег их вместо нее и в доме не горело во время наступления субботы никакого света, с тех пор женщина должна зажигать каждую субботу на одну свечу больше, чем она обычно зажигала. Цель этого обычая – чтобы женщина не пренебрегала зажиганием свечей.
Поскольку цель этого обычая – помочь женщине с большей осторожностью относиться к зажиганию субботних свечей, если она не зажигала свечи, когда она была нерелигиозная (и еще не выполняла заповедь о зажигании свечей), после того, как она сделает тшуву, не будет обязана зажигать дополнительные свечи. автор текста: рав Реувен Куклин
Когда мужчина обувается, он должен прежде надеть правый ботинок, а затем – левый, ибо правая сторона в Торе считается более важной. Ему следует завязать шнурки сначала на левом ботинке, а потом – на правом, ибо относительно завязывания шнурков на обуви Тора отдает предпочтение левой стороне (как, скажем, Тора заповедовала надевать тфилин на левую руку).
Женщина, подобно мужчине, тоже должна прежде надеть правый ботинок (либо правую туфлю), а затем левый. Однако, в отличие от мужчин, женщина прежде должна завязать шнурки на правом ботинке и лишь затем – на левом (книга Алихот бейта от имени рава Шломо Залмана Ойрбаха). ТФИЛИН И ЦИЦИТ
тфилин и цицитЖенщина не обязана носить цицит, поскольку цицит – это заповедь, которая зависит от времени (ночью нет обязанности носить цицит), а женщины не обязаны выполнять повелительные заповеди, зависящие от времени.
По той же причине женщина не обязана надевать тфилин (тфилин также зависит от времени: заповедь надевать тфилин действительна только днем и только в будние дни).
Даже той женщине, которая обычно добровольно выполняет повелительные заповеди, связанные со временем, по ряду причин не следует надевать тфилин или носить цицит. БЛАГОСЛОВЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ
Несмотря на то, что женщина не обязана изучать Тору, она должна каждое утро говорить благословение на Тору. Причина этого правила, по мнению одних авторитетов алахи, в том, что женщина тоже изучает законы Торы, а, по мнению других, — в том, что женщина, исполняющая заповеди, которые она не обязана выполнять, тоже может сказать на них благословение. БИРКОТ А-ШАХАР – УТРЕННИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Женщины, подобно мужчинам, тоже обязаны говорить утренние благословения.
Благословения шело асани гой (что Ты не создал меня не евреем), шело асани эвед (что Ты не создал меня рабом) женщина должна сказать в женском роде (шело асани гоя, шело асани шифха).
Вместо благословения шело асани иша (что Ты не создал меня женщиной) говорят благословение шеасани кирцоно «что Ты создал меня по Своему желанию»).
На нашем сайте вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему мужчины каждое утро благодарят Б-га за то, что Он не создал их женщинами, а женщины, вместо подобного же благословения, благодарят Его за то, что Он создал их по воле Своей. Следует ли из этого, что женщины плохие?»
Это правило упоминается в Талмуде, в трактате Шабат (61 а). Так же постановляет Шулхан Арух (Орах Хаим 2, 4):
«Пусть обует сначала правый ботинок, но не зашнуровывает, а затем пусть обует левый и зашнурует его и после этого зашнурует правый».
«Мишна Брура» объясняет, почему это следует делать именно в таком порядке: правый ботинок обувают прежде, т.к. везде в Торе видно, что правая сторона более значима, чем левая. А почему зашнуровывают сначала левый? Потому что, когда речь идёт о завязывании, Тора отдаёт предпочтение как раз левой стороне: ведь тфиллин накладывают именно на левую руку.
Существуют и другие правила о порядке совершения различных действий, например, какую руку раньше продевать в рукав или с какой части тела начинать мытьё.Все эти правила могут показаться обременительными. Но тому, кто привык делать всё это в упомянутом порядке, это совсем нетяжело. Ведь в любом случае мы делаем это в том или ином порядке: обычно человек не одевает оба ботинка одновременно и не зашнуровывает их одновременно, а также не моет одновременно все части тела. Если привыкнуть делать всё это в определённом порядке, всё получается автоматически.
А если мы задумаемся о том, что каждый раз, совершая эти действия в предписанном порядке, мы получаем великую награду, то поймём, что эти предписания, а также другие многочисленные заповеди, регламентирующие наше поведение во всех областях жизни, — великая милость Всевышнего… Улыбнулся другу — выполнил заповедь хэсэд (милосердии — если намеревался выполнить эту заповедь таким образом), сказал что-то в оправдание другого еврея — выполнил заповедь «находить оправдание поступкам ближнего» («суди о каждом человеке, находя оправдывающие его обстоятельства» — Пиркей Авор 1, 6), заплатил таксисту по окончании поездки — выполнил заповедь «В тот же день отдай плату его…» (Дварим 24, 15).
Даже грешник «полон заповедей, как гранат — зёрнышек»
Получается, каждый еврей, даже грешник, «полон заповедей, как гранат — зёрнышек». На это «намекает» царь Шломо (Соломон) в стихе из Песни Песней: «…как дольки граната виски твои…» (4, 3; 6, 7). В слове «виски твои» (ракатэх) содержится намёк на «пустых» (рэйким) людей — т.е. даже люди по видимости «пустые», не наполненные заповедями, всё же «полны заповедей», поскольку заповеди «окружают нас», их выполнение возможно на каждом щагу. Здесь уместно сравнение с гранатом: снаружи он может показаться пустым, многочисленных зёрнышек не видно, но если очистить, можно увидеть, что он полон зёрнышек. И так объясняет этот стих Рейш Лакиш (трактат Санhедрин 37, 1): «…как дольки граната виски твои — даже самые пустые твои [люди] полны заповедями, как гранат [зёрнышками]».
Поэтому говорит рабби Ханина бен-Акашья (мишна в трактате Макот 23 б):
«Хотел Всевышний удостоить народ Израиля [награды], поэтому умножил им Тору и заповеди»
— большое число заповедей даёт возможность каждому еврею заслужить большую награду. автор текста: рав Реувен Куклин