2016-11-09 14:00:26
Мудрецы постановили, что, когда человек ест какую-либо трапезу, следует, чтобы он сказал ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Мудрецы постановили, что, когда человек ест какую-либо трапезу, следует, чтобы он сказал благословение на «лехем мишне» (две халы или две буханки хлеба). И это – в память о мане, двойная порция которого падала в накануне шабата. Целостность хлебов
Стоит взять на «лехем мишне» целые халы (или две целые буханки хлеба).
Если в хале есть какое-то место, которое подгорело, когда ее пекли, она все же считается целой.
Также если две халы прилипли одна к другой во время печки, а после этого они были разъединены, они считаются целыми, даже если место, в котором они были соединены выглядит обрезанным. Покрывание хал
Халы накрывают сверху и снизу (если они не лежат непосредственно на скатерти). Это тоже делается в память о мане, который ложился на землю между двумя покровами. Как преломляют халы
Преломление халотХалы кладут одну на другую, держат их обе двумя руками в момент благословения и громко говорят на них благословение: «Барух ата А-донай Э-лоейну мелех аолам а-моци лехем мин аарец».
Следует, чтобы тот, кто говорит благословение на халот, а также все присутствующие сидели во время брахи.
В вечернюю трапезу следует отрезать кусочек для себя и для присутствующих прежде от нижней халы и отведать от него (при этом стоит расположить ее к себе немного ближе) а во вторую и третью трапезу – от верхней.
Принято помечать ножом (слегка надрезать) то место, где собираются потом резать.
Стоит отрезать для каждого присутствующего большой кусок – так, чтобы его хватило на всю трапезу. Запрет есть перед хозяином дома
Если хозяин дома говорит благословение на лехем мишне для всех гостей и раздает всем кусочки от лехем мишне, гостям нельзя есть до тех пор, пока не отведает хозяин дома от своего кусочка. Однако если у каждого из гостей есть свой кусочек, им нет необходимости дожидаться хозяина дома. И это даже в случае, если хозяин дома говорит благословение для всех присутствующих. Обязанность есть с хлебом
Первые две трапезы необходимо есть непременно с хлебом (либо с халой). Относительно третьей трапезы есть спор между поским, следует ли ее есть именно с хлебом. Подробнее об этом мы напишет ниже. Вечерняя трапеза
Вечерняя трапеза начинается с кидуша, который следует делать сразу после того, как хозяин дома возвращается домой. Подробнее об этом читайте в статье «Порядок кидуша». Утренняя трапеза
Как вечерняя, таки и утренняя трапеза начинаются с кидуша. На этот раз кидуш состоит только из самого благословения на вино, однако принято сказать до благословения стихи из Танаха, связанные с субботой. Законы третьей трапезы
Субботняя трапезаВремя третьей трапезы начинается с Минха Гдола, то есть, от шести с половиной временных часов и далее.
Перед третьей трапезой не делают кидуш.
Предпочтительно перед благословением на халот покрыть их.
На третью трапезу тоже следует, чтобы были две халы («лехем мишне»)
Изначально следует съесть на третью трапезу хлеб, поэтому каждый должен проследить за тем, чтобы не слишком наедаться в утреннюю трапезу, чтобы возможно было выполнить заповедь устроить еще и третью трапезу.
Если же он совсем не может есть настоящий хлеб, пусть поест, по крайней мере, другие мучные изделия, на которые произносится благословение: «борэ миней мезонот» («сотворивший разные виды пищи», так что они называются «пищей»).
Если же и этого он не может сделать, пусть, по крайней мере, поест те кушанья, которые обычно едят с хлебом, как, например, мясо, рыбу и т.д.
Если же и это невозможно, пусть по крайней мере, поест вареных фрукты или овощи.
Обязанность делать третью трапезу существует только в шаббат, в йом тов нет обязанности ее делать.
Следует начать есть третью трапезу до захода солнца. Если человек начал есть третью трапезу до захода солнца, он может продолжить ее есть и после захода солнца. Однако после захода солнца не следует начинать ее есть. Вставка в благословение
Вставка на биркат а-мазонКогда человек говорит биркат а-мазон в субботу или праздники, он должен добавить соответствующую вставку в третьем благословении.
В субботу добавляют «Рце…», в йом тов, рош ходеш и холь а-моед добавляют «Яале веяво». Эти вставки можно найти в сидуре.
Если человек забыл упомянуть эту вставку, то в первые две трапезы в шабат и йом тов он должен сказать снова биркат а-мазон; в третью трапезу в шабат и в йом тов, а также в рош ходеш и холь а-моед он не должен снова говорить биркат а-мазон.
Если человек начал трапезу до захода солнца и закончил ее уже в моцаей шабат после выхода звезд, он должен сказать вставку.
Однако если он до того, как сказал биркат а-мазон, помолился вечернюю молитву или сказал авдалу, ему не следует говорить вставку. Проверьте ваши знания!
Мы подготовили тест по законам субботней трапезы. Проверьте, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.