... авиационного комитета Татьяна
доложила премьеру Владимиру ...
«Московский комсомолец», опираясь на информацию из собственного «источника в авиапроме, близкого к расследованию».
Ручной тормоз Як-42 аналогичен подобному устройству в автомобиле. Примерно также он позволяет тронуться с места, но не дает разогнаться. И уж точно на ручнике невозможно поднять самолет в воздух, так как для этого судно должно набрать взлетную скорость.
Кроме того, по словам источника "МК", из расшифровки речевого самописца Як-42 следует, что непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.
Между тем, стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).
Не исключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз. Кстати, теоретически на то, что стояночный тормоз не отключен, мог обратить внимание и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов, хотя на взлетном режиме он загружен работой не меньше командира.
Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП – самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.
По данным «МК», официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже «разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено». Кроме того, по ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.
Тем не менее источник издания предположил, что в официальных выводах, которые будут оглашены, «комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться». Поскольку летчики сами стали жертвами катастрофы.
Летчик-испытатель Сергей Кнышов, к которому обратились журналисты за комментариями, заявил газете, что ему с трудом верится в версию взлета на "ручнике", потому что такое не заметить невозможно. Хотя если командиру стало плохо во время полета и руководил взлетом второй пилот, могло произойти и такое, отметил эксперт. По словам Кнышова, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот - "это практически ноль".
Напомним, что самолет ЯК-42 разбился 7 сентября вблизи аэропорта Туношна Ярославля. Крушение произошло практически сразу после взлета. Судно развалилось на части, а при столкновении с землей загорелось. В результате погибли все пассажиры и почти весь экипаж. Единственным выжившим стал борт-инженер Сизов, он идет на поправку. Всего катастрофа унесла 44 жизни. На самолете на матч в Минск летел основной состав ХК «Локомотив».