В 1995 году Международный комитет косметологии и эстетики CIDESCO объявил 9 сентября Всемирным Днем красоты. Кого считать самыми привлекательными - блондинок или брюнеток? На этот вопрос нет однозначного ответа. Стандарты красоты постоянно меняются, и влияют на них не только личные предпочтения, но и, в первую очередь, самое массовое из искусств - кино. И люди публичных профессий - в первую очередь актеры и певцы.
Одна из самых удачливых и талантливых актрис Советского Союза, Любовь Орлова, оставалась иконой стиля на протяжении целых тридцати лет. Её обожали миллионы, а покровительствовал Орловой сам Сталин. Она была идеальна и в кадре, и в жизни. Многие сравнивали её с Марлен Дитрих. Это сравнение было вызвано тем, что Орлова обладала такой же хрупкой фигурой, как и Дитрих. Талия советской актрисы в объеме составляла всего 48 сантиметров.
К этому недостижимому идеалу стремились все женщины Советского Союза.
В вечной погоне за молодостью и красотой Орлова была готова пойти на риск. Она стала первой советской кинозвездой, обратившейся за помощью к пластическим хирургам.
Впоследствии у советских психологов даже появился специальный термин "синдром Орловой". Им страдали женщины, стремившиеся всеми способами, даже ценой собственного здоровья, подражать актрисе.
В 1956 году Европа узнала о новой советской звезде - актрисе Изольде Извицкой, приехавшей на Каннский фестиваль с фильмом "Сорок первый". В один миг неизвестная выпускница ВГИКа стала популярна не только в своей стране, но и за ее пределами.
Внешность Извицкой была настолько ослепительна, что вскоре она вытеснила с обложек французских газет и журналов признанных голливудских красавиц. В это время в Париже даже открылось кафе "Изольда", названное так в ее честь, пишет сайт "Актеры советского кино".
Вскоре успех Извицкой повторила другая актриса - Татьяна Самойлова. Пророчество Пабло Пикассо, который встретился с ней до фестиваля, сбылось: работа в фильме "Летят журавли" принесла Самойловой не только награду за лучшую женскую роль на Каннском фестивале, но и всемирную известность. Зрителей покорили талант и редкая красота актрисы: ее выразительные черты лица и особенно ее слегка раскосые глаза, которые делают взгляд как бы удивленным. После поездки Самойловой во Францию в Париже еще целый сезон было модно подкрашивать глаза "а-ля Татьяна".
Муслим или Элвис? Рассвет эпохи рок-н-ролла в Советском Союзе практически не ощущался. Главный "идеолог" нового музыкального течения - Элвис Пресли - считался символом тлетворного Запада. И все же некоторые слушали не только американский джаз, но и рок-н-ролл. А на улицу выходили в ярких пиджаках, ботинках на платформе и с прическами а-ля Элвис.
В начале 60-х на советской эстраде загорелась новая звезда, о которой впоследствии услышал весь мир. Муслим Магомаев, выросший на американском джазе и неаполитанских песнях, внешне был не похож на своих коллег по эстраде. Высокий, стройный, красавец, обладавший уникальным голосом, очень скоро потеснил западных кумиров советской молодежи типа Билла Хэйли и даже Элвиса Пресли.
Однако со временем место рок-н-ролльщиков первой волны в умах молодого поколения заняла знаменитая ливерпульская четверка. Творчество The Beatles или "Навозных жуков", как их называли советские критики, находилось в стране под запретом. Несмотря на это, на улицах городов все чаще можно было увидеть молодых людей с прическами а-ля Beatles. Волосы было модно зачесывать на лоб и уши, а пиджаки носили без воротников и лацканов по моде Пьера Кардена.
Первые секс-символы В 1968 году в советском кинематографе произошел переворот. Небольшая роль актрисы Светланы Светличной в комедии "Бриллиантовая рука" превратила ее в первый секс-символ советского союза. Обольстительная красотка, проживающая в отеле "АтлантИк" и пользующаяся духами "Шанель №5".
Годом ранее Советский Союз впервые узнал об американском секс-символе Мэрилин Монро. В стране советов появился фильм режиссера Билли Уайлдера в "Джазе только девушки". Картина была показана в значительно урезанном варианте восемь лет спустя после премьеры в Штатах, однако это не помешало зрителям насладиться игрой самой известной и любимой во всем мире киноблондинки Мерилин Монро.
Легендарная актриса, которая стала американским эталоном красоты, обладала женственной фигурой (92-60-86), пышными белокурыми волосами, чувственным ртом и, конечно же, магнетическим обаянием.
Появление Монро в голливудском кинематографе ознаменовало возвращение женственности. Однако актриса была не столь близка советским зрителям, как ее европейские коллеги - Софи Лорен и Джина Лоллобриджида. Последнюю, кстати, повсюду называли "итальянской Монро". В 1961 году Лоллобриджида побывала в СССР на московском кинофестивале, и после этого на советских экранах появилось еще больше фильмов с ее участием.
Кстати, именно в 1961 году Джина Лоллобриджида встретилась с советским космонавтом Юрием Гагариным. Актриса заметила: "Вы, Юра, затмили всех мировых звезд!". И действительно, популярность первого в истории космонавта как в СССР так и за его пределами била все рекорды.
После своего легендарного полета Гагарин ездил по Европе с "Миссией мира". И везде его ждали тысячи людей. Его буквально носили на руках, с ним искали встречи первые люди в правительстве и местные знаменитости.
Три "В" Любовь представительниц прекрасной половины СССР в 60-70-х годах поделили несколько актеров. Среди них Вячеслав Тихонов, Василий Лановой и Владимир Коренев.
Для Вячеслава Тихонова этот период был отмечен сразу несколькими "звездными" ролями. В 1973 году страна увидела его в роли Штирлица, которая вмиг принесла актеру невиданную популярность. Для миллионов советских женщин Тихонов был идеалом мужской красоты, благородства и мужественности.
До этого Тихонов сыграл другую знаковую роль в своей биографии – Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир". Созданный им образ до сих пор остается эталоном для актеров в последовавших экранизациях романа Толстого.
Наряду с Вячеславом Тихоновым в фильме "Война и мир" блистал еще один талантливейший актер советской эпохи – Василий Лановой. К тому моменту за его плечами уже был солидный список работ, но именно роль обольстителя Анатолия Курагина сделала его кумиром всех женщин Советского союза.
В отличие от своих коллег актер Владимир Коренев стал всенародно любимым актером буквально после своего первого серьезного фильма. Роль Ихтиандра стала определяющей в его судьбе. После оглушительного успеха "Человека-амфибии" Коренева начали повсюду преследовать поклонницы. Рассказывают, что после показа фильма в Ленинграде вокруг фотографии Коренева в витрине столпилось столько людей, что в итоге они перевернули киоск, пишет "Российская газета".
Благодаря роли Владимира Коренева в этом фильме в мужскую моду вошли белые брюки и длинные волосы.
Герои 70-х Одной из самых любимых актрис 70-х в Советском Союзе стала польская актриса Барбара Брыльска. В самом новогоднем фильме отечественного кинематографа "Ирония судьбы, или С легким паром!" Брыльска настолько достоверно сыграла роль мягкой и романтичной "учительницы русского языка и литературы", что вмиг стала роднее и ближе многих советских актрис. О том, что Барбара едва говорила по-русски, стало известно только спустя много лет.
Тот факт, что актриса, сыгравшая роль Нади, обладала "заграничным" именем придавало ей еще больше притягательности в глазах зрителей. После выхода фильма в моду вошло скромное, но не лишенное элегантности пальто школьной учительницы "а-ля Барбара Брыльска".
Конец 70-х ознаменовал расцвет кинокарьеры еще одного знакового для поколения актера - Александра Абдулова. Первую порцию славы Абдулов получил в 1978 году после роли Медведя в телевизионном фильме "Обыкновенное чудо". Все последующие годы популярность его только росла, причем с удвоенной силой.
Уникальность таланта Абдулова заключалась в том, что он одинаково блестяще играл как роли лирических героев, так и избалованных женским вниманием мужчин.
Любовь В 80-х годах успех пришел к Любови Полищук. Она впервые появилась на экране в компании с Андреем Мироновым в "12 стульях". У героини Полищук не было даже имени, но актриса вложила в небольшой эпизод столько энергии и юмора, что зрители не устояли.
Актрису упрекали в слишком "не советском, чересчур ярком, чувственном лице", несколько лет она оставалась без ролей и дождалась того дня, когда о "яркой брюнетке с голубыми глазами" заговорили все. В 90-е годы трудно было найти более востребованную актрису. Она снялась более чем в 70 фильмах. В кино и в жизни Любовь Полищук запомнилась поклонникам как одна из самых ярких актрис, "женщина-праздник".
ertata
... к начинающим
. Дистанции между ... , доброжелательный, талантливый
, и, углубленный ...
К 95-летию со дня рождения Георгия Вицина По случаю юбилея артиста, 19 апреля 2013 года, по каналу «Культура» показали документальный фильм «Георгий Вицин», созданный в рамках проекта «Острова». Фильм замечательный, чуткий, трогательный, как и сам его герой.
А я вспомнил, как в нелегкие времена получал, будучи членом Союза писателей, продовольственные заказы в Гастрономе в многоэтажке на Садовом кольце. И в очереди увидел перед собой актера Георгия Вицина. А тот, глянув на меня, почему-то вдруг решил со мной разговориться: «Пришло время, утром трудно встать, все тело скрипит, ноет…». Я участливо кивнул, приказав себе не признаваться, что узнал артиста.
Знал, что один из журналистов, мой коллега, в течение месяца по телефону еле уговорил Вицина дать ему интервью и еще месяц пытался подписать готовый материал. А тут артист вдруг так доверительно с совершенно посторонним человеком сам заговорил…
Об этом я вспомнил, когда начал смотреть картину. В начале фильма (завязка) Георгий Вицин подходит к книгам на развале и в немой сцене показывает, что книги ему не по пенсионному карману, даже со знакомым портретом Станиславского.
Георгий Вицин – человек нестандартный, абсолютно непохожий на созданных им знаменитых персонажей. В фильме Наталья Варлей, Инна Макарова, Наталья Кустинская и другие артисты рассказывали, какой Вицин был скромный, скрытный, о себе особенно не любил распространяться. В юности должен был бороться со своей закомплексованностью, и его инстинктивно потянуло к лицедейству. Как на уроках с таким же, как и он, смешливым товарищем они все время «заражались» друг от друга хохотом. И их за это удаляли из класса.
После окончания школы Вицин прибавил себе год и поступил в училище Малого театра. Но и оттуда вскоре его отчислили с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он показался сразу в трех студиях — Алексея Дикого, Театра Революции и МХАТ-2 — и был принят сразу во все.
Свой выбор остановил на студии второго МХАТа, по окончании которой был зачислен в этот театр. А вскоре поступил в труппу театра-студии Николая Хмелева (будущий театр имени М. Ермоловой).
Его друзья – артисты из театра имени Ермоловой вспоминают о необычной скромности Вицина, своеобразном юморе, доброжелательности к начинающим артистам. Дистанции между ним и молодыми не было. Хотя уже в 1959 году он в театре Ермоловой получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Общение с Вициным, человеком умнейшим и неординарным, доставляло коллегам колоссальное удовольствие. Стала крылатой фраза Вицина: «Уходя со сцены, не забудьте выйти из образа». Сам ритм юбилейного фильма о комике номер один – лирический, гармоничный, без буффонады. Потому что Вицин, как настоящий мастер, говорил со зрителем серьезно, спокойно, задушевно, – а зал гомерически хохотал.
А вообще-то для Вицина не было понятия «киноартист», а было понятие «актер». Если актер не работал в театре, это ужасно, потому что пропущена учеба, где складывается актерская индивидуальность, - считал он. Вицин прошел за 35 лет школу театра. Но Вицину театра было мало. И получив театральный опыт, актер ушел в кино. Киношники уверяли, что предложений Вицину было больше, чем звезд на небе. Конечно, гипербола. Но он сыграл более 80 ролей в кинофильмах. Озвучил десятки мультфильмов и радиопередач.
Широкую известность Вицину принес образ Труса, воплощенный им в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
И даже в образе Труса Вицин смог найти детали, чтобы подчеркнуть оригинальность своего героя - он и хитрее, и умнее своих напарников, в нем даже есть остатки чувства собственного достоинства. От этого маска становилась человечней. Семь раз Вицин сыграл образ Труса. Что это – собирательный образ, символ или конкретный человек? Для Вицина - это человек вполне определенный. Ему не составило труда его сыграть. По актерскому амплуа он был ему очень близок. Он про него знал все: нежный, по-своему поэт. Отличается в данной шайке от других. Вицин мог даже импровизировать внутри образа. Так, самой любимой его находкой стал эпизод, когда Трус, Балбес и Бывалый решили стоять насмерть перед автомобилем «пленницы»: Трус, зажатый товарищами, бьется в конвульсиях.
С Леонидом Гайдаем легко и приятно было работать — он любил актеров и с удовольствием принимал их остроумные находки.
Наоборот, режиссер Григорий Козинцев, считая Вицина серьезным актером, когда увидел «Пса Барбоса», был расстроен тем, что тот снимается в такой «муре». Наиболее запомнившиеся роли актера — это, конечно, авантюрист Сэм из «Деловых людей» («Вождь краснокожих»), Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова», сэр Эндрю из «Двенадцатой ночи», Хмырь из «Джентльменов удачи», Волшебник из «Старой, старой сказки». Сколько бы раз их ни повторяли в прокате – эти фильмы не стареют.
Да и сам артист долго, казалось, не старел. До преклонных лет он выглядел очень молодо. В тридцать семь сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть — двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»). При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в тридцать восемь лет Вицин перевоплотился в древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица».
Он долго носил маску вечного пьяницы, хотя в жизни никогда не пил. В ролях же персонажей - Вицин был очень убедителен, обладал для этого специфическими голосом и внешностью.
И вот, глядя на переживания от письма из дома его Хмыря в «Джентльменах удачи», где по-смешному сын «обрадовался, что отец сидит в тюрьме», а не умер, видишь, как в фильме у Вицина проступает его душа. Как говорил Пушкин: «И милость к падшим призывал». И артист призывает эту милость к своим героям. Как же трогательно, по-нищенски, с протянутой рукой подходит герой Вицина – Миша Бальзаминов к богатой невесте Домне Белотеловой (Нонна Мордюкова): «Пожалуйте ручку поцеловать». И в то же время, позарившийся на приданное жених оставляет в себе каплю гордости – не впадать в подлое рабство к этой алчущей великанше: «Мне бы домой!..».
Застенчивые в грехе и простоватые в мечтах герои Вицина приглянулись и зрителю. Их всех немного жалко, как неудачливого Бальзаминова. Эта роль стала визитной карточкой Вицина. В парке культуры и отдыха Зеленогорска 26 июля 2008 года (к 460-летнему юбилею города и 90-летию Вицина) открыли памятник Георгию Вицину – именно в роли Бальзаминова.
Другая значительная роль Вицина – в обруганной, но неувядаемой «Кавказской пленнице». И здесь он, король комиков, имел возможность внести свою лепту. Замечательная артистка Наталья Варлей в показанном «Культурой» фильме утверждает, что в «Кавказской пленнице» Вицину принадлежит авторство мизансцены: «Чей туфля?.. Моё… Спасибо». Но не только это.
Вицин часто во время съемок импровизировал. Например, в «Кавказской пленнице», когда его телом, как тараном, вышибают дверь, и он улетает в окно, артист добавил всего лишь один штрих — он летит и кричит: «Поберегись!». И все заиграло по-иному.
Или – когда он бежал за Варлей, испугался упавшего с нее платка, якобы приняв его за змею. Или – когда Моргунову делали укол, Вицин предложил, чтобы шприц остался в его ягодице и размеренно покачивался. И мы помним, как огромный шприц смешно раскачивается.
Надо отметить, что вицинский любимый персонаж Бальзаминов, подобно чаплинскому, имеет свой дежурный набор: котелок или цилиндр-шапокляка, канотье или скромную кепочку. Но все-таки это Вицин, а не Чаплин.
И потом, он снимался не только в комических ролях, но и в лентах вполне серьезных, исторических. Вицин так похож на Гоголя, что было бы обидно, если бы ему не выпало счастье сыграть роль этого классика русской, да и мировой литературы в фильмах «Композитор Глинка» и «Белинский».
Артист Вицин играл даже в советско-американском фильме «Синяя птица» – по пьесе Мориса Метерлинка с голливудской звездой Элизабет Тейлор. И звездный эпизод украсил фильм.
В 60—70-е годы Георгий Вицин был одним из самых снимаемых и популярных киноактеров. Был постоянным участником шоу «Товарищ кино», его приглашали на телевидение, радио, на творческие встречи. Тогда молоденькая певица Алла Пугачева после концерта сказала Вицину, что учится у него, «как вести себя на сцене в актерском плане...»
Вицин много работал над озвучиванием мультфильмов. Дети обожают его домовенка Кузьку, а взрослые до сих пор помнят папашу-зайца, у которого «четыре сыночка и ла-а-апочка-дочка». А, надо заметить, чтобы в мультфильмах играть раскрепощено, озорно, смело, приглашали только способных актеров, которые понимали друг друга с полувзгляда. Таких, как Грибов, Папанов, Леонов, Пельтцер, Вицин.
Интересно, что Вицин был и прекрасным художником — рисовал карикатуры на актеров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.
В этом юбилейном фильме у него станок для лепки был установлен в самом центре единственной комнаты и являлся таким же неоспоримым предметом мебели, как кровать. Не зря говорят: «Гоша лепил много и увлеченно».
Наталья Кустинская в фильме подчеркивает эту его разноплановость и многогранность таланта: «Он прекрасно лепил женские лица, необыкновенные, как весь он сам». И перед нами предстает милый, тихий, улыбающийся, доброжелательный, талантливый артист, и, углубленный в себя в свою внутреннюю богатую жизнь, человек-остров.
Но шли годы… Вернее ушли звездные годы. Изменились времена, поиссякли предложения сниматься в кино. А ведь он был уже народным артистом РСФСР (1977) и народным артистом СССР (1990).
Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).
Надо прямо сказать, Георгий Михайлович не снимался в кино с этого, 1994 года. Известный всей стране великий артист вынужден был подрабатывать в поездках по новой своей стране. Читал рассказы и фельетоны. Бесконечной овацией зрители его буквально не отпускали со сцены. Георгий Вицин обладал большим талантом к декламации.
Сколько автографов приходилось давать популярному артисту в этих поездках по стране! Некоторые любители умудрялись подсунуть Вицину для автографа сразу несколько листов под копирку.
Вицин выступал в концертах «Юморина» в Театре-студии киноактера — в единственном месте, где забытые комики еще могли заработать. Вицин участвовал до последних своих дней в концертах Театра киноактера. А на трудности не жаловался. Успокаивал себя и других стариков-актеров шуткой: «Нельзя же все принимать всерьез?». Кто-то из коллег Вицина сказал: «Вроде всё шуточки-прибауточки, а внутри у него очень ранимая душа. Ранимо он относился и к театру, и к жизни вообще».
Важно, что в фильме в основном рассказывается о жизни актера в преклонном, итоговом возрасте. Часто такие фильмы грешат сплетнями, трагедиями – кто-то что-то не сыграл в своей жизни, кто-то не вырвался из надоевшей маски, кого-то бросили дети, потому что артист уделял им меньше внимания, чем профессии, кого-то недооценили.
Про Вицина в фильме рассказывают всё по-другому, деликатно. Он никогда не говорил, что творчество надоело. Просто мечтал пожить в деревне, на природе. Жил тихой жизнью, так, как хотелось
У артиста был крепкий тыл – супруга и дочь. Главный для Вицина человек в доме - супруга Тамара Федоровна имела непосредственное отношение к театру, поэтому очень хорошо его понимала, «всегда видела его насквозь».
Он отдал свою большую квартиру в центре Москвы горячо любимой дочери художнице Наталье.
Кстати, около этого дома мне и посчастливилось разговориться когда-то в очереди с Вициным.
Сам он перебрался в «хрущевку» в Староконюшенном переулке. Крайне ограничивал общение со сторонними людьми и журналистами. Последние годы жил очень скромно. Это и заметно по его последним кадрам юбилейного фильма. Но от помощи отказывался, отшучивался: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!». Да и кто даст? А такой самодостаточный человек не мог признать себя нищим.
Практически он постоянно находился дома, выходя на улицу лишь покормить собак или голубей. Он ходил по дворам, кормил кошек и собак. Варлей рассказала, что в гастрономе ему оставляли для этого срезки колбасы и кости.
Вицин на экране разговаривает со своей домашней собакой: «Я тебя полюбил. Я тебя никогда не забуду. Ты меня тоже никогда не забудешь?» И собака кивает ему. Умилительно? Может быть, не надо было опускаться до такой роли актеру? Или подниматься?
Вицин выходит на улицу – и его сразу окружают голуби и воробьи. Он бросает им из карманов зерна. Они его ждали, чувствовали, что идет. «Ну что такое, что, что? Успокойтесь»,— раздается характерный вицинский говор на экране. Может быть, и эту стариковскую блажь не надо было показывать на людях? «А арбатские мальчишки, - говорит Наталья Варлей, - написали стихи: “Если летят птицы, значит, идет Вицин”. Птицы обращались к нему за помощью, прилетали сами, чтобы он разрезал нитки на спутанных хулиганами лапках. С ума можно сойти!»
…22 октября 2001 года после тяжелой болезни народный артист Советского Союза Георгий Вицин ушел из жизни. Последняя фраза великого комика:
«Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!». Грустный этот фильм. Потому столько вовремя не сказано о нем. В конце звучат слова Никиты Михалкова: «Говорят, незаменимых нет. Но и нет того, кто мог бы заменить Вицина, мастера такого класса, такой душевной чистоты».
Борис Рябухин
ertata