За последние пять лет из-за непрекращающейся войны в Сирии страну покинули десятки миллионов человек ...
«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа... 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже. Воспоминание — в подарок Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.
Свобода творчества и три условия придворному ювелиру Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».
Сюрприз внутри каждого яйца Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.
Семейная традиция вместе с престолом После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.
Фаберже и компания Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.
В духе времени В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.
Криминальный интерес Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.
По мотивам Фаберже Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.
Клеймо Фаберже Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.
Увидеть своими глазами После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. Где находятся еще восемь императорских яиц — до сих пор неизвестно.
Культура. РФ
ertata
«Кузнецкий мост через р. Неглинную и Кучково поле в XVI веке». Худ. А.С. Янов Слово «ЛУБЯНКА» сегодня известно во всём мире. С 1920-х годов оно фактически стало синонимом обозначения отечественных служб государственной безопасности. Но история района Лубянка, в котором ныне расположен комплекс зданий ФСБ России, насчитывает не один век. Здесь разворачивались многие драматические события Российской истории. Кучково поле Местность между двумя площадями - Лубянской и Сретенских ворот, что в Белом городе (до Бульварного кольца), первоначально называлась Кучковым полем. Название восходит к имени боярина Стефана Кучки, который, по преданию, владел в XII веке землями на территории современной Москвы. Сохранился рассказ о том, как правивший в Киеве князь Юрий Долгорукий отправился в путешествие в Северо-Восточную Русь, чтобы повидать во Владимире своего сына Андрея. По дороге киевский властитель пожелал остановиться во владениях Кучки. Во время пиршества в честь высокого гостя горделивый боярин вступил с Юрием Долгоруким в спор о размерах своих богатств. Он стал уверять, что его сокровищница не уступает княжеской. Юрий Долгорукий посчитал подобные заявления личным оскорблением и велел своим людям схватить чересчур болтливого вельможу. Кучку казнили. Князю настолько приглянулось осмотренное им владение, что он повелел заложить город, названный им Москвой по имени протекавшей здесь реки. Детей же убитого боярина Юрий Долгорукий распорядился отправить во Владимир ко двору сына Андрея, получившего в истории прозвание Боголюбский. Дочь Кучки Улита позднее стала женой владимирского князя, а ее братья - его приближенными. Если древнего хозяина Москвы Стефана Кучку часто называют персонажем, принадлежащим скорее фольклору, чем истории, то существование бояр Кучковичей доказано упоминанием о них в старинной летописи. В записях 1174 года говорится, что они были организаторами убийства Андрея Боголюбского.
На территории Кучкова поля древние москвичи пасли скот. Здесь же совершались и казни. Самой известной стала казнь Ивана Васильевича Вельяминова, принадлежавшего к одному из знатнейших родов. Его отец Василий Васильевич Вельяминов в правление юного князя Дмитрия Ивановича был тысяцким, являясь фактически главным боярином. Этот важный государственный пост на протяжении нескольких поколений занимали представители рода Вельяминовых. Сын умершего тысяцкого Иван был уверен, что станет продолжателем традиции, но к его огромному разочарованию князь Дмитрий принял решение вовсе упразднить ограничивающую монаршую власть должность тысяцкого. Тогда-то затаивший обиду Вельяминов и решился на измену. Он бежал к сопернику московского князя Михаилу Тверскому, а затем перебрался ко двору Мамая. Правитель Орды, готовя поход против князя Дмитрия, отправил Вельяминова в Тверь, чтобы тот уговорил местного князя выступить в тыл московским войскам во время предстоящей войны. Но изменнику не удалось выполнить возложенную на него миссию. За ним была установлена слежка. Схваченного в Серпухове Вельяминова доставили в Москву. 30 августа 1379 года он был казнен на Кучковом поле. За предательство пришлось расплачиваться и его потомкам. Наследники Вельяминова были исключены из числа бояр и перешли в разряд рядового дворянства.
Кучково поле было и местом судебных поединков, называвшихся «полем». Их устраивали для разрешения самых запутанных дел, когда нельзя было твердо установить истину. В этих случаях судья назначал вооруженное столкновение между двумя участниками судебной тяжбы. Считалось, что в ходе поединка Бог обязательно будет на стороне невиновного. При назначении «поля» в особых случаях допускались отступления от общего правила. Если одной из сторон были старики, малолетние, женщины, инвалиды или представители духовенства, то им давалось разрешение выставить вместо себя нанятого бойца. В этой ситуации и представитель другой стороны также получал право обратиться к помощи наемника. Поединки проходили в специально оговоренный день в присутствии наблюдателей. Потерпевший поражение в схватке оплачивал и судебный иск, и все расходы на организацию «поля». Правда, побежденные не всегда отделывались ранениями, нередко они даже погибали в ходе состязания. Закон оговаривал подобные случаи, запрещая требовать возмещение иска с родственников убитого. В случае летального исхода судебного поединка победитель мог рассчитывать только на доспехи своего противника.
26 августа 1395 года на северной окраине Кучкова поля состоялась вошедшая в историю встреча москвичами Владимирской иконы Божией Матери. Ей предшествовали тревожные события. В Москве стало известно, что великий восточный правитель - завоеватель Тамерлан, разгромивший хана Золотой Орды Тохтамыша, намерен повернуть свою армию на Русь. Вскоре худшие опасения стали подтверждаться. Войска тюркского военачальника заняли часть южнорусских земель, разорили Елец. В Москве стали готовиться к обороне. Тем временем митрополит Киприан распорядился доставить из Владимира икону, написанную, по церковному преданию, евангелистом Лукой. Святыню на руках принесли в Москву. В день ее встречи в город прибыл гонец, сообщивший, что грозное войско неожиданно покинуло русские земли. Возможно, это радостное для Руси событие объясняется тем, что Тамерлану пришлось учесть вспыхнувшие в тылу восстания среди ранее покоренных им народов. Как бы там ни было, в Москве с благодарностью возносили молитвы своей небесной заступнице. На месте сретения (церк.-слав. «встреча». - Прим. ред.) чудотворной иконы была возведена церковь, а позднее основан Сретенский монастырь. От названия обители находящийся вблизи нее участок Владимирской дороги получил имя Сретенки.
В эпоху смут Название «Лубянка» появилось в истории Москвы в XV веке. Его принесли в Москву новгородские переселенцы. Жители Господина Великого Новгорода поселились в Первопрестольной отнюдь не по своей воле. Государь Всея Руси Иван III в годы своего правления в основном завершил процесс объединения русских земель вокруг Москвы. В результате военных походов московского правителя 1471 и 1478 годов был уничтожен суверенитет Новгородской республики. Но среди жителей покоренного древнего города сохранялись сепаратистские настроения, грозившие вылиться в бунт против новой власти. Великий князь московский принял решение организовать переселение новогородской знати в центральные районы своей державы, а на их место направил москвичей и жителей других городов, в лояльности которых был уверен. Новгородцам для проживания в Москве выделили квартал, занимавший территорию от нынешней Лубянской площади до Сретенских Ворот. Новые жители столицы, не желая забывать своих исторических корней, назвали отданную им местность Лубянкой. Ведь точно так же называлась одна из главных улиц Новгорода. Происхождение же этого слова объясняется тем, что в Новгороде традиционно мостили улицы стволами деревьев, с которых сдирали луб, то есть кору. Так мостовая дала имя улице. Новгородцы вообще стремились всячески подчеркнуть связь со своим прошлым. В память о знаменитом новгородском Софийском соборе они построили деревянную церковь Софии. В XVII веке на ее месте была сооружена новая, уже каменная церковь Софии Премудрости Божией, которая сохранилась до наших дней. Она расположена на Пушечной улице (д. 15), вблизи Лубянской площади.
Сама площадь возникла в XV веке, когда для укрепления Москвы были построены новые крепостные укрепления - Китай-город. Перед крепостным мостом специально оставили свободное от застройки пространство. Оно составляло менее половины современной территории Лубянской площади.
Лубянка неразрывно связана с кровавыми событиями XVII столетия, нередко именуемого «бунташным веком». В период захвата столицы польскими интервентами сюда в 1611 году тайно прибыл князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Будущий освободитель Москвы имел поручение подготовить восстание внутри города, которое должно было совпасть с подходом к его стенам Первого ополчения. Но командовавший польским гарнизоном Александр Гонсевский своими жестокими расправами над москвичами спровоцировал 19 марта 1611 года преждевременное вооруженное выступление. Улицы Москвы стали ареной ожесточенных боев. Центром событий оказался район Лубянки, где находилась усадьба Пожарского. Князь Дмитрий Михайлович организовал вблизи своего владения постройку баррикады. Попытки оккупантов в течение дня захватить ее оказались безуспешными. На другой день
Гонсевский принял решение поджечь мятежные районы Москвы. Раздуваемое ветром пламя быстро охватило все многочисленные деревянные постройки, став причиной гибели множества горожан. Один из поляков, очевидцев этого жуткого события, вспоминал, что Москва в тот день была подобна аду. Пожарский пытался продолжать вести оборонительный бой, но из-за неравенства сил и распространения огня его героические усилия были обречены. Тяжело раненного князя, к счастью, смогли вывезти из пылающего города. Дмитрий Михайлович вернулся в Москву в следующем году уже в качестве руководителя Второго ополчения, изгнавшего захватчиков из русской столицы.
МЕДНЫЙ БУНТ. Худ. Э.Лисснер. 1938 г Лубянка стала местом действия и знаменитого Медного бунта 1662 года, который вспыхнул в силу финансовых трудностей. У государства не хватало денег. Друг и советник царя Алексея Михайловича окольничий Федор Михайлович Ртищев выдвинул идею организовать выпуск медных денег, стоимость которых приравнивалась к стоимости серебряных. Монарх поддержал инициативу. Но она, увы, так и не стала финансовой панацеей, а только спровоцировала дальнейший рост инфляции. Медные монеты быстро обесценивались. К 1662 году за один серебряный рубль давали двенадцать медных. Да и само правительство не способствовало укреплению надежности новых денежных средств, требуя платить налоги лишь серебром. В довершение всех неприятностей получило широкое развитие фальшивомонетничество. Предприимчивые люди организовали переливание в монету медных изделий. В народе были распространены слухи, что подобными финансовыми махинациями промышляет сам тесть царя Илья Данилович Милославский. Утром 25 июля 1662 года у ограды храма Феодосия в центре Лубянской площади собралась большая толпа. Она шумно и агрессивно обсуждала приклеенную к забору бумагу с обвинениями против Милославского и других сановников. Стрелец Кузьма Нагаев и подьячий Лучка Жидкий взяли на себя роли агитаторов, зачинщиков беспорядков.
Разъяренная толпа направилась к селу Коломенскому, где находился царь. Алексею Михайловичу, от которого требовали выдачи на расправу близких к нему людей, пришлось самолично выйти к бунтовщикам и вступить в переговоры. А тем временем в городе творились грабежи и бесчинства. Дело завершилось тем, что собранное стрелецкое войско сумело окружить восставших и открыло по ним огонь. Сотни людей погибли. Автора крамольного письма так и не нашли, зато были схвачены отличившиеся в день бунта Нагаев и Жидкий. Их обоих казнили на Лубянской площади у ограды церкви Феодосия. Хотя мятеж и подавили, правительство извлекло из него уроки. Выпуск медных денег был приостановлен.
Тени прошлого О Лубянке, как и о других старинных районах Москвы, ходит немало легенд. Суеверные люди передавали слухи, что здесь не раз видели давно умерших, но обитавших здесь ранее людей: начиная со Стефана Кучки и заканчивая владельцами дворов, усадеб, особняков. Встреч с некоторыми призраками опасались особенно. Ведь здесь жили и люди, оставившие после себя громкую, но очень печальную память.
На Лубянке находился двор недоброй памяти Дарьи Николаевны Салтыковой, вошедшей в отечественную историю под зловещим прозвищем Салтычиха. Она принадлежала к верхам российской знати, была обладательницей крупного состояния. О Салтыковой периода ее замужества не осталось ужасных воспоминаний. Более того, ее характеризовали как весьма религиозную женщину. К 25 годам из-за ранней смерти мужа она осталась вдовой. В этот период и начало развиваться ее психическое заболевание, нашедшее выражение в садизме. Исследователи говорят, что по ее приказу, а иногда и непосредственно ею были зверски убиты 139 принадлежавших ей крепостных. В основном жертвами осатаневшей барыни оказывались женщины. Салтычиха лично обливала жертв кипятком, поджигала им волосы, била до смерти головой о стену. Особую ненависть садистки вызывали девушки, которых в ближайшее время ожидало замужество. Кошмарные деяния хозяйки усадьбы на Лубянке не были тайной. Властям в течение нескольких лет отправлялись сообщения о творимых преступлениях. Но высокое общественное положение Салтыковой и связи позволяли ей долгое время быть недосягаемой для правосудия. Только после вступления на престол Екатерины II, желавшей показать себя в начале правления сторонницей строгой законности, началось разбирательство. Царица рассудила, что далее невозможно терпеть положение, когда в центре Москвы почти открыто и совсем безнаказанно действует, говоря современным языком, серийный маньяк. На основе жалобы крестьянина Ильина, у которого хозяйка последовательно убила трех жен, Салтычиху взяли под стражу. Арестованная отрицала все обвинения, заявляя, что числившиеся пропавшими крестьяне находятся в бегах. Но следствие сумело доказать 38 убийств, совершенных непосредственно Салтыковой.
Указом императрицы злодейку не только лишили дворянского звания, но и признали недостойной называться женщиной. В 1768 году Салтычиха в течение часа была выставлена прикованной к столбу на эшафоте с надписью «мучительница и душегубица». После этого ее отправили в подземную тюрьму Ивановского монастыря в Москве. В первый же год заключения арестантка окончательно лишилась разума. В абсолютной темноте подземелья Ивановской обители она прожила долгие 33 года.
Допросы Салтычихи проводились недалеко от ее дома в здании московского отделения Тайной экспедиции. Оно располагалось там, где сейчас находится скверик у безымянного проезда, ведущего от Лубянской площади к Фуркасовскому переулку. Тайной экспедицией в царствование Екатерины Великой заведовал знаменитый Степан Иванович Шешковский, проводивший дознания и в Петербурге, и в Москве. Он широко практиковал пытки, называемые в его время «допросами с пристрастием». Само имя хозяина Тайной экспедиции вселяло ужас. Известен рассказ о том, что, когда арестованному автору книги «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищеву сообщили, что его делом будет заниматься Шешковский, писатель упал в обморок. Александр Сергеевич Пушкин записал услышанную историю: «Потемкин, встречаясь с Шешковским, обыкновенно говаривал ему: «Что, Степан Иванович, каково кнутобойничаешь?». На что Шешковский отвечал всегда с низким поклоном: «Помаленьку, Ваша светлость!». А путеводитель по Москве, изданный в 1833 году, сообщал: «Старожилы московские еще помнят железные ворота сей Тайной, обращенные к Лубянской площади; караул стоял во внутренности двора. Страшно было, говорят, ходить мимо».
Историей «Дома ужасов» интересовался знаменитый исследователь Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский. В «Москве и москвичах» Дядя Гиляй приводит свидетельство очевидца прежних времен о том, как по приказу сына Екатерины императора Павла из тюрьмы Тайной канцелярии были освобождены ее узники: «Когда их выводили на двор, они и на людей не были похожи: кто кричит, кто неистовствует, кто падает замертво... На дворе с них снимали цепи и развозили кого куда, больше в сумасшедший дом.» Гиляровский описал и историю сноса мрачного здания, свидетелем которого оказался уже непосредственно он сам. «Король московских репортеров» получил тогда возможность изучить подземные помещения Тайной экспедиции. К его удивлению, кроме подвальной тюрьмы, о существовании которой он слышал и ранее, была найдена еще более глубокая и страшная темница. Когда пробили замурованную стену, в одном из ее «каменных мешков» обнаружили человеческий скелет на цепи.
Перемены XIX столетия В XVIII - первой половине XIX века Лубянка имела репутацию респектабельного района, в котором селились представители аристократических родов: Голицины, Долгорукие, Волконские. С середины XVIII века здесь стали приобретать дома и иностранцы. Этот факт отразился и в географических названиях. Переулок между Большой Лубянкой и Мясницкой вплоть до сегодняшнего дня именуется Фуркасовским. Своим названием он обязан жившему здесь французу Фуркасе, мастеру по изготовлению париков. Французская колония Лубянки даже добилась в конце XVIII века разрешения на строительство католического храма. Костел освятили в 1791 году. Позднее на его месте в 1830-е годы была построена новая католическая церковь, сохранившаяся до нашего времени (ул. Малая Лубянка, д. 12а). Костел посвящен почитаемому в католицизме святому французскому королю Людовику IX, ставшему организатором двух последних Крестовых походов для освобождения Святой земли.
Одним из известнейших жителей района Лубянки был граф Федор Васильевич Ростопчин. Его дворец, построенный на месте двора князя Пожарского, находится на Большой Лубянке (д. 14). В период войны 1812 года Ростопчин был губернатором Москвы. В лубянский дом Ростопчина привезли смертельно раненного на Бородинском поле Петра Ивановича Багратиона. В губернаторском особняке в августе 1812 года жил историк Николай Михайлович Карамзин, покинувший древнюю столицу вместе с отступающей русской армией. Роль самого Ростопчина в роковые дни испытаний была весьма неоднозначной.
У стен его лубянского дворца накануне занятия города французами произошло кровавое событие, памятное по описанию в эпопее Льва Толстого «Война и мир». Толпа людей пришла к жилищу готовящегося к отъезду губернатора, неоднократно заявлявшего, что «злодею в Москве не бывать». Граф приказал привести из тюрьмы купеческого сына Верещагина, ранее распространявшего написанные им прокламации, выдаваемые за наполеоновские. Губернатор организовал перед недружелюбно настроенной толпой казнь этого, вероятно, душевнобольного человека. Сам Федор Васильевич вспоминал об этом: «Я объявил ему, что он приговорен сенатом к смертной казни и должен понести ее, - и приказал двум унтер-офицерам моего конвоя убить его саблями. Он упал, не произнеся ни единого слова». Многие современники считали, что граф этой расправой отвлек внимание толпы от своей персоны ради того, чтобы безопасно покинуть город. Александр I в письме Ростопчину отметил, что «казнь была бесполезна и притом ни в каком случае не должна была совершиться таким образом».
Суд над Верещагиным в 1812 году. Худ. А. Д. Кившенко, 1877 год После освобождения Москвы Лубянка, как и вся Москва, преобразилась. Городские власти приняли решение соорудить на центральных площадях фонтаны для разбора воды из Мытищинского водопровода. Лубянскую площадь украсили фонтаном, созданным известным скульптором Иваном Петровичем Витали. Он представлял собой четыре фигуры бронзовых мальчиков с дельфинами, которые вместе поддерживали большую чашу из красного полированного гранита. Скульптуры олицетворяли главные реки России. Произведение Витали стало на десятилетия символом Лубянки. К нему съезжались водовозы с бочками на санях и сходились люди с коромыслами. В отличие от фонтана работы того же Витали на соседней Театральной площади, сохранившего свое историческое местоположение, лубянский фонтан в 1932 году был демонтирован. Позднее на его месте установили памятник Дзержинскому. Но работа Витали сохранилась. В наши дни фонтан украшает двор перед зданием президиума Российской академии наук (Ленинский проспект, д. 14).
Лубянка позапрошлого столетия отличалась разнообразием сфер деятельности. На весь город получил известность лубянский рынок, на котором преобладала оптовая продажа. Незабвенный Гиляровский рассказывал: «Разносчики, главным образом тверские, покупали здесь товар и ходили по всей Москве, вплоть до самых окраин, нося на голове пудовые лотки и поставляя продукты своим постоянным покупателям». Но Лубянка была и одним из учебных центров города. На месте современного дома № 12 на Большой Лубянке находилось здание 3-й Московской гимназии. В ее стенах также было организовано одно из первых учебных заведений для женщин - Лубянские курсы. Женское образование в России делало тогда еще только первые шаги, но уже получило поддержку крупнейших научных специалистов своего времени. Лекции по истории молодым дамам читал сам Василий Осипович Ключевский.
Лубянская площадь. Водоразборный фонтан, дом страхового общества «РОССИЯ» 1920-е годы К концу XIX века Лубянка все больше превращалась в деловой квартал. Ее стали именовать районом страховых компаний, ведь здесь размещалось 15 из 17 страховых компаний Москвы. Обратило на Лубянку свое внимание и одно из крупнейших страховых обществ в империи - «Россия». Его правление находилось в Северной столице, но оно не упускало из поля зрения и московский рынок страхования. Общество приобрело у титулярного советника и весьма известного в свое время гравера Николая Семеновича Мосолова принадлежавший ему участок земли со всеми строениями, которые вскоре были снесены. На их месте возвели доходный дом, выходивший главным фасадом на Лубянскую площадь, а боковыми фасадами - на Большую и Малую Лубянку. Первый этаж доходного дома арендовали магазины, второй - офисы различных фирм (здесь же находился и московский офис самой «России»), третий, четвертый и пятый этажи сдавались под квартиры. «Россия» весьма успешно подсчитала свои будущие дивиденды: арендаторы доходного дома приносили обществу свыше 162 тысяч рублей в год. Но хозяева компании не смогли «высчитать» социалистическую революцию, повлекшую национализацию имущества. После прихода к власти большевиков дом № 2 на Лубянской площади (бывший дом страхового общества «Россия») стал в 1919 году основным зданием органов государственной безопасности. В последующие десятилетия здание значительно расширили. Его надстроили, к нему присоединили новые корпуса. В результате плана реконструкции, разработанного выдающимся архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым, выходящий на площадь участок улицы Малая Лубянка застроили, и улица стала начинаться от Фуркасовского переулка.
Прошлое Лубянки хранит еще много интереснейших событий и тайн, что привлекает к исследованию этой старинной московской местности историков, литераторов, кинематографистов и всех неравнодушных к истории своей страны людей.
Павел Серёгин. Журнал «ФСБ: За и Против»
ertata
... -thumb.jpg" alt="
болгария" class="mt ...