В Подпорожском районе Ленобласти на берегу озера есть заброшенная деревня с домами, видам из которых можно только позавидовать, и со старинной деревянной церковью посреди поля. Вот только здесь уже очень давно никто не живет.
Место не туристическое, поросшее высоченной снытью. На несколько километров — ни одной живой души. Несмотря на то, что здесь давно никто не живет, посмотреть есть на что, причем не только одной лишь высокой травой, деревьями и озером, в которое под вечер прячется красное солнце, любоваться придется. Сидозеро скрывает в себе еще и памятник деревянного зодчества — Церковь Святого Елисея Угодника, а также опустевшие видовые дома за окантовкой деревянного частокола.
Если в городе за порядком следят стражи закона, то здесь всем управляет природа, свойственным для себя и непривычным человеку способом. «Пожалуйста, смотри, но ничего здесь не трогай», — молвит она, преграждая нерадивому туристу путь к заброшенным домам зарослями бурьяна ростом с человека. С уходом людей из Сидозера флора забрала назад свою территорию — устлала просторы цветочными полянами, спрятала тропинки в осоке.
Дома, бани и сараи, за которыми никто не следит, чудом сохранились, разве что покосились, да краска облупилась.
А вот за главной достопримечательностью Сидозера все-таки присматривают. Речь идет о храме Святого пророка Елисея — памятнике архитектуры, построенном в 1899 году на средства купца Андреева у места захоронения почитаемого старца Елисея. Эта деревянная громада под тремя башнями является неотделимой частью «Подпорожского деревянного кольца», но находится она не совсем в хорошем состоянии: местами зияют прорехи, некоторые элементы декора болтаются на честном слове, ну а уж о внутреннем убранстве так и вовсе можно не говорить. Печальная история началась еще в 1930-ых, когда храм оказался не нужен и был закрыт. Не коснулась его и глобальная реставрация 70-х, в рамках которой большинство соседей привели в опрятный вид. Однако все равно церковь можно по праву назвать настоящим шедевром деревянного зодчества, который успел впитать в себя формы русского эклектичного стиля.
По словам экспертов, сооружению осталось существовать лет 5-10, пока оно не превратится в руины, однако инициативная группа пытается законсервировать церковь, чтобы памятник не канул в лету. Так что есть еще надежда.
С чего началась работа инициативной группы по спасению храма (пост от 08 марта 2014 г.):
в Церковь Св. прор. Елисея Угодника на Сидозере (Ленобласть)
Началась эта история по двадцать-перво-вековому, современному варианту - с вот такой картинки в интернете:
иллюстрировавшей анонс о персональной выставке Владимира Васькина “Северные тетради”. Выйти на личный ресурс В. Васькина тогда не смог, поэтому пришлось идти на выставку (10.02.2013), чтобы узнать, что это за эклектичная красавица и где находится, а также посмотреть другие фотографии памятников - вдруг, что заинтересует. Это было первое вложение в памятник - цена билета на выставку ;) .
Оказалось, что это
церковь Пророка Елисея (1899 г.) на Сидозере в Подпорожском районе Ленинградской области. Снимок 2010 г., а значит, памятник мог уже быть утерян, что не радовало - много уже я деревянных развалин и руин видел. Поиск в интернете показал, что место известное, хотя на фоне других памятников архитектуры района и соседних районов Ленинградской области Елисей "меркнет", но у "простых людей" место пользуется популярностью, хотя бы как "абандон" ("заброс"), т.е. заброшенный рукотворный объект (см. ссылки в конце заметки).
Поездка, а точнее сказать, рабочая экспедиция, состоялась 31.08.2013. Целями были: оценка состояния памятника; фотофиксация; контакты с местными жителями по сохранению памятника. Дополнительной целью, если останется время, был поиск памятника деревянного зодчества в бывшем селе Ефремовская, что за железной дорогой.
Как доехать. До Подпорожья доезжаешь поездом, железнодорожная станция в стороне от города, неподалёку от станции маленькая автобусная остановка синего цвета. С утреннего поезда как раз попадаешь на автобус. Частоту маршрута сказать не могу. Из города до места или в округу мало-редко что общественного ходит, а потому вызываем такси. Не все таксисты, как оказалось, знают, где большой дачный посёлок Яковлевская. Пришлось доходить пешком, а вот обратно я по дороге поймал такси: 8-921-779-3388, 8-911-704-3733, 8-963-322-9001, (81365) 20-800 или 20-011 - и доехал за 420 руб. до города.
На всякий случай, напишу расписание автобуса 118-го маршрута Подпорожье - Яковлевская: ср. 09:00, 17:00 (в Я.) - 09:50, 17:50 (в П.); пт 19:00 - 19:50; сб 07:40 (рейс от МЖБК до д. Пидьма), 20:00 - 10:30, 20:50. Расписание висит на автовокзале.
До Яковлевской дорога асфальтовая, идёт вкруг озера, через населёный пункт, улица первая от озера, мимо автобусной площадки, переходя в грунтовку, поворачивает налево, постепенно огибая озеро. По пути встретится ручей с мостком, идти лесом минут 10-20, в зависимости от скорости хода, выйти на просеку под ЛЭП, выбирать дорогу налево. В этом месте, дальнем от точки въезда в Яковлевскую, откроется панорама всего озера и Вы увидите церковь. Дальше - по дороге.
Дорога для транспорта непростая, но проезжая. При мне приезжали на мотоцикле, причём, что забавно, я думаю, именно эта пара оставила вот эту дневниковую запись :) , можно доехать на внедорожнике, а до ЛЭП - и на легковой а/м. Второй путь - на лодке. Местные используют оба варианта. Насчёт пройти по другому берегу озера - не знаю, не пробовал, но отвороток с асфальтовой дороги налево до въезда в Яковлевскую не видел. А вообще отвороток с трассы не одна и не две - много, условно говоря. Можно попытаться. Но пройдя "стандартный" путь, посоветую не выпендриваться и повторить его - он практичен, полностью доступен, являет хорошие виды как близкие, так и панорамные. Авось, кто фруктой-ягодой угостит ;) . Координаты для справки: 61.004218,34.373905.
(Кстати, по дороге от Подпорожья будете проезжать красивые шлюзы советской постройки - загляденье, хоть и чувствуется упадок былой мощи и великолепия.)
Само место сейчас называют урочищем, т.е. покинутым, вымершим населённым пунктом или местом, где располагался жилой или не жилой объект. Так это или нет, пока точно (документально) не выяснил. С одной стороны, рядом с церковью есть парочка домиков дачной наружности, с другой стороны, не понятно, жилые ли они (когда писал эту заметку, нашёл вот такое объявление о продаже участка рядом с памятником). Местная дачница сказала, раньше было село Яковлевское, теперь - дачный (садоводческий) посёлок (товарищество), коренных жителей не осталось. Дачи принадлежат петербуржцам, подпорожцам. Жителей на той, где церковь стоит, стороне - 1 дом, а раньше было 20, не живут, потому что электричества нет. Дорога в Яковслевскую раньше была с северо-запада, от железнодорожной пл. Челны (сейчас туда ведёт тропинка), потом, относительно недавно, появилась асфальтированная автодорога с юга, с трассы Н186. Где-то в районе есть кладбище. На Яндекс.Картах на озере обозначены три населённых пункта, но существует реально лишь один - обозначенный как Яковлевское, на въезде же стоит знак "Яковлевская". Ну, ладно, скоро разберёмся.
Церковь, что удивительно, стоит прямо на берегу. Не знаю, как было раньше и как изменялся уровень воды в озере, но "маловато будет", т.е. - слишком близко. Со стороны берега и по восточному и западному фасаду (апсида и крыльцо) памятник зарос до безобразия, - в прямом смысле, образия стало не видно ;). В основном, это мусорная поросль, но скрепляющая берег от вымывания. Есть и ещё два эффекта наличия зарослей, но о них чуть позже.
В плане церковь представляет собой широкий четверик основного объёма (в плане - квадрат), пятистенный "круглый" алтарь с одинаковыми прирубами, вход в которые открыт через проёмы из алтаря, прямоугольный тамбур между основным объёмом и колокольней, на западе было крыльцо. Трапезная отсутствует. Здание единое, срубы все перевязаны, одного времени постройки, план симметричен. Из объёмов плохо сохранилось крыльцо - оно утрачено на бОльшую часть. Скорее всего, со времени постройки в 1899 г. здание не перестраивалось.
Здание покоится на валунном на растворе фундаменте высотой от земли около 0,5 метра. На открытых участках раствор выветрился, разрушился, просела южная стена основного объёма по юго-западному углу эркера (если его можно так назвать), возможно, из-за разрушения фундамента в т.ч. На северной стороне, со стороны озера, повышенная влажность, влага не высыхает; разрушенный цоколь не защищает фундамент от эрозии водой, во многих местах за него попадает мусор, аккумулирующий влагу и ускоряющий разрушение обшивки цоколя.
Интересны и уникальны выпуски нижних шести венцов сруба по углам здания основного объёма и колокольни в форме пирамиды (см. фото) и придающие архитектурному облику основательность и динамичность. Выпуски забраны в горизонтальную обшивку из профилированной доски по всей площади стен. К сожалению, обшивка и особенно - на выпусках - потеряна, что привело к частичному их разуршению и утере. На северной стороне брёвна покрыты слизью из влаги, мхов и гриба; солярная сторона в этом плане чистая.
Чрезывычайно привлекателен богатый декор церкви, образованный многочисленными рядами резной доски, набитой по карнизам, вокруг окон, пилястрами, бесподобному завершению о пяти главках: центральной на основном объёме, алтарной и трёх на колокольне. Церковь была окрашена. В какой цвет? Узнать не трудно, вспомним о ранее отмеченной густой поросли на северной стороне и пройдём в её тень: ярко-красный, где-то он едкого оттенка, в паре с белым (например, карнизы алтаря). Здесь же можно отметить, что древесная поросль защищает здание от ветровой эрозии, потери декора, если, конечно, не срывает его ветвями и не увлажняет, способствуя гниению, в своей тени. Декор можно долго описывать, оставлю это специалистам, а здесь приведу несколько примеров:
Тип кровли - скатный, в той же последовательности: четырёхскатная, пятискатная и двухскатная (прирубы не уточняю), тамбур-коридор из колокольни в основной объём также крыт двускатной кровлей. Конструкция стропильная, с сплошной или прореженной обрешёткой (картой). Кровельный материал - железо; судя по листам на земле, с тыльной стороны оно до сих пор белое, наверное, лужёное, родное, 1899-го года. Уточним при реставрации... если она случится.
Ещё пара слов о её состоянии кровель: серьёзные повреждения западного ската кровли основного объёма, что видит всякий, кто входит с помещение, а также отверстия на месте печных труб, повреждения алтарной крыши и колоколенной, покрытия завершений, также протекающих насквозь. Повреждения затрагивают как покрытие (сквозная коррозия и механические износ), так и обрешётку. Утеряна система водостока, что привело к многолетнему заливу стен, в т.ч. за обшивку, значительным повреждениям в алтарной части и восточной стены четверика:
Внутри церкви разруха: разбиты двойные полы и внутренняя обшивка (стенная, потолочная), потеряно остекление двойных оконных рам и несколько дверей, от иконостаса осталось несколько сегментов - он был белый с позолотой, и в солнечный день должно было быть очень светло, учитывая тона покраски и площадь остекления. Помещение основного объёма отапливалось двумя печами, ныне разрушенными, а само здание утеплено, проложено между брёвнами набивкой.
Пока ещё возможно попасть на колокольню, хотя для передвижения на ярусе звона нужна смелость. Забавно, что при спуске с параллельной фотосъёмкой конструктива колокольни мои торчащие из проёма (лаза) в перекрытии первого этажа колокольни ноги напугали новых гостей - женщина решила, что кто-то повесился, ха-ха.
В чердачном объёме тамбура есть следы пожара (его также упоминала информатор), может, там кто-то и время проводил... По сравнению с другими памятниками, мало надписей и почти нет мусора, в т.ч. немного его и на прилегающей территории. Кончено, это смотря с чем сравнивать. Но плюсик местным. Стены в основном помещении уделаны птицами, но я не могу представить, как так можно уделать вертикальные плоскости.
При написании этой статьи у меня не было задачи написать полное заключение о техническом состоянии, поэтому лишь укрупнённо отмечены качественные моменты в состоянии и особенности памятника. Теперь о планах.
Уходя из памятника, я оставил две записки в скворечнике и в колокольне при входе, в которых написал свои контакты и обращение к тем, кому интересно памятник восстановить или хотя бы спасти. К счастью, отклики были, но хотелось бы их побольше слышать, особенно от местных жителей, к которым, ввиду отсутствия администрации, лично обратиться в день пребывания или позже мне не удалось. В то же время, за время моего осмотра памятника, 5-5,5 ч., его посетили 2 пары, включая авторов вышеуказанной заметки и местных, и семья с детьми. А сколько гостей было с того момента и до сего дня, а до него? Сотни. Как ответила местная дачница на вопрос "Хочет ли кто-то заняться церковью?" - "Все хотят..." Но. Корыто, так сказать, всё более разбитое и на том же месте. Ничьё.
На данный момент проведена фотофиксация памятника, в т.ч. повреждений; направлены запросы о юридическом статусе памятника как объекта недвижимости и прилегающего участка в Администрацию Подпорожского района и по памятнику как объекту культурного наследия в Комитет по культуре Ленинградской области (памятник - выявленный ОКН "Церковь Св. прор. Елисея Угодника, деревянная"). По ответу будет, вероятно, сделан историко-архивный запрос, скорее всего, в муниципальный архив и Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (либо оставлю это проектировщикам-реставраторам). Общины на месте нет, но Лодейнопольское благочиние о церкви знает, поэтому работы с ними согласуем ("возьмём благословение"). В итоге, всё это станет информационной и юридической базой непосредственно для производства работ на памятнике.
По производственным работам: необходимо составить перечень работ и разработать график с учётом наличия ресурсов. Здесь помогут специалисты-реставраторы, с которыми я работаю по всем другим памятникам деревянного зодчества. На месте, в первую очередь, необходимо будет провести благоустроительные работы по расчистке территории вокруг памятника силами местных жителей (субботник), выборочно удалив растительность и собрав материал с памятника. Тогда церковь, как маяк на озере, будет видна гораздо лучше (точнее, просто станет видна), и может быть, это будет стимулировать, поднимать людей на активные действия (конечно, не в ущерб памятнику).
Состояние памятника, крайне запущенное, безусловно, требует участия архитектора-реставратора и не только в разработке, но и контроле работ. Финансовую оценку работам пока дать невозможно - она появится после первичной работы специалистов. Источником финансирования, наверное, станет местное население, а в случае необходимости относительно большого объёма средств на противоаварийные и консервационные работы, а также для проведения проектных и реставрационных работ, видимо, стоит обратиться к практике краудфандинга и попросить администрации разного уровня о помощи. После появления плана и описания работ, осмечивания, наступит стадия организации и проведения работ. Также есть вероятность найма бригады для проведения работ непосредственно на памятнике, но это потребует бОльших средств, зато работы будут проведены, в общем случае, качественнее, быстрее, с необходимым документированием.
Если кто хочет поучаствовать в этом деле, пожалуйста, обращайтесь.
Ссылки:
Церковь Елисея Угодника на портале "Памятники истории и культуры (объекты культурного наследия) народов Российской Федерации" - http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=4701447000
Сидозеро (Яковлевское). Церковь Елисея пророка на портале "Народный каталог православной архитектуры" Sobory.ru - http://sobory.ru/article/?object=02435
Церковь Елисея Пророка в Сидозере на портале "Храмы России" temples.ru - http://temples.ru/card.php?ID=8995
Церковь Елисея пророка от Французова Дениса в ЖЖ - http://russkij-sever.livejournal.com/1678966.html
Церковь Елисея Пророка (Елисеевская церковь) на sevprostor.ru - http://www.sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/abandoned-facilities/405-eliseevskaja-cerkov.html
Храм св. пророка Елисея на сайте Лодейнопольского благочиния - http://lodblagochinie.svirskoe.ru/view_st.php?ht=37
урочище Сидозеро 1 100 000 руб. на zagorod.spb.ru - http://www.zagorod.spb.ru/realty/0002-182/
P.S. Если Вам нужна помощь в деле спасения или восстановления памятника, как деревянного, так и каменного, гражданского, промышленного или культового: в оценке состояния, составлении плана работ, некотором юридическом сопровождении, консультации архитекторов- и плотников-реставраторов, пишите в личку. К сожалению, финансирование не обещаю, но тоже можно подумать.