2017-03-21 17:23:29
Отпусти мне, Господи, все грехи. Омой меня, Боже, святым дождем. В моем саду на ветвях поют петухи, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Отпусти мне, Господи, все грехи. Омой меня, Боже, святым дождем. В моем саду на ветвях поют петухи, В моем доме за спирт платят огнем. Сохрани меня, Боже, еще на ночь. Дай мне силы, Всевышний, дожить до утра. Скольких христарадников гнал я прочь — Я не знал, что среди них и твоя сестра. Прости меня, Праведный,…
2017-03-20 20:47:09
«Попросил (Моше): «Дай мне увидеть Славу Твою». И ответил (Б-г): «Проведу Я перед тобой все благо ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Попросил (Моше): «Дай мне увидеть Славу Твою». И ответил (Б-г): «Проведу Я перед тобой все благо Мое и раскрою тебе Имя Б-га, проявлю Милосердие и покажу Свою доброту, кому пожелаю. Но не может ты увидеть Присутствие Мое. Человек не может увидеть Меня и жить дальше. И сказал Б-г: Есть у Меня место, где ты можешь встать на скале. Когда будет проходить Моя слава, помещу тебя в расселину скалы, прикрыв ладонью Своей, пока буду тебя миновать. А потом уберу Мою руку, и увидишь Меня сзади. Но Мое лицо не увидишь» (Шмот, 33:17-23). Моше хотел увидеть суть Б-га. Что же там произошло? Что такое увидеть лицо и увидеть сзади? И почему видение лица ведет к смерти? На все эти вопросы у меня, конечно, нет ответа, но, может, какие-то аналогии чем-то помогут нам. Чем лицо отличается от спины? Смотрит вперед. И Б-г говорит: Мое Лицо – будущее ты не можешь увидеть, в отличие от прошлого, которое осталось за спиной. И, размышляя о прошлом, об истории, ты способен делать какие-то наблюдения и выводы обо Мне, о Моей сути и славе. И почему Он закрывает Моше ладонью? Может быть, потому что ладонь выполняет действия, работу в этом мире, она жазизает, но и закрывает бесплотную суть вещей и явлений. Б-г ставит Моше на горе. Это напоминает не только последний дар Моше, когда глядя с горы, он увидел весь Кнаан, куда так хотел войти, но и известный мидраш. В ответ на вопрос, почему злодеям хорошо, а праведникам плохо, Б-г ставит его на гору, и Моше наблюдает происшествие у водопоя, где потеря, убийство и кража раскрывают прежние отношения и возмездие перерожденным душам. Прошлое поясняет Б-жественный принцип и суть справедливости «мера за меру». И второй аспект. Почему видение лица ведет к смерти? Мне кажется, на это намекает то, что произошло потом с Моше. Когда он спустился с горы, его лицо так сияло, что люди не могли на него смотреть, и ему приходилось, говоря с ними, закрывать голову капюшоном. Насколько же больше сияние исходило от Его «лица». Как и от голоса Б-га у горы Синай, как говорит мидраш, люди умирали, вылетала их душа, слыша каждую из заповедей. Почему? Может быть, как при смерти праведников от «поцелуя Его уст», когда душа так стремится соединиться со своим Источником, от которого отделилась когда-то, что покидает тело. Так и со светом: искра души соединялась с со светом. автор текста: Gedalia Spinadel
Положительные аффирмации: http://pogadalki.ru/category/affirmatsii – форма самовнушения на каждый день Нейропсихологии университета Миссури нашли новое местонахождение Бога, выяснив, что все духовные опыты мировых религий имеют общий источник и являются процессами, происходящими в голове человека.
В качестве примера духовных процессов, сходных во всех религиях, было рассмотрено трансцендентальное состояние, когда человек отчасти утрачивает чувство себя в процессе медитации или молитвы и осуществляет коммуникацию с божеством. Ученые выяснили, что такое состояние достигается путем понижения активности в правой теменной части головного мозга.
Ранее подобные исследования уже проводились нейропсихологами в сфере медитаций у буддистов и францисканских монахов. Тогда было замечено, что независимо от религиозной принадлежности, люди используют одинаковые нейропсихологические функции, например, переход в трансцендентное состояние, чувство единения с универсумом.
Исследователи миссурийского университета расширили спектр своих наблюдений примерами над людьми с травмами головного мозга. Оказалось, что при повреждении его правой теменной части люди легче входят в контакт с Богом.
«Мозг выполняет определенные функции при совершении духовных опытов, - сказал профессор миссурийского университета Брик Джонстон. – Изучая людей с мозговыми травмами, мы обнаружили, что с люди с поврежденной правой теменной частью мозга намного быстрее достигают такого состояние, как трансцендентность».
2017-02-21 01:53:23
... образу не Бога вообще, а Бога в Его ... наших взаимоотношениях с Богом, подразумеваемые молитвой, мы ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Изучение смысла двух самых важных имен Бога: отрывок из новой книги раввина Н. Вайса «PrayerWorks».
Во время чтения молитв в еврейском молитвеннике людей часто озадачивает количество имен Господа, приводимых в нем. Почему существует необходимость в упоминании всех этих имен? Они используются в случайном порядке или существует конкретная связь с контекстом, в котором появляется то или иное имя? Имена Бога
«Что значит имя»? Обычно имя – это краткая формула наших знаний о соответствующем лице или объекте. Если вы знакомы с «Джеком», дружелюбным, высоким, рыжеволосым парнем около 30 лет от роду, то имя «Джек» содержит в себе все ваши знания об этом человеке. Когда кто-то говорит вам: «Я видел Джека сегодня», говорящему нет смысла вам его описывать. Имя несет в себе черты, которые ассоциируются у вас с Джеком.
Однако, в отношениях с Богом, Имя не воплощает в себе все наши знания о Нем; скорее, Имя является источником наших знаний. Бог настолько всесущ, что его невозможно вместить в привычную нам, простым смертным, систему координат, поэтому Его природа всегда остается полной загадкой для нас. Человек, чья жизнь ограниченна, не может познать бесконечного, вечного и бестелесного Бога. Для чего Богу «нужны» имена?
Мы не можем выполнить свою цель на земле без установления отношений с Богом, но как можно установить отношения с тайной? Для решения этой проблемы Бог дал нам Свои имена.
Ни одно из этих имен не было придумано человеком; они есть определения, которые использует Бог, чтобы описать Себя в Торе. Говоря современным языком, это элементы «удобного для пользователя интерфейса», которые устраняют тайну и позволяют нам относиться к Богу так, как мы привыкли относиться к знакомым в повседневной жизни. Но означает ли это, что в действительности эти имена не имеют ничего общего с Богом, и они даны нам как своего рода заменители реальности?
Хорошей метафорой для понимания этого является встреча простого человека с президентом. Посетитель, удостоившийся чести личной встречи, окажется лицом к лицу с президентом; и все же едва ли он сможет хоть чуть-чуть приоткрыть завесу тайны, скрывающей его истинную личность. Из короткой, тщательно срежиссированной аудиенции посетитель не сможет понять, является ли президент добрым или жестоким, щедрым или скупым, проницательным или недалеким. Встреча будет слишком короткой и жестко регламентированной, чтобы получить точную картину.
Его имена это Его «кабинет» – место, где мы пересекаем Его путь и видим лишь мимолетный проблеск его сущности.
Точно так же, когда мы взаимодействуем с Всевышним через Его имена, мы действительно общаемся с Богом, но можем встретиться с Ним только в Его «кабинете», как в метафоре с президентом. Его имена это Его «кабинет» – место, где мы пересекаем Его путь и видим лишь мимолетный проблеск его сущности.
Два наиболее важных имени, которые раскрывает нам Бог в Торе, это имена, упомянутые в первом стихе Шма – Элохим и ЙКВК или Шем (Имя). Элоким: Имя силы
Согласно книге «Шулхан арух», имя Элоким означает «Всевышний» (Орах Хаим, 5). Однако необходимо приложить некоторые усилия, чтобы определить, что означает «Всевышний» в контексте взаимоотношений с Богом. Давайте сначала проясним, что мы подразумеваем под именем Всевышний, а затем продолжим объяснения. Этим именем мы признаем, что Бог является не только Творцом, но и Повелителем всей силы и энергии во Вселенной.
Что это значит на простом русском языке? В своей книге «Нефеш а-Хаим» Рав Хаим из Воложина объясняет, как понять Божью силу по отношению к нашей собственной: человеческие существа могут быть творцами. Например, человек может построить величественное здание. Однако после завершения его творение может существовать и без своего создателя. Это здание – если не произойдет ничего непредвиденного – простоит еще долго после того, как его архитекторы и строители покинут этот мир. Даже ребенок, когда-то зачатый и рожденный родителями, может существовать независимо от них.
С другой стороны Элоким творит, но Его творения не могут самостоятельного существовать вне Его. Он представляет собой силу, которая не только дарит, но и поддерживает жизнь.
В качестве иллюстрации этой идеи, представьте себе чашу, подвешенную в воздухе. Если убрать силу, которая держит ее в воздухе, чаша рухнет и упадет на землю под действием силы тяжести в соответствии с законом земного притяжения. Творение Всевышнего – вся вселенная и все в ней – точно как эта подвешенная чаша. Без руки Всевышнего, постоянно поддерживающей чашу бытия, созданная Им реальность просто исчезнет – останется лишь пустота, которая предшествовала Сотворению.
В описании сотворения мира в Торе (Берешит 1) Всевышний упоминается как Элоким 32 раза. На самом деле, больше никаких других святых имен не появляется во всей главе. Число 32 соответствует численному значению слова «сердце» на иврите – Лев. Такое соответствие показывает, что роль Элокима в создании подобна роли сердца в человеке. Пульсация силы Элокима обеспечивает существование его творения, подобно тому, как непрестанное биение наших сердец поддерживает в нас жизнь. Выступая в ипостаси автора, планировщика и непрерывного источника энергии всего сущего, Бог именуется Элокимом. Тцелем Элохим: образ Божий
Все знакомы с идеей, что человек был создан по образу Божьему. Тора, однако, дает более точное определение, ибо человек создан по образу не Бога вообще, а Бога в Его роли Элоким. Другими словами, будучи созданными по образу Элоким («Тцелем Элоким»), мы как-то участвуем в обеспечении непрерывного потока силы, которой Элоким наделяет сотворенный мир.
Бог вложил в человеческие руки пульт управления, регулирующий поток силы, которую Элоким направляет во вселенную.
Какую роль человек может играть в обеспечении потока этой уникальной божественной силы? Человек является образом Божьим, потому что Бог вложил в его руки пульт управления, регулирующий поток силы, которую Элоким направляет во Вселенную. Хотя сам человек не может создавать силу, он может влиять на ее величину, интенсивность и яркость. В зависимости от его влияния мир может наполниться жизнерадостной энергией или погрузиться в тоскливую темноту.
Человек обладает свободой воли и может самостоятельно регулировать поток силы Элокима в мире. Слова, которые мы произносим по своей воле, действия, которые мы совершаем, и вещи, о которых мы думаем, могут ослаблять или увеличивать силу Всевышнего, выражающуюся в нашем мире.
Электричество служит прекрасной метафорой для описания этого процесса: когда мы включаем или выключаем свет, мы просто замыкаем или размыкаем цепь, по которой электроны перемещаются через проводник. Тем не менее, мы мним себя создателями тока. Таким же образом, через наши действия мы контролируем качество существования всей вселенной.
Слово Элохим и слово «а-тева», на иврите означающее «природа», имеют одинаковое числовое значение – 86. Согласно еврейским верованиям, природа включает в себя все физические и метафизические явления, которые были созданы в течение семи дней сотворения мира, описанного в первой главе книги Бытия. Вся вселенная и все сотворенное в ней существует благодаря силе Элокима. Сила Элокима, которая обеспечивает работу вселенной, передается от источника – Всевышнего – природе через человека, который используется в качестве проводника. Человек – это переключатель, который позволяет энергии течь. Шем (ивр. — Имя): ЙКВК
Однако природа имеет довольно жесткие правила. Законы природы не обладают той гибкостью, которая обычно подразумевается в молитве. Ведь каждый человек в своих молитвах просит изменить мир только для него одного. Чтобы объяснить предположения о наших взаимоотношениях с Богом, подразумеваемые молитвой, мы должны научиться понимать другое имя Бога – ЙКВК.
В еврейской традиции ЙКВК – это личное имя Бога в отличие от имени Элоким, которое относится к Всевышнему больше с точки зрения его функций. Описание чувств, черт характера и побуждающих мотивов Всевышнего всегда связано с именем ЙКВК и никогда с именем Элоким. В буквальном смысле Шем определяет Всевышнего как источник всего сущего, независящий от времени. В книге «Шулхан арух» это звучит следующим образом: «Он был, есть и будет – Творец всего сущего». Он является источником всего – прошлого, настоящего и будущего.
Что это имя говорит нам о характере связи Всевышнего с вселенной? Как мы помним, все сущее является лишь проявлением энергии, постоянно излучаемой Богом, мгновение за мгновением. Эта энергия не имеет внутренней инерции. Она не похожа на шар, брошенный в одном направлении и продолжающий движение, пока его что-нибудь не остановит. Мгновения не связаны единым континуумом. Каждое мгновение бытия создается Богом отдельно. И все они являются уникальными дискретными частицами сущего, не зависящими от того, что им предшествовало.
Мы воспринимаем эти мгновения как поток в рамках линейного времени. Мы воспринимаем причину и следствие в соответствии с тем, как Бог связывает эти мгновения между собой. Однако в действительности вселенная, которую мы воспринимаем как нечто постоянное и неменяющееся, больше похожа на фильм – ряд неподвижных изображений, сменяющих друг друга перед нашими глазами так быстро, что мы не различаем отдельных кадров. На самом деле, Всевышний постоянно обновляет бытие. Одна наносекунда бытия не имеет причинно-следственной связи со следующей.
Например, когда человек наклоняется, чтобы надеть обувь, надевает ее, а затем встает уже обутый, мы воспринимаем, что человек стоит обутый вследствие того, что он наклонился и надел обувь. Однако с точки зрения Бога каждое из этих действий есть отдельное выражение Его воли, и единственная причина, по которой человек стоит обутый, заключается в том, что Бог пожелал, чтобы это произошло в этот конкретный момент.
Иными словами, ничто не должно происходить в результате предыдущего события. Человек мог бы расчесывать свои волосы, а затем оказаться обутым. Если бы мы были свидетелями этого, то сделали бы вывод, что причина – расчесывание волос – приводит к следствию – появлению обуви на ногах.
Как фильм может быть по-разному смонтирован в зависимости от прихоти монтажера, так и содержание реальности полностью зависит от Всевышнего. В случае с фильмом зритель воспринимает последовательность, созданную монтажером, как реальную историю. Точно так же, независимо от конфигурации событий, заданной Небесным Монтажером, мы видим их в качестве непрерывного потока из прошлого в будущее. Все, что мы видим, мы интерпретируем с точки зрения причинно-следственных связей.
Измерение, которое ЙКВК приносит в наши отношения с Богом, возникает из этой трансцендентности времени. В то время как Элоким представляет собой систему законов, которая остается относительно стабильной, предоставляя нам возможность лишь влиять на интенсивность, ЙКВК взаимодействует с нами каждое мгновение. Всевышний объединяет мгновения нашего бытия так, как считает нужным, в любом порядке по Своему усмотрению. Мы, наблюдатели, автоматически предполагаем, что это происходит в соответствии с неизменными законами природы, причинно-следственными связями. Но это предположение является лишь средством, с помощью которого наше сознание воспринимает реальность, а не точное изображение самой реальности. Необходимость в защитном экране
Представьте, что ваше сердце работает не само по себе, а все время требует чьего-то активного участия в своей работе. Для того чтобы качать кровь, оно нуждается в постоянном вмешательстве оператора. Если бы дело обстояло так на самом деле, вы бы все время чувствовали, что ваша жизнь висит на волоске, ведь стоит оператору что-нибудь забыть или заснуть на работе, вы сразу же умрете. При таких обстоятельствах просто невозможно нормально функционировать.
Сердце бьется, легкие дышат, желудок переваривает, мозг управляет организмом – и все это без чьего-либо прямого вмешательства. Постоянная зависимость физического выживания от постороннего воздействия – это невыносимый стресс для человеческого существа. То же справедливо и в отношении духовного мира. Если бы мы осознавали, что каждое мгновение божественная воля направляет ход нашей жизни, мы бы чувствовали себя как беспомощные марионетки, которых дергает за нитки всесильный Властелин. Чтобы нормально жить, мы не должны все время ощущать свою уязвимость перед Господом, управляющим нашей жизнью.
Мир природы, представленный именем Элоким, обеспечивает нас защитным экраном, благодаря которому человек способен осознать Бога.
Именно поэтому, по мнению комментаторов, мы не можем напрямую взаимодействовать с ипостасью Бога, которая носит имя ЙКВК. Осознание Его присутствия на этом уровне слишком подавляет человека. В лучах его ослепительного света мы потеряли бы смысл своего бытия как существ, отдельных от Бога, потому что нам стало бы ясно, что нет ничего, кроме Него. Это лишило бы Божье творение интеллекта, позволяющего осознавать свою ценность, в результате чего жизнь утратила бы смысл.
Бог хочет, чтобы человек воспринимал своего Творца без давления и заключения в какие-либо рамки. Мир природы, представленный именем Элоким, обеспечивает нас защитным экраном, благодаря которому человек способен достичь этого осознания. В противном случае мы не смогли бы выжить, взаимодействуя с Шемом.
Царь Давид говорит (Теилим 83:12): «Господь Бог есть солнце и щит». Тания (гл. 4) объясняет, что как нельзя смотреть прямо на солнце и не ослепнуть, так же невозможно напрямую взаимодействовать с ЙКВК и выжить как отдельная от Него сущность. Смотреть на солнце нужно через толстый экран, защищающий глаза от ультрафиолетовых лучей. Чтобы обеспечить такую же защиту на духовном уровне, Всевышний поместил реальность, описанную именем Элоким, между Шемом и людьми.