В Недельной главе Ки Тиса (Шмот, 30:11-34:35) сказано: «и в сердце каждого Я дал мудрость». Из этих слов мудрецы (Брахот, 55а) делают вывод, что Всевышний дает мудрость только мудрому человеку. Подобное следует и из книги Даниэля (2, 21): «Дает (Всевышний) мудрость мудрым».
Эти слова таят в себе определенную загадку: откуда человек берет изначальную мудрость, ведь человек не рождается мудрым?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рабби Хаим из Воложина приводит слова наших мудрецов в трактате Шабат, из которых следует, что страх перед Всевышним сам по себе уже является проявлением мудрости. Он утверждает: мудрецы имеют в виду, что только богобоязненному человеку Творец дает мудрость.
Этот принцип формулирует Мишна в Пикрей Авот (3, 17): «Если нет страха перед Творцом, нет мудрости»
Но почему страх перед Творцом так необходим для приобретения мудрости?
В качестве ответа на этот вопрос Виленский Гаон в комментарии на Мишлей приводит из Талмуда (Швуот 41б) психологическое правило: человек усваивает только то, что возложено на него, в познании чего он испытывает потребность! Все, в чем человек не ощущает необходимости, проходит мимо его сознания и никак не усваивается.
Страх перед Творцом, богобозянность, вера, упованиеТрепет перед Всевышним превращает мудрость Торы в потребность человеческой души, — в дело, возложенное на самого человека, в предмет его осознания и переживания. Для людей, лишенных трепета перед Творцом, Тора навсегда останется некоей абстракцией, не лежащей в сфере их личных интересов, вот почему эти люди никогда не смогут усвоить мудрость Торы и вникнуть в ее смыслы и глубину..
Стих в книге Иов гласит: «Вот, страх перед Б-гом – это мудрость». Слово «вот» в источнике обозначается арамейским словом «ен» (הן). Почему стих отступил от святого языка, на котором написана вся книга, и написал употребил слово на арамейском языке?
Дело в том, что на древнегреческом языке слово «ен» обозначает «один». В этом наши мудрецы видели намек на следующее утверждение: единственная (истинная) мудрость – это трепет перед Творцом.
Это утверждение наших мудрецов требует прояснения: неужели, действительно, нет дополнительных мудростей?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведем следующую вымышленную историю:
Один молодой, подающий надежды менеджер «вытянул счастливый билет» – он обошел всех соперников и выиграл вакантную должность Генерального директора огромного завода.
Хозяин завода сказал новому Директору, что завод начал сдавать позиции, и он дает Директору месяц на ознакомление с ситуацией. И молодой Директор, наконец, приступил к своим обязанностям. Секретарь показала ему его кабинет – это был Кабинет с большой буквы – все в нем было оборудовано по последнему слову инженерной и дизайнерской мысли: столы, кресла, система кондиционирования, компьютер, связь. Водитель показал ему машину – машина была настоящим офисом на колесах. К его услугам были все технические новинки. И восхищенный молодой Директор начал вникать в детали этих новинок – он приложил всю свои энергию и все свои способности, чтобы понять, каким образом он извлечет из них наибольшее удовольствие. Другие новинки техники, которые его окружали, он изучал из любопытства.
Через месяц Хозяин попросил его поделиться своими первыми впечатлениями. Воодушевленный Директор принялся рассказывать о своих впечатлениях от… Кабинета, компьютера, телефона и машины.
Разгневанный Хозяин спросил: «Неужели ты не понял, что все эти замечательные вещи – это всего лишь инструмент в твоих руках для того, чтобы наладить работу огромного завода?»
Есть две основные цели, которые человек преследует, изучая, какие-то явления или законы: 1) собственная выгода – он изучает, каким образом он лучше всего сможет извлечь из тех или иных вещей и явлений выгоду и удовольствия для себя, 2) любопытство – человеку интересно познать те или иные явления. Однако какая важность и ценность во всех этих исследованиях, если он игнорирует свою главную задачу в этом мире, для которой Творец его привел сюда? Такой человек подобен тому, кто сосредоточен лишь на обустройстве своего кабинета и любовании инструментом.
Когда же у человека есть трепет перед Творцом, и он изучает Его волю и Его величие, задумываясь о сказанном в Торе или изучая окружающий его мир, эти познания и учения считаются большой мудростью. источник: www.imrey.org