... Поэтому
-Никольщина, ... . Самостоятельность
от чиновников ...
Братчина – товарищество, братство, артель, с правом самосуда, которое удержалось за ней до конца XVII века. Во главе стоял выборный староста, ведавший хозяйство братчины и наблюдавший за порядком во время пированья. (
Википедия)
Братчина – праздничный пир у славян, который устраивают в складчину после молебна. В основе братчин лежит благочестивый обычай – почитание богов (с принятием христианства – святых), к помощи которых обращаются для спасения от бедствий. Поэтому братчины называли именами: братчина-Никольщина, Покровщина, Михайловщина и т.п.
Братчины – явление для русских очень древнее. Они были известны не только в сельской местности, но и в городах. Представляли собой коллективное пиршество деревенских общинников или представителей той или иной городской корпорации. Однако средневековые братчины, в отличие от большинства братчин XIX века, ставили перед собой более широкие задачи. На пирах обсуждались и решались важные для всего коллектива дела, выяснялись отношения с боярами, великокняжескими чиновниками, которые для этого специально приглашались на пир. Братчина была своеобразным органом самоуправления со своим выборным старостой, имевшим довольно широкие полномочия. Самостоятельность братчины от чиновников и феодалов была узаконена указами Великих князей, а позже царей.
Российский этнографический музей
* Складчина (или ссыпщина) – внесение денег или продуктов участниками братчины, которых называли ссыпцами, вероятно от того, что каждый жертвовал зерно на варение пива и браги.
* Складчина – пир на общий счет, приуроченный например, к окончанию сбора урожая.
* Пир – праздничное застолье с обильным возлиянием. Пиры были двух типов – пир и братчина. Пир устраивает один хозяин, а братчина проводится в складчину, например жителями одного села. Пиры проводились с древних времен до реформ Петра 1. По указу Петра пиры превратились в ассамблеи, затем в балы.
Братчины сохранялись почти в неизменном виде вплоть до ХХ века. В богоборческом СССР, придумали новые праздники (Первомай и т.п.), чествовали уже не богов, а вождей и друг друга.