Свободу мне, свободу…
2015-04-02 21:12:31
... :
рав. Меир Брук (США)
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав. Меир Брук (США)
Праздник Песах обращается к нам с идеей, или даже лучше сказать — с вызовом, свободы.Свобода — одно из самых загадочных и парадоксальных понятий, которое имеет множество граней — как привычных, так и наиболее неожиданных. При этом классическая версия Пасхальной Агады — текста, который принято читать во время пасхального седера (праздничная трапеза Песаха), говорит, прежде всего, о классическом понимании свободы как антитезы рабству в его социальных формах, присущих древнему миру.
Когда-то, когда у человечества не было не только гаджетов, но даже и грузовых машин и еще многих вещей, к которым мы привыкли в своей повседневной жизни, наиболее популярным гаджетом, экскаватором, грузовиком и еще много чем были рабы — живые люди, которые принадлежали богатым хозяевам и выполняли всевозможную работу. Выполняли бесплатно. Без права отказаться. Без выходных и больничных. Часто они не имели никакого собственного имущества, а иногда даже и семьи. Они работали на хозяев. Таким образом, в мире создавалось двойственное положение, когда кто-то владел рабами, а кто-то сам был рабом.
В принципе, о рабе заботились, так как имущество следует беречь, особенно если оно не бесплатное. Рабу давали еду и некоторую одежду, предоставляли кров над головой и минимальное лечение (вроде починки или ремонта). Но тут в силу вступал очень важный фактор. Раб, который обживался в таком положении (или являлся таковым по рождению), не только смирялся, но и привыкал к своему статусу. У него не было стремления поменять жизнь, тем более что в обмен на его труд с него снимали множество забот, и минимальные условия жизни он считал нормой.
Вживаясь в эту ситуацию, человек как бы создавал себе ящик, внутри которого он проживал свою жизнь. Все, что находилось вне «ящика» — например, путешествия, досуг, книги, а также возможность сменить обстановку, — даже не всплывало в его сознании.
В нашем незабвенной памяти Совке стенки такого ящика назывались железным занавесом. На самом деле внутри «ящика» можно было создать некий уровень комфорта, но ящик оставался ящиком — и жизнь в нем называлась рабством. Выход из «ящика» и является свободой.
Но… куда мы выходим? Разбираемся ли мы в том, что вне «ящика»? Что нам полезно, а что — наоборот?
Раньше хозяин решал за нас, что нам полезно — но полезно в качестве рабочей силы. А есть ли у нас что-то другое, кроме…
Каббала, упрощая сложный мир, предлагает «четырехэтажную конструкцию» из миров: ацилут, брия, йецира и асия.
Нижний этаж — асия — это наш материальный мир.
Этаж повыше — йецира — может быть условно сопоставлен с миром психики (изучаемым психологией). Это наши эмоции, которые хоть и бесплотны, но очень важны. И свободный выход в мир различных эмоций — это замечательно.
Более высокий этаж — брия — может быть связан с миром мыслей. Это не менее интересный мир, особенно когда мы можем обмениваться мыслями с единомышленниками, мудрецами и экспертами, черпать мысли в книгах, фильмах и т. п.
И еще более высокий мир — ацилут — это мир духовности, близости к источнику, создавшему все, ко Всевышнему. Это еще более освобождающее действо — контакты с Б-гом являются вершиной нашей свободы самореализации.
Находясь на более высоком уровне, мы можем внести больше свободы в нижележащие этажи реальности. И оказывается, что привычный нам (самый нижний) материальный мир приобретает подлинную свободу, когда мы «проламываем» три «железных занавеса» и выходим на высший этаж… проливая свет на нижние этажи реальности.
Еврейский календарь предлагает нам заняться освобождением в весенний месяц нисан. Это символично, так как зима ассоциируется со сковыванием, а весна — с выходом из тесных стен.
Свобода — это еще и знание, которое мы разделяем на свет и тень. Знание света — это выход к большей свободе (свет в конце туннеля). Знание тени — это умение не попасть в несвободу, организуемую происками теневых сил.
Избегая теневых ловушек и устремляясь к свету, мы строим свое счастье — подлинное, свободное и несущее радость себе, еврейскому народу и миру.
Первый пасхальный седер мы проводим в JCBB (2915, Ocean Parkway) в пятницу, 3 апреля, начало в 8 pm.
Тэги:
брук,
меир,
песах,
свобода
Бенефицианты «Новой Украины» - диаспора
2015-03-30 13:25:22
... статьи: рав Меир
Брук (США)
+ развернуть текст сохранённая копия
(экспериментальные тезисы...)
В черновике документа проекта «Новая мифология Украины» есть раздел «Кому это нужно?».
В списке ответов - очень важно добавить ключевой пункт, который вполне очевиден, но нуждается в глубинном осмыслении.
Это: а) украинская диаспора (получающая ОБНОВЛЕННУЮ метрополию)
б) украинско-еврейская диаспора – то есть евреи, выходцы с Украины.
=-=-=-=
Это очень разнообразная тема, которую не охватить в один прием.
Мы попытаемся начать разворачивать важную структуру.
=-=-=-=-=-=
Еврейский народ в давние времена выплеснулся за рамки страны Израиль, создав обширную диаспору.
После разрушения Второго Храма римляне разрушили израильское государство и евреи оказались в парадоксальной ситуации народа разбросанного по миру и не имеющего метрополии.
В 1948 году в том числе по решению ООН – было воссоздано государство Израиль и евреи оказались в ситуации с взрослеющей метрополией и обширной диаспорой, которые взаимодействуют друг с другом.
=-=-=-=-=-=
Еврейский опыт чрезвычайно важен, но не менее важно понять, что самим евреям необходим длинный созидательный путь, как взросления государства, так и нахождения новых путей выстраивания отношений между метрополией и диаспорой.
=-=-=-=-=-=
При этом в современном мире происходит глобальная миграция у практически всех народов и тема взаимоотношения метрополии и диаспоры становится универсальной для почти всех народов мира.
=-=-=-=-=-=
При этом в большинстве случаев метрополии не проходят заметных трансформаций.
И отношение эммигранта к бывшей родине сравнительно статично....
=-=-=-=-=-=-=-=
Но очень выразительная ситуация с трансформацией стран происходит с бывшим социалистическим лагерем и в первую очередь с государствами, бывшими частями Советского Союза.
Эти страны сбросили свои старые деструктивные паттерны.
Но они очень мало внесли нового.... в процесс развития....
=-=-=-=-=-=
При этом в значительном большинстве случаев – массовая эммиграция из бывшесовковых стран происходила от неприязни «совковой» жизни – и эммиграция стремилась скорее к дистанцированию от бывшей родины чем к поиску связей с ней.
=-=-=-=-=-=
После начала перестройки – в мире значительно изменился имидж бывшесоветских стран и даже произошло небольшое движение к возвращению на бывшую родину...
=-=-=-=-=-=
Но сейчас мы находимся перед очень значительным феноменом.
Украина – вступила на путь ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ трансформации и это не может не влиять на самоощущение не только жителей самой Украины, но и тех, кто ощущает свою СВЯЗЬ с Украиной.
=-=-=-=-=-=
Следует отметить чрезвычайно важный фактор.
В свое время, когда Украина находилась под гнетом Империи – существовала мощная тенденция по переселению уроженцев Украины в более перспективные места.
Локальная тенденция перемещала украинцев в Москву с ее столичными возможностями.
Глобальная тенденция перемещала украинцев в Европу и Америку и Канаду.
При этом украинцы за рубежом очень часто реализовывали свои таланты особенно ярко, заявляя о себе и о перспективах украинцев в мире свободной самореализации.
=-=-=-=-=-=
Кроме украинцев существовала еврейская эммиграция.
И не менее интересно обратить внимание на двойную систему – евреев, родившихся в Украине – и оказавшихся вовне, будучи дважды «десантировавшимися» в другие страны – как евреи и как уроженцы Украины.
=-=-=-=-=-=
Подобная двойная «искра» таланта – может принести уникальные плоды, особенно если заняться ее глубинным осмыслением.
=-=-=-=-=-=
ВОПРОС ИДЕНТИЧНОСТИ
Каждому человеку очень важно определиться со своей идентичностью.
Идентичность – это «маркировка» ядра личности, которая «прорастает» в его проявлениях.
Есть продуктивная идентичность, когда человек осознает и опирается на свои «корни» - ГОРДИТСЯ ими.
Есть деструктивная идентичность, когда человек имеет «комплекс неполноценности», он стыдится своих «корней» и это вызывает различные проблемы.
Отношение к идентичности во-многом может зависеть от доминирующего отношения в обществе.
=-=-=-=-=
Так, евреи в антисемитских странах (например, в бывшем Союзе) часто начинали страдать комплексом «само-ненависти» к своему евре йству.
К этому добавлялся комплекс жертвы, тянущийся в том числе к травме Холокоста.
=-=-=-=-=
Иногда в особо талантливых людях попытка преодоления этого комплекса приводила к интересным творческим результатам.
Но в большинстве случаев – «само-ненависть» приводила к «перекрыванию канала» и блокировала мощный поток креативной энергии, который мог бы привести к развитию человека, имеющего продуктивную связь с данным аспектом идентичности.
=-=-=-=-=-=
ПАРАЛЛЕЛИ
Стоит обратить внимание на параллели между еврейским и украинским «комплексами».
Евреи в свое время очень сильно пострадали от антисемитского давления среды.
Более того, этот процесс занял несколько поколений и этим травма стала еще более «запущенной».
Интересно сравнить еврейство, жившее на территории Западной Украины, Белоруссии и стран Балтии, которые до 1939 года не находились под совковым прессингом.
У выходцев из этих мест внутренний комплекс гораздо менее «запущенный»....
=-=-=-=-=-=
По отношению к Украине имеют место два фактора.
(а) евреи, связанные с Украиной ЗАСТРЯЛИ – на этапе ОБИДЫ на украинцев за те периоды насилия, которые были связаны с Хмельницким, Петлюрой и Хоколостом.
И это приводило к тому, что бывшеукраинские евреи – «гнобили» свою украинскую часть идентичности.
Еще более грустно, когда такие евреи застряли на своем анти-еврейском блоке. И таким образом эти евреи угнетали и еврейскую и украинскую часть своей идентичности.
=-=-=-=-=-=
И если еврейская составляющая – под влиянием работы религиозно-традиционалистских кругов понемногу пытается реабилитироваться, украинская часть – только сейчас дождалась своего ЗВЕЗДНОГО часа.
=-=-=-=-=-=
(б) из-за беспрецедентной российской пропагандистской АГРЕССИИ - немалая часть людей, включая и многих евреев – оказалась отравлена российским «продуктом».
=-=-=-=-==-
Поэтому мы стоим перед двойной задачей:
- как развернуть в продуктивном направлении украинскую идентичность – для выходцев с Украины
- как при этом защититься от агрессивной пропаганды российских оппонентов.
=-=-=-=-=
..... .... ...
Очень может быть, что удастся соорудить двойной (или даже тройной) процесс – работы с идентичностью – еврейской, украинской (световой) и украинской (анти-теневой).
=-=-=-=-=-=
В копилку процесса – конечно же попадает история возникновения и развития хасидизма, который имеет еврейско-украинские корни.
При этом сам хасидизм – является одним из наиболее развитых мифо-организованных проектов.
В хасидизме (и в иудаизме в целом) есть понятие магидут, как рассказывание историй (они же мифы).
Более того, еврейское слово АГАДА – являтся серьезным аналогом мифа.
И наиболее знаменитая АГАДА – это Пасхальная Агада, которая в ближайшую неделю станет центром внимания еврейских семей и общин в рамках празднования Песаха.
=-=-=-=-=-=
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРАКТИКИ
В рамках трансформационной работы – можно найти в своем теле – зоны внутреннего отчуждения. Работая с этими зонами, согласно разработанным методикам – можно совершить глубинную трансформацию.
МОШИАХАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
Для выработки правильного направления будет полезно обратить внимание и освоить «мифологический» жанр Мошиахального будущего.
В иудаизме этот жанр присутствует, но требует развития и в рамках этого жанра -
автор текста статьи: рав Меир Брук (США)
Тэги:
брук,
дискуссии,
евреи,
израиль,
иудаизм,
меир,
мифология
НЬЮ-ЕГИПЕТ – или "РАССКАЖИ СЫНУ СВОЕМУ-2"
2015-03-22 22:56:40
Автор текста: равM. Bruk,
22.03.2015 14:11
Наше поколение имеет уникальную ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: равM. Bruk,
22.03.2015 14:11
Наше поколение имеет уникальную особенность по отношению к другим поколениям жившим в прошлом.
Когда мы читаем в Торе историю выхода из Египта, то в тексте Торы дается специальная заповедь еврею «Расскажи сыну своему» о рабстве в Египте и выходе из него.
У этой заповеди есть несколько вариантов исполнения.
Когда Моше обращался к поколению Исхода, которые сами пережили и жизнь в Египте и выход и него, то понятно, что речь идет о личном опыте, который пережили эти евреи в двух «измерениях» - рабском и свободном и о том, что эти евреи-очевидцы могут передать свой ЛИЧНЫЙ опыт своим детям как говорится «от первого лица».
В дальнейшем, эта заповедь продолжала выполняться, но уже в исторической перспективе. Более поздние поколения евреев узнавали о рабстве в Египте не из личного опыта, а из книг и рассказов своих родителей и повеление «расскажи сыну своему» выполнялось как исторический сюжет.
И вот прошло более трех тысяч лет и евреи оказались снова в неком подобии Египта, который назывался Советский Союз.
И наше поколение на личном опыте пережило новый исход из «нового Египта» и именно в нашем поколении возобновилась возможность «рассказать сыну своему» от «первого лица», то есть о нашем личном опыте жизни в современном «Египте» и выходе из него.
Конечно тут нет стопроцентного равенства между древним Египтом и Советским Союзом. У нас в Союзе были свои радости и свои достоинства, которые мы не должны игнорировать и обесценивать.
Но тем не менее – именно наше поколение имеет наиболее ценный по значимости опыт пребывания в «мета-Египте» и именно мы можем поделиться со своими детьми, выросшими вне «Совка» нашей историей несвободы и свободы.
Большие мудрецы современности делают из этого факта важные выводы, говоря, что наше поколение бывшесоветских евреев имеет какую-то особую роль и миссию в истории.
И в том числе сидя на Пасхальном Седере мы можем ощутить и выразить это личное переживание прошлого и настоящего, которое нам очень важно также передать нашим детям.
Кстати, наши дети – это уже совсем другие евреи чем мы, со своими плюсами и минусами. Но они также являются особым поколением, так как они являются теми детьми, которые могут услышать о личном опыте «рабства» от своих родителей (то есть от нас), а не только из книжек по истории и традиции.
Есть такое выражение «почувствуйте разницу». В данном случае на нас лежит заповедь научиться чувствовать ГЛУБИННУЮ разницу между несвободой и свободой.
И для этого нам особенно важно понять глубинные аспекты несвободы в которой мы находились.
Во-многом совковый галут имел идеологическую природу.
То есть нас удерживали в «стенах» не только «железный занавес», но и специально сформулированная идеологическая система, которая работала как «мягкое» и «незаметное» рабство.
Это называется система установок и убеждений. Они как бы «мягко» встраиваются в нашу картину мира и создают ментальные и психологические «стенки», удерживающие нас внутри ограниченного мира.
Так нам выстроили психологический «железный занавес» перед входом в синагогу, чтобы мы «даже не подумали» ступить в нее.
Ментальным «железным занавесом» от нас отгородили идею Вс-вышнего, заменив Его на «политику партии».
Нам внушали, что мы «самые лучшие», избавив от критичности мышления.
СВОБОДА ДЛЯ ВСЕХ
Отметим, что если евреи выезжали из Совка-Египта, то во время так называемой перестройки – уже все жители Совка получили возможность пройти опыт от несвободы к свободе, не выезжая из дома....
НОВЕЙШИЙ ОПЫТ
Мощным инструментом «загоняния в рабство» была система медиа, так как нас приучили доверять газетам и телевизору, которые работали на программу создания ментально-психологического «замкнутого» мира.
За последний год – Вс-вышний продемонстрировал нашему поколению мощный урок того, как легко можно восстановить «виртуальные» стенки подобного рабства. Российская система на наших глазах отстроила многие механизмы ментального порабощения.
У нас есть две задачи. Во-первых, не заразиться российскими происками и не попасться в «сети» рабства (не попасть «назад в СССР»).
И, во-вторых, научиться понимать – насколько наше сознание и подсознание обладает не только возможностями пути к свободе, но и опасностями «отката» назад в рабство.
То есть мы как поколение вышедшее из «совковой несвободы» имеем для себя уже два урока, испытанных на своем опыте – урок выхода из совка и урок наблюдения со стороны за «реставрацией» ментального нью-совка.
И пусть это выведет нас на еще большую и более осознанную свободу.
Тэги:
брук,
меир,
нью-египет,
песах,
свобода,
седер
13 число, страшная страница
2015-03-20 22:18:57
магазин подарков Oddo на любой вкус. Заходите Ваши близкие будут приятно удивлены
Автор: M. Bruk ...
+ развернуть текст сохранённая копия
магазин подарков Oddo на любой вкус. Заходите Ваши близкие будут приятно удивлены
Автор: M. Bruk
12.01.2005 17:00
Врага надо знать в лицо :)
Популярное слово - частое применение само по себе не делает более знакомым глубинный смысл.
А предрассудки прилипают и не хотят "отлипать" добровольно.
Два коварных слова - гуляющие по культурам пришли, естественно, из иврита.
1. Сатан (в народе сатана).
Корень - син-тет-нун
перевод: замедляющий,задерживающий - мешающий - обвиняющий - преследующий
("умный" словарь рава Гирша)
Изящно-глубинная словесность (из книги Лемельмана Иврит: от буквы - к корню).
корень: син-тет - набрасывать покров сверху, приводя к потере видимости и схождению с пути,
сбивать с пути
(Мысль ассоциативная - может русское слово сеть, которую набрасывают - оттуда же)
сатан - в современном иврите - враг, противник; глагол враждовать, противодействовать
Комментарий: в нашей традиции не существует независимых от Вс-вышнего сил, т.е. сил не две, а одна.
При этом сатан работает на "Шефа".
Притча: король решил проверить моральный облик принца и подослал к нему даму легкого поведения.
Вопрос: дама - вредитель, ответ: дама - "испытатель".
Если искусился, то сатан работает прокурором, предъявляя обвинение.
Если не искусился (см. в частности истории про Авраама), то прошел испытание...
2. Ашмодай (в греческом переводе Асмодей - отсутствующее у гревов "ш" перешло в "с").
Корень шин-мем-далет.
Тут все просто: смысл корня - уничтожать.
Изящно-глубинная словесность (из книги Лемельмана Иврит: от буквы - к корню).
шин-мем (шем - имя) суть чего-то. мем-далет - сдавить со всех сторон
Тэги:
oddo,
брук,
киев,
магазин,
меир,
подарков
Свобода и ее проявления
2015-03-19 21:01:03
... текста: рав Меир
БрукМы ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Меир Брук
Мы плавно переходим от Пурима к Песаху. Это означает, что наступает время освежить и углубить наше понимание еврейских смыслов, принесенных праздником Песах.СвободаГлавным термином Песаха является концепция свободы. Очень важно осознать, что свобода имеет огромное количество разновидностей. И цивилизация постепенно раскрывает все новые аспекты свободы.
Дело в том, что очень часто человек привыкает (или приучается) жить в определенных условиях. И эти условия у него уже автоматически считаются естественными. Человек даже не догадывается, что он лишен какой-то возможности.
На языке каббалы это называется «двойное сокрытие». То есть мы не просто несвободны (не имеем доступа к чему-то), но мы не знаем о том, что несвободны (и это второй эшелон сокрытия). Часто это незнание является защитной реакцией (типа амнезии или забывчивости), чтобы уйти от душевной травмы. И человек даже агрессивно защищает свое право не знать, что у него есть возможность и доступ к чему-то важному.
Иногда это полезно — не напрягаться по поводу отсутствия, но иногда это становится баррикадой на пути к светлому будущему.
Так, в классическом сюжете Торы евреи, находясь в египетском рабстве, почти потеряли стремление к выходу из него. И понадобился «внешний наблюдатель», а точнее лидер со стороны — в лице Моше Рабейну, который привнес евреям идею о том, что пора освобождаться от рабства.
Рабство бывает политическим, но бывают и более тонкие формы рабства.
МедиарабствоСейчас цивилизация познакомилась с весьма коварной формой рабства. Это рабство, навязанное медиа. Этот сюжет разворачивается в России.
Властная верхушка России разработала очень нетривиальный сценарий, благодаря которому значительное большинство россиян поверили в некую схему, выстроенную на манипуляциях. И при этом с человеком, попавшимся на крючок такой медиаманипуляции, очень тяжело говорить за рамками его модели восприятия реальности.
Это настолько продуманная схема, которую вложили в умы россиян, что эта схема успешно защищается от любых других картин мира, которые обитают вне границ России.
В принципе, пропагандистские порабощатели не новинка. Но в XXI веке им на помощь пришли современные средства медиа, которые вооружили власти суперэффективным оружием по обработке массового сознания.
Уроки медиарабстваИрония судьбы заключается в том, что российский медиаудар пришелся также на тех уважаемых мной евреев, которые в годы Совка геройски вырвались из совкового рабства и сейчас живут в странах Запада, но по привычке глядящие в телеящик с российскими каналами. Эти уважаемые евреи становятся жертвами и рабами современного медиапорабощающего проекта.
При этом российский проект в целом рассчитан на местного российского обывателя, которого важно вогнать в замкнутую модель. Но получается, что живущие в свободных странах добропорядочные граждане попадаются в порабощающие ловушки, им не предназначенные.
Еврейский урокЧто можно выучить из этой ситуации?
Еврейский религиозный мир изначально очень плохо относится к телевизору в доме. И если раньше еврейские предупреждения были не столь понятны, то сейчас отсутствие телеящика в доме воспринимается как гениальное прозрение еврейской мудрости, которое заранее предупреждало об опасности телезомбирования (в том числе).
Также нужно сделать более зрелой политику Запада, который зациклился на идеях свободы слова. Запад уже второй раз рискует наступить на грабли.
Сначала Запад из-за своей политкорректности дал распоясаться исламским радикалам, которые в Европе чувствуют возможность развернуться из-за боязни либералов «обидеть обиженных». А теперь Запад, увлекшись устаревшей доктриной свободы слова, впускает на свои просторы тех, кто умеет из слова сделать оружие массового поражения.
Ну что же, пора взрослеть — и от концепции свободы как вседозволенности переходить к понятию ответственности. Мир — штука хрупкая, и, чтобы обезопасить мир от злоупотреблений, необходимо быть бдительными, но не злоупотреблять ни одной из крайностей.
По мере приближения к Песаху мы будем стараться находить все больше новейших реалий, которые будут резонировать с идеями Песаха. Это сделает нашу жизнь осознанной и безопасной и выведет нас из максимального количества порабощающих форм бытия и сознания на просторы лучшей жизни.
Тэги: брук, меир, песах, свобода