2016-11-05 22:40:03
Как Тору (Библию) оживить и применить - а также где в Торе есть Д.Трамп. Услышите неожиданный сюжет ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Как Тору (Библию) оживить и применить - а также где в Торе есть Д.Трамп. Услышите неожиданный сюжет/
2016-11-01 17:19:18
Автор: M. Bruk 01.11.2016 06:25 + развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk 01.11.2016 06:25
Мы строим сукку (ритуальный еврейский шалаш) и проводим в нем неделю праздника Суккот. После этого разбираем ее, и если она многоразовая, то прячем до следующего года.
В этом году, сидя в сукке в последний день праздника, я понял и прочувствовал важную вещь: на время праздника в сукке образуется особая атмосфера некоего присутствия. На высшем духовном языке можно сказать, что в сукке формируется Б-жественное присутствие (на иврите — Шхина). Это сложный концепт, но пока мы его примем в «первом чтении». После праздника Шхина как бы уходит из сукки, которая превращается просто во временное помещение, которое мы разбираем. Эта ситуация вызвала во мне несколько важных аналогий и идей.
Прежде всего, это напомнило мне ситуацию с разрушением Иерусалимского Храма. Сказано, что, когда враги разрушали Храм, в нем уже не было Б-жественного присутствия. Оно как бы ушло, и остались только пустые стены, которые разрушили враги. У меня возникло следующее размышление. Можно просто сказать, что Шхина ушла из стен сукки, но можно представить, что Шхина перешла из сукки в какое-то другое важное для нас место. Иными словами — на время Суккота происходит как бы выращивание Шхины внутри сукки, а потом мы Шхину как бы можем пересадить из сукки в другое место. Есть полезная аналогия — высаживание маленьких ростков в теплице. Эти ростки в тепличных условиях вырастают и крепнут, а потом их пересаживают из теплицы в большой мир, где они продолжают расти и радовать нас. Можно перенести эту аналогию в нашу сукку. Особая атмосфера отношений между нами и Б-гом была в сукке, а теперь она переходит в другие места. Это также напоминает описание разрушения Храма и уход евреев в диаспору. Сказано, что Шхина покинула Храм (еще перед его разрушением), а также что Шхина перешла в диаспору вместе с евреями.
Вернемся к нашей жизни. Шхина из сукки может быть как бы переселена в важные места, в которых мы проводим «качественное время» (quality time). Такое место — это наш дом. В Суккот мы выходим из дома в сукку, чтобы в ней, как в теплице, вырастить особое состояние отношений с Б-гом. И после Суккота это состояние, подобно подросшему в теплице ростку, мы пересаживаем в свой дом, в который возвращаемся с новым «достоянием» в виде аналога Шхины. Как это понять? Мы должны осознать, что после Суккота мы не просто возвратились в наш дом, а наш дом приобрел новый, более высокий статус, в нашем доме появился новый уровень Б-жественного присутствия. Если мы будем так рассматривать наш дом после Суккота, то по-настоящему ощутим эту трансформацию и приобретем новый уровень бытия в своем доме. Также мы можем рассмотреть эту аналогию по отношению к синагоге, в которую приходим, как в свой духовный дом. Синагога тоже приобретает для нас этот новый уровень Шхины.
А что делать тем, у кого не было в праздник своей сукки? Многие в этом случае ходили в гости к другим. В этом случае хозяева сукки не против поделиться Шхиной, и мы будем очень рады, если все, кто приходили в нашу сукку, тоже принесли как бы кусочек Шхины из нашей сукки к себе домой. Духовная Шхина может «отпочковываться» от главного места и быть «пересажена» к тем, кто заходил в сукку. Шхина от этого увеличивается: чем больше гостей побывало в нашей сукке, тем сильнее Шхина.
Итак, добро пожаловать в наш дом, в который из сукки перешло Б-жественное присутствие и благословение.
Мы снова подошли к важному рубежу — празднику Симхат Тора. В этот день все евреи, которые синхронно изучают недельные главы Торы, очередной раз заканчивают последнюю главу — «Зот а-браха» и сразу же заходят на следующий круг, начиная читать первую главу Торы — «Берешит».
Этот процесс всенародной синхронизации уникален. Я не знаю других народов или групп, которые бы имели такой же механизм синхронизации — через изучение глубинных текстов. Но в целом цивилизация подает признаки взросления. Если вспомнить эпоху Раннего Средневековья, то в то время простым христианам было запрещено иметь дома текст Библии. Ее могли читать и разъяснять только священники, которые обучались этому искусству. Остальные слушали проповеди, а также рассматривали иллюстрации к библейским историям в виде фресок и мозаик на стенах церквей. Протестанты совершили важную революцию, переведя Библию на доступные языки и сделав ее настольной книгой. Но в христианстве не было столь развито искусство интерпретации текстов, как у евреев. Интересно, что искусство глубинной интерпретации получило развитие в светском мире в XIX и особенно в XX веках. Этот жанр приобрел системный и научный подход. Кроме того, анализ текстов может быть и искусством, или искусствоведением, когда находка нового смысла в тексте является проявлением таланта исследователя и его умения соединять в уме разные идеи и находить параллели и ассоциации. В каком-то смысле можно сказать, что человечество постепенно дорастает до более взрослого умения работы с глубинными текстами. Отметим, что этот жанр работы с текстами не является массовым в обычном мире. Его можно назвать элитным. Но евреи уже много веков приучаются к работе с текстами и поэтому могут считаться элитой мира — в том смысле, что они владеют этим элитным сплавом науки и искусства в работе с текстами. Интересно, что в русскоязычном интеллектуальном пространстве сейчас происходит новый всплеск интереса к «текстоведению». Стоит обратить внимание на контекст. Политические процессы в России перемещают сознание большинства в направлении примитивизации сознания. Но можно высказать важную гипотезу. Видимо, существует закон самосохранения интеллектуального потенциала народа. Если некие силы тянут народ в примитивизацию мышления, то в элитной части народа активизируется стремление к более зрелому развитию сознания. Многие мои друзья, живущие в России, обращают внимание на процесс «умудрения» интеллектуальных элит, которые создают новые и важные теории и модели познания мира. Работает механизм «головы» и «хвоста». «Хвост» растет количественно (с помощью психообработки масс), а «голова» растет качественно (с помощью интеллектуальных усилий). Кроме того, современные коммуникационные технологии позволяют более легко и эффективно обмениваться находками и различным опытом работы. Еще один ценный фактор — умение задавать вопросы к тексту. И здесь классическое еврейское образование помогает развить эту черту. Кстати, вопросы могут помочь развернуть анализ текста в новую и неожиданную сторону, раскрыв «сокровища» смыслов, подобно месторождению, найденному геологами. Согласно нашему календарю мы снова входим в процесс изучения начальных глав Торы. Существует загадочный механизм настройки жизни на смысловые процессы, заложенные в Торе. Если мы погрузимся в ее изучение, то будем меньше зависеть от политических и экономических процессов и больше получать от Всевышнего благословений на процветание, мудрость и взросление.