+ развернуть текст сохранённая копия
автор тексат: рав Меир Брук, США
На днях в прокат выходит первая часть нового фильма «Евреи в России», созданного Леонидом Парфеновым при поддержке еврейского фонда «Генезис». Это уже второй столь важный проеврейский медиапроект на русском языке в этом году после телесериала Познера и Урганта про Израиль. Мы не будем обсуждать качество этих фильмов, а рассмотрим очень важный феномен.(Кадр из фильма Леонида Парфенова «Евреи в России»)
Так получилось, что в русскоязычном пространстве слова «еврей» и «Израиль» обладали очень «придавленным» статусом. На них было наложено негласное табу. Причем не только официальными властями. Сам народ — как нееврейский, так и еврейский — ощущал огромный дискомфорт даже от простого произнесения этих слов. В результате такой ущербности возник подспудный феномен, что слова «еврей» и «Израиль» имели право на существование только в негативном контексте — как агрессор и ущемитель прав палестинцев, как сионистский заговорщик, как козел отпущения и прочие мутные темы. То есть эти слова были почти ругательными.
Это не было до конца осознанным, но это негласное правило довлело над психикой не только русскоязычной публики, но и, к сожалению, в Европе. Это выглядит как родовая травма западного (христианского) мира по отношению к породившему христианство иудаизму — не изжитая до сих пор. И фильмы Познера про Израиль и Парфенова про русских евреев являются историческим фактором прорывающим эту блокаду.
Любопытно, что параллельно с этим украинский еврей с вполне характерной фамилией Гройсман (в переводе — большой человек) в эти дни перемещается с третьей позиции спикера Верховной Рады на вторую позицию премьер-министра Украины. Отрадно отметить, что этот факт не вызывает в массмедиа никаких нездоровых спекуляций.
Вернемся к кино. Леонид Парфенов в фильме показывает, как великие еврейские творцы — Левитан, Рубинштейн и многие другие — одаряли русскую культуру глубинным светом. Феномен еврейского глубинного света, движущего прогресс в науке, в культуре и в других сферах, является загадкой и скрытым двигателем мироздания.
Выскажем гипотезу, что распечатывание этого еврейского потенциала включает в себя разблокирование внутренних барьеров, чему способствуют и упомянутые фильмы, и перемещения фигуры Гройсмана.
Претензия евреев на уникальность упирается в пресловутую политкорректность, что требует аккуратности. Но, с другой стороны, разрастающийся кризис должен вынудить властные структуры стремиться конструктивно использовать еврейский потенциал для нахождения новых ресурсов, преодолевающих кризис.
Кстати, тема блокирования и разблокирования в нынешнее время входит в новые измерения. Возникла модная тема «баббл» («пузырь»), которая описывает сознание человека, зажатого в избранные каналы информации. Например, тот, кто смотрит только русское телевидение, оказывается в подобной ситуации. В социальных сетях человек обычно окружает себя избранными друзьями, которые также обладают избирательностью восприятия информации.
И здесь важна свобода выбора. Если Вам навязывают ограничения, то это можно назвать «железным занавесом». Но, с другой стороны, мы сами должны выстраивать правильную информационную область. Например, еврейский подход говорит, что мы должны стремиться отгородиться от «лашон а-ра» — злоязычия.
Мы как евреи должны стараться наполнять свой мир позитивной информацией о еврейских ценностях. Это возвышает наши души и помогает нам выполнять свое еврейское предназначение.
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир
Каганат на смену халифату
2016-04-08 11:17:31
Оригинал взят у
+ развернуть текст сохранённая копия
Оригинал взят у
meirbruk в Каганат на смену халифату
(черновик)
Сейчас я решил написать то, что можно посчитать утопией. Но при этом многие здравые люди видят это как идеальное решение одной из самых горячих проблем сегодняшнего мира.
И хотя ... если мы обозначим такой вариант – появляется шанс, что у этого подхода найдется все больше сторонников.
Вариант этот – альянс между Израилем и Арабским мусульманским миром.
Меня все время удивляло, зачем Вс-вышний сделал так, чтобы новый Израиль появился и существует в тотальном окружении мусульманских стран.
При этом все соседи Израиля в той или иной степени проявляют антиизраильские настроения.
Эту схему лучше всего охарактеризовать метафорой «кость в горле».
Не только арабы так ощущают ситуацию. Европейцам она видится подобным образом.
А теперь попытаемся собрать вместе продуктивные аспекты ситуации.
ПРЕЦЕДЕНТЫ
(а) Когда католическая Испания изгнала своих евреев, подавляющее большинство их было с удовольствием принято именно мусульманскими странами. Их потомки - «сефардские» евреи.
Султан Турции прямо заявил, что он будет рад принять в своей стране евреев как замечательный созидательный элемент.
(б) В прошлые времена арабский мир объективно осознавал то, что среди арабов есть острый дефицит интеллектуальной элиты и поэтому арабы почти всегда приглашали и использовали элиту из других стран.
(в) около 1000 лет назад арабы перевели с греческого языка труды ведущих философов и это дало толчок в арабской науке и культуре. Мы видим, что арабы не стеснялись заимствовать лучшее.
(г) самый интересный прецедент – Хазарский каганат. В этом государстве была еврейская и проеврейская элита и рядовое население, которое сохраняло свои обычаи. Такая комбинация еврейского и местного позволила каганату быть ведущей силой в регионе в течение нескольких веков.
(д) до Второй мировой войны сефардские евреи наполняли страны арабского мира и нормально сосуществовали с местным населением.
Вражда арабов к евреям была насаждена искусственным путем в интересах узкого круга политиканов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Есть в психологии такое понятие «комплекс неполноценности». Когда менее развитый субъект находится в окружении более развитых он чувствует себя очень неуверенно. И здесь часто возникает механизм КОМПЕНСАЦИИ: «Лучшая защита – нападение».
Арабский мир действует сейчас именно по этой схеме – чувствуя себя слабее европейцев, он ищет пути самоутверждения, досаждая Европе (например с помощью терактов), чтобы КОМПЕНСИРОВАТЬ свой комплекс неполноценности.
Но этого комплекса почти не было у арабских стран тогда когда среди них жили евреи.
По видимому в прошлом в том числе присутствие евреев среди арабов компенсировало этот комплекс слабости.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Сейчас начинаются подвижки в нужном направлении.
Египет имеет общий интерес с Израилем против туннелекопателей из Газы.
Но главным фактором может стать радикальный ИГИЛ, боясь которого могут найти общий язык с Израилем умеренные страны типа Саудовской Аравии или Эмиратов.
Также с Израилем дружат курды.
Пока это выглядит маргинально, но «лиха беда начало».
Израиль должен поменять программу отношений с арабами, заменив модель «кость в горле» на модель «мозговой и технологический центр».
При этом сефардские евреи могут стать мостиком-посредником.
В развитии этой модели может помочь Запад, который должен перестать потакать арабам, рисуя Израиль в роли агрессора.
Если вместо этого Запад с помощью своей медиа изобразит «Новый Ближний Восток» в котором Израиль помогает ПОДШЕФНЫМ арабам, то этот процесс «пойдет».
Лучшим способом может стать передача из Европы финансовой поддержки палестинцам через Израиль, чтобы Израиль контролировал распределение и блокировал канал в случае терактов со стороны палестинцев.
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ
2016-03-24 09:36:39
Оригинал взят у
+ развернуть текст сохранённая копия
Оригинал взят у
meirbruk в УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ
Сегодня мы сформулируем весьма революционную идею у которой мы увидим интересные прецеденты в истории и перспективы в развитии.
Суть идеи в следующем.
В еврейской традиции есть ряд праздников. В классическом варианте они считаются сугубо еврейскими.
Но – мы хотим рассмотреть вариант вынесения идей, стоящих за этими праздниками – в универсальный контекст, сделать их общемировым достоянием.
=-=-=-=-=
Чтобы это предложение не казалось экзотическим, мы хотим обратить внимание на важный исторический прецедент.
Одним из первых общемировых достояний, пришедшим из еврейского мира – был концепт Шаббата, ставшего субботой.
Уделим этому феномену внимание.
В древнем мире не было идеи еженедельных выходных, только отдельные языческие праздники.
Идея Шаббата, которая является краеугольным камнем иудаизма – в результате развития цивилизации
укоренилась в мире.
Более того, во многих языках она сохранила еврейское название.
Слово суббота – это и есть шаббат, просто в греческом языке не было буквы Ш и ее заменили на близкую к ней букву С.
=-=-=-=
Смысловое наполнение Шаббата и Субботы – уже различается.
Но здесь есть пространство для творчества, о котором мы поговорим чуть позже.
=-=-=-=
Наше предложение – проанализировать ключевые еврейские праздники и привнести идеи из этих праздников – в универсальный контекст.
=-=-=-=-
У евреев можно выделить восемь ключевых праздников – Песах, Шавуот, Суккот; Рош а-Шана, Йом Кипур; Ханука, Пурим; Ту би-Шват.
Песах, шавуот и Суккот - это в том числе идеи: СВОБОДЫ, МУДРОСТИ, РАДОСТИ.
Все три идеи – имеют универсальное значение и при этом много уровней глубины, от простых до мистических.
С остальными праздниками необходимо провести более «тонкий» анализ.
Рош а-Шана и Йом Кипур – называют Днями Трепета.
При этом – Рош а-Шана это День Суда – или в переводе на современный язык – САМООЦЕНКИ.
Йом Кипур – это День ОЧИЩЕНИЯ (или Искупления). Тема очищения также имеет универсальный смысл.
=-=-=-=
Ханука и Пурим – менее однозначные.
Но мы можем рассмотреть их в «первом чтении».
Ханука это в том числе борьба за отстаивание СВОИХ ценностей.
Для этого ценно определиться что это – СВОИ ценности, что мы отстаиваем, то есть САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Пурим – это в том числе переворачивание плохого в хорошее или ТРАНСФОРМАЦИЯ.
=-=-=-=
И наконец Ту би-Шват – это праздник ПРОДУКТИВНОСТИ или ПЛОДОВИТОСТИ, чей символ – плодовое дерево.
=-=-=-=
Соберем вместе 8 идей, стоящих за праздниками.
СВОБОДА
МУДРОСТЬ
РАДОСТЬ
САМООЦЕНКА
ОЧИЩЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ПРОДУКТИВНОСТЬ
=-=-=-=-
Каждый из праздников может иметь разные послания.
Рассмотрим в качестве опыта несколько идей из Шабата.
Самое простое – это выходной день, ВЫХОД из «гнета» рабочих будней.
Недавно стало модным делать субботу днем «gadget free», то есть дать себе отдохнуть от электронно-виртуальных приборов, чтобы вернуться в реальный мир.
Это может быть повод для торжественного застолья, для семейного сбора.
Красиво в Шабат зажигать свечи, создающие атмосферу.
Ну и, наконец для «продвинутых пользователей», можно подключить мистические аспекты.
=-=-=-=
Еще один ценный момент – все эти идеи было бы полезно осмыслять ежедневно, уделяя им хотя бы немного времени.
=-=-=-=
Еврейский календарь отличается от обычного светского, но зато он привязан к фазам Луны.
И мы можем приобщить человечество к Лунному циклу – через привязку праздников.
=-=-=-=
Эта информация полезна и самим евреям, которые могут увидеть доступную версию интерпретации своих праздников.
Тэги:
брук,
еврейские,
еврейский,
календарь,
меир,
праздники,
пурим
Украинские параллели Пурима
2016-03-22 17:06:20
Автор текста: M. Bruk
Еврейские праздники уникальным образом ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
Еврейские праздники уникальным образом совмещают множество разных смысловых слоев. Часто простой сюжет несет в себе мощные смыслы в каждой из деталей. Это простые ритуалы, которые может запомнить и ребенок, но и общемировые константы/инварианты, которые проявляются в критические периоды истории важных народов.
Ханука и Пурим содержат в себе мощное напряжение и противостояние силам, которые помогают нам сформироваться, если мы удостоились этого. Заметим, что далеко не все события еврейской истории имеют "хэппи энд" - часто евреям необходимо было пройти через разрушения и страдания. Но два события из нашей истории увековечены в праздники и даруют нам ключи к нашему росту.
В Хануку в жизнь евреев вторглась эллинская цивилизация. Она заставила, с одной стороны, крепче сплотиться вокруг своих ценностей. Но, с другой стороны, более «продвинутые» евреи почерпнули у греков много полезных подходов и это дало толчок к развитию еврейской цивилизации.
В Пурим евреи сами были в рассеянии и рисковали потеряться среди других народов. И тут в картину вмешивается жестокий оппонент, который ставит народ перед выбором. Мне кажется важным выделить два фактора этой истории:
1) Появление жестокого оппонента привело к тому, что народ трансформировался из вялого и пассивного в народ воинов и победителей.
2) Главная героиня истории – Эстер – сыграла ключевую роль не из-за противостояния Аману, а с помощью выстраивания своего взаимодействия с Царем.
Эти два смысловых слоя дают нам чрезвычайно важный ключ к успеху. Для народа было важно выйти на «тропу войны», проявить мужество и победить врагов. Но для духовного лидерства важно было сфокусироваться на отношениях с Царем.
Каббала говорит, что для духовного лидерства важно было сфокусироваться на отношениях с Высшими силами. Духовная элита народа должна в случае конфликта подняться на более высокий уровень глубинных отношений с Творцом Мира. Именно в этом залог успеха и взросления народа.
НОВЕЙШИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Очень поучительно увидеть эти две линии развития в новейшей истории Украины. Главный злодей Пуримской истории - Аман - очень похож по сюжету на российского лидера Путина, который ведет себя по отношению к Украине так же, как Аман вел себя по отношению к евреям.
И мы видим две линии, по которым развивается сюжет.
Народный уровень зрелости украинцев во многом формируется благодаря противостоянию Путину и его системе. Евреи, сражавшиеся с амановскими соратниками, выросли в силе и самоуважении. Украинцы, воюющие с пророссийскими силами, становятся активными и целеустремленными.
Но важен и другой пласт.
Духовная элита Украины сейчас начинает выстраивать более зрелую и мудрую линию развития. Именно в этом направлении Украина должна преуспеть.
Народ Украины формируется через создание «антиамановских сил», а элита Украины начинает работать в рамках «программы царицы Эстер».
Очень важно на духовном уровне понять, что нельзя позволить себе «заразиться» ментальными происками амано-путинских сил. Эти происки пытаются сбить Украину со своего созидательного пути.
Так же как Эстер шла напрямую к Царю, не «пачкаясь» Аманом, Украина должна идти по своему пути, не сходя с него. Украина должна выстроить свой чистый и благородный путь к свету.
Я хочу от имени нашего проекта «Свет Авраама» поздравить евреев с праздником Пурим, а Украине пожелать достичь большей зрелости, научиться черпать мудрость от евреев и преуспеть на своем пути в мировой истории.
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир,
пурим,
украина
СВОБОДА И - Наброски – по поводу ВИРа и его идей....
2016-03-18 22:07:04
Оригинал взят у
+ развернуть текст сохранённая копия
Оригинал взят у
meirbruk в СВОБОДА И - Наброски – по поводу ВИРа и его идей....
Жизнь меня свела с интереснейшим человеком – мыслителем и педагогом – Владиславом Ивановичем Редюхиным (ВИР).
Он – автор интересных идей, которые выглядят очень впечатляюще, но весьма непросто понять – что делать с его разноцветными схемами....
=-=-=-=-=
Часть моего опыта – состоит в том, что мне иногда удается найти правильный (или продуктивный) контекст – для неожиданных и непривычных идей.
=-=-=-=-=
Чтобы найти правильный подход – приходится думать и искать применение...
Сегодня мне показалось, что удалось найти одни из ценных вариантов – для схемотехник ВИРа.
=-=-=-==
Одна из ключеавых схем ВИРа – это схема многоальтернативного выбора.
В частности – выделяются 5-7-8 схем и потом их привязывают к пальцам руки (и также к другим частям ладони...)
=-=-=-=-=
Мне пришла идея – что эта схема может помочь освоить другую ключевую идею – свободы выбора.
=-=-=-=-=
Одним из самых жестких сценариев жизненных вызовов являются программы, которые навязывают нам – загоняя в программы.......
=-=-=-=-=
Самореализация проходит через интереснейшие вызовы...
Вообще – можно было бы сказать, что идеалом в жанре свободы является абсолютное отсутствие вообще всяких схем.
Как в чистом поле – где вьюга замела дороги – и иди куда хочешь...
Но... мудрость подсказывает, что с этой картиной что-то не так.
=-=-=-=-=
Нужны перекрестки – с «придорожным камнем «налево пойдешь... направо пойдешь...»...
=-=-=-=-=
И наиосмысленнейшим жанром – становятся перекрестки с разной «арностью» а также «адностью».... которые дают разные варианты выбора...
=-=-=-=-=
И здесь необходимы схемы – выбора перекрестков....
=-=-=-=-=
Модель ВИРа – возможно не является единственной наилучшей – но здесь наверное нет единственности...
Наоборот, тема должна открываться, но не закрываться...
И глядя на схемы от ВИРа – наверное по его следам могут пойти следующие гении и созидатели...
Но... само осознание – наличия схем – позволяет В ТОМ ЧИСЛЕ – отслеживать (отстреливать) ситуации – в которых нас загоняет «ущербный» выбор – и умение – взлететь на следующий этаж – где возникает «это сладкое слово» свобода – которое раскрывает нам иную дорогу – дорогу, которая нам открывается..... Куда? Это следующий вопрос...
Но – это реальный механизм – и его важно тренировать...
Как? Один из способов – это мониторение ситуаций – на предмет обнаружения – чего? Ситуаций, в которых нас пытается захватить нечто – вызывающее недовольство....
Список недовольственных вызовов – может быть также безразмерный – и наверное бесполезно (а может и нет) – пытаться их пеерчислять...
=-=-=-=-=
Но – «сладкий миг свободы», когда – выходишь из-под схемы (загоняющей) в схему – развидняющую... это здорово!
=-=-=-=-=
Меня в последнее время – одолевают различные поводы – для недовольственных аспектов...
И мне показалось, что я ощутил – этот «волшебгый миг» - когда сначала выходишь – из-под зажимающей схемы – но потом – вплываешь – в схему в которой есть выход – или выходы...
И это здорово!...
(пока ставим на паузу)...
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...