art ma-zaika | Шедевры из бумагИ |
В этом году впервые в Саратове организовали фестиваль оригами в рамках японского фестиваля кино. В нем принял участие директор московского клуба оригами Роман Свиридов, который занимается искусством изготовления фигурок из бумаги с далекого 1980 года. С тех пор ему удалось принять участие во множестве разнообразных проектов и на сегодняшний день он с радостью делится теми секретами, которые удалось приобрести на протяжении этих лет.
Оригами развивает образное мышление и чувство прекрасного. Изначально оно доступнее, чем музыка или изобразительное искусство, т.е. буквально сложив несколько фигурок показанных учителем и в дальнейшем можно заниматься по книгам и видеоурокам размещенных на интернет-ресурсах. Много всяких интересных фигур появляются в последнее время, потому что последние несколько десятков лет во всем мире активно развивается это искусство в разной степени: простые фигуры, движущиеся, модульные, супер сложные. Обучение - это в первую очередь чувство прекрасного, понимание того, как появляется форма из простого материала. С другой стороны это труд, требуемый усидчивости, развивающий на бытовом уровне мелкую моторику и для практических целей это прекрасно. Чтобы человеку гармонично жить, ему нужно владеть своими руками, а современный компьютер при всех своих достоинствах отучает от сложной моторики. Все ограничивается тем, чтобы наживать на кнопочку и в лучшем случае какие-то быстрые наборы по клавиатуре. Как раз оригами и выступает некой альтернативой компьютерным играм. Те кто осваивает оригами может не обладать какими-то особыми способностями. Если желание появляется, то люди способны на многое. Есть люди и без рук, которые ногами складывают удивительные фигуры.
Как в свое время говорил Микеланджело: "Рисуют не руками, рисуют головой". Для того чтобы что-то сделать даже руками нужно видеть цель, представить как предмет будет окончательно выглядеть и знать конструктивную составляющую, технологию складывания и знать приемы и хитрости, которые вырабатываются в процессе практической работы.
Иногда бывают заказы что нужны несколько сот тысяч фигур для оформления и это сделать бывает не всегда просто. Люди часто делают несколько фигур и их терпение ломается. Как и в любом искусстве требуется неуемная усидчивость, терпение и именно тогда будут результаты.
Роман рассказал, что в Японии есть ассоциация оригами и там еще в 80-ом году был сделан учебник оригами. Если освоить все основные фигуры, которых насчитывается 50, то можно освоить все основные базовые формы и после этого даже получить свидетельство о том что человек может быть инструктором и учить других.
В любом случае начинать надо с простых традиционных фигур. Сложные конечно хочется, но многие люди ломались на том, что брались за сложные и не могли этого сделать.
"В начале освоения техники лучше выходить в интернет и в ютубе есть много уроков как складывать фигуры российских и зарубежных авторов. По книгам бывает часто сложно научить складыванию потому что нужно владеть навыками черчения. Не у всех хватает понимания, что нужно освоить условные обозначения и разобраться до конца, чтобы уйти глубоко в тему. Видеосъемка позволяет решить многие сложности и увидеть ход дела не в плоской проекции, а в объеме".
Обычно даже продвинутым оригамистам предлагают специализироваться на какой-то теме: цветы, модули, сложные фигуры.
Работы по оригами бывают самыми разными... И микроскопическими,и громадными... Время, затраченное на их создание занимает солидный промежуток времени. В любом случае фигура должна быть хорошо выполнена технически и материал должен быть подобран. Когда все в комплексе сделано хорошо, тогда и получается художественное произведение.
В клуб люди приходят с раннего возраста. Так одна из учениц и в трехлетнем возрасте сложила бумажного журавлика. Без предварительной подготовки лучше все же начинать занятия в 07-08 лет, когда у ребенка появились первые представления о пространственном мышлении и ребенок может усидеть не балуясь солидный промежуток времени.
Сам Роман Свиридов уже солидный промежуток времен занимается внедрением элементов оригами в упаковку и дизайн. Но не все проекты оказываются удачны не по вине мастера.
Роман говорит,что на сегодняшний день оригами интересуется достаточное число детей, но возникла нехорошая тенденция, что рукоделие люди любят больше, чем головоломки, а оригами соединяет в себе и то и другое. Когда возникают сложности дети быстро устают от умственных операций. Только у единиц хватает терпения сделать какие-то сложные вещи.
Элементарные вещи оригамист воспринял еще от своего деда когда ему было около 4 лет. Затем во время обучения в педагогическом институте в Москве на художественно графическом отделении был преподаватель Михаил Литвинов, который вдохновил Романа и был даже создан центр оригами.
В России оригами распространено, но зачастую мероприятия ему посвященные проводятся в рамках фестивалей, связанных с японской культурой, хотя на самом деле это более широкое понятие, распространенное по всему миру.
P/S На выставке были представлены в осноном работы Романа и несколько изделий, который выполнили его ученики.
В открытии фестиваля принял участие советник посольства Японии в России господин Ёсукэ Кусакабэ, который посетил Саратов впервые и в своем обращении признался, что проезжая по улицам понял, что город имеет богатую историю и является культурной столицей.
Фото: © Copyright ma-zaika.ru