2017-01-13 16:24:01
«3вулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном, а край его у Цидона.& ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«3вулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном, а край его у Цидона.» (Берейшит 49:13)
Комментирует Раши: «На морском побережье будет (расположена) его земля… Его всегда найдешь на берегу корабельном, в гавани, куда суда доставляют товары, ибо Звулун занимался торговлей и доставлял пропитание колену Иссахара, а они занимались Учением». Раши добавляет, что об этом «сотрудничестве» упоминает Моше в своём благословении (Дварим 33:18): «Радуйся, 3евулун, при выходе твоем, а ты, Иссахар, в шатрах твоих».
Из слов наших мудрецов в трактате Ктубот (111 б) видно, что основная вещь, в заслугу которой человек удостаивается Будущего Мира, — изучение Торы. Однако, говорят мудрецы, также и тот, кто сам не является знатоком Торы, но материально поддерживает изучающих Тору, чтобы дать им возможность полностью погрузиться в учение, удостаивается в заслугу этого Будущего Мира. Чья же награда будет больше – самого мудреца Торы или того, кто его поддерживает? С одной стороны, несомненно, именно того, кто изучает Тору, ведь он сам непосредственно занимается её изучением. И так сказали мудрецы (там же): «Все благополучие, о котором говорили пророки, относится только к награде, которой удостоится тот, кто поддерживает материально мудреца Торы, однако награда самого мудреца Торы будет настолько велика, что пророки не могли её видеть в своём пророчестве».
Тем не менее, в определённом аспекте есть приоритет в получении небесного благословения у того, кто поддерживает изучающего Тору, перед самим знатоком Торы. Виленский Гаон говорит, что это мы можем видеть из того, что Яаков и Моше упомянули Звулуна в своём благословении перед Иссахаром. Он пишет, что объяснение этому заключается в том, что Звулун является причиной, благодаря которой у Иссахара есть возможность изучать Тору, а без этой поддержки изучение было бы невозможно.
Подобный принцип мы выучиваем и из слов Талмуда в трактате Брахот (17 а). Там сказано, что основную награду женщины получат за то, что являются подспорьем своим мужьям в изучении Торы и посылают своих сыновей в место, где их обучают Б-жественному учению. Талмуд утверждает, что за эти поступки женщины могут рассчитывать удостоиться в Будущем Мире даже большей награды, нежели сами мужчины, изучающие Тору.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак« источник: www.imrey.org
2017-01-11 22:25:57
Недавно смотрел фильм про египетские пирамиды. Там утверждается, что такие грандиозные сооружения ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Недавно смотрел фильм про египетские пирамиды. Там утверждается, что такие грандиозные сооружения современное человечество при всём желании не смогло бы построить. Кто их построил? Может быть, инопланетяне? Что об этом говорит еврейская мудрость? Пирамиды – поразительная конструкция
Пирамида Хуфу
Египетские пирамиды — действительно поразительная конструкция, которую со всей современной технологией невозможно построить в наше время. Возьмём, к примеру, пирамиду фараона Хуфу. Её высота 147 метров, что равняется высоте 55-этажного дома. Она построена приблизительно из 230 миллионов камней. Каждый камень весит примерно две с половиной тонны (средний вес индийского слона). Отдельные камни достигают веса в 30 тонн! Египетские пирамиды были построены с удивительной точностью. Многие учёные утверждают, что, готовясь к строительству пирамид, египтяне делали астрономические расчёты, чтобы расположение пирамид соответствовало расположению планет. Дополнительные чудесные построения
Стена Плача
Но это не единственная древняя конструкция, которую со всей современной технологией невозможно воспроизвести. Возьмите, к примеру, Стену Плача, которая возвышается на десятки метров (как известно, часть Стены не видно — примерно 15 метров покрыты землёй) и построена из крупнейших камней в мире (один из них длиной в 16 метров!). Каким образом смогли древние люди принести сюда такие тяжёлые камни и водрузить их на такую огромную высоту? Мы видим, что и в других областях технологии у древних были преимущества над нами. Например, бальзамирование. Степень сохранности египетских мумий удивительна, — такое высокое качество бальзамирования остаётся недостижимым и в наши дни. Древние люди не были примитивны
Подобные факты явно опровергают утверждения о том, что древние люди были примитивны и не составляло большого труда их обмануть. Чудеса, показывающие всевластие Б-га, должны были произойти именно в такой развитой стране, как древний Египет, — чтобы невозможно было утверждать, что всё это обман, «тёмные люди сочли это чудесами». Откуда у них такие познания?
Откуда же у них были те знания, которых пока, со всем развитием науки, нет даже у нас? Инопланетяне
Возможность того, что эти знания были переданы египтянам инопланетной цивилизацией, пренебрежимо мала по двух причинам:
Вероятность существования таких цивилизаций с точки зрения иудаизма довольно невелика, см. «Признает ли иудаизм существование инопланетян?». Сами египтяне в различных папирусах не упоминают о контакте с такими цивилизациями.
Вероятно, ответ на этот вопрос следующий:
Древние люди были гораздо ближе к Адаму, который был одним из мудрейших людей во всей истории человечества и, несомненно, передал какие-то знания своим потомкам. Можно предположить, что множество своих знаний египтяне почерпнули из мудрости Адама. Йосеф – архитектор пирамид
Уместно также привести утверждение некоторых историков, что Имхотеп — первый архитектор пирамид — не кто иной, как библейский Йосеф. Мы видим большое сходство между историей Йосефа и тем, что египетская традиция сообщает об Имхотепе.
Пирамида Джосера в Саккаре
Эти историки предполагают, что ступенчатая пирамида в Саккаре была построена Йосефом. На её пьедестале было написано имя фараона Джосера и далее: «Имхотеп — хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца…». Существует также свидетельство о семилетнем голоде и семи годах изобилия во времена Джосера. Некоторые полагают, что сооружение в Саккаре — не усыпальница фараона, а громадное зернохранилище, находившееся в ведении Имхотепа — Йосефа. Существуют и другие «совпадения». Строители евреи
Вероятно также, что рабочие, которые строили эти пирамиды в последующие века, были евреями.
Если это так, неудивительно, что египтяне обладали различными удивительными знаниями, — они их позаимствовали у евреев, а евреи, несомненно, обладали обширными знаниями о законах природы, почерпнутыми из Торы.
Примеры чудесного знания еврейских мудрецов законов на нашем сайте в статьях, посвященных теме «Тора и наука». источник: www.imrey.org
«А я дал тебе долю одну сверх (того, что) братьям твоим, что взял я из рук эмори, моим мечом и луком моим.» (Берейшит 48:22).
Слова «своим мечом и луком моим» переводит Ункелос как «своей молитвой и своей просьбой». Объясняет рабейну Бехаей, что Яаков назвал свою молитву мечом, «поскольку молитва защищает человека подобно мечу в руках богатыря». Истинная сила наших праотцов была в их молитвах и добрых делах, и только благодаря им они побеждали.
Как мы видим, в переводе Ункелоса упоминаются два вида обращения к Творцу: лук и меч. Важно понять, в чём разница между этими двумя обращениями и почему молитва уподобляется мечу, а просьба — луку?
Объясняет рав Меир Симха а-Коэн (автор книг Ор Самеях и Мешех Хохма), что «молитва» — это постоянная молитва, типа молитвы «Шмонэ Эсре», а «просьба» — это личные просьбы, с которыми человек обращается к Создателю своими словами.
Постоянную молитву, пишет рав Меир Симха, мудрецы называют «мечом», поскольку, подобно мечу, сила которого находится в самом орудии и лезвие которого опасно само по себе, у постоянной молитвы есть «сила» дойти до Престола Творца, даже если человек не молился с особенно большим намерением (однако сосредоточенность во время молитвы является обязательным условием, в любом случае). Просьба же уподобляется луку, который сам по себе, без приложения большой силы лучника, не опасен. Также и у личных просьб нет силы дойти до Престола Творца, если они были сказаны без настоящего намерения.
Чтобы глубже понять это объяснение, приведём слова рава Хаима из Воложина в книге Руах Хаим (1:3). Он пишет, что для того, чтобы постановить порядок и текст молитвы «Шмоне Эсре», нужен был пророческий дар, поскольку в их буквы и слова были вложены огромные тайны так, чтобы каждая молитва подходила к любой ситуации и любому дню. Рав Хаим утверждает, что всё, что было до сих пор написано в объяснении тайн этой молитвы, не является даже каплей в море по сравнению с теми тайнами, которые были в неё вложены.
Эти слова помогут нам понять, почему молитва «Шмонэ Эсре» походит на меч: слова и буквы этой молитвы, даже сказанные с минимальным необходимым намерением, сами по себе имеют силу дойти до Творца и быть услышанными. У личных просьб же нет такого преимущества, поэтому они будут услышаны, только если будут сказаны с намерением, будут идти «из сердца».
Однако и у личных просьб есть определённое преимущество: они обычно являются «криком души», и поэтому походят на стрелу, пущенную из лука. Однако, если же их говорят без серьезного намерения, у них нет большой силы, и они походят на ненатянутый лук, который совершенно неопасен.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак« источник: http://www.imrey.org/
«Иссахар костлявый осёл… И увидел покой, что он хорош…, и подставил своё плечо терпеть…» Берейшит 49:14-15.
Колена Иссахар и Звулун сотрудничали между собой: колено Звулуна занималось торговлей и поддерживало колено Иссахара, а колено Иссахара, в свою очередь, полностью посвящало себя изучению Торы. Поскольку колено Иссахара приняло на себя бремя изучения Торы, Яаков назвал их образно «костлявым ослом», которого нагружают тяжёлым грузом.
Продолжение стиха «и увидел, покой, что он хорош…, и подставил своё плечо терпеть…» комментирует Алших следующим образом: Иссахар, увидев, насколько великую и хорошую награду получат изучающие Тору в будущем мире (который образно называется «покоем»), подставил своё плечо терпеть бремя Торы.
Тут мы видим важный принцип: изучающий Тору получит награду не за то, что он выучит в конце концов, а за сам процесс учёбы, за само старание понять её святые слова. И так сказано в мидраше Авот де-раби Натан: «Если ты трудился над изучением Торы много, то ты получишь большую награду». Как мы видим, награда будет за сам труд, за само старание.
Подобным образом комментирует великий праведник раби Йосеф Яавец слова Мишны в конце трактата Пиркей Авот «В соответствии со стараниями (имеются в виду усилия, которые еврей прилагает в изучении Торы и выполнении её заповедей), и награда». И так он пишет: «Тут Мишна обращается к сердцу изучающих Тору и сообщает им, что (они получат хорошую награду), даже если не преуспеют в постижении её мудрости…, при условии, что будут изучать её всеми силами».
И за это мы благодарим Творца в молитве, которую произносим после изучения Торы: «Благодарим мы Тебя… за то, что мы трудимся (над изучением Торы) и получаем (за это) награду, а другие трудятся и не получают (за это) награду». Спрашивает Хафец Хаим (в комментарии на Тору, начало главы Бехукотай): как понять слова этой молитвы, как можно сказать, что другие не получат награды за их работу: какой глупец будет работать задаром? Объясняет Хафец Хаим, что, несомненно, любые работники получают награду за свою работу, но их награда — только за конечный результат. Если кто-либо трудился, но не достиг конечного результата, он не получит за сам труд и за само старание никакой награды; однако тот, кто трудится над изучением Торы, получит награду за сам труд, даже если не постигнет её слова, не достигнет «конечного результата».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org