וַיַּשְׁכֵּם יַעֲקֹב בַּבֹּקֶר וַיִּקַּח אֶת הָאֶבֶן אֲשֶׁר שָׂם מְרַאֲשֹׁתָיו וַיָּשֶׂם אֹתָהּ מַצֵּבָה וַיִּצֹק שֶׁמֶן עַל רֹאשָׁהּ
וַיִּקְרָא אֶת שֵׁם הַמָּקוֹם הַהוּא בֵּית אֵל וְאוּלָם לוּז שֵׁם הָעִיר לָרִאשֹׁנָה
וַיִּדַּר יַעֲקֹב נֶדֶר לֵאמֹר אִם יִהְיֶה אֱלֹקִים עִמָּדִי וּשְׁמָרַנִי בַּדֶּרֶךְ הַזֶּה אֲשֶׁר אָנֹכִי הוֹלֵךְ וְנָתַן לִי לֶחֶם לֶאֱכֹל וּבֶגֶד לִלְבֹּשׁ
וְשַׁבְתִּי בְשָׁלוֹם אֶל בֵּית אָבִי וְהָיָה יְדֹוָד לִי לֵאלֹהִים
וְהָאֶבֶן הַזֹּאת אֲשֶׁר שַׂמְתִּי מַצֵּבָה יִהְיֶה בֵּית אֱלֹהִים וְכֹל אֲשֶׁר תִּתֶּן לִי עַשֵּׂר אֲעַשְּׂרֶנּוּ לָךְ
И поднялся Йааков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу.
И нарек имя месту тому Бет-Эль; однако Луз - имя города изначально.
И дал Йааков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться,
И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Господь мне Б-гом,
(То) камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе.
Безропотно послушавшись родителей, Иаков идет в Харран. Текст Торы достаточно подробно описывает события, случившиеся с ним в пути.
10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
11 и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. (Быт.28:10-17.)
Какое откровение Господь дал Иакову?
В ночном видении Иаков увидет Господа и убоялся полученного видения. Человеку невозможно видеть Господа и остаться живым — это значит, что Иаков видел Мессию, проявлявшего Себя в каждом поколении народа Израиля. Видение Мессии и Ангелов, что означало открытые врата небесные, также было проявлено во время земного служения Иешуа, когда Он открылся Нафанаилу. Иешуа говорил Нафанаилу в контексте видения Иакова, цитируя сегодняшний отрывок Торы и давая ясно понять, к Кому ангелы спускаются и поднимаются.
53 И он сказал ему: Да, именно так! Говорю вам, вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, поднимающихся и спускающихся к Сыну Человеческому!
(Н.З. Д.Штерн Иоан.1:51)
Итак, Иаков получает откровение о Мессии — Боге Израиля и обещание преемственности в служении праотцов Авраама и Исаака.
Стоит помнить, что полученное откровение произошло во сне. По пробуждении Иаков мог поступить, как большинство людей после интересного видения, рассказывая его, как некий особенный духовный опыт, приобретая, таким образом, некий авторитет в глазах людей. Но Иаков поступает удивительным образом, совершая нечто необычное. Создается впечатление, что он давно ждал подобный знак от Господа и как только его получил, начал действовать, чтобы исполнить вверенное служение. Итак, Иаков делает ряд последовательных действий, позволивших сохранить полученное откровение.
Каким образом Иаков сохранил Божье откровение?
Иаков заключает завет с Господом на основании откровения о Мессии и обещании, что Всевышний не оставит его пока не исполнит все сказанное.
Также Иаков устнавливает камень в качестве напоминания о том, что Всевышний будет созидать дом Божий. Камень становился памятью о Божьем откровении.
Также Иаков решил давать десятину из всего, что Господь даст ему. Господь ничего от Иакова не требовал, но тот желал скрепить завет постоянным практическим приношением. Десятина стала одним из напоминаний завета для Иакова. Давая определенные обещания, Иаков желает утвердить завет с Мессией, сделав его действенным в повседневной жизни.
Посвящение жизни откровению о Мессии.
Жизнь Иакова теперь была посвящена раскрытию и проявлению Божьего откровения. Подобным образом рав. Кефа (Петр), получив откровение о Мессии, услышал следующие слова в свой адрес.
17 Шимон Бар-Йоханан, сказал ему Йешуа, благословен ты! Потому что не человек тебе открыл это; нет, это сделал мой Отец Небесный.
18 И ещё я тебе скажу вот что ты Кефа [что значит Камень], и на этом камне я построю свою Общину, и врата Шеола не одолеют её.
19 Я дам тебе ключи от Царства Небес. Всё, что ты запретишь на земле, будет запрещено на небесах, а всё, что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах.
(Н.З Д.Штерн Матф.16:17-19)
Жизнь Кефы должна была стать свидетельством о Мессии для созидания Божьей общины. Подобным образом созидался Израиль во времена Авраама, Исаака, Иакова, Мошэ и пророков. Таким образом формировался и сохранялся народ, возвещавший приход и царство Мессии как до земного служения Иешуа, так и после. Стоит помнить, что откровение о Мессии дано с одной целью - созидать общину — столп и утверждение истины завета Бога с человеком. Ради этого мы становимся живыми камнями. Без откровения о Мессии человек не может быть живым камнем в Божьих руках и участвовать в домостроительстве духовного дома. Рав. Кефа вдохновлял всех верующих становиться живыми и верными камнями в Божьем домостроительстве.
1 Поэтому избавьтесь от злобы, обмана, лицемерия и зависти, и от всякого рода злословия;
2 и будьте словно новорожденные младенцы, жаждущие чистого молока Слова; чтобы через него вы возросли к избавлению.
3 Ибо вы вкусили, что добр Адонай.
4 Приходя к нему, живому камню, отвергнутому людьми, но избранному Богом, драгоценному для Него,
5 сами вы, словно живые камни, созидаемые в духовный дом, чтобы быть коганим, отделёнными для Бога и приносящими духовные жертвы, угодные Ему благодаря Мессии Йешуа.
6 Поэтому Танах говорит: Вот, Я полагаю на Цийоне камень, камень избранный, драгоценный, краеугольный; и всякий, кто поверит ему не будет уничижён.
(Н.З. Д.Штерн 1Пет.2:1-6)
Инструкции Петра помогают нам максимально возрасти в откровении Мессии. Для возрастания необходимо действовать по воле Божьей, утверждаясь, таким образом, в мыслях и желаниях Мессии.
Как ты действуешь, получив откровение о Мессии?
Многие теряют счастье в Мессии и откровение Его жизни внутри нас, если поддаются злобе, обману, лицемерию, зависти, злословию. Плотские проявления имеют место в жизни, если нам кажется что Мессии не достаточно. Вместо того, чтобы доверять Господу, действуя в Духе Святом в праведности, мире и радости, мы начинаем проявлять житейские подходы, принятые в этом мире.
Вкусив благость Божью, мы узнали, что есть жизнь и отношения, подаренные нам в Мессии Иешуа, - это жизнь другого рода, в которой проявляются отношения другого порядка. Поэтому всякий рожденный от Иешуа побеждает отношения, принятые в этом мире, утверждая и устраивая духовный дом. Мы начинаем приносить духовные жертвы, когда перестаем жить ради своего откровения успешной жизни, а вместо этого устремляемся к образу жизни Мессии, вселившегося в нас Духом Святым. В этой связи важна благодарность Господу за все события, случившиеся с нами. Иаков шел в Харран не с ропотом на маму или на брата Исава. Нет! Оказавшись в стесненных обстоятельствах, он с радостью и надеждой смотрел на путь Мессии, открытый ему в ночном видении. По сути у Иакова ничего не было. Но одно откровение о Мессии дало ему силы жить полноценной, духовной жизнью, созидая семью, ставшую основой народа Израиля.
וַתֵּרֶא רָחֵל כִּי לֹא יָלְדָה לְיַעֲקֹב וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ וַתֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הָבָה ...
וַתֵּרֶא רָחֵל כִּי לֹא יָלְדָה לְיַעֲקֹב וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ וַתֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הָבָה לִּי בָנִים וְאִם אַיִן מֵתָה אָנֹכִי
וַיִּחַר אַף יַעֲקֹב בְּרָחֵל וַיֹּאמֶר הֲתַחַת אֱלֹקִים אָנֹכִי אֲשֶׁר מָנַע מִמֵּךְ פְּרִי בָטֶן
וַתֹּאמֶר הִנֵּה אֲמָתִי בִלְהָה בֹּא אֵלֶיהָ וְתֵלֵד עַל בִּרְכַּי וְאִבָּנֶה גַם אָנֹכִי מִמֶּנָּה
И видела Рахель, что не родила Йаакову, и позавидовала Рахель сестре своей. И сказала она Йаакову: Дай мне детей! А если нет - мертва я.
И воспылал гнев Йаакова на Рахель, и сказал он: Ужели я вместо Б-га, Который отрешил от тебя плод чрева?
И сказала она: Вот моя рабыня Била, войди к ней; и родит она на коленях моих, и воздвигнусь также и я через нее.
Тора достоверно описывает не только глобальные события истории Израиля, но также дает возможность увидеть внутри семейные отношения людей, которых мы называем патриархами и героями веры. Одну из важнейших ролей в возрастании еврейского народа играла семья. Отношения в семье были и есть определяющими в оценке духовного состояния человека. Не надолго заглянем в семью Иакова. Стоит вспомнить, что Иаков, обманув брата, вынужден был бежать из отцовского дома, поскольку старший брат Исав обещал убить его. Отец Исаак благословляет Иакова и посылает его в Харран, чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана. Во время пути в Харран Господь является Иакову в видении. Иаков заключает завет с Богом. Придя в Харран, Иаков поселяется у Лавана и начинает работать у него. Видя достойный характер Иакова, Лаван предлагает ему плату за работу. Иаков избирает в качестве платы за семь лет работы Рахиль, дочь Лавана. Все идет неплохо. Семь лет пролетают, как один день. Состоялась грандиозная свадьба. Иаков входит к Рахили, а наутро обнаруживает, что провел ночь с Лией. Иаков возмущен! Он не хотел брать Лию, но уже провел с ней ночь. Скорее всего Иаков был глубоко возмущен из-за такого хитрого обмана. Он понимал, чьих рук это дело. Только Лаван мог сделать такую неожиданную рокировку. Чтобы утешить Иакова, Лаван обещает ему через неделю дать Рахиль, за которую тот будет работать еще семь лет. Лаван разыграл хитрую партию и оказался в дамках. Он удачно выдал Лию замуж за достойного человека и более того, еще на семь лет обрел Иакова в качестве работника. Это краткая предыстория дальнейших событий, развернувшихся между родными сестрами: Лией и Рахилью.
Взгляд на себя со стороны.
Почему-то Иаков смиряется с тем, что Лия будет его женой. Это можно понять. Ведь в Лии он видит самого себя. Лаван обманывает Иакова, выдавая Лию за Рахиль. Подобным образом Ревекка обманула Исаака, выдавая Иакова за Исава. Теперь Иаков должен любить Лию, но все внутри него ненавидит ее. Ведь она согласилась с обманом отца и не предупредила Иакова об обмане. Но и в этом Иаков видит свой поступок. Вспоминая об обманутом Исаве, Иаков начинает понимать, что Всевышний через эту каверзную ситуацию работает с его сердцем. Оказываясь в той или иной ситуации, видя странные поступки людей с нами, давайте оценим свою жизнь. Господь стремится исцелить нас через произошедший кризис. Осознав это, Иаков вместо ненависти избирает милость и любовь. Он не лишает Лию супружеской близости. Однако между родными сестрами начинается ожесточенная битва за рождение детей и любовь Иакова.
Сражения за любовь Иакова.
Не смирив своих сердец перед Богом, Лия и Рахель начали ожесточенно воевать. Рождение детей было средством самоутверждения для женщин того времени. Если сегодня это может быть вызывающий наряд, шикарная машина, денежная работа, то во времена патриархов дети были украшением и славой женщины. Поскольку Лия была нелюбима, Всевышний дал ей обильный плод в рождении детей. Лия начала торжествовать, родив Иакову четверых сыновей, но каково было Рахели? Она не родила ни одного ребенка. Она завидовала сестре черной завистью настолько, что уже не хотела жить. В отчаянии она начала требовать ребенка у Иакова. Из-за этого Яков разгневался на Рахель. Чтобы утешить свою жену, он согласился на плотской способ решения наболевшей ситуации. Рахиль дала Иакову свою служанку Бильху, и таком образом появился Дан. Итак мы видим серьезные баталии внутри семьи. Тем не менее Всевышний давал мудрость Иакову служить своим домашним так, что каждый из них принес плод Господу в свою меру. Сестры соперничали, а Иаков служил им, чтобы они освободились от соперничества, зависти и стремления утвердить себя.
К большому сожалению, в теле Божьем есть много людей, имеющих внутри себя зависть и ревность. Чей-то успех или хороший плод в душе многих начинает опасный процесс, который можно прочесть в послании Иакова.
13 Кто из вас мудр и разумен? Пусть покажет это своей доброй жизнью, делами, которые совершаются в смирении, проистекающем из мудрости.
14 Если же ваше сердце исполнено горькой зависти (ревность) и эгоистичного честолюбия (соперничество, сварливость), то не хвастайте (хвастаться, превозноситься, кичиться) и не атакуйте истину ложью!
15 Эта не та мудрость, что нисходит свыше; напротив, она мирская, недуховная, бесовская.
16 Ибо где зависть и эгоистичное честолюбие, там разлад и всё низменное.
17 Но мудрость, данная свыше, в первую очередь - чиста, затем - миролюбива, добра, благоразумна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 И миротворцы, сеющие семя мирно, взращивают урожай праведности.
(Н.З. Д.Штерн Иак.3:13-18)
Возникновение земной мудрости.
Попытка достичь своего ведет к жизни в мирской, не духовной, бесовской мудрости. Мы видим, как проявляется эта мудрость в отношениях между сестрами. Лея стремится родить детей, чтобы ее полюбил Иаков. Рахиль стремится родить ребенка, чтобы снять с себя позор и реабилитироваться в глазах окружающих. Родные сестры делали хорошее дело, но то, с каким мотивом они это делали — отравляло всю их жизнь. Вместо устройства, мира и единодушия, отношения в семье постоянно подвергались испытаниям. Можно приносить Божий плод, но с неправильным сердцем, и из-за этого, вместо наслаждения, испытывать раздражение, ярость, а порой и ненависть к братьям и сестрам. Каждому из нас необходимо смирить себя под Божий образ мышления и служить всем ради той любви, которую мы приняли в Мессии, отдавшем Себя за нас. Путь исцеления от земной мудрости, которая живет ради исполнения человеческих амбиций, - только Мессия Иешуа. Его жизнь, смерть и воскресение дает нам возможность, рассуждая о Нем, жить через Божью мудрость.
14 Ибо любовь Мессии овладела нами, потому что мы убеждены, что один человек умер от имени всего человечества (подразумевается, что всё человечество было уже мертво),
15 и что он умер ради всех, чтобы живущие уже не для самих себя жили, а для того, кто умер за них и воскрес.
16 Итак, отныне мы не смотрим на людей глазами мирского человека. Даже если некогда мы рассуждали о Мессии с мирской точки зрения, больше мы этого не делаем.
17 Потому, если человек находится в союзе с Мессией, он новое творение - старое прошло; взгляни, вновь явившееся ново и свежо!
18 И всё это от Бога, который примирил нас с Собой через Мессию и поручил нам этот труд примирения,
19 то есть примирив с Собой человечество через Мессию, не вменяя людям их грехов, Бог доверил нам нести весть о примирении.
20 Потому мы посланцы Мессии; то есть Бог взывает к людям через нас. Мы же взываем от имени Мессии: Примиритесь с Богом!
21 Бог сделал этого безгрешного человека жертвоприношением за наши грехи, чтобы в союзе с ним мы могли в полной мере присоединиться к Божьей праведности. (Н.З. Д.Штерн 2Кор.5:14-21)
Со временем конфликт между сестрами исчез. Постепенно они осознали, что их жизни должны приносить плод не для доказательства своего превосходства или получения признания и любви Иакова, а во имя Всесильного и для исполнения Его плана. Когда мы живем не для себя, то нам не с кем бороться. Наша битва не с людьми, а за людей во имя Божье, чтобы они спаслись и достигли познания истины. Мы не смотрим на людей глазами мирского человека, который оценивает пользу или вред отношений с тем или иным человеком. Мы смотрим на ближних с точки зрения Божьих заповедей и жертвы Мессии. Наша цель - не наш успех или процветание, а в том, чтобы Господь служил через нас в той мере, которую Он нам дал на сегодняшний день. Если смотреть на людей с точки зрения какой-либо земной выгоды, то сразу же теряется мудрость, сходящая свыше, которая приносит мирный плод Божьей правды. Поэтому оценим свои жизни. Есть ли у нас ситуации, где мы мучаемся и не можем успокоиться? Это свидетельство, что в этом направлении мы еще не поступили по Божьей заповеди и любви Мессии. Будем стремиться к Божьей мудрости, которая отсекает любой нечистый мотив сердца, приучая нас к жизни в свете Божьих заповедей.