Тора рассказывает, что, когда Йосеф открылся братьям, о пал он на шею Биньямину, брату своему, и заплакал.
ХрамКомментирует Раши, что он заплакал «о двух Храмах, которые будут (воздвигнуты) в уделе Биньямина и которым суждено быть разрушенными». Шея в этом стихе, по мнению наших мудрецов, намекает на Храм. И так же в Песне Песней (4, 4) шея – аллегорическое название Храма, как сказано «Шея твоя подобна башне Давидовой». Пишет мидраш: «Тут намек на Храм». И в мидраше поясняется, почему Храм назван шеей: «Подобно тому как без шеи невозможно человеку жить, так и без Храма нет жизни для евреев». И речь здесь идет о полноценной духовной жизни.
Однако слова мидраша требуют прояснения, ведь в теле есть немало органов, без которых невозможно жить, почему же именно Храм называется шеей?
Думаю, что ответ на этот вопрос следующий: функция шеи – служить проводником для воздуха, пищи и передавать указания от головы к телу. Подобно этому и функция Храма – проводить небесное изобилие всему миру. И по этой причине сказано в Талмуде, что с тех пор, как был разрушен Храм, нет дня, в котором не было бы проклятья, не спускается роса во благо, и фрукты лишены истинного вкуса источник: www.imrey.org
2017-01-02 16:05:59
«И сказал Фараон Яакову: Сколько дней лет жизни твоей? И сказал Яаков Фараону: Дни лет моего ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И сказал Фараон Яакову: Сколько дней лет жизни твоей? И сказал Яаков Фараону: Дни лет моего проживания — сто тридцать лет; немногочисленны и плохи были дни лет жизни моей, и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания». (Берейшит 47:8-9)
В этом диалоге между Фараоном и Яаковом есть много непонятных вещей. Во-первых, почему, говоря о годах жизни его отцов, Яаков добавляет слова: «во дни их проживания»? Также непонятно, почему он решил сетовать Фараону на свою тяжелую жизнь? Также неясно, как может Яаков утверждать, что его дни не достигли дней его отцов, быть может, он ещё проживет много лет и достигнет возраста своих отцов и проживет даже дольше них? Также неясно, почему Фараон говорит о «годах жизни», а Яаков начинает свой ответ с годов «проживания» («Дни лет моего проживания»), а потом упоминает дни «жизни» («немногочисленны и плохи были дни лет жизни моей») и заканчивает снова «проживанием» («и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания»)?
Возможно, ответ на этот вопрос следующий. Услышав вопрос Фараона о днях жизни, желал Яаков прояснить, что такое настоящая жизнь. Настоящая жизнь в представлении Яакова не связана с тем, сколько лет провёл человек, «крутясь» на земле. Это возможно назвать только «проживанием». Настоящая жизнь зависит от того, сколько человек смог сделать хороших дел во время лет своего «проживания» на свете, насколько он наполнил их смыслом. Может быть человек, который провёл в этом мире совсем немного лет и умер, не дай Б-г, молодым, но он успел все эти годы наполнить смыслом, делая добрые дела. Тем самым он «прожил» все эти годы настоящей жизнью, достойной этого слова. С другой стороны, может быть человек, который прожил долгие годы, но жил совершенно бессмысленно и пусто, заботясь только о собственных удовольствиях. Все эти годы невозможно назвать «годами жизни» в полном смысле этого слова. И так сказали наши мудрецы (Брахот 18б): «грешники, даже при жизни не считаются живыми».
И это то, чему желал Яаков обучить Фараона: есть большая разница между жизнью и проживанием. Если говорить о проживании, то он провёл в этом мире 130 лет. Но эти годы невозможно назвать «годами жизни», поскольку я не наполнил все их смыслом и хорошими делами (так считал Яаков по своей великой скромности), и поэтому «немногочисленны и плохи были дни лет жизни моей». И он добавил, что его отцы смогли гораздо больше наполнить свою жизнь смыслом и хорошими делами, говоря: «и не достигли они дней лет жизни моих отцов в дни их проживания».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И сказал Исраэль: Премного..! Еще Йосеф, сын мой, жив! Пойду и увижу его, прежде чем умру. И отправился в путь Исраэль и все, что есть у него, и пришел он в Беер-Шеву, и принес он жертвы Б-гу своего отца Ицхака». (Берейшит 45:28, 46:1)
Тогда Израилем и всеми, кто был с ним, овладело радостное настроение. Это был кульминационный момент всей его жизни, полной тяжких испытаний жестокой борьбой и страданиями. Они двинулись на юг и прибыли в Беер-Шеву, город у границ Ханаана, прославленный памятью его отцов. Здесь Израиль принес жертву זבחים, части которой жертвователь и другие люди могут есть. В Писании больше нигде не упоминается о том, что кто-либо из наших патриархов приносил жертву זבחים. Как все другие потомки Ноаха, они приносили только עולות (жертвы всесожжения).
Жертва всесожжения выражает абсолютную преданность человека Б-гу. זבח как таковая — это пища, которую съедают вместе с домочадцами, она освящает дом и стол, превращая их в храм и жертвенник. זבחים, которое, как правило являются שלמים (мирными жертвоприношениями), выражают более возвышенное понятие «Б-га среди нас». Поэтому такие жертвы обычно приносятся в счастливом осознании того, что, где бы ни жила семья, если домочадцы живут в согласии, верности долгу и с ощущением Б-жественного Провидения, («Б-г в праведном поколении» — Теилим 14:5), там постоянно находится Б-г. Вот почему дух שלמים, «мирных жертвоприношений» семьи, благословенной Б-гом, так типичен для евреев.
Представление о том, что нужно полностью отдаться Б-гу и позволить Ему проникнуть во все сферы жизни человека, стало овладевать и нееврейскими умами. Но мысль о том, что повседневная жизнь может быть настолько наполненной Б-жьим духом, что человек ест, пьет и при этом видит Б-га, что все наше жилье становится храмом, а наши столы — алтарями, наши юноши и девушки — священниками, — эта одухотворенность повседневной жизни представляет собой неповторимую ценнность иудаизма.
Причина, по которой Яаков-Израиль в этот момент приносит не жертву всесожжения, а זבחים, состоит в том, что сейчас впервые Яаков счастлив, весел и «целостен» (שלם также означает «полный, целый») в кругу своей семьи. Именно под влиянием этих мыслей и чувств он совершил «семейное жертвоприношение» Б-гу.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
И ныне, пусть же останется раб твой вместо отрока рабом моему господину, а отрок взойдет со своими братьями.
Ибо как взойду я к отцу моему, а отрока нет со мною? Чтоб не видеть мне зла, что постигнет отца моего!
И не мог Йосеф сдержать себя при всех стоявших подле него, и воскликнул он: Уведите всех от меня! И не стоял никто при нем, когда Йосеф дал себя узнать своим братьям.
Вопрос познания Мессии каждое поколение будоражит наш народ. Каждый раз то там, то здесь появляется информация о том или ином цадике, который вот-вот достигнет уровня Мессии. Традиционно Иосиф считается прообразом страдающего Мессии. Сегодняшний отрывок Торы делает ясным то, как Мессия даст узнать Себя Израилю и всем другим народам. Египет пользовался служением Иосифа, но тем не менее не знал Бога Израиля. Египту необходимо было откровение к познанию Господа. Это откровение пришло через более, чем четыреста лет. Также и братья не могли узнать Иосифа, пока тот не открылся им. Братья вообще не искали Иосифа, более того, они хотели бы избежать встречи с ним. Что же побудило Иосифа открыться братьям? Ответ на этот вопрос поможет понять, что необходимо для живого откровения от Мессии Иешуа. Ни один человек своими силами не может привлечь Божье присутствие в свою жизнь. Но для тех, кто желает приготовить в своем сердце путь Господу, Писание дает ясное наставление о достойном плоде покаяния.
Достойный плод покаяния.
Плод покаяния — это измененный образ жизни. Многие воспринимают Господа, как большого начальника, приезжающего время от времени с инспекцией. Чтобы угодить начальнику, мы красим траву в зеленый цвет, наводим порядок, чтобы все блестело и комар носа не подточил. Но Иосиф испытывает братьев не на парадном плацу, а через кризисные ситуации реальной жизни, где часто разворачиваются нешуточные трагедии. Перед Иосифом не проходил парад вышколенных братьев, готовых любить, прощать и делать добро. Перед ним предстали раздосадованные, огорченные, может быть, даже злые на судьбу братья, которых преследует одно горе за другим, и кажется, что все только хуже и хуже. Всевышний испытывает нас в те моменты, когда мы менее всего этого ожидаем и более всего не готовы. Когда у Вениамина нашли серебряную чашу, все надежды братьев на жизнь и благополучие рушатся. Они возвращаются в Египет, ожидая самого худшего. Они в руках Цафнаф-панеаха. Никто и ничто не может избавить их от его суда и приговора. За совершенное зло с ними могут поступить по всей строгости Египетского закона, ведь они согрешили против самого правителя. Как говорится, хуже и не придумаешь. И вот, они предстали перед лицом управителя Египта. Им нечего сказать. Вдруг управитель проявляет неожиданную милость. Все могут идти домой, кроме Вениамина, который отныне будет в рабстве. Казалось, произошло невозможное. Их отпускают. Почему они не уходят? Ведь в свое время они без сожаления продали Иосифа в рабство. Неужели к Вениамину другое отношение? Но вот вперед выходит Иуда. Более двадцати лет назад он предложил продать Иосифа измаильтянам. Что он скажет теперь? Иуда предлагает себя в рабы, вместо Вениамина. Может ли такое быть? Более того, Иуда не может вернуться домой без Вениамина. Ему некуда деться. Пообещав Иакову вернуть Вениамина домой, он не может остаться безучастным к судьбе младшего брата и просто принять случившееся молча. В этот момент сердце Иосифа не выдержало, и он дал возможность братьям узнать себя. Иуда проявил достойный плод покаяния. Это и только это расположило сердце Иосифа к братьям. Об этом говорил Йоханан, призывая народ Израиля к тшуве.
5 Люди выходили к нему из Йерушалаима, со всей Йегуды и со всей окрестности Ярдена.
6 Исповедуя свои грехи, они принимали от него погружение в реке Ярден.
7 Когда же Йоханан увидел, что к нему приходит множество прушим и цадуким, чтобы принять погружение, он сказал им: Змеи! Кто предостерёг вас, что вы решили избегнуть грядущего наказания?
8 Если вы действительно оставили свои грехи и обратились к Богу, докажите это плодами своих дел! (Н.З. Д.Штерн Матф.3:5-8)
За двадцать лет ошибок и потрясений Иуда начал брать на себя ответственность за свои поступки и нести ответственность. Многие верующие не хотят быть ответственными за свои слова, дела, мысли, и из-за этого откровение о Мессии далеко от них. Если жертва Мессии покрыла все грехи, то приходит осознание, что Он уже за все ответил. Или как некоторые считают: Евреи уже спасены из-за завета Бога с Авраамом. Такое мышление приводит к сокрытию познания Мессии и к неизбежности осуждения от лица Всевышнего.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откр.22:14,15)
Испытание ради открытости.
Иосиф испытывал сердца братьев ради того, чтобы иметь возможность открыться им. Видя, что Иуда готов нести ответственность за обещанное отцу слово и положить жизнь за Вениамина, Иосиф дал узнать себя братьям. Именно слова Иуды были знамением радикальной перемены в сердцах братьев. Ведь двадцать лет назад Иуда предложил продать Иосифа в рабство.
Многие говорят, что покаялись, когда произнесли пламенную молитву грешника. Когда покаялись братья Иосифа? Когда были восстановлены отношения с Иаковом и Иосифом? Ведь когда мы не соблюдаем заповедь Божью, то поступаем, подобно сынам Иакова, продавшим Иосифа, совершаем беззаконные вещи, в лицемерии возвращаемся к Отцу и делаем вид, что все в порядке. Когда Иуда выразил готовность нести ответственность, то открылось все, и на какое-то время дискомфорт еще больше увеличился. Теперь надо каяться не только перед Иосифом, но и перед отцом, и все народы узнают об их тайном деле. Это был момент страшного позора, но также великий момент для совершения праведных дел, угодных Всевышнему. Благодаря Иосифу они теперь могли научиться и проявлять настоящую любовь к Иосифу, Иакову и Всевышнему. Им нечего было прятать. Также каждый из нас, подобно братьям Иакова, предал Мессию, каждый по своему. Хорошая новость состоит в том, что Господь Мессия Иешуа испытывает каждую душу для того, чтобы открыться ей в свое время. Иешуа вдохновляет нас по этому поводу так:
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Иоан.14:21-24)
Мессия любит и являет Себя тем, кто имеет заповеди и соблюдает их. На этой земле нет другой возможности проявить любовь к Всевышнему, кроме пути указанного Мессией. А как же незаслуженная Божья милость, проявленная к грешнику? Всевышний проявляет милость ко всем: добрым и злым. Иосиф проявлял милость к братьям в час их нужды, но открыться смог после ответственного заявления Иуды, готового страдать ради исполнения заповеди. Что тебе необходимо сегодня? Желаешь ли ты получить от Бога удачную сделку, успех, обеспечение или для тебя важнее всего, чтобы в твою жизнь пришел Мессия и сотворил в тебе жилище? Для желающих предоставить себя в жилище Духа Божьего важно помнить пример Соломона, который, ревностно исполняя волю Божью, был испытан во сне.
11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, -
12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
13 и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои;
14 и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. (3Цар.3:11-14)
Соломон просил себе разума, чтобы исполнить волю Божью, выраженную в заповедях, и послужить народу Израиля. Проблема состоит в том, что это было во сне. Сердце Соломона не работало на показуху. Это видение было неожиданным и спонтанным. Он не был готов к такому повороту событий. Соломон не успел сгруппироваться, чтобы сделать самое выгодное заявление. Как и Иуда вышел заступиться за Вениамина не для того, чтобы показать свое благородство и высокие качества. Иуда не мог поступить по-другому. Его сердце жаждало спасти брата от рабства и исполнить слово, данное Иакову.
Для нас также важно сегодня сделать все возможное для предоставления себя в распоряжение Мессии. Пусть Он приходит в наши жизни и творит Свою обитель в нас!