2017-01-26 16:49:23
«Потому скажи сынам Израиля: Я Г-сподь, и Я выведу вас из-под тягот Египта, и спасу вас от ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Потому скажи сынам Израиля: Я Г-сподь, и Я выведу вас из-под тягот Египта, и спасу вас от порабощения их, и избавлю вас десницей простертою и великими судами. И возьму вас Мне народом, и буду вам Б-гом, и узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш…» (Шмот 6:7)
Из этого стиха мы видим, что целью выхода из Египта было знание о том, что Г-сподь – Б-г наш, и это знание является основополагающим в иудаизме. И так пишет Зоар (на недельную главу, 25а): «»И узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш», заповедь эта – самая основополагающая из всех заповедей, поскольку основа для всех заповедей – знать Б-га в общем. Что (значит знать Б-га) в общем? (Это значит), знать, что есть Высший Правитель, который Господин всего мира и создал весь мир – небеса и землю и всё, что на них находится» (в продолжении Зоар пишет, что есть также заповедь познать Б-га и в частности, и это – по Его действиям и путям, которыми Он открывается в этом мире).
Подобное сказано в начале Десяти Заповедей (Шмот 20:2): «Я — Г-сподь, Б-г твой». Пишет Рамбам (в начале «Законов Знаний»), что в этих словах заключается заповедь «знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет всё существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними существуют исключительно в силу Истинности Его существования».Он также пишет, что эта заповедь является «основой основ и столпом мудрости». А Виленский Гаон в комментарии на «Шир а-Ширим» пишет, что эта заповедь является корнем для всех повелевающих заповедей. А заповедь «Да не будет у тебя божеств иных пред Моим лицом» — основа и корень для всех запрещающих заповедей.
Эти заповеди являются также основой для истинной б-гобоязненности, поскольку основа б-гобоязненности заключается в том, чтобы человек постоянно осознавал, что Творец – Единый Властитель в этом мире и ничего не происходит без Его воли. И так пишет Зоар (Берейшит 11б): «Основная б-гобоязненность заключается в том, чтобы человек боялся своего Господина, из-за того, что Он – Великий Властитель, Основа и Корень всех миров».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
2017-01-23 21:49:43
«И говорил Моше так сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за короткого духа и из-за ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И говорил Моше так сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за короткого духа и из-за тяжелой работы». (Шмот 6:9)
Природа человека такова, что он не в состоянии задуматься над чем-то, когда он встревожен и обеспокоен чем-либо. И так пишет Хазон Иш в начале своей книги: «Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и в покое, и не терзает его голод вожделений, и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли, — тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна». Только находясь в состоянии душевного покоя, человек сможет обратить внимание на чудесную гармонию, царящую в мире и его необыкновенную красоту и восхититься ими.
Рамхаль в книге Месилат Ешарим (2-ая глава) пишет, что «одна из уловок дурного начала, его коварство — постоянно загружать сердца людей «своей» работой, не давая им передышки, чтобы не осталось у них времени задуматься и понять, каким путем они идут, ибо ведомо ему, что, найдись у них возможность хоть немного подумать о своем пути, они, несомненно, сразу бы стали сожалеть о своих поступках, и крепло бы их раскаяние, так, что, в конце концов, перестали бы грешить вовсе».Рамхаль утверждает, что в этом «способ работы» дурного начала сходен со «способом работы» злодея-фараона, который сказал (Шмот 5:9): «Пусть тяготеет работа над этими людьми, и пусть занимаются ею, а не тешатся лживыми речами». «Намерением фараона было не давать евреям ни малейшей передышки и, тем самым, лишить их возможности воспротивиться или замыслить что-либо против него. Напротив, он старался внести сумятицу в души евреев, постоянно взваливая на них нескончаемую работу», — пишет Рамхаль.
Поэтому, если человек захочет понять сущность мироздания и его цель, задуматься над работой, возложенной на него, и понять, каким образом он сможет выполнить волю Творца, ему необходимо выделить себе для этих размышлений время, когда он будет находиться в духовном спокойствии, когда никто не сможет ему помешать, ни люди, ни всевозможные электронные приборы и т.п.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И говорил Б-г Моше: и сказал ему: Я Г-сподь. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Всемогущий , но Именем Моим Г-сподь-Превечный Я не был познан ими». (Шмот, 6:2-3)
Комментирует Раши: «Здесь не написано «не известил», а «не стал известным им», не был познан ими в проявлении Моей верности, за которую Я назван именем Господь-Превечный». Эти слова Раши помогут нам правильно понять, что выражают имена Г-спода и в чём их суть. Его Имена отражают то, как Он открывается нам своими действиями.
И этой основе обучает нас Мидраш Раба (Шмот, 3). Там сказано, что на вопрос Моше «Вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: “Б-г отцов ваших послал меня к вам”. А скажут мне они: “Как Ему имя?”, что сказать мне им?» Творец ответил: «Моё Имя ты хочешь узнать? По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цвакот), [иногда] Элоким, [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Свои творения, Я называюсь Элоким, когда иду войной против преступающих, называюсь Г-сподом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. А когда милую Мой мир, Я называюсь Адой-ной (читается как Йуд-Кей-Вав-Кей), потому что это Имя означает только качество милосердия, как сказано (Шмот 34:6): а-Шем, а-Шем, Б-г жалостливый и милосердный”. [Поэтому и ответил Г-сподь Моше:] “Я Сущий, Который пребудет (т.е., Я буду Таким, Каким буду)” — “по деяниям Моим называюсь Я”».
Из этого мидраша следует, что у Всевышнего нет «самоназвания», все Его Имена описывают не Его Самого, а Его деяния, которые открываются нам. Сущность самого Творца у нас нет никакой возможности познать, ведь Он совершенно непостижим, как приводится в словах пророка Элияу в молитве (Тикуней Зоар 17:1): «Владыка миров… Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна даже коснуться Тебя (самого)», и поэтому Его имена относятся не к самому Нему, а к Его избранным качествам, которые проявляются в Его действиях, в которых Он нам открывается.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2017-01-22 00:57:31
«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11) < ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11)
Наши мудрецы (Мидраш Раба на недельную главу, 10) говорят: «Таков путь грешников: когда они находятся в беде, кричат (умоляя Творца пощадить их), а когда наступает облегчение, возвращаются к своим грехам». И всё это – из-за того, что грешники находятся во власти своего сердца, как говорит Мидраш (Эстер Раба 10:3). Т.е. их чувства и ежеминутные желания правят ими и влияют на все их действия. В то время, когда грешники испытывают боль и страдания, они раскаиваются в своих грехах, но стоит пройти боли и страданиям, сразу же возвращаются к ним. И всё это — поскольку в то время, когда они не чувствуют никакой боли, им кажется, что спокойствие и беззаботность продолжатся вовеки. И так говорит Зоар (Насо 126:1): «природа человека такова, что он идёт по этому миру, думая, что он принадлежит ему и останется в нём на веки веков».
Однако праведники постоянно помнят о будущем и, осознавая, какую огромную награду получат за добрые дела и какое неимоверное наказание за злые, творят добро и воздерживаются от зла. Стих в книге Коэлет (9:5) «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают» объясняет Талмуд (Брахот 18а) следующим образом: праведники, которые даже после смерти своей считаются живыми, знают, что умрут, т.е. постоянно напоминают себе об этом, и поэтому живут соответственно этому знанию, а грешники, которые считаются мёртвыми даже при жизни, не задумываются об этом, и поэтому продолжают грешить. Из этих слов мы видим, что одно из главных различий между праведником и грешником заключается в том, задумывается ли человек о грядущем или живёт в соответствии с ежеминутными чувствами.
И так пишет Рабейну Йона (Шаарей Тшува 2): «и должен человек во время того, когда он спокоен и безмятежен, представлять себе, как будет волноваться сердце его и дрожь пройдёт по всему телу в день смерти, когда ему предстоит дать отчёт (перед Небесным судом обо всей его жизни), как исповедуется в то время с разбитым сердцем. И так пусть делает всю жизнь свою – исповедуется с разбитым сердцем, и пусть будет боязнь перед Б-гом всегда перед его глазами».
Талмуд в трактате Тамид (32а) приводит, что Александр Македонский спросил еврейских мудрецов: «Кто является поистине мудрым?» На что мудрецы ответили: «Тот, кто видит грядущее». Объясняет Хафец Хаим (предисловие к книге Ховат аШмира), что Талмуд употребляет слово «видит» буквально: праведник представляет себе грядущее и видит его (в своём воображении) перед собой, поэтому он живёт и действует соответственно.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org