... . Если на кораблях
командир, как правило ...
... и катерам для
и Береговой охраны ... вспомогательных судов для
и БО ФСБ ...
Фотообзор посвящён кораблям и катерам для ВМФ и Береговой охраны ФСБ России, спущенным на воду в этом году. Данные приводятся в хронологическом порядке и дополнены сравнением с четырьмя предыдущими годами. 1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» К-550 «Владимир Мономах». Спущен на воду 18 января на ПО «Севмаш» (Северодвинск). Заводской №203

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»
Технические характеристики: Водоизмещение надводное: 14720 т.
Водоизмещение подводное: 24000 т.
Главные размерения: длина - 170 м, ширина - 13.5 м, осадка - 10 м.
Максимальная скорость хода (надводная): 15 узлов
Максимальная скорость хода (подводная): 29 узлов
Глубина погружения (рабочая): 380 м.
Глубина погружения (предельная): 450 м.
Дальность плавания: неограничена
Автономность: 100 суток.
Экипаж: 107 человек.
Вооружение: 16 ПУ МБР Р-30 «Булава»
4 533-мм носовых торпедных аппарата
2. Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-М». Спущен на воду 9 марта на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». Заводской №631

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро»
Технические характеристики: Водоизмещение: 950 т.
Главные размерения: длина — 74,1 м, ширина — 11 м, осадка — 2,6 м.
Максимальная скорость хода: 25 узлов
Дальность плавания: 1500 миль
Автономность: 10 суток
Экипаж: 36 человек
Вооружение: одна 100-мм артустановка А190-01 «Универсал» с СУО «Ласка»
одна 30-мм артустановка АК-630М-2 «Дуэт»
одна ПУ УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) 3С14
два АМС (автоматизированный модуль самообороны) 3М-47 «Гибка» (ЗУР «Игла-С»)
3. Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь». Спущен на воду 25 апреля на ОАО «Морской завод «Алмаз» (Санкт-Петербург). Заводской №216

Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Технические характеристики: Водоизмещение: 57.5 т.
Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 5.8 м, осадка — 1.3 м.
Максимальная скорость хода: 48 узла
Дальность плавания: 500 миль.
Автономность: 3 суток.
Экипаж: 6 человек.
Вооружение: одна 14,5-мм пулеметная установка МТПУ
один противодиверсионный гранатомет
два ПЗРК типа «Игла»
4. 5. Противодиверсионные катера П-350 и П-351 проекта 21980 «Грачонок». Построены ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан).
Заводской №984 - спущен на воду в апреле.
Заводской №985 - спущен на воду весной.

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Технические характеристики: Водоизмещение: около 140 т.
Главные размерения: длина - 30 м, ширина - 7.3 м, осадка - 1.8 м.
Максимальная скорость хода: 23 узла
Дальность плавания: 200 миль.
Автономность: 5 суток.
Экипаж: 6 человек.
Вооружение: одна 14,5-мм пулемётная установка МТПУ
один противодиверсионный гранатомёт ДП-64
один противодиверсионный гранатомёт ДП-65
четыре ПЗРК типа «Игла»
Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»
6. Аварийно-спасательное судно СБ-45 проекта 22870. Спущено на воду 24 мая

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Технические характеристики: Водоизмещение: 1200 т.
Главные размерения: длина - 57 м, ширина - 14 м, осадка - 3.2 м.
Максимальная скорость хода: 14 узлов
7. Малый ракетный корабль «Углич» проекта 21631 «Буян-М». Спущен на воду на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». Заводской №632

Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро»
Технические характеристики смотри выше.
8. Противодиверсионный катер П-377 проекта 21980 «Грачонок». Спущен на воду 24 июня на ОАО «Восточная верфь» (Владивосток). Заводской №8002

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Технические характеристики смотри выше.
9. Универсальный десантный корабль (УДК) «Владивосток» типа «Мистраль». Кормовой блок построен ООО «Балтийский завод - судостроение» (Санкт-Петербург).
Спущен на воду 26 июня.

Проектант - DCNS (Франция)
Технические характеристики: Водоизмещение: стандартное 16500 т, полное 21300 т.
Главные размерения: длина — 199 м, ширина — 32 м, осадка — 6,3 м.
Максимальная скорость хода: 19 узлов
Дальность плавания экономическим ходом: 10700 миль
Автономность: 30 суток
Экипаж: 160 человек
Десантовместимость: 450 человек (900 человек при коротком переходе).
Состав авиагруппы: 8 Ка-52К и 8 Ка-29 (или Ка-27)
В доковой камере помещается до 4-х десантных катеров.
10. Спасательный глубоководный аппарат АС-? проекта 18271 «Бестер-1». Спущен на воду 19 июля на ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Заводской №2

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Лазурит» (Нижний Новгород)
Технические характеристики: Водоизмещение (подводное): 39.5 т.
Главные размерения: длина — 12 м, ширина — 3.2 м, осадка — 3.6 м.
Скорость (подводная): 3 узла
Дальность плавания (подводная): 11.4 мили
Рабочая глубина погружения: 750 метров
Предельная глубина погружения: 790 метров
Автономность: 3 суток
Экипаж: 3 человека + 22 спасаемых
11. Десантный катер «Денис Давыдов» проекта 21820 «Дюгонь». Спущен на воду 26 июля на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Заводской №701

Проектант - ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород)
Технические характеристики: Водоизмещение: 280 т. (полное)
Главные размерения: длина — 45 м, ширина — 8.6 м, осадка — 2.2 м.
Максимальная скорость хода: 35 узлов
Экипаж: 6 человек
Десантовместимость: 3 танка или 5 бронемашин или 90 человек десанта
Вооружение: две 14,5-мм пулеметные установки МТПУ
12. Пограничный сторожевой корабль «Изумруд» проекта 22460 «Охотник». Спущен на воду 14 августа на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург). Заводской №504

Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)
Технические характеристики: Водоизмещение: 670 т.
Главные размерения: длина - 62.5 м, ширина - 11 м, осадка - 3.3 м.
Максимальная скорость хода: 24.8 узла
Дальность плавания: 3500 миль (8 уз).
Автономность: 30 суток.
Экипаж: 20 человек.
Вооружение: одна 30-мм артустановка АК-630
два 12,7-мм пулемётов «Корд»
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
13. Опытовое судно проекта 20360ОС. Спущено на воду на ОАО «Окская судоверфь» (Навашино, Нижегородская область). Заводской №1802

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Технические характеристики: Водоизмещение: 1900 т.
Главные размерения: длина — 61.5 м, ширина — 15.8 м, осадка — 3.5 м.
Максимальная скорость хода: 10 узлов
14. Десантный катер «Иван Карцов» проекта 21820 «Дюгонь». Спущен на воду 30 сентября на ОАО «Восточная верфь» (Владивосток). Заводской №4001

Проектант - ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород)
Технические характеристики смотри выше.
15. Средний разведывательный корабль «Юрий Иванов» проекта 18280. Спущен на воду 30 сентября на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Заводской №787

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (Санкт-Петербург).
Технические характеристики: Водоизмещение: 2500 т. (стандартное)
Главные размерения: длина - 95 м, ширина - 16 м, осадка - 4 м.
Дальность плавания экономическим ходом: 8000 миль
Экипаж: 120 человек
Вооружение: две 14.5-мм пулеметные установки МТПУ
16. Дизель-электрическая подводная лодка Б-261 «Новороссийск» проекта 06363. Спущена на воду 28 ноября на ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Заводской №01670

Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»
Технические характеристики: Водоизмещение (надводное): 2350 тонн
Водоизмещение (подводное): 3100 тонн
Скорость (надводная): 17 узлов
Скорость (подводная): 20 узлов
Рабочая глубина погружения: 240 метров
Предельная глубина погружения: 350 метров
Вооружение: 6 533-мм ТА, боекомплект 18 ракет и торпед
Автономность плавания: 45 суток
17. Противодиверсионный катер П-? проекта 21980 «Грачонок». Спущен на воду 29 ноября на ОАО «Восточная верфь» (Владивосток). Заводской №8003
Экипаж: 57 человек

Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Технические характеристики смотри выше.
Спуск на воду катеров, кораблей и вспомогательных судов для ВМФ и БО ФСБ с 2009 г.: Проект 09/10/11/12/13 Боевые корабли и катера: _УДК_ 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 1
_955_ 0 _ 1 _ 0 _ 0 _ 1 - РПКСН
06363 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 1 - ДЭПЛ
08850 0 _ 1 _ 0 _ 0 _ 0 - АПЛ
10410 1 _ 1 _ 1 _ 0 _ 0 - ПСКР
11356 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - фрегат
11661 0 _ 0 _ 1 _ 0 _ 0 - ракетный корабль
11711 0 _ 0 _ 0 _ 1 _ 0 - БДК
12200 4 _ 3 _ 5 _ 2 _ 1 - пограничный сторожевой катер
12700 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - тральщик
18280 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 1 - средний разведывательный корабль (судно связи)
20380 0 _ 1 _ 1 _ 1 _ 0 - корвет
20385 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - корвет
21630 0 _ 0 _ 1 _ 1 _ 0 - МАК
21631 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 2 - МРК
21820 1 _ 0 _ 0 _ 0 _ 2 - десантный катер
21980 1 _ 0 _ 1 _ 1 _ 4 - противодиверсионный катер
22100 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - ПСКР
22120 1 _ 0 _ 0 _ 1 _ 0 - патрульное судно ледового класса
22350 0 _ 1 _ 0 _ 0 _ 0 - фрегат
22460 1 _ 0 _ 1 _ 1 _ 1 - ПСКР
Вспомогательные суда: 11982 0 _ 0 _ 1 _ 0 _ 0 - опытовое судно
18271 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 1 - спасательный глубоководный аппарат
19910 0 _ 0 _ 1 _ 0 _ 0 - малое гидрографическое судно
20180 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - морской транспорт вооружения
20183 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - морское судно обеспечения
20360 1 _ 0 _ 0 _ 0 _ 1 - морской транспорт вооружения
21300 0 _ 0 _ 0 _ 1 _ 0 - спасательное судно
22010 0 _ 0 _ 0 _ 1 _ 0 - океанографическое исследовательское судно
22870 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 1 - аварийно-спасательное судно
23120 0 _ 0 _ 0 _ 0 _ 0 - судно тылового обеспечения
Всего: 10 8 13 10 17

ertata*

Президент России В.В.Путин поручил Министерству обороны в 2014 году завершить развертывание инфраструктуры в Арктике и формирование новых воинских частей, входящих в перспективный боевой состав Вооруженных сил. Поблагодарив специалистов, занимавшихся в 2013 году восстановлением военной базы на Новосибирских островах, имеющей, по словам президента, ключевое значение для контроля над ситуацией во всем Арктическом регионе, он подчеркнул: "Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов".
Экономическое и стратегическое значение Арктического района чрезвычайно велико. По данным журнала Science,
Арктика хранит треть мировых запасов природного газа – 1500 трлн. куб. м. При этом почти все запасы природного газа сосредоточены у берегов России. В настоящее время на Севере добывается более 80% российского газа, свыше 90% кобальта и никеля. В целом северные территории обеспечивают формирование до 15% ВВП и около 25% российского экспорта. Странам Евросоюза рудные кладовые Арктики обеспечивают около 88% производства железа и стали, а также треть рыбного улова европейского рынка. По мере таяния арктических льдов неразведанные запасы нефти и газа становятся доступными для разведки и освоения, при этом
российская арктическая территория может содержать свыше 560 млрд. баррелей нефти, что почти в 2,5 раза больше, чем нефтяные запасы Саудовской Аравии… В силу всех этих причин Арктика уже объявлена «стратегически важным объектом для НАТО» (согласно заявлению официального представителя альянса, уроженца Канады James Appathurai, «этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО»). Буквально на днях Канада подала в ООН заявку на расширение своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров, рассчитывая получить не только Арктику,
но и Северный полюс, через который пролегает кратчайший воздушный коридор между США и Россией. Подтвердить притязания североамериканцев на Арктику можно лишь в случае, если странам-членам НАТО, уже запланировавшим разместить в Арктике военную базу, удастся навязать мнение, что хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане является «естественным продолжением» канадского шельфа.
Чем вызваны столь лихорадочная активность американцев и провокационные вбросы западных СМИ вроде того, когда британская Times написала, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может спровоцировать новую мировую войну? Тем же, что и провокационные антироссийские акции «экологов» из Greenpeace, показывающие, что готовность России защищать свои интересы в Арктике уже «проверяется на прочность»; это делается с помощью организаций, настоящий смысл деятельности которых состоит в торможении промышленного развития незападных стран под флагом защиты природы.
Северный Ледовитый океан почти всё время покрыт толстым слоем льда. Это обстоятельство существенно влияло на дислокацию вооруженных сил в регионе. В частности, в годы холодной войны основной акцент делался советской и американской сторонами на размещении баз стратегических бомбардировщиков и систем ПРО. В то время как, например, возможность наземных операций и действий флотов практически не рассматривалась.
Однако в последнее время льды якобы стали таять. По мере их таяния и даже без оного – благодаря стремительному развитию военно-технической мысли – гигантские участки арктического побережья России фактически превращаются в территории, не защищенные ни льдами, ни войсками, а НАТО обретает возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России, не встречая противодействия российской ПРО и сухопутных вооруженных сил в этом регионе.
Американцы, развернув пропагандистскую шумиху вокруг размещения своей ПРО в Восточной Европе, тем временем уже создали безо всякого шума в конце 2000-х гг. эффективную систему ПРО морского базирования и продолжают милитаризацию региона.
Военно-морским министерством США принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что «у Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе и Вашингтон готов действовать там самостоятельно или вместе с другими государствами». На Аляске уже дислоцированы три базы американских сухопутных войск и три базы ВВС, не считая нескольких объектов береговой охраны с общей численностью более 24 тыс. военнослужащих США. В Вашингтоне считают, что этих сил недостаточно и их количество будут увеличивать.
Именно поэтому российский лидер заявил всему миру о готовности отстаивать российские интересы в Арктике со всей твёрдостью. Меры по формированию новых российских воинских частей в Арктическом регионе лишают США и их союзников по НАТО, наряду с прочим, такого важнейшего козыря, как возможность нанесения неядерного удара по российским стратегическим ядерным силам. Эти меры, будучи направлены на обеспечение безопасности России посредством обретения ею крепкой арктической брони, позволяют также в случае необходимости быстро превратить щит Арктики и Северного полюса в меч возмездия…
Что же касается принципиальной российской позиции в отношении этой части планеты, то она выражалась неоднократно и остается неизменной. «Россия не видит в регионе неразрешимых противоречий, - заявил посол по особым поручениям МИД России Антон Васильев. - Будущее Арктики - это устойчивое экономическое развитие региона и широкое международное сотрудничество».
Николай Малишевский

ertata