stoletie.ru/print.php?ID=103032
Московский корреспондент Болгарского национального радио анализирует причины межэтнических конфликтов в стране
Антицыганские выступления в Болгарии начались после того, как под колесами автомобиля 23 сентября погиб 19-летний Ангел Петров. Это произошло в селе Катуница, примерно в 160 километрах к юго-востоку от Софии, машина принадлежала местному цыганскому «барону». Блюстители порядка взялись охранять дом «барона» от местных жителей вместо того, чтобы арестовать предполагаемого преступника. После этого всю страну охватили антицыганские выступления, где-то переросшие в погромы.
Среди лозунгов протестовавших были и такие: «Цыган - на мыло!», «Турков – под нож!», «Болгария для болгар», «Болгария без цыган». В Софии демонстранты пели национальный гимн и скандировали: «Свобода или смерть!».
За рулем машины, сбившей Ангела Петрова, находился один из приближенных местного цыганского «барона» Кирилла Рашкова по прозвищу «царь Киро», который в «советские времена» отбывал тюремный срок за операции с валютой и золотом. Как заявляют очевидцы, водитель наехал на подростка преднамеренно. Косвенным доказательством считается фраза, которую накануне трагедии в социальных сетях оставил один из внуков Рашкова: «Враг должен умереть в ДТП». Потушить вспыхнувший межэтнический пожар, каких, по уверению экспертов, современная Болгария не видела, пытается уже и президент страны Георгий Пырванов, дело дошло до созыва Совета национальной безопасности. Однако для самих болгар события, как теперь выясняется, особой неожиданностью не стали: когда антицыганские выступления сегодня называют пожаром, то признают, что тлел он давно.
- Цыгане у нас, чтобы было понятно, полноправные граждане страны, речь не идет о каких-то нелегальных иммигрантах, - объясняет московский корреспондент Болгарского национального радио Васко Михайлов. – Так что у них есть и обязанности, и права, определенные законодательством. Они могут, как граждане страны, входящей в Евросоюз, беспрепятственно перемещаться по континенту, что, собственно, и делают. Скажем, год назад власти Франции, после конфликтов приехавших в страну цыган с полицейскими, занялись их выселением – в основном, эти цыгане были из Румынии, однако присутствовали там и болгарские.
- Считается, что в Болгарии численность цыган составляет пять процентов от населения страны. Чем они занимаются?
- Точного их количества никто не знает, цифра варьируется в пределах от пяти до десяти процентов, то есть у нас в стране цыган может быть до 750 тысяч человек. Чем они занимаются? После начала демократических преобразований 20 лет назад многие из них лишились возможности обрабатывать землю, раньше цыгане трудились в объединениях, которые можно сравнить с советскими колхозами. У них были дома, небольшие участки земли, которые они обрабатывали и вполне себя обеспечивали. После начала перемен, когда землю стали возвращать ее бывшим собственниками, цыгане такой возможности лишились. И хлынули в города, где начали создавать незаконные поселения, что-то вроде гетто.
Власти этому процессу никоим образом не препятствовали, основы политики по национальному вопросу существовали, но скорее на бумаге. На реализацию этих программ даже шли какие-то деньги, цыган пытались приобщить к труду, решили, что они не станут получать социальной помощи, если не будут работать. Вышло же так, что цыганки, не заключая официальных браков, стали рожать много детей – на чье содержание государство обязано выплачивать пособия одиноким матерям. Говорят, что именно на эти средства как на источник существования многие из цыган и рассчитывают.
Живут они очень бедно, низкая квалификация лишает цыган возможности получить работу, а тут еще по Болгарии, как и по всем другим странам, ударил кризис 2008-го. Начались массовые увольнения, и цыгане стали первыми «на выход». Да, проводится политика, стимулирующая цыган учиться и работать, но они не пускают своих детей в школу. Они сортируют мусор и сдают вторсырье, крайне распространены кражи, которыми цыгане «зарабатывают на жизнь». Для страны большой проблемой также стала их деятельность по сдаче металлолома: цыгане принялись воровать крышки люков водосточных колодцев, что повлекло за собой даже смертельные случаи. А в одном из наших городов цыгане, проживавшие в многоэтажном городском железобетонном доме, принялись крушить стены, чтобы достать оттуда металл и сдать на пункт приема. То есть ломать свое жилище! Властям пришлось цыган оттуда выселить, а дом разрушить – пока он не рухнул сам.
Особенности этой этнической группы – и не только в Болгарии, естественно – известны. Они малообразованны, учиться не хотят, поэтому трудоустроиться им трудно, проживают они у нас на незаконно захваченных землях. И, что очень сильно раздражает население Болгарии, так это тот факт, что цыгане не платят ни за электричество, ни за воду, то есть пользуются коммунальными услугами бесплатно. Несколько лет тому назад в Пловдиве, где есть большое «гетто», цыганам отключили электричество – потому что они задолжали огромную сумму в несколько миллионов долларов, а ведь частная компания-поставщик электроэнергии не может «разбросать» свои убытки на остальных потребителей. Тогда начались цыганские бунты, они устраивали поджоги и нападали на полицейских. Не знаю, как был решен этот вопрос, но сегодня у жителей данного поселения есть и электроэнергия, и вода. Так вот, болгары задают себе резонный вопрос: «Зачем я буду оплачивать услуги ЖКХ, когда есть граждане страны, которые этого не делают и живут припеваючи, не имея конфликтов с властями?». Но вот у болгарина, который просрочит с оплатой счетов, на следующий день электричество отключат… Цыгане, к тому же, абсолютно бесплатно пользуются общественным транспортом, в Софии да и в других местах они входят, к примеру, в автобус, а контролеры делают вид, что не замечают этих безбилетников.
- Именно такой выборочный подход к применению закона и вызвал главное недовольство ваших соотечественников?
- Конечно, закон должен быть един для всех. То, что случилось в Катунице, стало лишь детонатором недовольства, накопившегося у людей. А вы знаете из-за чего, собственно, начался конфликт семьи погибшего и «барона»? Мать Ангела Петрова раньше была главой администрации Катуницы, она обвинила Рашкова в захвате большого участка земли, на котором тот построил не только свой дом, но и создал частный зоопарк и вырыл озеро. Начала с «бароном» борьбу, а закончилось все смертью юноши… Он погиб потому, что его семья имела смелость бороться против беззакония и вседозволенности таких людей, как Рашков.
Этот «барон» на протяжении нескольких лет не платил никаких налогов, в декларации указывал, что денег не зарабатывает. Но жил припеваючи, разбогатев на производстве спиртного. Думаю, что и продолжает этим заниматься. Все эти годы власти его не трогали, и таких «неприкасаемых» у нас немало, причем необязательно они цыгане. Свои «бароны» и «барончики» существуют и в городах, и в деревнях.
Полагаю, у нас нет семьи или даже отдельного человека, которые бы не пострадали в той или иной форме от преступности среди цыган. Я сознательно не употребляю оборот «от цыганской преступности», поскольку убежден: не все из них нарушают закон. Но все же большой процент цыган это делает, от чего страдают люди - прежде всего в деревнях. В провинции происходили чудовищные случаи, когда селянина убивали за кусок металла или краюху хлеба. Бездействие властей и закона в подобных ситуациях и довело общество до такого накаленного состояния. Сегодня власти обещают народу искоренить организованную преступность и коррупцию, но людей в основном донимает именно преступность на бытовом уровне. Еще раз повторю: болгары хотят справедливости и равенства всех перед законом, нынешние протесты проистекают от нежелания видеть некое привилегированное положение одной этнической группы.
- Волен Сидеров, лидер партии «Атака», представленной в парламенте, в связи с событиями в стране заявил о «цыганизации» Болгарии и обвинил полицию в том, что она избила и арестовала манифестантов «только за то, что они несли национальный флаг». Потребовал отставки премьер-министра Бойко Борисова и призвал главу государства Георгия Пырванова покинуть свой пост. Скоро, 23 октября, в Болгарии состоятся президентские и местные выборы. Волен Сидеров обещает быть «президентом всех законопослушных болгар». Может ли он победить на волне недовольства избирателей политикой нынешних властей?
- Вряд ли. У него низкий рейтинг и ограниченный круг электората. Конечно, избирателей, которые проголосуют за него, может и прибавиться, но здравомыслящие люди не слишком одобряют экстремистские призывы Волена Сидерова. Естественно, он может набрать очков на чистом популизме – ведь он говорит то же самое, что говорят сегодня многие болгары. Однако у него слишком радикальные рецепты решения проблемы. Следует иметь в виду еще одно обстоятельство: у нас в стране часто исход выборов решали именно голоса избирателей-цыган. Они голосуют так, как им скажет их лидер, есть у нас еще и практика покупки голосов, которая она используется на всех уровнях, но особенно – в ходе выборов регионального руководства. Волеизъявление избирателей-цыган покупают просто деньгами, или «накрывают поляну», как принято выражаться. Несколько лет тому назад был принят закон, устанавливающий наказание за подобные действия, какие-то меры были приняты, разбирательства ведутся, однако подкуп продолжается. При этом сами политики смотрят на цыган только как на «электоральные единицы», и вспоминают о них исключительно перед выборами.
Нельзя исключать связи между предстоящими выборами и происходящими событиями. Некоторые политологи считают: нынешняя конфликтная ситуация выгодна властям, поскольку отвлекает внимание болгар от других проблем. Каких? Это растущая в последние годы безработица, особенно среди молодежи, «замороженный» уровень доходов населения. У нас плохо с инвестициями, неблагополучно с демографией, молодежь, причем образованная, бежит из страны, потому что не видит для себя перспектив на родине. Настроения пессимизма сегодня присущи очень и очень многим моим соотечественникам. У властей есть прекрасная возможность объединить нацию, сформулировать путь развития. Однако все ограничивается лишь латанием дыр.
К решению существующей проблемы необходимо в обязательном порядке привлекать и цыганских лидеров, но этого тоже не делается. В Болгарии живут очень толерантные люди, даже в нынешней накаленной обстановке большинство понимает: происходит не бунт против цыган, а, главным образом, бунт против бессилия властей. Жизнь болгар не назовешь сладкой, почва для радикальных настроений есть, так что вполне возможно, что кому-то выгодно направить всю протестную энергию против цыган.
Беседу вел Виктор Грибачев
Специально для Столетия