Русский народ остер на язык. За словом, как говорится, в карман не полезет. Однако, доставая в очередной раз бранное слово из «лексического кармана», не лишним будет узнать о его первоначальном значении. Почему оно, собственно, стало бранным?
Дурак
Пожалуй, самое распространенное (наряду с «женским» вариантом – дура) из отечественных ругательств. Надо сказать, что «дураки» на Руси появились относительно недавно: в широкий обиход это слово вошло во второй половине XVII века с легкой руки протопопа Аввакума. Лидер староверов в сердцах так именовал почитателей «бесовской мудрости»: риторики, философии, логики и т.д. Интересно, что поборники старой веры затем стали называть «дураками» защитников исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона.
Интересно, что Аввакум подсмотрел это слово из скоморошеской культуры: вероятно, это было названием одной из ватаг скоморохов. Лингвисты полагают, что «дурак» происходит от индоевропейского dur (кусать, жалить) и буквально переводится как «укушенный», «ужаленный». Возможно, «титул» дурака был связан с ритуалом посвящение в скоморохи – по одной из версий человек должен бы пережить укус гадюки. Кстати, исходя из этой гипотезы, пословица «дурак дурака видит издалека», скорее всего, изначально имело отношение именно к скоморохам. Дураки, в нынешнем смысловом значении, вряд ли способны идентифицировать себе подобных.
Сволочь
Слово происходит от глагола «волочь», «волочить». Изначально «сволочь» означало «сволочённый куда-либо мусор». Затем это понятие стали переносить на бродяг и прочий «никчемный люд».
Подлец
Этому ругательству мы научились у литовцев, который использовали термин «подлый» в отношении людей с худородным происхождением. Еще в XVIII веке слово «подлые люди» было официальным термином, которым в государственных документах обозначали так называемых «нерегулярных» горожан, не входивших в состав мещанства. Как правило, это были чернорабочие, гастарбайтеры из деревень, живущие в городе на полулегальном положении (вроде «лимитчиков» советского времени). И только в конце XVIII века слова «подлец», «падла» пополнили словарь мещанской нетерпимости.
Подонок
Это слово (правда, во множественном числе – «подонки») мирно просуществовало в русском лексиконе несколько столетий, означая всего лишь остатки жидкости на дне сосуда. В XIX веке с чьей-то легкой, изощренной, руки оно перенеслось на обитателей питейных заведений, предпочитающих допивать капли алкоголя их чужих рюмок. Затем появилось выражение «подонки общества»: так называли асоциальные элементы города.
Мерзавец
Точное значение этого слова сегодня не может объяснить ни один ученый. Правда, практически все лингвисты сходятся во мнении, что «мерзавец» (он же «мразь») приходится родственником «морозу». Конечно, вряд ли «мерзавца» можно расшифровать как «морозный человек». Даже «отморозок», как вариант перевода, тоже не очень вяжется – уж слишком много экспрессии, презрения, обычно вкладывают, когда говорят «мразь». Есть гипотеза, что мерзавцами называли преступников, казненных путем утопления подо льдом. В русской традиции считалось, что человек, принявшей такую смерть становится «заложным покойником», то есть обречен на вечные скитания на земле в призрака или даже – упыря.
Дрянь
ероятно, первоначально употреблялось в значении «чего-то содранного» – коры дерева, кожи животного и т.д. Затем, как пришли к выводу лингвисты, «дрянью» стали называть нечто, не представляющее ценности. Правда, есть экзотические версии, которые утверждают, что слово каким-то образом связано с казнью путем сдирания кожи. Иными словами «дрянью» называли людей, «достойных» такой экзекуции.
Быдло
Здесь все просто: «быдло» переводится с польского, как скот. Высокомерные шляхтичи так предпочитали называть работников сельского хозяйства. Затем нехорошая привычка передалась русским дворянам, а от них пошла гулять по мещанской среде. Интересно, что чехи, соседи поляков употребляют слово «быдло» в значении «кров», «жилище». Поэтому если вы станете жертвой оскорбления этим словом, примеряйте для себя чешский вариант.
Известный немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр был известным мизантропом, закоренелым холостяком и любителем свободы. Он тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, высоко оценивал работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма.
Артур Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма». Но это не помешало ему глубоко исследовать человеческую природу во всех ее проявлениях, её мотивацию и желания. Его стиль письма прозвали афористичным — многие его цитаты стоят того, чтобы их выучить наизусть.
Артур Шопенгауэр
Публикуем два десятка высказываний Артура Шопенгауэра.
Мы называем их еще падающими звездами, звездным или метеорным дождем и метеорным потоком.
Но на самом деле звездопад – это все-таки метеорных поток, а метеоры вовсе не являются звездами. По сути, это космический мусор – маленькие частицы пыли и льда, оставшиеся после комет, которые движутся слишком близко к солнцу. Когда наша планета проходит через этот мусор, частички попадают в атмосферу, где они трутся с молекулами воздуха и сгорают. И именно это мы можем видеть в небе.
Квадрантиды
Квадрантиды, как правило, активны в январе. Обычно можно увидеть около 25 метеоров, каждый час пролетающих в ночном небе. Радиант или область небесной сферы, кажущаяся источником Квадрантидов, находится в северной оконечности созвездия Волопаса, рядом с Большой Медведицей. Этот метеорный поток лучше всего видно из северного полушария
Лириды
Лириды активны в апреле. Во время пика потока каждый час в ночном небе можно наблюдать приблизительно от 10 до 15 метеоров. Но иногда бывают и редкие всплески — до 100 метеоров в час. Радиантом Лирид является звезда Вега в созвездии Лир. Лириды лучше всего видны из северного полушария.
Эта-Аквариды
η-Аквариды активны в период с апреля по май. В зависимости от местонахождения можно увидеть от 10 до 60 метеоров каждый час. Радиантом этого потока является звезда Эта в созвездии Водолея. Эта-Аквариды лучше всего видны из южного полушария.
Дельта-Аквариды
Дельта-Аквариды активны с июля по август. В ночном небе каждый час можно наблюдать от 15 до 20 метеоров. Радиантом является звезда Скат или Дельта созвездия Водолея. Этот метеорный поток лучше всего виден из южного полушария.
Альфа-Каприкорниды
Альфа-Каприкорниды активны в период с июля по август. Это один из самых слабых метеорных потоков — не более 5 метеоров в час. Но он хорошо известен благодаря зрелищным ярким болидам – свечение метеора становится настолько ярким, что заслоняет остальную часть неба. Поток наблюдается в северном и южном полушариях.
Персеиды
Персеиды также активны в период с июля по август. Метеоры высвобождаются из кометы Свифта-Туттля. Обычно можно увидеть от 50 до 75 метеоров в час. Их кажущимся источником является созвездие Персея. Эти метеоры яркие и быстрые и часто оставляют после себя стойкие шлейфы в небе. Они лучше всего видны из северного полушария.
Ориониды
Ориониды активны в период с октября по ноябрь. Хотя обычно можно увидеть всего лишь 10-20 метеоров в час, несколько лет поток конкурировал по активности с Персеидами, ежечасно выпуская от 50 до 75 метеоров. Этот поток также известен тем, что время от времени порождал стойкие следы и огненные шары. Кажущимся источником метеоров является созвездие Орион.
Дракониды
Дракониды активны в октябре. Хотя поток, как правило, довольно скуден, выпуская лишь несколько метеоров в час, бывали времена, когда Дракониды ежечасно являлись источником тысяч метеоров. Эти метеоры кажутся вылетающими из головы созвездия Дракона в северном небе. Из-за этого поток лучше всего виден из северного полушария.
Южные Тауриды
Южные Тауриды активны с сентября по ноябрь. Несмотря на то, что поток активен в течение более двух месяцев, он редко производит более 5-7 метеоров в час, даже в пике. Тем не менее, этот поток является причиной возникновения многих огненных шаров. Кажущимся источником Южных Таурид является созвездие Тельца.
Северные Тауриды
Северные Тауриды активны в период с октября по декабрь. Поток очень похож на Южные Тауриды, производя лишь скромные 7 метеоров в час. Метеоры часто довольно медленные, но могут быть очень яркими, иногда с огненными шарами. Как и в случае с Южными Тауридами, кажущимся источником Северных Таурид является созвездие Тельца.
Леониды
Леониды активны в ноябре. Они происходят из кометы Темпеля-Туттля. Хотя каждые несколько десятилетий поток создает настоящие метеорные штормы с тысячами метеоров в минуту, в большинстве случаев ежечасно можно наблюдать всего лишь 10-15 метеоров. Радиантом потока является созвездие Льва.
Геминиды
Геминиды активны в декабре, и, как правило, являются самым сильным метеорным потоком года. Метеоры, часто белые и яркие, могут падать очень часто — до 120 в час. Радиантом этого потока являются звезды Кастор и Поллукс в созвездии Близнецов. Геминиды лучше всего видны из южного полушария.
Урсиды
Урсиды активны в декабре. Метеоры летят в небе со скоростью 10-15 штук в час, со случайными всплесками до более 25 вспышек в час. Метеоры происходят из кометы Туттля. Поток можно увидеть только из северного полушария. Радиант находится в созвездии Малой Медведицы.
Публикуем лекции, в которых лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман рассказывает, как на нас воздействует наше «настоящее Я», насколько оценка жизни влияет на переживаемое счастье, какие когнитивные искажения мешают нам оценивать своё благополучие и почему интуиция может работать не во всех областях человеческой деятельности.
Психолог Даниэль Канеман – один из основоположников психологической экономической теории и, пожалуй, самый известный исследователь того, как человек принимает решения и какие ошибки, основанные на когнитивных искажениях, допускает при этом. За изучение поведения человека в условиях неопределенности Даниэль Канеман получил в 2002 году Нобелевскую премию по экономике (это единственный случай, когда Нобелевскую премию по экономике получил психолог). Что такого удалось открыть психологу? За много лет исследований, которые Канеман проводил с коллегой Амосом Тверски, учёные выяснили и экспериментально доказали, что человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость и иррациональность.
И с этим, согласитесь, сложно поспорить. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 3 лекции Даниэля Канемана, в которых он ещё раз пройдётся по нерациональной человеческой природе, расскажет о когнитивных искажениях, мешающих нам адекватно принимать решения, и объяснит, почему не всегда стоит доверять экспертным оценкам.
Даниэль Канеман: «Загадка дихотомии «опыт-память»
Используя различные примеры, от нашего отношения к отпускам до впечатлений от колоноскопии, нобелевский лауреат и основоположник бихевиористской экономики Даниэль Канеман демонстрирует, насколько по-разному наше «испытывающее я» и наше «помнящее я» воспринимают счастье. Но почему так происходит и к каким последствия ведёт подобное расщепление нашего «Я»? Ответы ищите в этой лекции.
Сейчас все говорят о счастье. Однажды я попросил одного человека посчитать все книги со словом «счастье» в названии, опубликованные за последние 5 лет, и он сдался после 40-й, но их, конечно, было еще больше. Подъем интереса к счастью огромный среди исследователей. Существует множество тренингов на эту тему. Каждый хочет сделать людей счастливее. Но несмотря на такое обилие литературы, существуют некие когнитивные искажения, которые практически не позволяют правильно думать о счастье. И мое выступление сегодня в основном будет посвящено этим когнитивным ловушкам. Это касается и обычных людей, думающих о своем счастье, и в той же мере ученых, размышляющих о счастье, так как оказывается, что мы все запутались в равной степени. Первая из этих ловушек — это нежелание признать, насколько сложно это понятие. Оказывается, что слово «счастье» больше не является таким уж полезным словом, потому что мы применяем его по отношению к слишком разным вещам. Думаю, что есть одно конкретное значение, которым мы должны ограничиться, но, в общем и целом, это то, о чем нам придется забыть и выработать более комплексный взгляд на то, что такое благополучие. Вторая ловушка — это смешение опыта и памяти: то есть между состоянием счастья в жизни и ощущением счастья относительно своей жизни или ощущением, что жизнь тебя устраивает. Это две абсолютно разные концепции, но обе они обычно объединяются в одно понятие счастья. И третья — это иллюзия фокуса, и это печальный факт, что мы не можем думать о каком-либо обстоятельстве, которое влияет на наше благополучие, не искажая его значимости. Это самая настоящая когнитивная ловушка. И просто не существует способа понять все это верно.
Даниэль Канеман: «Исследование интуиции» (Explorations of the Mind Intuition)
Почему интуиция иногда работает, а иногда нет? По какой причине большинство прогнозов экспертов не сбываются и можно ли вообще доверять интуиции экспертов? Какие когнитивные иллюзии мешают делать адекватную экспертную оценку? Как это связано со спецификой нашего мышления? Чем отличаются «интуитивный» и «думающий» типы мышления? Почему интуиция может работать не во всех областях человеческой деятельности? Об этом и многом другом Даниэль Канеман рассказал в своей видеолекции Explorations of the Mind Intuition.
*Перевод начинается с 4:25 минуты.
Даниэль Канеман: «Размышление о науке благополучия»
Развёрнутый вариант TED-выступления Даниэля Канема. Публичная лекция, прочтённая психологом на Третьей международной конференции по когнитивной науке, также посвящена проблеме двух «Я» — «помнящего» и «настоящего». Но здесь психолог рассматривает эту проблему в контексте психологии well-being. Даниэль Канеман рассказывает о современных исследованиях благополучия и тех результатах, которые ему и его коллегам удалось получить за последнее время. В частности, он объясняет, от каких факторов зависит субъективное благополучие, как на нас воздействует наше «настоящее Я», что представляет из себя концепция полезности, от которой зависит принятие решений, насколько оценка жизни влияет на переживаемое счастье, как взаимосвязаны внимание и удовольствие, которое мы испытываем от чего-либо, и насколько мы преувеличиваем значение того, о чём мы думаем? И, конечно же, не остаётся без внимания вопрос, какое значение исследования переживаемого счастья имеют для общества.