Москва. 17 января. ИНТЕРФАКС - За информационными вбросами протодиакона Андрея Кураева по поводу "голубого лобби" в Церкви кроется стремление к мести и самопиару, считают в Московском патриархате.
"Никакого суждения не может быть вынесено на основе сплетен или слухов, на основе кампании, которая совершенно определенным образом имеет отношение к мести уволенного преподавателя духовных школ", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в эфире программы "Комментарий недели" на православном телеканале "Союз".
По его словам, уволенный в конце декабря из Московской духовной академии протодиакон посвящает большую часть времени, в том числе рождественских дней, распространению интернет-сплетен, анонимок, которые не содержат "ни доказательств вины того или иного человека, ни официально сформулированных обвинений".
Как подчеркнул священник, если действительно грех мужеложства существует в церковной среде, он должен быть обличен и наказан по нравственным принципам Церкви, но для этого нужен церковный суд, и он должен руководствовать показаниями двух или трех свидетелей, которые при этом никак не могут быть анонимами.
Представитель Церкви назвал блог А.Кураева "отравленным и нечистым источником", который не может принести пользу церковной жизни именно в силу настроя автора к Церкви. Он констатировал, что этот блог практически игнорируется верующими людьми, он не повлиял на самоощущение Церкви и сегодня питает только тех, кто испытывает к ней недобрые чувства, "пытается реформировать ее вопреки евангельскому слову, наследию святых отцов".
По словам отца Всеволода, А.Кураев понимал, что "большинство иерархов, пастырей, мирян не приемлют того, что он говорит и делает", но ответом на это было не покаяние, "а желание отомстить и настоять на том, что он не такой, как прочие люди, что он может рассчитывать на совершенно особое отношение, потому что у него в руках есть некие информационные возможности, он может громко бросить какие-то обвинения".
Священник считает, что увольнение протодиакона из МДА - логичное развитие событий, "это то, к чему отец Андрей шел в течение многих лет, все больше изолируясь от церковного организма, окружая себя подпевалами" из числа представителей церковной и околоцерковной молодежи и теми, кому он был выгоден как человек, "который вроде бы изнутри Церкви" выражал несогласие со многим из того, что она делает.
По мнению священника, А.Кураеву следует покаяться, и, "наверное, все еще такой шанс есть, потому что в жизни отца Андрея было много вдохновляющих, миссионерских, проповеднических, писательских успехов". Он пожелал протодиакону восстановиться духовно "без мести, шантажа, без злобы" и предостерег от пополнения рядов раскольников, тех, кто, "точно так же в свое время объясняя свои слова и действия благими разговорами, покинул Церковь и стал ее разрушать".
Отец Всеволод также рассказал, что много раз слышал жалобы преподавателей и студентов всех учебных заведений, в которых преподавал отец Андрей, на некоторые его высказывания. Это, в частности, касалось и его оценки кощунственной акции "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя, "и разговоров о том, что христиане якобы не имеют права призывать государство к тому, чтобы оно ограничивало зло и поддерживало добро силой власти, закона", и пренебрежительного отношения ко многим святыням, "граничащего периодически с кощунством".
По его мнению, информационная кампания отца Андрея была нацелена на то, чтобы избежать увольнения из МДА, предупредить: "не смейте меня тронуть". "Я не такой как прочие, я особый, я требую особого отношения к себе - эта идея очень сильно присутствовала в жизни отца Андрея Кураева в течение многих лет", - заявил отец Всеволод.
Он привел пример, как отец Андрей, будучи студентом МДА значительную часть времени проводил в приемной ректора или в коридоре, чтобы предложить какие-то проекты, тексты, то есть "выслуживаться, доказывать свою особость, добиваться особенного отношения".
По словам священника, в 1991 году, став референтом патриарха Алексия II, А.Кураев "практически сразу приступил к интригам". Так, когда окончилась неудачей деятельность ГКЧП, он распространил среди журналистов либеральных изданий написанный им текст, который предлагался в качестве публикации за чужой подписью. Целью было отстранение от должности по обвинению якобы в сотрудничестве с ГКЧП многих иерархов и замена их на людей, лояльных А.Кураеву. Тогда его отстранили от должности референта.
"Так же звучали обиды, разговоры о том, что он очень много знает и его нужно бояться", - напомнил отец Всеволод.