2017-01-17 14:16:47
«И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас. Давайте ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас. Давайте исхитримся (против) него…». (Шмот 1:9)
Наши мудрецы говорят, что фараон опасался прежде всего избавителя евреев. Его звездочёты предсказали, что у евреев родится избавитель, который спасёт их от египетского ига. Фараон решил ухитриться и издал указ утопить всех еврейских младенцев в Ниле. Однако Творца невозможно обхитрить, как сказал царь Шломо (Мишлей 21:30): «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета против Г-спода». Пишет Рамхаль в книге Даат Твунот: «ни одно из Его созданий не может противостоять Ему… Все их ухищрения — ложь, и не помогут они им, ведь Он — господин всего, и нет другого, кроме Него».
Фараону не только не удалось воспрепятствовать избавлению евреев, а, напротив, он сам, как ни удивительно, всеми своими действиями способствовал этому. Тем, что он утяжелил работу евреев, он способствовал тому, что евреи воззвали к Творцу. А тем, что он приказал бросить еврейских младенцев в Нил, способствовал тому, что его дочь, когда шла по берегу Нила, увидела Моше и взяла его в дом фараона, где Моше и вырос. Выходит, что фараон сам вырастил Моше в своём доме.
И так все желания грешников, желающих помешать планам Г-спода: они не только не преуспеют в этом, но и, как выяснится в конце концов, будут всеми своими действиями способствовать этому. И об этом сказал Иов (37:12) «Он вращает круги по замыслу Своему». Рамхаль пишет, что, когда откроется нашим глазам, что никакие изощрения грешников не только не помогут им помешать планам Творца, но и будут способствовать им, мы явно увидим единство Творца, в чём и заключается цель всего происходящего в мире. И об этом говорит пророк Йишаяу (45:6-7): «Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я — Б-г (Сущий), и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я — Б-г (Сущий), делающий все это».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И сказал Г-сподь Моше и Аарону так: Когда будет говорить вам Фараон так: «Дайте о себе знак в подтверждение», — ты скажи Аарону: Возьми твой посох и брось пред Фараоном, — он станет змеем. И пришел Моше и Аарон к Фараону, и сделали они так, как повелел Г-сподь, и бросил Аарон свой посох пред Фараоном и пред его слугами, и (посох) стал змеем. И призвал также Фараон мудрецов и чародеев, и сделали также они, маги (ворожеи) Египта, своими заклинаниями то же. И бросили они каждый свой посох, и превратились посохи в змей, и проглотил посох Аарона их посохи» (Шмот 7: 8-12)
На первый взгляд, неясно, почему Б-г позволил магам фараона повторить чудо с посохом. Кроме того, если у них была возможность сделать то же самое, пользуясь силами колдовства, почему вообще то, что сделал Моше, считается чудом?
Ответ на этот вопрос мы сможем получить из 12-ого стиха: «и проглотил посох Аарона их посохи». Как мы видим, было преимущество у посоха Аарона над посохами магов: именно его посох проглотил их посохи, а не наоборот. Ещё большее чудо было в том, что посох Аарона проглотил их посохи в то время, когда он уже стал снова посохом, как это видно из слов Торы: «и проглотил посох Аарона». И так пишет Раши: «И проглотил посох Аарона – после того, как стал снова посохом, проглотил все их посохи».
Однако всё же непонятно, почему Творец сказал Моше сделать такое чудо, часть которого маги смогли повторить, что создавало впечатление, что маги также могут повторить это чудо? Почему Г-сподь не сказал Моше сделать какое-то чудо, которое маги абсолютно не могли бы повторить, даже частично?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что, даже творя чудеса, Всевышний оставляет человеку свободу выбора. Чудеса делаются так, чтобы оставить место грешнику, который не желает задуматься над ними, считать, что в них нет никакого чуда. Тот же, кто захочет узнать истину, задумается над ними и увидит в них настоящие чудеса, понимая, что их невозможно объяснить природными явлениями.
Так же дело обстоит и с первыми двумя казнями. Б-г их сделал таким образом, чтобы они были похожи на колдовство, которые маги фараона в состоянии сделать, для того чтобы у египтян оставалась свобода выбора. Тот, кто захочет узнать истину, увидит разницу между чудесами, которые показал Моше, и такими же чудесами, совершёнными магами. Ведь несмотря на то, что маги фараона смогли повторить эти действия: превратить воду в кровь и наслать лягушек, они, в отличие от Моше, не смогли прекратить эти казни. Фараон обращается именно к Моше с просьбой их прекратить.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
2017-01-17 13:09:37
«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». ( ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». (Берейшит 1:5)
Раши спрашивает: для чего Тора сообщает нам, что Йосеф был в Египте, ведь мы уже знаем об этом из всего рассказанного до сих пор. Отвечает Раши, что Тора намеревается тем самым сообщить о праведности Йосефа. «Это тот Йосеф, который пас овец своего отца, и это тот же Йосеф, который оказался в Египте и который стал правителем, и он остался в своей праведности», — пишет Раши.
Настоящая слава человека заключается в его способности остаться непреклонным в своей праведности и своих суждениях, несмотря ни на какое окружение, где бы он ни оказался, и ни на какие соблазны.
Даже если все вокруг него считают иначе, он не отойдёт от истины, которую постиг, ни на миллиметр. В этом была также особенность и праотца Авраама, который назвался «иври». Мидраш («Берейшит Раба») поясняет, что Авраам назван так, поскольку весь мир находился – по своим мнениям и взглядам на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой (эвер на иврите — «сторона»). Познав истину о единстве Творца, Авраам уже не оставлял её, несмотря на окружение идолопоклонников, в котором находился. Йосеф унаследовал у Авраама эту силу.Он был в Египте один – в окружении идолопоклонников. Более того, будучи на таком высоком посту, Йосефу было гораздо тяжелее не разделять мнение всех окружавших его, нежели обычному человеку. Несмотря на это, Йосеф остался непоколебимым.
Различные искушения также оставили Йосефа непоколебимым в его вере. Талмуд сообщает, что жена Потифара меняла каждый день свои одежды по нескольку раз, чтобы ввести его в соблазн. Она угрожала ему тюремным заключением, страданиями, пыталась словесно убедить его согрешить, а также предлагала различные ценности.
Талмуд сообщает, что из поведения Йосефа мы можем выучить то, что у каждого человека в любой ситуации есть возможность сохранить свою праведность.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
Из книги «Еврейский ответ» Фараон приказал 2 повивальным бабкам убивать всех младенцев мужского пола сынов Израилевых. Что, в народе было всего 2 повитухи?
Ибн-Эзра в своём комментарии на Пятикнижие (Шмот 1:15) пишет, что обе повитухи, Шифра и Пуа, «главными были над всеми повитухами, потому что, без сомнения, было [там] более пятисот повитух, но эти две начальницами были над ними». Т.е. Шифра и Пуа отвечали за работу многочисленных повитух. Поэтому фараон приказал всем повитухам — через Шифру и Пуа — убивать всех еврейских младенцев мужского пола.
Так же объясняет этот стих и рав Эзра Дангур (главный раввин Багдада около 70 лет назад) в своей книге «Эдэй Заав». И добавляет, что «сами Шифра и Пуа занимались родовспоможением лишь в редких случаях, и слова “Но повитухи боялись Б-га…” (Шмот 1:17) относятся к рядовым повитухам, а не к Шифре и Пуа. Но фараон вызвал к себе только этих двух женщин, начальниц. И поскольку приказ был негласным, был тайно отдан лишь этим повитухам-начальницам — чтобы матери не поняли, что младенцев убивают намеренно, — фараон и спросил Шифру и Пуа (Шмот 1:18): “Для чего вы сделали это и оставляли детей в живых?”, — т.е. “Почему вы не повелели повитухам убивать детей?” На это ответили Шифра и Пуа (Шмот 1:19): “Прежде, чем придёт к ним повитуха, они рожают”. Они не сказали “Прежде, чем придём к ним мы…”. Из этих слов ясно, что речь идёт о рядовых повитухах, подчинённых Шифры и Пуа». источник: www.imrey.org
2017-01-13 16:24:01
«3вулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном, а край его у Цидона.& ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«3вулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном, а край его у Цидона.» (Берейшит 49:13)
Комментирует Раши: «На морском побережье будет (расположена) его земля… Его всегда найдешь на берегу корабельном, в гавани, куда суда доставляют товары, ибо Звулун занимался торговлей и доставлял пропитание колену Иссахара, а они занимались Учением». Раши добавляет, что об этом «сотрудничестве» упоминает Моше в своём благословении (Дварим 33:18): «Радуйся, 3евулун, при выходе твоем, а ты, Иссахар, в шатрах твоих».
Из слов наших мудрецов в трактате Ктубот (111 б) видно, что основная вещь, в заслугу которой человек удостаивается Будущего Мира, — изучение Торы. Однако, говорят мудрецы, также и тот, кто сам не является знатоком Торы, но материально поддерживает изучающих Тору, чтобы дать им возможность полностью погрузиться в учение, удостаивается в заслугу этого Будущего Мира. Чья же награда будет больше – самого мудреца Торы или того, кто его поддерживает? С одной стороны, несомненно, именно того, кто изучает Тору, ведь он сам непосредственно занимается её изучением. И так сказали мудрецы (там же): «Все благополучие, о котором говорили пророки, относится только к награде, которой удостоится тот, кто поддерживает материально мудреца Торы, однако награда самого мудреца Торы будет настолько велика, что пророки не могли её видеть в своём пророчестве».
Тем не менее, в определённом аспекте есть приоритет в получении небесного благословения у того, кто поддерживает изучающего Тору, перед самим знатоком Торы. Виленский Гаон говорит, что это мы можем видеть из того, что Яаков и Моше упомянули Звулуна в своём благословении перед Иссахаром. Он пишет, что объяснение этому заключается в том, что Звулун является причиной, благодаря которой у Иссахара есть возможность изучать Тору, а без этой поддержки изучение было бы невозможно.
Подобный принцип мы выучиваем и из слов Талмуда в трактате Брахот (17 а). Там сказано, что основную награду женщины получат за то, что являются подспорьем своим мужьям в изучении Торы и посылают своих сыновей в место, где их обучают Б-жественному учению. Талмуд утверждает, что за эти поступки женщины могут рассчитывать удостоиться в Будущем Мире даже большей награды, нежели сами мужчины, изучающие Тору.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак« источник: www.imrey.org