... (дополнение к недельной
Торы из других ... выводит из этой
Хида (рав Хаим ...
Афтара (дополнение к недельной главе Торы из других частей ТАНАХа. прим. Хиллит) к недельному разделу Бешалах – песнь Дворы (Судьи, гл. 28). Она учит нас многому.
1. Как и любая победная песнь, она учит нас тому, что нужно радоваться падению врагов Израиля. И не нужно стесняться того, что мы рады горю наших врагов, как это видно из стиха (28:31) “В окно сквозь решетку смотрела во все глаза мать Сисры: отчего долго не приходит колесница его… Так да погибнут все враги Твои, Господи”.
2. Нужно благодарить Бога за военную победу даже тогда, когда представляется, что ее добились люди своими силами. Колена Израиля воевали – и им помогли необычные природные явления, когда ручей Кишон вышел из берегов. И тем более в наши дни мы должны говорить хвалу Богу за наше Избавление.
3. Упоминание о Даровании Торы на Синае, естественным образом возникает, когда мы воспеваем Бога, даже тогда, когда это не имеет отношения к теме песни. “Горы таяли пред Господом, этот Синай – пред Господом, Богом Израиля” (ст. 5). И это показывает нам насколько большое впечатление оставило Дарование Торы у наших предков, в народе Израиля. (И, кстати, это явное противоречит распространенным теориям библейской критики).
4. Нужно сделать выводы о том, в чем были наши ошибки – даже, если война завершилась победой. Двора восхваляет определенные колена, которые участвовали в сражении, и резко порицает те колена, которые уклонились от участия в войне. И даже проклинает жителей города Мероз.
5. Участие в сражении должно быть не “с помощью Господа”, а “на помощь Господу” (ст. 23). Эта война служит освящению Господа в Его мире, и победа в ней служит исполнению Божественной Воли.
6. Воины полагаются не на свои духовные заслуги, на Тору, заповеди и добрые дела, – но на самопожертвование в сражении: “Зевулун – народ, смертельно рисковавший жизнью своей” (ст. 18).
7. Нужно воевать даже тогда, когда мы слабее в технологиях, и не отчаиваться: “Видели ли щит и копье у сорока тысяч Израильтян?” (8).
8. У Яэль, жены Хавера кейни, мы учим, что и одиночка может решить исход целой битвы. И поэтому человек не должен говорить: “Кто я такой, чтобы привести Избавление Израилю”.
9. Даже такой герой, как Сисра, в конце концов пал, так как он поддается своим страстям, как это следует из слов утешения, которые мудрые женщины приводят матери Сисры: “они делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину” (ст. 28). И истинный герой – это тот, кто справляется со своими страстями: “любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей” (ст. 31, см. трактат Гитин 36б).
10. Когда есть откровение, то нет запрета слушать пение женщины. Так выводит из этой главы Хида (рав Хаим Иосеф Давид Азулай), в своей книге “Рош Иосеф”, в комментарии на недельный раздел Бешалах (стр. 123), и также считал его рав Ор hа-Хаим (рав Хаим бен Атар) – см. там же. Он объяснял, что то, что написано у Исайи (12, 6): “Ликуй и пой, жительница Сиона” – что женщины могут петь без опасений, это “так как велик в среде твоей Святой Израиля”. И таким образом, нет никакой проблемы слушать пение Номи Шемер “Иерусалим Золотой” – поскольку это время проявления Божественного Присуствия в Израиле, во время Шестидневной войны.
источник
Крыма подвёл итоги ...
... названные в начале
, умерли, положение ... />Примерно в середине
сообщается, что жестокий ...
Материалы рассылки за 5767 год.
Мы начинаем чтение второй книги Пятикнижия — «Шмот» («Имена»). В ней говорится о пребывании евреев в Египте, о тяготах рабства, об Исходе евреев из Египта, чудесном переходе Красного моря и получении Торы у горы Синай.
Первая недельная глава книги «Шмот», которая носит то же название, начинается с перечисления имен родоначальников одиннадцати колен Израиля, пришедших в Египет вместе с Яаковом: «И вот имена…»
Глава сообщает, что с момента, когда Иосеф и все его братья, поименно названные в начале главы, умерли, положение евреев в Египте стало меняться. Сначала евреи превратились в рабов на тяжелых общественных работах, потом фараон издал приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, поскольку ему предсказали рождение вождя и избавителя порабощенных им евреев.
Глава сообщает о рождении такого вождя — Моше и о его спасении (широко известная история о том, как мать спрятала младенца Моше в коробе в прибрежном тростнике). Ребенка находит дочь фараона и берет его к себе. Став взрослым, Моше бежит из Египта, приходит в Мидьян, женится на дочери мидьянского князя Итро, возвращается в Египет по велению Б-га, который говорит с Моше из охваченного пламенем терновника (знаменитый эпизод про горящий и не сгорающий куст).
Моше и его брат Аарон обращаются к фараону с просьбой отпустить народ Израиля, чтобы он мог служить своему Б-гу. В гневе фараон ужесточает условия подневольного труда евреев. Положение евреев становится еще хуже.
Как к евреям пришло избавление?
Примерно в середине главы сообщается, что жестокий фараон, сделавший евреев рабами и приказавший убивать новорожденных еврейских мальчиков, умер. Сказано об этом так: «И было, по [прошествии] многих дней умер царь Египта, и стенали сыны Израиля от [тяжкой] работы и громко взывали, и вознесся к Б-гу их вопль от работы. И услышал Б-г их стон»(Шмот, 2:23). Далее говорится, что Моше, который в это время находится вне Египта, получает приказ Свыше отправиться в Египет и добиваться у фараона освобождения евреев. Как мы знаем, Всевышний поддерживает требования Моше чудесами и знамениями (т.наз. десятью египетскими казнями), о чем говорится в последующих главах, и это в конце концов приводит к Исходу евреев из Египта. Таким образом, решающим моментом в избавлении евреев от рабства явился «их вопль», т.е. молитва.
Существует несколько толкований выражения «умер царь Египта».
Мидраш задает вопрос: почему если «умер царь Египта», то «и стенали сыны Израиля» ? Разве смерть фараона была для них горем? А если они «стенали… от [тяжкой] работы», то почему именно теперь? Дело в том, говорит мидраш, что царь Египта не умер, а заболел проказой. Мидраш понимает здесь «умер» как «смертельно заболел». Кроме того, прокаженный отлучен от людей, с ним не вступают в контакт, и в этом отношении он подобен мертвому.
Подкрепляя мнение, что слово «умер» здесь не следует понимать буквально, Виленский гаон указывает на утверждение другого мидраша: «Нет власти в день смерти». Говоря о смерти, священные книги не употребляют слово «царь», они называют только имя, ибо умирает не царь, а человек. Здесь же сказано «царь». Значит, речь не идет буквально о смерти.
Для излечения от проказы египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.
Рамбан придерживается мнения, что фараон действительно умер. А воззвали евреи к Небесам, потому что после смерти фараона по-настоящему осознали свое положение. Когда страной управляет жестокий правитель, причину бед угнетенный и страдающий народ видит в нем. Все думают, что если руководство перейдет к кому-то другому, положение изменится. Наконец евреи дождались — фараон умер. Но для них ничего не изменилось. И они поняли, что дело не в фараоне. До сих пор они полагали, что в Египте вполне можно жить, был бы только царь подобрее. Но оказалось, что дело не в царе, а в том, что они находятся в галуте — в изгнании. И они воззвали к Всевышнему о помощи, об освобождении.
Так или иначе, положение евреев после того, как «умер царь Египта», было чрезвычайно тяжело. Известно, что молитва человека, находящегося в беде, обладает огромной силой. Почему? Потому что он взывает к Б-гу из самой глубины души, от всего сердца. О том, что это так, говорит, например, такая деталь.
В Йом-Кипур, единственный день в году, первосвященник входил в Святая святых Храма. Первосвященник произносил там короткую молитву о благополучии еврейского народа. При этом он молил Б-га о ниспослании дождя и просил Б-га не внимать молитве путников, которым дождь мешает.
Попробуем представить себе такого путника. Будь это, скажем, раби Исраэль Салантер или Хафец Хаим, они бы, скорей всего, не стали просить Всевышнего о прекращении нужного людям дождя, а сказали себе: потерплю немного, но пусть всем будет хорошо. Кто же тогда путник, который просит Б-га унять дождь? Человек не самый благородный. Человек, который помнит только о своем удобстве. И тем не менее его молитва чрезвычайно сильна. Почему? Потому что ему лежит, может быть, дальний путь, потому что он часами бредет под дождем, потому что, в конце концов, он может заболеть от холода, а помочь ему некому, короче — потому что он в беде.
Евреи осознали, что они в тяжелой беде — в галуте, и воззвали к Всевышнему. Это стало началом освобождения. Мидраши говорят, что избавление от галута, в котором все мы находимся сегодня, независимо от того, где мы живем: в России, в Америке или в Израиле — тоже будет связано с молитвой из глубины души, осознавшей, что она — в изгнании.
... министром, сообщил сам
МВД Украины. Министр ...
МИД Турции Мевлют ... встречи Чавушоглу с
МИД РФ Сергеем ...