2017-03-25 17:34:32
Рамбан пишет, что цель одежд коаним заключалась в том, чтобы оказать коэну, служащему в Храме, почет ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Рамбан пишет, что цель одежд коаним заключалась в том, чтобы оказать коэну, служащему в Храме, почет. Почет, который оказывается коэну, служащему Творцу, это, прежде всего, почет оказываемый Самому Творцу. И в этом заключается великая важность особенных одежд коэнов.
Однако не только одежда коэнов дает почет носящим ее, это назначение любой одежды, как следует из высказывания раби Йоханана в тракте Санедрин (94а): «Я постоянно называю свои одежды: “почитающие меня”».
Всевышний создал человека по образу и подобию Своему и дал ему возвышенную душу. Человек должен осознавать это. Он должен вести себя с достоинством, постоянно напоминая себе таким образом о своей значимости. Такой человек будет обращать внимание на то, что он делает, ведь тому, кто создан по образу и подобию Б-га, не подобает совершать недостойных дел. Тот же, кто пренебрегает собственным достоинством, не проявляет самоуважения, не будет придавать значения и своим делам. Рамбам пишет (Законы свидетельства 11, 5):«А также презренные непригодны свидетельствовать. Это люди, которые идут по улице и едят на глазах у всех, и такие, например, что ходят голыми на улице, когда занимаются грязной работой и т.д. Речь идет о таких людях, которые не придают значения позору, ведь они уподобляются собаке и не придадут значения также ложному свидетельству. К этой категории относятся и те, кто ест прилюдно то, что им подают язычники, хотя у них есть возможность съесть это тайно. Они позорят себя и не стремятся избежать позора. Все эти люди не могут быть свидетелями».
Одежда — это важнейший показатель самоуважения человека. На иврите одежда называется левуш, это слово можно «расшифровать» как составленное двумя словами: ло вош — «не стыд». Поэтому важно, чтобы одежда, которую человек надевает, действительно укрепляла его самоуважение.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
2017-03-24 10:48:09
... raquo; обозначает: вельможи, главы колен (буквально &ndash ... стиха следующее: главы колен принесли в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«А несиим принесли камни ониксовые и камни оправные для эфода и для наперсника» (Шмот, 35:27)Женские украшения
В иврите слово «несиим» обозначает: вельможи, главы колен (буквально – возвышенные). Поэтому по простому пониманию значение стиха следующее: главы колен принесли в пожертвование для постройки Мишкана различные драгоценности. Однако в иврите есть дополнительный смысл у этого слова – облака (также имеющие отношение к возвышенному). Двоякое значение слова «несиим» подтолкнуло наших мудрецов увидеть в этом стихе намек на то, что облака ежедневно приносили вместе с маном также и женские украшения.
Отсюда мы делаем вывод, что украшения так же жизненно необходимы женщине, как и пища (ман). В трактате Бава Камма (22а) сообщается, что Йеошуа постановил: жители любого города не имеют права препятствовать торговцам из других городов продавать украшения в своем городе (хотя они могут препятствовать продаже в своем городе других иногородних товаров). Талмуд объясняет, почему такое постановление было необходимо: чтобы украшения были доступны дочерям Израиля.
Это поможет нам понять предписание мудрецов о том, что муж, по крайней мере, на праздники обязан дарить ей какие-то украшения, либо красивую одежду (см. трактат Псахим, 109а). Поскольку украшения жизненно необходимы женщинам, без них радость праздника не будет полноценной. автор текста: рав Реувен Куклин
«Шесть дней делай работу, а седьмой день будет для вас святым, день полного покоя Г-споду» (Шмот 35:2).
В главе Итро мы находим похожий стих (Шмот 20:9): «Шесть дней работай и делай все свое дело. А седьмой день – Шаббат (день покоя) Г-споду, Б-гу твоему. Не делай никакой работы». Казалось бы, эти стихи намереваются лишь сказать, что только шесть дней разрешено еврею трудиться, а в седьмой день – Шаббат – запрещено делать какую-либо работу. Однако мидраш «Авот де-раби Натан» говорит, что тут есть повеление трудиться в будничные дни. Мидраш приводит также изречение великого мудреца Торы Шмая о необходимости любить труд и поясняет его следующим образом: «следует любить труд, а не ненавидеть его».
На первый взгляд слова мидраша весьма тяжелы: чему новому мидраш нас учит, ведь любому ясно, что, согласно Шмаю, не положено ненавидеть труд, т.к. ненависть и любовь – это противоположные чувства.
Понять истинный смысл слов мидраша мы сможем, разобравшись, каково подлинное значение слова «сина», преводимого обычно «ненависть». Для этого обратимся к сказанному в главе Вайеце (29:31): «И увидел Господь, что Лея ненавистна (снуа)». Несомненно, Яков по-своему любил Лею, как это видно из предыдущего стиха: «И полюбил Яков Рахель больше, чем Лею», однако сила его любви к Рахель была, несомненно, выше. Вот эту, «второстепенную» любовь к Лее Тора называет «ненавистью». Из этих слов видно, что слово «сина» (ненависть) может употребляться также относительно недостаточно высокой оценки чего-либо.
Основываясь на вышесказанном, можно объяснить слов мидраша следующим образом: человек не должен думать, что труд – это только средство для достижения цели, труд и сам является целью. У труда есть свое особенное значение, поскольку он способствует совершенствованию человека, как видно из слов Элифаза в книге Иов (5:7): «человек был рожден для труда». Сказали мудрецы (Ктубот 59б): «Безделье приводит человека к умопомешательству». И еще сказали мудрецы («Авот де-раби Натан»): «Безделье приводит к смерти».
Все сказанное относится и к физическому труду, однако наши мудрецы разъясняют, что слова «человек рожден для труда» относятся в первую очередь к труду над Торой. Усердствуя над изучением Торы и исполнением заповедей, еврей должен также ценить сам труд и само старание, поскольку они приближают его к Творцу. И так сказали мудрецы (Пиркей Авот 5:23): «В соответствии с трудом (который человек вкладывает в исполнение воли Творца, он получит) награду».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
Принадлежат ли нам наши тела или они даны нам лишь взаймы? Вопрос: Каков подход иудаизма к взаимоотношениям человека и его тела? Насколько человек контролирует свое тело и каковы его обязательства?
В Торе сказано, что человеческое тело было создано «Би’тцелем Элохим» – по образу Божьему – и является собственностью Творца. Человек получает как бы опекунские права на свое тело и не должен наносить своему телу вред или разрушать его, как не должен управляющий рыскать по квартирам дома, которым он нанят управлять.
Эта простая концепция применяется ко всем видам медицинских процедур. Тора запрещает нанесение татуировок, потому что они навсегда портят тело подобно граффити, уродующему красивое здание (Ваикра, 19:28).Прокалывание мочек разрешается, потому что это не вызывает необратимых изменений, и проколы затянутся, если не носить серьги постоянно. Не вдаваясь в эстетические рассуждения, можно сказать, что теоретически прокалывать допускается любую часть тела, если такие изменения носят лишь временный характер. В Торе мы видим, что Ривка носила кольцо в носу! Здоровый образ жизни и Тора
Обязанности человека по отношению к своему телу не ограничиваются вышесказанным. Он обязан защищать свое тело от вреда и делать все возможное, чтобы возместить любой нанесенный ущерб. Поэтому каждый должен вести здоровый образ жизни и обращаться за медицинской помощью в случае необходимости. Интересно, что одним из самых первых сторонников профилактической медицины был Рамбам, который отмечал бесценную пользу пребывания на чистом воздухе, здорового питания и физических упражнений.
Еврейский закон поощряет профилактические действия, направленные на защиту собственного тела, в частности, прохождение диагностических обследований, которые могут спасти жизнь, например, маммографии и колоноскопии. Также следует прививать себя и своих детей, чтобы наверняка избежать болезни, которую таким образом можно предотвратить. Вредные привычки, такие как курение сигарет, запрещены многими галахическими авторитетами и порицаются остальным обществом. Это особенно справедливо в отношении пассивного курения, которое вызывает болезнь и смерть сторонних лиц, подвергаемых воздействию табачного дыма.
Отказ от лечения Иудаизм не признает право на отказ от эффективного лечения, которое не несет значительных рисков. Если лечение опасной болезни не предполагает серьезных побочных эффектов, на него следует согласиться. 180105085_XSС другой стороны запрещено подвергать людей опасному экспериментальному лечению за исключением случаев, когда оно с высокой долей вероятности дает положительный результат и не имеет эффективной альтернативы. Кроме того, неизлечимо больной пациент, испытывающий неукротимую боль, может отказаться от паллиативного лечения, если оно не дает разумных гарантий выздоровления. Никто не может жертвовать свое тело в научных или медицинских целях, например, для подготовки будущих врачей. Тело после смерти
Защищать тело необходимо даже после смерти. Тора требует немедленного захоронения всех, включая преступников (Дварим 21:23). Без уважительной причины запрещается осуществлять какие-либо проникновения в тело, потому что оно создано по образу Божьему. Общепринятое в еврейском законе мнение, сформулированное в XVIII веке раввином Йехезкелем Ландау, запрещает аутопсию и трансплантацию за исключением случаев, когда таким образом можно спасти человеческую жизнь. Поскольку тело не принадлежит человеку, галахический консенсус заключается в том, что никто не может жертвовать свое тело в научных или медицинских целях, например, для подготовки будущих врачей.
Одним из современных ученых, которые занимались вопросом запрета на причинение вреда своему телу, был рабби Моше Файнштейн. В то время как диета по медицинским причинам, безусловно, является допустимой, рабби Файнштейн изучал проблемы соблюдения диеты из одних лишь тщеславных побуждений, что лишает организм удовольствий от еды и может повлечь за собой значительные неудобства. Он постановил, что диета, даже если она направлена только на похудение с целью улучшения внешнего вида, является допустимой, потому что польза от чувства удовлетворенности собой больше, чем от лишнего десерта!
Кроме того, рабби Файнштейн считает, что проведение пластических операций разрешается не только для устранения изъянов внешности, но и, в некоторых случаях, для повышения самооценки. Он рассуждает, что высокая самооценка является ощутимым благом, которое, при определенных обстоятельствах, может перевесить запрет на причинение вреда самому себе.
Итак, мы видим, что обязанность уважать и охранять свое тело далеко не ограничивается неучастием в рискованных действиях, но включает также ведение здорового образа жизни. Кроме того, частью этой обязанности являются профилактика и активное лечение заболеваний. Фактически требование уважать свое тело продолжает действовать даже после смерти.
Хала — это часть теста, которую Тора заповедует отделять для коэна. Этимология
Раши (Бамидбар 15:20) объясняет, что «хала» — это тортил на французском языке (т.е. всем известный торт). По-видимому, та часть теста, которую необходимо дать коэну, так называется из-за ее важности. Источник заповеди
«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших»
(Бемидбар, 15:20-21). Смысл заповеди
Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души». На ком лежит обязанность отделять халу?
Заповедь отделения халы от теста лежит на каждом еврее, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине – хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно. Где отделяют халу?
В соответствии с заповедью Торы, мицва об отделении халы выполняется только в Эрец Исраэль, когда там проживает большинство еврейского народа. Однако наши мудрецы постановили отделять халу даже за пределами Эрец Исраэль и даже в наше время, чтобы эти законы не были забыты. От чего отделяют халу?
Изначально следует отделить халу от сырого теста. Если забыли отделить халу от сырого теста, ее следует отделить от испеченного хлеба. ХалаОт какого количества теста отделяют халу?
Если тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более[1], следует отделить халу и сказать благословение на это отделение. Если для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг., нужно отделить халу, но не говорить благословение на ее отделение. Если для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки, нет обязанности отделять халу. Как отделяют халу?
Отделяют от теста кусочек величиной с «кезаит» (примерно пол яйца)
В случаях, когда полагается произнести благословение (см. выше), говорят следующее:
Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.
Затем говорят: «Пусть это станет хала» – и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.
Сжигание Халы Хала во время Храма и в наше время
Во время Храма, когда коэны были ритуально чистыми, хала давалась коэну, и он, его жена и его дети ели ее. Поскольку в наше время нет ритуально чистых коэнов, халу не дают коэну, сжигают или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро. Запреты, связанные с халой, и наказание за них
Запрещено чужаку (еврею, который не является коэном) есть халу.
Даже коэну запрещено есть халу, когда он находится в состоянии ритуальной нечистоты. Также запрещено коэну есть халу, когда хала в состоянии ритуальной нечистоты.
Наказание тому, кто намеренно нарушил эти запреты, – смерть в руках Небес.
[1] Это по мнению Хазон Иша. Рав Хаим Наэ считает, что, если есть в тесте 1,666 кг., на ее отделение можно сказать благословение.