«И сделай меиль…. И сделай по подолу его гранатовые яблоки… и золотые колокольчики между ними вокруг… И будет на Аароне для служения; и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом и при его выходе, чтобы он не умер». (Шмот 28:31-35)
Как мы привели, меиль искупал грех злословия. На подоле меиля были колокольчики, звон которых был слышен во время ходьбы первосвященника. «Придёт одежда, которая даёт голос, и искупит грех, связанный с голосом», — утверждает Талмуд.
В Торе сказано (Берейшит 2:7): «И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдохнул в ноздри ему душу жизни, и стал человек живой душой». Ункелос переводит слова «живой душой» — «говорящей душой». Отсюда следует, что способность говорить является основным свойством человека. Маараль (хидушей агадот на Звахим) объясняет, что поскольку речь является основным свойством человека, именно меиль, облачающий всё тело коэна, искупал грех злословия.
Как известно, все дела человека влияют на духовные миры. Когда еврей совершает добрые дела, он строит духовные миры, а когда творит зло, не дай Б-г, то разрушает их. Слова человека имеют большее влияние на духовные миры, чем его дела, поскольку в них заключается его основная сила. Виленский Гаон пишет («Алим ле-Труфа»), что рот человека считается Святая Святых. И на это намекает стих в нашей главе: «и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом».
Слова имеют огромное влияние не только на духовные миры, но и на душу и тело самого человека. Из слов Ункелоса, приведённых выше, мы видим, что слова человека наиболее тесно связаны с его душой, и поэтому имеют на неё громадное влияние. Царь Соломон в книге Притч (Мишлей 18:21) говорит: «Смерть и жизнь во власти языка». А в книге Экклезиаст (Коэлет 5:5) он пишет: «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою». И на это тоже есть намёк в стихе из недельной главы: «и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом и при его выходе, чтобы он не умер».
По алахе, свиток Торы и свитки других книг Танаха могут быть написаны наряду с ивритом также и на греческом языке. Талмуд (Мегила, 9б) учит это из благословения Ноаха своему сыну Йефету (Берешит, 9, 27): «И даст же Б-г красоту Йефету, и да пребывает она в шатрах Шема». Красота Йефета, утверждают наши мудрецы, — это греческий язык, который наиболее красивый из всех языков, и будет этот язык прибывать в шатрах Шема, т.е. в домах изучения (которые во всем Танахе алигорично называются шатрами) потомков Шема.
2017-03-02 12:56:20
... что в начале главы Трума "перед нами ... на нашу недельную главу приводит известную концепцию ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Рабби Гинсбург говорит нам что в начале главы Трума "перед нами два повеления Творца: "И возьмите Мне возношения" и второе "Постройте мне святилище". Рав Гинсбург приводит книгу Зоар: "Мне, то есть Меня" Это означает, пишет он, что посредством приношения( а дословно возношения), мы берём В-го." Что это значит? Рав Гинсбург говорит о движении души вверх " буквально до Самого Б-га" и затем спуске вниз. Рав заключает свои комментарии замечательной фразой: "Устремление вверх означает "Б-г есть всё", а спуск вниз подразумевает "всё есть Б-г" Я же хочу поговорить так же о несколько других аспектах этой заповеди Что просит нас Творец "вознести "? "От каждого человека, Сердца которого пожелает: золото и серебро и медь и голубую шерсть и багряницу и червленницу и лён и козью шерсть и шкуры бараньи окрашенные в красный цвет и шкуры тахашей и стволы акации и масло для меноры, благовония... и драгоценные камни для эфода и хошена." 25:2-7
Книга "Шней Лухот ХаБрит на нашу недельную главу приводит известную концепцию, что человек-это мини вселенная ( Олам Катан). То есть все перечисленные выше материалы есть и в сердце человека. Их нужно найти и вознести к Творцу, начав таким образом работу по сооружению храма внутри нас. Как это сделать? Один путь, это путь символики Тут нам очень может помочь Рав Самсон Рафаэл Гирш и другие. Рав Гирш подробно разбирает качества каждого металла ( твёрдость, чистота, святость ценность) и тд. Свойства растительного мира- питание и размножение и животного- осознание и движение. Он подчёркивает важность чтобы и животное и растительное начало в человеке работала на духовность, и говорит об опасности когда животная часть человека занята в основном удовлетворением растительной. Очень много подробных комментариев и я отсылаю вас к ним Другие комментаторы говоря, о шкурах и о шерсти, говорят о внутренних состояниях человека: тёмная козья шерсть может ассоциироваться как тёплым присутствуем Творца, как защитой, или с депрессивными состояниями, которые тоже изолируют и " защищают" Красные кожы- гнев, или радость и т.д. Другой подход к учёбе и нахождению в себе всех этих элементов это: входя в состоянии глубокого расслабления и раскрытия своего подсознания, разрешить себе почувствовать в себе энергетику всех этих элементов, и связав их с энергией присутствия Творца, преобразовать каждый элемент. Этому тоже можно и нужно учиться Всем хорошей недели
2017-03-02 10:02:37
«И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота» (Шмот, 25:10).
Если обратим внимание, увидим, что все параметры величины ковчега были не целыми (высота и ширина – полтора локтя, длина – два с половиной локтя). При этом Ковчег был единственным предметом в Мишкане, все размеры которого не были целыми. Бааль а-Турим объясняет, что тем самым Тора намекает нам, что изучающий ее должен быть крайне скромным человеком, чувствовать себя неполноценным и далеким от совершенства. Наши мудрецы в нескольких местах говорят о неразрывной связи между скромностью и изучением Торы. И так пишет Рамбам (Законы Изучения Торы, 3:9), основываясь на словах Талмуда: «Слова Торы сравниваются с водой, как сказано: “Эй, все, кто жаждет, идите к воде” (Йешаяу, 55:1), чтобы ты понял: так же, как вода не останавливается на склоне горы, а стекает с него и скапливается на равнине, так и слова Торы не услышишь среди гордецов и не найдешь их в сердце тех, кто высокого о себе мнения; а только у такого человека, который с предельной скромностью следует везде и во всем за мудрецами…».
По какой же причине гордый человек не может преуспеть в изучении Торы?
Познание мудрости требует душевной утонченности, как пишет Хазон Иш: «Отсутствие благородства и душевной утонченности, красивых и правильных качеств, порождает также и неудачу в приобретении мудрости [Торы], ибо посевы чувств прекрасных и благородных – в самой основе ее». Подобной утонченностью может обладать только воистину скромный человек.
Дополнительная причина заключается в том, что познать истину может только человек, который способен прислушаться к мнению оппонента, принять его, если оно покажется в его глазах ближе к истине, и признать свою ошибку, а не настаивать на своем мнении в любом случае.
Во многих местах в Талмуде приводятся многочисленные споры между учениками Илеля и Шамая по различным вопросам. В трактате Эрувин (13б) сказано, что алаха была постановлена в соответствии с мнением учеников Илеля, и это – несмотря на то, что ученики Шамая проявляли большие способности (Евамот, 14а). Талмуд говорит, что причина этого заключается в том, что ученики Илеля были необычайно скромны и, когда упоминали диспуты между ними и учениками Шамая, излагали вначале мнение своих противников. Маараль объясняет («Беэр а-Гола», 1:6), что по причине великой скромности учеников Илеля и их способности прислушаться к мнению других с большим почетом, они были ближе к истине, и на основании этого алаха была постановлена в соответствии с их мнением.