В анализе Национальной службы мониторинга учитывались только официальные аккаунты губернаторов в ...
... подчиненных. Во второй
полицейской драмы вызов ...
... Израиля. В
же Мишпатим Моше ... что в
Мишпатим было сообщено ... в нашей
, и ангелом ...
В главе Мишпатим мы встречаемся с образом ангела: "Вот, Я посылаю ангела пред тобою… и буду враждовать с врагами твоими и теснить притеснителей твоих… и истреблю каждого" (Шемот 23:20-23). Всевышний дал одному из своих ангелов особое поручение, помочь Израилю завоевать свою Страну. В Торе не упомянуто его имя, но мудрецы Талмуда в трактате Санhедрин (38б) говорят, что его имя было Метатрон, и это имя (на греческом) подобно имени его начальника, того, что стоит за Престолом славы Всевышнего ("мета" = "за", "трон" = "престол").
Назначение ангела вызывает недоумение. Ведь в главе Ки-Тиса, по
сле того как Всевышний простил народу грех Золотого Тельца, когда Моисею было сказано: "И Я пошлю пред тобою ангела, и прогоню Ханаанеев" (Шемот 33:2), - Моше возражает и не хочет, чтобы евреев вел был ангел, он говорит: "если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда" (33:15). Он даже угрожает, и говорит, что если Всевышний Сам не будет возглавлять народ, то он не хочет продолжать путь в Землю Израиля. В главе же Мишпатим Моше не возражает против такого предложения.
Раши объясняет этот вопрос и говорит, что в главе Мишпатим было сообщено Моше, что народ в будущем совершит грех Золотого Тельца, и тогда ему будет сказано (33:3): "Сам же не появлюсь в среде твоей". Таким образом, назначение ангела в этот момент лишь одна из возможностей.
Рамбан же не согласен с такой трактовкой. По его мнению, есть качественное различие между ангелом, о котором говорилось в нашей главе, и ангелом из главы Ки-Тиса.
В главе Ки-Тиса шла речь о мелком ангеле, подобно тому, который управляет другими народами мира. И там это выражало отвращение Всевышнего по отношению к народу, из-за которого Он уже не хочет управлять им напрямую, а только через посредника. Но не таков ангел, о котором идет речь в нашей главе, это "ангело лица Его", как сказано у пророка Исаии (63:9): "…и ангел Лица Его спасал их, в любви Своей и милосердии Своем" - и это как раз свидетельство прямого управления народа Всевышним, того что желанно и Богу, и народу Израиля. И поэтому слова Моше в главе Ки-Тиса следует перевести иначе: "если Лицо твое не пойдет" – а именно, если ангел Лица Твоего не пойдет, - "то и не выводи нас отсюда".
Таким образом, понятно, почему в нашей главе сказано "не прекословь ему… так как имя Мое в нем" (23:21), и мудрецы прочли этот стих иначе: "не путай его", не путай между ангелом и Всевышним - так как даже в таком случае, очень важно различить между Творцом и Его посланниками. Возможно, тут есть намек на то, что в народе может проявиться склонность обожествлять какое-то творение. Поэтому Тора предупреждает, что даже ангел, которого Я назвал по моему имени, "имя Мое в нем", - нельзя путать с Богом. И это то, что случилось с определенной группой в народе, в конце периода Второго Храма, когда они связали Божественность с тем, кого считали ангелом.
И пусть, подобно тому, как мы были спасены тогда "ангелом Его Лица", исполнится с нами слова пророка: "и ангел Лица Его спасал их, в любви Своей и милосердии Своем, Он избавлял их, и носил их, и возвышал во все времена".
אָנֹכִי יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ אֲשֶׁר ...
וַיְדַבֵּר אֱלֹקִים אֵת כָּל הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה לֵאמֹר
אָנֹכִי יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ אֲשֶׁר הוֹצֵאתִיךָ מֵאֶרֶץ מִצְרַיִם מִבֵּית עֲבָדִים
לֹא יִהְיֶה לְךָ אֱלֹקִים אֲחֵרִים עַל פָּנָי
לֹא תַעֲשֶׂה לְךָ פֶסֶל וְכָל תְּמוּנָה אֲשֶׁר בַּשָּׁמַיִם מִמַּעַל וַאֲשֶׁר בָּאָרֶץ מִתָּחַת וַאֲשֶׁר בַּמַּיִם מִתַּחַת לָאָרֶץ
לֹא תִשְׁתַּחֲוֶה לָהֶם וְלֹא תָעָבְדֵם כִּי אָנֹכִי יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ אֵל קַנָּא פֹּקֵד עֲוֹן אָבֹת עַל בָּנִים עַל שִׁלֵּשִׁים וְעַל רִבֵּעִים לְשׂנְאָי
וְעֹשֶׂה חֶסֶד לַאֲלָפִים לְאֹהֲבַי וּלְשֹׁמְרֵי מִצְוֹתָי
И говорил Б-г все эти речи, сказав:
Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского.
Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом.
Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; - ибо Я Господь, Б-г твой, Б-г ревностный, поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня.
И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди.
В законе каждая заповедь связана с другой. Закон — это цельное наставление, из которого нельзя что-либо убирать или добавлять. Одно наставление влечет за собой следующее. В заповедях слышится голос Отца, который говорит к своим детям, с единственной целью — проявить любовь и благословение. Закон не дан нам для того, чтобы заниматься философствованиями и умствованиями. Единственное, что можно делать с законом, так это его исполнять, чтобы не нарушать и иметь полноту благословения и радости перед Всевышним.
Каждый, живущий на земле и имеющий тело, тем или иным способом связан с законом. Душа и совесть постоянно напоминают нам о том, что над всем есть Законодатель, который образовал не только наши тела, но и дух наш. Сохраняя Его уставы жизни, мы по-настоящему оживаем и обретаем смысл и цель.
Сегодня мы рассмотрим взаимосвязь между заповедями и увидим, как познание и жизнь в контексте одной из заповедей, неизбежно ведет к соблюдению других заповедей. Это неразрывный монолит, данный нам для познания Отца Небесного.
Не случайно Иаков говорил:
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. 11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. (Иак 2)
Нет заповедей важных и не важных. Каждая показывает состояние сердца человеческого и свидетельствует о поступках, совершенных в доверии Господу, или говорит о неверности Богу. Как и замечает далее Иаков:
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак 2)
Итак, рассмотрим, достаточно поверхностно, взаимосвязь между заповедями.
Первая заповедь (Кто мой Господь?):
Я Господь, Б-г твой (Всесильный), Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского.
Закон Божий имеет смысл для человека только в том случае, если в сердце утверждено Господство Божье, тогда заповеди — это указание Всесильного Бога, который выводит нас из рабства Египта. Без Господства Божьего в нашей жизни все добрые слова Всевышнего не могут изменить нашего сердца и остаются только словами. Какой бы ни был добрый и любящий отец, но если чадо не слышит и не слушается его слов, то ребенок не сможет ощутить заботу отца, поскольку игнорирует его слово. Ощутить тепло Отца можно, если ты находишься под Его властью, а власть подразумевает послушание слову отца. Закон Божий — это слова Отца Небесного, обращенные к нам. Эти добрые заповеди могут исцелить твое сердце, но для этого надо на практике исполнить первую заповедь: принять власть и Господство Божье, через Мессию Иешуа. Он имеет власть прощать наши преступления, поскольку пострадал за наши грехи.
Вторая заповедь (Идол — индикатор незнания Господа):
Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом.
Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; - ибо Я Господь, Б-г твой, Б-г ревностный, поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня.
И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди.
Если Господство Божье утвердилось в сердце верующего, тогда он никогда не будет служить чужим божествам и не попытается уподобить Всемогущего чему-либо земному. Это будет абсурдно и низко в глазах истинно верующего человека. Ничто из творения не может, даже на миллиардную долю процента, сравниться с Царем Царей и Господом Господствующих.
Господь напоминает нам, что если мы будем любить Его настолько, что соблюдем Его заповеди, то Он сотворит нам милость. Это показывает основу проявления благодати в нашей жизни.
Можно объяснить эту заповедь и с другой стороны. Человек, не знающий Бога и не желающий смириться под Его господство, неизбежно сотворит себе что-нибудь по желанию своей души, и этому чему-нибудь он будет служить и поклоняться. Ради этого он отдаст свою жизнь. Не желая познать Бога и прославить Его, как Бога, человек неизбежно будет служить прихоти своей души и развратится.
Третья заповедь (легкомысленность в отношениях с Богом):
Не произноси Имени Господа (не клянись им) напрасно, ибо не простит Господь тому. кто возносит Имя Его напрасно.
Нарушение третей заповеди обычно происходит у тех людей, которые не знают Бога и считают Его подобным идолам, которые ни видят, не слышат и не разумеют. Идольский подход среди «верующих» происходит, когда они думают, что Бог их не видит или не слышит в определенное время, поэтому, когда их видят люди, они себя ведут правильно, а когда никто не видит, то они творят ужасные вещи. Такое идольское мышление выражается в том, что для прикрытия лжи начинают использовать имя Божье, говоря: "Именем Бога клянусь! "Или" Бог свидетель!"
Порой некоторые думают, что частотой повторения слова Господь или Иисус, они добьются ответа и внимания Божьего. Такое мышление тоже основывается на внутреннем идолопоклонстве, которое выражается попыткой использовать и управлять богом. Вспомним пример служителей Ваала, которые вопили: "Услышь нас Ваале!" И пример Илии, который спокойно помолился об исполнении слова Божьего в народе Израиля.
Четвертая заповедь (Преддверие вечного Божьего царства):
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое твое ремесло. А седьмой день — суббота Господу, Б-гу твоему. Не делай никакого ремесла — ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни твой чужеземец, который в твоих вратах. Ибо шесть дней созидал Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Господь день субботний и освятил его.
Шесть дней мы делаем свои дела, а в шаббат, только дела Божьи. Это напоминание нам, что всю жизнь мы готовимся к вхождению в вечное Божье Царство, в котором будем служить Всевышнему во веки веков. В этот день мы отключаемся от своего и всецело помышляем о горнем. Шаббат — это свидетельство того, что Бог настолько стал частью твоей жизни, что теперь он владеет тобой целый день.
Пятая заповедь (Видимость почтения к Богу — это отношение к родителям):
Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе.
Если кто не любит брата, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?
Родители, в некотором смысле, исполняют Божью функцию: дают нам физическое рождение, поддерживают в нас жизнь, обеспечивают нас, учат нас, кормят и одевают. Родителям дана над нами власть, чтобы созидать нас и любить, исправлять, учить. Обычно дети подобны своим родителям и копируют множество родительских привычек и подходов к жизни.
Бунт и возмущение против родителей — это показатель восстания против всего доброго, что только есть и может быть в твоей жизни. Обычно родители всем сердцем стремятся передать детям самое лучшее. Нет больше награды для родителей, чем послушный ребенок.
Практическое познание Бога и адекватное к Нему отношение в видимом мире проявляется в отношении к родителям.
Правильное отношение к родителям помогает научиться всему доброму, что поможет сохранить жизнь от безумных слов и действий.
Заповедь о почтении к родителям — это связующее звено между отношениями с Господом и с людьми.
Шестая заповедь (Ценность жизни): Не убей;
Ценность жизни познает тот, кто познал Господа и осознает, что Господь дал жизнь, и только Он назначает ее пределы. Человек, который гневается на ближнего настолько, что питает к нему ненависть и готов убить его, не знает Бога и не пребывает в Нем. Вот как говорит в контексте шестой заповеди Йоханан:
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. 15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1Ин 3)
Человек, допустивший свое сердце до гнева, забыл о Господстве Бога и дал место убийственному гневу, который, уводя нас из-под власти Всевышнего, ведет к идолопоклонству, где, в угоду своему суду, мы готовы, ради исполнения собой утвержденного приговора, лишить жизни другого человека. Вынося в своем сердце свой суд, мы сами становимся богами и законодателями, только вот проблема: мы - не всезнающие и крайне необъективны, наш суд не творит правды Божьей.
Седьмая заповедь (ценность верности): не прелюбодействуй;
Как мы верны в своем сердце нашему ближнему в завете, так мы верны и Господу. Вера и верность — это однокоренные слова. То, во что человек верит, подтверждается его верностью в завете. Если человек верен брачному завету, то в отношениях происходят великие чудеса и преображения. Есть люди, верные науке или спорту, и ради этого они живут. Верность мужу или жене — это показатель верности завету с Иешуа. Он наш жених. Мы не должны смотреть по сторонам и пускать свое сердце блудить вслед наших желаний. Что Бог сочетал, того человек не имеет право разлучать. Любая неверность начинается с неверности в сердце. Иешуа - наш жених, а мы - его невеста. Он верен нам, а наша задача быть верными Ему. Когда в наших семьях мы верны друг другу, то это помогает нам сохранить верность Мессии.
Восьмая заповедь (Чужое — это не твое): не укради;
Человек, не знающий Бога не может быть довольным тем, что имеет, поскольку ему кажется, что жизнь соседа лучше и успешней. Обычно люди крадут то, чего им не хватает, как им кажется, для счастья на этой земле. Вещи становятся атрибутами статуса, счастья, успеха и всего, что так желанно для человека, не знающего реальности вещей.
Убийство Авеля в этой связи показательно. Убийство из-за ревности о Божьем внимании. Разница приношений Каина и Авеля состояла в том, что на дар Авеля призрел Господь, а на дар Каина не призрел. Желая иметь то же внимание от Господа, Каин начинает гневаться на брата и убивает его. Что хотел получить Каин? Что имел Авель, чего не доставало Каину? Авель имел Божье расположение. Ради получения этого расположения Каин убивает Авеля. Может быть он думал, что, избавится от Авеля, у Бога больше не будет альтернативы для проявления внимания. Воровство — это попытка человека получить то, о чем он давно мечтал иметь, чтобы иметь иллюзию благословения Божьего. Такой подход ведет к еще большему ожесточению и злобе души.
Обычно, воруя, люди в тайне стремятся украсть Божье благословение и внимание.
Доверившийся Богу человек, который уверен в Божьем обеспечении и заботе, обычно имеет утешение и доброе свидетельство. Вот, как говорил об этом рав Шауль (ап. Павел):
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. 13 Все могу в укрепляющем меня Иешуа Мессии. (Фил 4)
Отношения с Господом в Мессии Иешуа давали Павлу возможность все обстоятельства жизни встречать с сердцем благодарным Богу за Его намерения и планы, которые Он исполняет через наши жизни.
Девятая заповедь (Ценность доброго имени): Не дай о ближнем твоем свидетельства ложного.
Ложное свидетельство — это значит не только сказать ложь о ком-либо, а также сказать только часть правды, которая выгодна нам. Каждый человек крайне необъективен. Если мы говорим так, что представляем человека в негативном свете, тогда мы портим его имя.
Лишение человека доброго имени расценивается, как убийство личности. Человек, лишенный доброго имени, лишается друзей, возможностей, репутации, взаимоотношений. В таком случае человек лишается жизни.
Если не можешь сказать о твоем ближнем хорошего, то лучше молчи!
Когда есть объективные грехи, то можно о них говорить конкретно, но после того, как ты сказал и хорошее. Господь показал нам пример в книге откровений:
2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; 3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. 4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. 6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. (Откр 2)
Десятая заповедь (Желания — мотор жизни): Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что ближнему твоему (принадлежит).
Желания, которые захватывают душу человека, неизбежно ведут его к идолопоклонству. Все грехи, совершаемые людьми, рождаются в виде желания в сердце человека. Идолопоклонство начинается тогда, когда жизнь человека сосредоточена на удовлетворении своих желаний.
Если не покорить наши желания Богу, то они начинают разрушать нас и мы становимся рабами своих прихотей. Только Господь дает нам разум и мудрость о том, как правильно удовлетворять свои желания.
Он сотворил нас и имеет мудрое наставление (инструкцию) для того, как обслуживать свои тела и не делаться их рабом, а оставаться рабом Божьим.
Большинство людей думают, что удовлетворяя свои желания, они станут счастливыми, но одно желание сменяет другое, а счастья нет...
Поэтому Господь дал нам краткое наставление:
21 Сблизься же с Ним - и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро. 22 Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое. 23 Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего 24 и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков - золото Офирское. 25 И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, 26 ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. 27 Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. 28 Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет. (Иов 22)
Закон помогает нам сближаться с Всевышним, чтобы разумно распорядиться своими жизнями и прославить нашего Творца достойно. Закон показывает нам состояние сердца для того, чтобы мы пришли к Тому, кто берет наше сердце каменное и дает нам плотяное. (автор текста: р. Попазов А, мессианская синагога "Врата Сиона", г. Одесса, Украина)
После закрытие Архиерейского собора Патриарх Кирилл поручил разработать стратегию присутствия ...