В октябре 1941 года под Юхновом 430 человек из батальона по подготовке десантников, под командованием начальника парашютно-десантной службы Западного фронта капитана (позднее, майора) Ивана Старчака (1905-1981) в течение более 5 дней, сдерживали наступление немецких войск, рвавшихся к Москве. Из состава отряда погиб 401 человек. Но отряд не отступил и дал возможность подтянуть резервы, в частности, подольские курсанты успели занять боевые рубежи на Ильинском боевом участке Можайской линии обороны Москвы.
Надо сказать, что ни сам Иван Георгиевич, ни его бойцы не были удостоены звания Героя Советского Союза. Хотя, на мой взгляд, было за что.
Вот как описывает будущий командующий Западным фронтом генерал армии Жуков ситуацию на начало октября 1941 года.
"Оборона наших фронтов не выдержала сосредоточенных ударов противника. Образовались зияющие бреши, которые закрыть было нечем, так как никаких резервов в руках командования не оставалось. К исходу 7 октября все пути на Москву, по существу, были открыты.
В 2 часа 30 минут 8 октября я позвонил И. В. Сталину. Он еще работал. Доложив обстановку на Западном фронте, я сказал: — Главная опасность сейчас заключается в слабом прикрытии на можайской линии. Бронетанковые войска противника могут поэтому внезапно появиться под Москвой. Надо быстрее стягивать войска откуда только можно на можайскую линию обороны...
...Позже мне стало известно о том, что мост через реку Угру был взорван отрядом майора И. Г. Старчака, начальника парашютно-десантной службы Западного фронта. Этот отряд численностью 400 человек был сформирован 4 октября
по его личной инициативе (выделено мной - С.В.) из числа пограничников, которые готовились к действиям по вражеским тылам.
Отряд И. Г. Старчака после взрыва моста занял оборону по реке Угре. Вскоре он был поддержан отрядом курсантов подольских военных училищ под командованием старшего лейтенанта Л. А. Мамчика и капитана Я. С. Россикова. Попытки вражеских войск форсировать реку Угру и прорваться на Медынь успешно отражались героическими действиями этих отрядов.
В результате пятидневных ожесточенных боев немногие остались в живых, но своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве. Тем временем в районе Малоярославца, на его укрепленный рубеж, вышли и развернулись артиллерийское и стрелково-пулеметное училища Подольска".
***
Да, Старчак лично принял решение о том, что надо обороняться. Хотя такой задачи ему никто не ставил. Более того, по сути дела, его и его подчинённых бросили на произвол судьбы.
"Утром 4 октября, вернувшись из очередного полета, только-только прикорнул в своей землянке, как меня начал кто-то трясти за плечо: — Товарищ капитан, проснитесь, полк улетает!..
Я быстро натянул сапоги и выскочил наружу. Над леском на небольшой высоте с гулом шли в сторону Москвы четырехмоторные бомбардировщики, один за другим поднимавшиеся с аэродрома. Это были те самые самолеты, на которых мы не раз отправлялись на задания...
...Я попытался связаться по радио или телефону с генералом Худяковым, чтобы получить от него какие-либо указания. Штаб не отвечал. Передо мной встал вопрос: что делать? Собрать имущество базы — и в тыл? Ведь 1-й авиаполк улетел на восток. Видимо, и нам надо направляться туда же.
Эту мысль тут же сменила другая: а кто же встанет на пути врага? Наш небольшой отряд — двести бойцов, прибывших из фронтовых авиачастей, сто пятьдесят недавно прибывших комсомольцев и несколько десятков хорошо обученных парашютистов из 214-й воздушнодесантной бригады, являлся единственной, громко говоря, силой на участке от Юхнова до Подольска. Если мы не остановим гитлеровцев здесь, в Юхнове, то они беспрепятственно дойдут до Мятлево, Медыни, Малоярославца..."
***
Вот о ком нужно снимать художественные фильмы, а не придумывать каких-то мифических разведчиков или контрразведчиков из разудалых телевизионных сериалов.
 
 
© warheroes.ruЕвгения Жигуленко - командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Герой Советского Союза.
Родилась 1 декабря 1920 года в городе Краснодаре в семье рабочего. Окончила среднюю школу в городе Тихорецке Краснодарского края, училась в Дирижаблестроительном институте (Московский авиационно-технологический институт). Окончила школу лётчиков при Московском аэроклубе.
В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Совершила 968 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.
«В небе "ночные ведьмы» и «Без права на провал».
Первый фильм был посвящен знаменитому женскому 46-му гвардейскому ночному бомбардировочному авиационному полку, который был оснащён самолётами По-2 (он уже У-2). При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»:
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.
Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них:
Битва за Кавказ — 2920 вылетов;
освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылетов;
освобождение Крыма — 6140 вылетов;
освобождение Белоруссии — 400 вылетов;
освобождение Польши — 5421 вылета;
битва в Германии — 2000 вылетов.
Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Боевые потери полка составили 32 человека. За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза, уже в постсоветское время двум лётчицам было присвоено звание Герой России, а одной - Герой Казахстана.
Фильм о девчатах, которые воевали и гибли в небе, получился очень пронзительным. А сама Евгения Андреевна ушла из жизни 2 марта 1994 года.