Уважаемый, Дмитрий Анатольевич.
Я считаю, что проблему ветхого и аварийного жилья можно решить только пошагово с привлечением средств федерального и регионального бюджетов следующим образом:
1. Создать всероссийский реестр ветхого и аварийного жилья. Сделать это необходимо в сжатые сроки, дав соответствующие поручения региональным властям. Реестр должен формироваться в открытом доступе, с возможностью граждан, не увидевших свои дома в списке, обращаться напрямую в правительство РФ с просьбами о включении своих домов в реестр. Сроки формирования реестра и механизм отправки обращений должны быть общедоступны.
2. После формирования реестра необходимо провести предварительную оценку необходимых затрат на снос или реконструкцию ветхого и аварийного жилья и строительство нового для переселения граждан, а также проработать вопросы резервирования соответствующих участков земли под такое строительство (с учетом различных схем финансирования сноса, реконструкции и строительства с участием муниципального, регионального. федерального бюджетов и инвестиционных средств по схеме частно-государственного партнерства) Все предварительные расчеты, компановка ТЗ и проектов, разроботка базовой документации по организации и проведению соответствующих конкурсов (тендеров) должна быть организована так, чтобы были конкретные ответственные структуры и лица за проведение этой работы с жесткие сроки.
3. Подготовительный этап, включающий вы себя: уточнение предельных финансовых затрат, сроков и требований к качеству работ;
требований к опыту работы, составу оборудования и т.п. участников государственных тендеров на снос, реконструкцию ветхого и аварийного жилья, строительство нового жилого фонда, переселение граждан;
выделение соответствующих средств в Федеральном. региональных и муниципальных бюджетах:
определение заказчика (заказчиков) и схему контроля за исполнением ранее принятых решений и реализацией всей переселенческой программы.
4. Организация и проведение соответствующих конкурсов на выполнение соответствующих работ для государственных нужд, подписание инвестиционных контрактов, выделение земельных участков "в натуре", начало строительных работ.
5 Промежуточное подведение итогов: анализ хода строительных работ и работ по реконструкции и капитальному ремонту; проверка соответствия объемов и качества выполненных работ проектно-сметной документации и реальному положению дел (на местах). Принятие необходимых решений по окончании промежуточного подведения итогов (вплоть до отстранения ген. подрядчиков от работ с соответствующими санкциями в случае серьезных нарушений и передачи прав на выполнение контрактов более успешных подрядчикам)
6 Завершение строительства, реконструкции и капитального ремонта ветхого и аварийного жилья и переселения граждан. Подведение итогов выполнения всей программы. Публичное размещения отчетов о ее реализации и открытие специального канала обратной связи для возможности обращений граждан, не реализовавших свои права на переселение в новое жилье. получивших несопоставимое жилье с количеством членов семьи и т п.) Исправление ошибок, устранение дефектов и другая работа по завершению программы по ветхому и аварийному жилью.
Общие сроки реализации всей подготовительной части не должны превышать одного календарного года. Сроки строительства не должны быть выше трех-пяти лет, в зависимости от реальной ситуации и объемов необходимого строительства. На период выполнения программы местные и региональные власти должны всячески содействовать ее реализации. Все процедуры согласований и разрешений должны быть сведены к минимуму и вообще возможно находиться в зоне ответственности самих федеральных заказчиков. В любом случае важно, чтобы все препятствия были устранены еще на начальном этапе. Все построенное жилье, за исключением предоставленного по договору мены, жители получают на основании договора социального или некоммерческого (в случае частно-государственного партнерства) найма. Все списки отселяемых жителей и адреса ветхих и аварийных домов должны быть централизованно составлены еще на первом, и уточнены на втором этапах. Никакие коррективы, за исключением технических (изменение названия улицы, выехавшие, родившиеся и т.п.) вноситься на последующих этапах не должны. Жилье предоставляется строго по опубликованному списку, доступному в режиме онлайн для каждого переселенца.
Я считаю, что сегодня государство в состоянии реализовать эту программу в сжатые сроки. Федеральные резервы и нынешняя экономическая ситуация позволяют изыскать необходимые финансовые средства. Крайне важно, чтобы деятельность любых ответственных лиц, контролирующих финансовые потоки, была доступна регулярному мониторингу для пресечения злоупотреблений и противодействия коррупции.
А.В. Чуев Президент АНО «Экспертно-аналитический Центр по модернизации и технологическому развитию экономики». (www.modern-rf.ru)