Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
|
& ...
+ развернуть текст сохранённая копия
НГ-религии
Тэги: "светская, <<основы, абдусалам, атеизм,религия,церковь, гусейнов, культура, любознательный, мораль, наука, немного, общество,семья, орксэ, основа, педагогика,образование, религиозный, религия, светский, социо-гуманитарные, ссылка, философия, этика, этика", этики>>
Альберт Эйнштейн:Почему социализм?
2012-06-10 16:59:51clck.ru/1BF5w
+ развернуть текст сохранённая копия
clck.ru/1BF5w
Стоит ли высказываться о социализме человеку, который не является специалистом в экономических и социальных вопросах? По ряду причин думаю, что да.
Давайте сначала рассмотрим этот вопрос с точки зрения научного знания. Может показаться, что между астрономией и экономикой нет существенных методологических различий. И в той и в другой ученые стараются открыть общие законы для определенной группы явлений, чтобы как можно яснее понять связь между ними. Но на самом деле методологические различия существуют. Открытие общих законов в области экономики затруднено тем обстоятельством, что наблюдаемые экономические явления подвержены воздействию многих факторов. И оценить каждый из них в отдельности крайне трудно.
К тому же, хорошо известно, что опыт, накопленный с начала так называемого цивилизованного периода человеческой истории, был в значительной мере ограничен и подвержен влиянию причин по своей природе неэкономических. Например, большинство великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны. Они присваивали себе монопольное право на владение землей и выбирали жрецов только из своих рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали руководствоваться в своем общественном поведении, по большей части бессознательно.
Эта историческая традиция остается в силе. Нигде мы не преодолели того, что Торстен Веблен называл «хищнической фазой» человеческого развития. Существующие экономические факты принадлежат к ней, и законы, которые мы можем вывести из этих фактов, неприложимы к другим фазам. А так как цель социализма и состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой, экономическая наука в ее настоящем виде не способна прояснить черты социалистического общества будущего.
Во-вторых, социализм обращен к социально-этической цели. Наука же не способна создавать цели. Еще менее — воспитывать их в человеке. В лучшем случае, наука может предоставить средства к достижению определенных целей. Но сами цели порождаются людьми с высокими этическими идеалами. И, если эти цели не мертворожденные, а обладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые полусознательно определяют медленную эволюцию общества.
Вот почему нам следует проявлять осторожность, чтобы не преувеличить значение науки и научных методов, когда дело касается человеческих проблем. И не следует полагать, что только эксперты имеют право судить о вопросах, влияющих на организацию общества.
Вот же некоторое время несчетные голоса утверждают, что человеческое общество находится в состоянии кризиса и потеряло стабильность. Для такой ситуации характерно, что люди испытывают безразличие или даже враждебность по отношению к большим или малым группам, к которым они принадлежат. В качестве примера, позвольте привести один случай из моего личного опыта. Недавно я обсуждал опасность новой войны, которая, на мой взгляд, была бы серьезной угрозой существованию человечества, с одним умным и благожелательным человеком. Я заметил, что только наднациональная организация могла бы стать защитой от такой опасности. На что мой собеседник спокойно и холодно сказал мне: «Почему вы так сильно настроены против исчезновения человеческой расы?»
Я уверен, что еще столетие назад никто не мог бы так легко сделать заявление подобного рода. Его сделал человек, который безуспешно пытался обрести какой-то баланс внутри себя и потерял надежду на успех. Это выражение мучительного одиночества и изоляции, от которых в наши дни страдают так много людей. В чем причина этого? Есть ли выход?
Легко задать такие вопросы, но трудно ответить на них с какой-либо определенностью. Тем не менее, я должен постараться ответить на них насколько позволяют мои силы, хотя и хорошо сознаю, что наши чувства и стремления часто противоречивы и неясны и что их нельзя объяснить легкими и простыми формулами.
Человек одновременно одинокое и социальное существо. Как существо одинокое он старается защитить свое существование и существование наиболее близких ему людей, удовлетворить свои желания и развить свои врожденные способности. Как социальное существо он ищет признания и любви других людей, хочет разделять их удовольствия, утешать их в горе, улучшать условия их жизни.
Именно существование этих разнородных, зачастую противоречащих друг другу стремлений отличает особых характер человека, а их конкретная комбинация определяет как степень внутреннего равновесия, которого человек способен достичь, так и степень его возможного вклада в благополучие всего общества. Не исключено, что соотношение этих двух побуждений, в основном, передается по наследству. Но становление личности, в конечном счете, формируется окружением, в котором развивается человек, структурой общества, в котором он растет, его традицией и оценкой, которую общество дает тому или иному типу поведения.
Для отдельного человека абстрактное понятие «общество» означает сумму его прямых и косвенных отношений к своим современникам и ко всем людям прошлых поколений. Человек способен мыслить, чувствовать, желать и работать сам по себе. Но в своем физическом, умственном и эмоциональном существовании он настолько зависит от общества, что вне общества ни думать о человеке, ни понять его невозможно. Именно «общество» обеспечивает человека пищей, одеждой, жильем, инструментами труда, языком, формами мысли и большей частью ее содержания. Его жизнь стала возможной благодаря труду и достижениям многих миллионов в прошлом и настоящем, которые прячутся за этим маленьким словом «общество».
Поэтому очевидно, что зависимость человека от общества является природным фактом, который нельзя отменить, как и в случае пчел и муравьев. Однако, в то время как жизненные процессы муравьев и пчел управляются, вплоть до мельчайших деталей, их жесткими наследственными инстинктами, типы социального поведения и взаимоотношения человеческих существ сильно варьируются и подвержены изменениям.
Память, способность создавать новые комбинации, дар речевого общения сделали возможными для человечества такие формы жизнедеятельности, которые не диктуются биологической необходимостью. Они выражаются в традициях, общественных институтах и организациях; в литературе; в научных и инженерных достижениях; в произведениях искусства. Это объясняет, каким образом человек способен, в известном смысле, влиять на свою жизнь своим поведением и что в этом процессе участвуют сознательное мышление и желание.
При рождении человек наследует определенную биологическую конституцию, которую мы должны признать фиксированной и неизменной и которая включает природные побуждения, свойственные человеческому роду. К этому, в течение своей жизни, человек приобретает и определенную культурную конституцию, которую он усваивает от общества через общение и многие другие виды влияния. Именно эта культурная конституция меняется со временем и в большей степени определяет отношения между человеком и обществом.
Современная антропология, с помощью сравнительного изучения так называемых примитивных культур, учит нас, что социальное поведение людей может разниться в огромной степени и зависит от культурной модели и типа организации, которые доминируют в данном обществе. Именно на этом и основаны надежды тех, кто стремится улучшить участь человека. Человеческие существа не осуждены своей биологической конституцией на взаимное уничтожение или на милость жестокой судьбы, причина которой в них самих.
Если мы спросим себя, как должны быть изменены структура общества и культура человека для того, чтобы сделать человеческую жизнь как можно более удовлетворяющей, нам следует постоянно помнить, что существуют определенные условия, которые мы не можем изменить.
Как уже было сказано, биологическая природа человека не может быть подвергнута изменениям. Более того, технологические и демографические процессы последних столетий создали условия, которые останутся с нами надолго. При высокой концентрации населения, чье существование зависит от производства товаров, исключительная степень разделения труда и высокоцентрализованный аппарат производства являются абсолютно необходимыми. То время, кажущееся нам теперь идиллическим, когда отдельные люди или сравнительно небольшие группы могли быть совершенно самодостаточны, — это время ушло навеки. Не будет большим преувеличением сказать, что уже сейчас человечество представляет собой одно планетарное сообщество в производстве и потреблении.
Теперь я могу коротко изложить свое мнение о сущности современного кризиса. Речь идет об отношении человека к обществу. Как никогда раньше человек осознает свою зависимость от общества. Но эту зависимость он ощущает не как благо, не как органическую связь, не как защищающую его силу, а скорее как угрозу его естественным правам или даже его экономическому существованию.
Более того, его положение в обществе таково, что заложенные в нем эгоистические инстинкты постоянно акцентируются, в то время как социальные, более слабые по своей природе, все больше деградируют. Все человеческие существа, какое бы место в обществе они ни занимали, страдают от этого процесса деградации.
Неосознанные узники своего эгоизма, они испытывают чувство опасности, ощущают себя одинокими, лишенными наивных, простых радостей жизни. Человек может найти смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обществу.
Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая анархия капиталистического общества. Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены все больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила. В этой связи важно понять, что средства производства, то есть все производственные мощности, необходимые для производства как потребительских так и капитальных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдельных лиц.
Для простоты изложения я буду называть «рабочими» всех тех, кто не владеет средствами производства, хотя это и не вполне соответствует обычному использованию этого термина. Владелец средств производства имеет возможность купить рабочую силу рабочего. Используя средства производства этот рабочий производит новую продукцию, которая становится собственностью капиталиста. Самое существенное в этом процессе заключается в соотношении между тем, что рабочий производит и сколько ему платят, если то и другое измерять в их действительной стоимости. Поскольку трудовой договор является «свободным», то что рабочий получает, определяется не действительной стоимостью произведенной им продукции, а его минимальными нуждами и соотношением между потребностью капиталиста в рабочей силе и числом рабочих конкурирующих друг с другом за рабочие места. Важно понять, что даже в теории заработная плата рабочего не определяется стоимостью произведенного им.
Частному капиталу свойственна тенденция к концентрации в руках немногих. Это связано отчасти с конкуренцией между капиталистами, отчасти потому, что техническое развитие и углубляющееся разделение труда способствует формированию все более крупных производственных единиц за счет меньших. В результате этих процессов появляется капиталистическая олигархия, чью чудовищную власть демократически организованное общество не может эффективно ограничивать.
Это происходит потому, что члены законодательных органов отбираются политическими партиями, а на них так или иначе влияют и в основном финансируют частные капиталисты, которые тем самым на практике встают между электоратом и законодательной сферой. В результате, народные представители в действительности недостаточно защищают интересы непривилегированных слоев населения.
Более того, при существующих условиях частные капиталисты неизбежно контролируют, прямо или косвенно, основные источники информации (прессу, радио, образование). Таким образом, для отдельного гражданина чрезвычайно трудно, а в большинстве случаев практически невозможно, прийти к объективным выводам и разумно использовать свои политические права.
Положение, существующее в экономике, основанной на частнокапиталистической собственности, отличает два основных принципа: вo-первых, средства производства (капитал) являются частной собственностью и их владельцы распоряжаются ими как хотят; во-вторых, трудовой договор заключается свободно.
Конечно, в этом смысле такой вещи, как чистый капитализм, не существует. В особенности необходимо отметить, что в результате длительных и ожесточенных политических сражений рабочим удалось завоевать несколько улучшенный «трудовой договор» для определенных категорий трудящихся. Но в целом, современная экономика немногим отличается от «чистого» капитализма.
Производство осуществляется в целях прибыли, а не потребления. Не существует никакой гарантии, что все, кто может и желает работать, будут всегда способны найти работу. Почти всегда существует «армия безработных». Рабочий живет в постоянном страхе потерять работу.
Поскольку безработные и низкооплачиваемые рабочие не могут служить прибыльным рынком сбыта, производство потребительских товаров ограничено, что приводит к тяжелым лишениям.
Технический прогресс часто влечет за собой рост безработицы, вместо того чтобы облегчать бремя труда для всех. Стремление к прибыли, в сочетании с конкуренцией между отдельными капиталистами, порождает нестабильность в накоплении и использовании капитала, что приводит к тяжелым депрессиям.
Неограниченная конкуренция ведет к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве.
Я убежден, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путем создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.
Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку.
Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы своей целью развитие в нем чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха.
Необходимо помнить, однако, что плановая экономика это еще не социализм. Сама по себе, она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей. Как обеспечить защиту прав личности, а с ними и демократический противовес власти бюрократии?
Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше переходное время. Так как в настоящее время свободное, без помех обсуждение этих проблем находится под мощным табу, я считаю выход в свет этого журнала важным общественным делом.
Тэги: а.эйнштейн, бюрократия, демократия, демократия,свобода,права, история, коммунизм,большевизм, любознательный, мировой, наука, политика(видео, правый, социализм, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), человек, экономика
В чем на самом деле разница между мужчиной и женщиной?
2012-06-10 02:12:48мужчины и женщины похожи на жителей разных планет: настолько они разные, что без переводчика понять ...
+ развернуть текст сохранённая копия
мужчины и женщины похожи на жителей разных планет: настолько они разные, что без переводчика понять им друг друга трудно. Но не преувеличение ли это? Ведь все мы прежде всего люди, а значит, не на разных языках говорим и при желании взаимопонимание найти можем.
И все же никто не будет спорить, что мужчины и женщины отличаются друг от друга не только первичными и вторичными половыми признаками. Некоторые из этих отличий имеет смысл учитывать в нашей повседневной жизни – во избежание конфликтов и недоразумений.
Отличие первое. Мужчины хорошо чувствуют, где предел их возможностей, женщины – нет.
Если женщина лихо взялась укладывать ламинат, пилить дерево или сверлить дрелью бетонную стену – это еще не означает, что данные занятия ей по силам. Просто она до поры до времени этого не понимает. А поймет, когда уже ввяжется в дело и отступать будет поздно. Вот тут могут начаться как слезы, так и нечеловеческие усилия по преодолению себя и своих слабостей, в результате чего мы и получаем героиню, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Но все же женщину лучше вовремя останавливать, удерживать от таких подвигов, а то она и надорваться может. А вот совет женщинам: не стоит адресовать мужчине фраз типа «Не делай, не надо», «Это тяжело», и тем более «Ты не справишься». Последнее для него просто оскорбительно. Если уж он за что-то взялся, значит уверен: справится.
Отличие второе. Мужчина знает, когда ему пора отдохнуть – женщина не чувствует усталости, пока не упадет.
Если женщина постоянно советует мужчине: «Отдохни», она совершает ошибку. Он сам знает, когда ему отдыхать, а когда работать, и подобная опека может вызвать у него раздражение. А вот женщину нужно останавливать, если она заработалась. Она может выглядеть вполне бодро и энергично и трудиться как заведенная – но это не значит, что она не устала. Просто она сама может этого не чувствовать и не понимать. А поймет только тогда, когда рухнет как подкошенная от запредельных нагрузок.
Отличие третье. Мужчины легче переносят кратковременную сильную и острую боль, а женщины – длительную тупую и ноющую.
Женщины часто слывут неженками, потому что могут вскрикнуть от малейшей ссадины, пореза или ушиба. Но мало кто знает, что та же самая «неженка» молча, стойко и героически выдерживает длительные недомогания, изматывающие боли, повышенную температуру, не давая ни единого повода окружающим догадаться, как ей плохо. Важно, чтобы близкий человек научился замечать признаки ее плохого самочувствия (даже если она не жалуется), и проявлял необходимую заботу.
У мужчины же реакции прямо противоположны: он без звука вытерпит серьезную травму, рану – зато малейшая простуда может свалить его с ног. Женщине нужно отнестись к этому с пониманием: недомогание, кажущееся ей легким, для мужчины подчас таковым вовсе не является.
Отличие четвертое. У мужчин ведущим каналом восприятия является зрение, у женщин – слух и ощущения.
И тут, конечно, все мы вспомним известную поговорку о том, что мужчины любят глазами, а женщины – ушами. Но для женщины очень важно не только то, что она слышит, но и то, что ощущает ее тело, насколько комфортны и приятны эти ощущения. Поэтому если вы хотите в чем-то убедить женщину – например, поехать вместе на курорт – совсем не обязательно показывать ей картинки с видами морского побережья и изображением интерьеров пятизвездочного отеля. Лучше в красках опишите ей все это на словах и добавьте, как хорошо и комфортно она будет себя чувствовать в номере этого отеля, а также на пляже с мягким песочком и в теплых ласковых морских волнах.
Мужчина же в подобной ситуации скорее всего слова пропустит мимо ушей. А вот яркие красочные картинки могут произвести на него большее впечатление.
Конечно, мужчины, воспринимающие мир преимущественно на слух и на ощупь, тоже существуют, но женщины с преобладанием этих типов восприятия встречаются все же гораздо чаще.
Отличие пятое. Для женщины важнее чувства, для мужчины – факты.
Рассказывая о каком-то событии, свидетельницей или участницей которого она стала, женщина всегда будет говорить о своих переживаниях, вставляя фразы типа: «Я была потрясена», «Я не знала, плакать или смеяться», «Я так растерялась», «Я просто вышла из себя» и т.п. Ей кажется, что окружающие лучше поймут ее, если она расскажет о том, что чувствовала. Мужчине не стоит раздражаться на такую женскую эмоциональность, даже если факты, вызвавшие ее бурную реакцию, представляются ему незначительными. Нельзя говорить ей: «Не переживай из-за такой ерунды». Она решит, что мужчина недооценивает ее чувства, которые для нее вовсе не являются ерундой. Из этого может вырасти обида, а то и скандал.
А женщине не стоит обвинять мужчину в бесчувственности, если он не разделяет ее чувств и сам не выражает их столь же бурно, как она. Ему совсем не чужды эмоции, просто он не привык выражать их вслух. Он может рассказать о фактах, вызвавших его переживания, но о самих переживаниях скорее всего умолчит. Ведь ему кажется, что факты говорят сами за себя, и если он их изложил, то и так ясно, какие чувства они могут вызвать.
Конечно, это далеко не все различия, которые можно найти между мужчиной и женщиной, да и они не универсальны, ведь из каждого правила есть исключения. Но главное, чтобы мы помнили: другой человек достоин понимания и уважения, даже если он совсем не похож на нас, если мыслит, чувствует и реагирует на окружающую действительность по-другому.
Мир был бы скучен, если бы люди ничем не отличались от себе подобных, вели себя одинаково и всегда во всем соглашались друг с другом. Поэтому не будем переживать, что мы разные, – лучше порадуемся этому. А чтобы конфликты с любимыми и близкими случались пореже, всего-то и требуется – отнестись с уважением к особенностям другого человека, проявить немного терпения, доброты и способности к сопереживанию.
Тэги: биология,психология,социология, женщина, любознательный, мужчина, наука, различие, социо-гуманитарные, ссылка, человек,его
Казнен личный секретарь Саддама Хусейна Абд Хамида Хмуда!
2012-06-08 11:41:57Прошло более 20 лет, прежде чем меч правосудия совершил свой взмах над головой виновного… Я говорю ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Прошло более 20 лет, прежде чем меч правосудия совершил свой взмах над головой виновного… Я говорю об Абд Хамиде Хмуде бывшем личном секретаре президента Ирака Саддама Хусейна. В Ираке был приведен в исполнение смертный приговор к Абд Хамиду Хмуде. Вердикт был вынесен еще два года назад, и только сейчас состоялась казнь. В 1991 году армия [...]
Тэги: абд, восстание, геноцид, гуманитарный, ирак, иракский, народ, политика, помощь, саддам, хамид, хмуда, хусейн, шиит
Сергей ФИЛАТОВ:РПЦ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИИ
2012-06-06 03:06:09Эхо Москвы
+ развернуть текст сохранённая копия
Эхо Москвы
Комментарий RP: Представляется интересным, что в статье экс-руководителя Администрации президента, наверное, впервые называется своим именем то явление, которое Московская патриархия давно сформулировала как свое доминирующее право определять нормы жизни в светской стране. Конфессиональная концепция и очевидные всем действия религиозной организации характеризуются отрицанием конституционных основ Российской Федерации, что, практически, давно сформулировано самой РПЦ МП и что автор лишь повторяет.
Противопоставления религиозной организации светской власти, при этом, не происходит лишь по той причине, что выработанная клерикальной структурой искусственная идеология, апеллирующая к божественному авторитету, смешанному с нуждами самой власти, избрана администраторами политического режима в качестве идеологической основы своего существования.
Таким образом, развитие темы автором могло привести к еще более глубокому и не менее дикому для цивилизованного общества заключению, что основные проблемы для реализации норм права в стране исходят из тех кругов, обязанность которых заключается в гарантировании законности.
Тэги: алексий, атеизм,религия,церковь, бедствие, всеволод, г.киссинджер, государство, демократия,свобода,права, кирилл, конституция, любознательный, ментимир, наука, патриарх, политика(видео, происшествие, религия, рпц, светский, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), церковь, чаплин, шаймиев