Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «демократии»
Польские атеисты запустили рекламную кампанию «Не убиваю, не ворую, не верю» ! 2012-10-10 01:58:14
A-THEISM.
+ развернуть текст сохранённая копия
Тэги: <<движение, <<свобода, атеизм, атеизм,религия,церковь, атеистический, бедствие, билборды, биология,психология,социология, демократия,свобода,права, заметка, кампания, люблин, любознательный, неангажир., новость, паликота>>, политолог, польша, происшествие, реклама, религии>>, религия, фонд, человек,его
Анатомия «Анатомии протеста-2» 2012-10-08 23:46:22
выборов в Координационный совет оппозиции. И правильно делают. Объединенная оппозиция может добиться ...
+ развернуть текст сохранённая копия
выборов в Координационный совет оппозиции. И правильно делают. Объединенная оппозиция может добиться мирными средствами отстранения от власти мафиозной группы Путина, которая всеми правдами и неправдами за эту власть цепляется». Г-н Немцов явно преувеличивает свою роль в мировой истории. Учитывая тот факт, что даже в Москве и Санкт-Петербурге из «марша миллионов» получается один пшик, а в других городах, где «миллионы» представляют от 30 до 50 оппозиционеров, которые, даже взятые все вместе, и до столичного «пшика» не дотягивают, то никакой «чекистской машины» здесь не требуется. Это было бы похоже на стрельбу из пушки по воробьям. Но ведь никто не разгоняет – и это да-таки плохо, потому что у зарубежных «спонсоров» пропадает всякий интерес к тому, чтобы регулярно подпитывать оппозицию «живыми» деньгами. По сколько там, кстати, дают нынче «зеленых» сребреников? Как сообщается в фильме, Удальцов просил у Таргамадзе 35 тыс. долларов в месяц на подготовку своих акций. Не густо, прямо скажем. Иуда, в переводе по курсу на доллары США, получил больше… Другого лидера радикальной оппозиции, депутата от «Справедливой России» Илью Пономарева, сообщает в фильме Таргамадзе, финансирует опальный олигарх Борис Березовский. Член партии «Справедливая Россия» Геннадий Гудков сказал, между тем, что если в «Анатомии» и имеется часть достоверной информации – она ничтожно мала: «Фильм сделали журналисты, на которых клейма ставить негде. Сделали по заказу власти. Однако следует признать, что создали профессиональную страшилку. И что в итоге?» В итоге, отметим, страна увидела, наконец, истинное лицо своих «героев». Один из упоминавшихся в фильме НТВ журналистов, Владимир Варфоломеев, в своем блоге в Живом журнале, отметил, что «Анатомия протеста-2» и оперативные комментарии «Единой России» впервые четко ставят знак равенства между оппозиционерами и террористами. Со всеми вытекающими из этого последствиями и для самих активистов протестного движения и, может быть, в первую очередь для тех, кто их активно поддерживает, в том числе финансово, или просто симпатизирует им. «Это, видимо, главный смысл того, что нам вчера показали», - сказал он. В свою очередь, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов написал открытое письмо в НТВ, в котором ответил на упоминание журналистов этой радиостанции в разоблачительном фильме «Анатомия протеста-2». О письме Алексей Венедиктов сообщил в своем блоге на сайте радиостанции. Он обратил внимание на тот факт, что в фильме нигде не говорится, что Владимир Варфоломеев, Матвей Ганапольский, а также сам Алексей Венедиктов работают на «Эхе». В случае повтора «Анатомии протеста-2», главред попросил гендиректора НТВ Владимира Кулистикова обозначить принадлежность всех троих журналистов к радиостанции. «Можно и в стихах», - съязвил при этом А. Венедиктов. В письме также отмечается, что и радиостанция, и телеканал входят в один холдинг и подобные действия со стороны НТВ являются явным пренебрежением интересов общего акционера, «Газпрома» то есть, за счет которого фактически живут и НТВ, и «Эхо Москвы». Такая вот трогательная забота о государственных деньгах… Фильм среди прочего, заметим, рассказал и о поездках Сергея Удальцова по регионам, где он, в частности, призывал к «революции мирными методами». В то же время, как подчеркивает «Интерфакс», фильм сопровождается следующим текстом: «Революция мирными методами невозможна. Одновременный захват площадей в крупных городах страны должен стать началом силового сценария. План действий уже разработан, его авторы находятся за рубежом, а Удальцов, судя по имеющимся у нас материалам, лишь один из его исполнителей». Вполне логично, что глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила, что следственные органы должны провести проверку по всем фактам, изложенным в этом фильме, и дать им уголовно-правовую оценку. Герои фильма, цитирует Яровую пресс-служба комитета, «не политики и не оппозиция, а примитивные уголовники», которые «за деньги готовы совершать любые преступления» и «представляют угрозу безопасности жизни и здоровья граждан России». Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский тоже призвал возбудить дело по фактам, изложенным в «Анатомии протеста-2», а координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова «упечь в тюрьму на долгие годы». Как сообщает РИА «Новости», Жириновский подчеркнул, что не ставит под сомнение объективность «Анатомии протеста-2», и призвал чаще показывать подобные фильмы. Он также заявил, что тех парламентариев, которые готовят массовые беспорядки, нужно лишать мандатов. Владимир Вольфович, к сожалению, не уточнил, кого конкретно он имеет в виду, но некоторую ясность внес здесь член Общественной палаты, председатель Общероссийского правозащитного союза «Человек и закон» Владислав Гриб, который отметил: «С одной стороны, кажется, что люди борются за идею совершенно бескорыстно, а тут фактически сюжет, который идет по сценарию 17-го года». «Это очень серьезный удар по определенной части российской оппозиции», - уверен Владислав Гриб. Не густо, конечно, но уже ближе к «телу». А еще «теплее» стало после фразы, написанной в своем комментарии о фильме самим С. Удальцовым: «Даже ненадолго почувствовал себя новым Лениным (хотя, конечно, до уровня Владимира Ильича еще учиться, учиться и учиться)». По большому счету, фильм «Анатомия протеста-2» откровенно посадил в лужу и всю КПРФ. Там неслучайно, как подчеркнули в СМИ, «скептически отнеслись к фактам, изложенным в фильме». В интервью радиостанции «Бизнес ФМ» секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов, оценивая фильм, подчеркнул: «Это обычная пропагандистская поделка партии власти. Если у вас есть фактура, и она была бы у правоохранительных органов, они давно бы расследовали и вынесли свое заключение, а так какие-то утечки, какие-то недоговоренности, какие-то кривые обвинения. Не первый раз этим промышляет НТВ, последняя степень деградации некогда уважаемой телекомпании». Относительно деградации есть некоторое несогласие. В августе этого года, например, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев говорит, что поддержал инициативу оппозиции (создание координационного совета оппозиционных сил. – Д.Щ.). Он подтвердил, что «партия настроена сотрудничать с оппозиционными силами». «Мы готовы участвовать в акциях и координировать эту работу. Но в каждом конкретном случае нам важно понимать лозунги и цели», - сказал он. По словам Соловьева, механизм совместной работы уже выработан: партийцы «от Владивостока до Калининграда» присоединились к движению «За честные выборы» (в фильме порядок обратный: от Калининграда до Владивостока. – Д.Щ.). «Мы старались объединить весь протестный потенциал, и в принципе нет никаких проблем, чтобы продолжать эту работу», - заявил коммунист. Напомним, что Сергей Удальцов накануне парламентских выборов 2011 года подписал соглашение с лидером коммунистов Геннадием Зюгановым о сотрудничестве. А в январе 2012 года «BBCRussian.com» (Великобритания) не без удовлетворения сообщила, что «кандидат в президенты России и лидер КПРФ Геннадий Зюганов и «Левый фронт» во главе с Сергеем Удальцовым заключили соглашение, по которому Зюганов поддерживает все основные требования декабрьских митингов протеста, а «Левый фронт» за это поддержит лидера коммунистов как самого сильного соперника Владимира Путина на выборах 4 марта». «У «Левого фронта» с КПРФ взгляды близкие, мы все - сторонники социалистических преобразований», - сказал координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, в 90-х и начале 2000-х больше известный как лидер ультралевого «Авангарда красной молодежи». «Мы придаем огромное значение этому как важнейшему этапу в консолидации всех социалистических сил, заинтересованных в стабильности страны и в том, чтобы менять власть, улучшать власть», - сказал о подписании соглашения с «Левым фронтом» Вадим Кумин (глава общественного совета в поддержку кандидатуры Зюганова). Договориться тогда не смогли по одному-единственному пункту: «Левый фронт» хотел, чтобы оппозиционный кандидат в случае победы пробыл президентом всего лишь года полтора, Геннадий Зюганов намерен был занимать пост главы государства все шесть лет. А в остальном – полная гармония и взаимопонимание. В общем, вполне по-ленински: в борьбе за власть можно идти на компромисс хоть с самим чертом. Любопытную точку зрения высказал председатель комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты (ОП) России Анатолий Кучерена в интервью газете «Взгляд». Он заявил: ему «стыдно и обидно», что озвученную в фильме НТВ информацию не довели до населения раньше. «Представьте на секунду взрыв железной дороги, захват власти в Калининградской области. Это безумие какое-то. Я за то, чтобы у нас была оппозиция, которая должна вскрывать проблемы в нашем обществе, но когда это происходит по указке иностранцев, то понятно, что направлено это против нашего суверенитета. Нас всех принимают за дураков», – подчеркнул Кучерена. И не просто за дураков нас «держат» - за полных идиотов. Можно подумать, российским спецслужбам было неведомо, что все отечественные «несогласные» получают финансирование из-за рубежа? Будто для них, спецслужб, ну очень большой секрет, что «орлы» г-на Удальцова проходят идеологическую «обкатку», и не только идеологическую, в т.н. палаточных лагерях на родной земле и за ее рубежами? Что Грузия, страны Прибалтики, Украина использовались как «окна» для передачи денег оппозиции, а теперь, после закрытия в России такой госдеповской структуры, как «Агентство США по международному развитию» (USAID), эти «окна» будут превращены в «двери»? Американцы заявляли об этом прямо. А на кого рассчитано сообщение о том, что Следственный комитет России начал проверку фактов, изложенных в документальном фильме «Анатомия протеста-2»? Раньше наши главные «следаки» ни о чем «таком», видать, и не догадывались. И даже предыдущий фильм «Анатомия протеста», показанный на том же НТВ в марте с.г., «принципиально» не смотрели, так что ли? А тут разом все и прозрели: оппозиция, правоохранители, депутаты Госдумы, политики всех оттенков и политологи разных мастей. И каждый преследует свою политическую цель: набрать в этой пиар-кампании как можно больше электоральных баллов. Потому что смешно утверждать, будто Удальцов способен «перевернуть» всю Россию. Даже вкупе с КПРФ и прочими «оппозиционерами»: страшно далеки они от народа. Однако воистину, важнейшим из всех искусств для нас по-прежнему является кино. Особенно – в политике. Денис Щукин 08.10.2012 | 12:44 Специально для Столетия
Тэги: <<анатомия, бедствие, демократия,свобода,права, любознательный, нтв, оппозиция, политика(видео, происшествие, протеста-2>>, россия,ссср,русский, сергей, ссылка, тексты), удальцов, язык
И какая же она, русская мечта? 2012-10-07 01:53:16
... , чем рынку и демократии образца 1990-х ...
+ развернуть текст сохранённая копия
stoletie.ru/print.php?ID=154538 О чем свидетельствуют данные всероссийского социологического опроса Историческая энергия общества, его инновационный потенциал и способность к развитию обусловлены не только объективными условиями его существования, но и особенностями коллективного целеполагания, выраженными в формах национальной мечты. Конечно, наличие мечты еще не составляет достаточного условия прогресса. Однако она является необходимым источником побуждающих к нему мотиваций. Приземленные стремления не могут принести выдающихся результатов. И в то же время, когда мы задумывается об успехе больших исторических проектов, то всегда обнаруживаем за ними дерзновенный полет мечты, как бы прорывающей узкий круг заданных обстоятельств. Наверняка, многие, если не большинство из нас слышали о так называемой «американской мечте» и о том, какую роль она сыграла в быстром историческом подъеме Соединенных Штатов. А есть ли своя собственная национальная мечта и у нас? На этот вопрос попытались ответить российские социологи, которые весной и летом 2012 г. провели соответствующее исследование, основанное на данных всероссийского социологического опроса. В современных условиях вряд ли надо удивляться тому, что для большинства наших сограждан на первом месте стоят их личные надежды и заветные желания. Это прежде всего – жить в достатке, чтобы не приходилось считать копейки (такой ответ дали 40 % опрошенных). Но уже на втором месте, наряду с личным (иметь хорошее здоровье) появляется и общественное: приблизительно треть опрошенных мечтают жить в разумно устроенном, справедливом обществе. Но что такое, в понимании россиян, справедливость? Вопреки весьма распространенному мифу, который одно время тщательно культивировался в некоторых влиятельных СМИ, это вовсе не пресловутое «отнять и поделить». Напротив, большинство (около 60 % опрошенных) придерживаются того мнения, что равенство возможностей важнее равенства доходов и условий жизни, а 70 % полагают справедливым, когда у одних людей оказывается больше денег, чем у других, если только они имели одинаковые возможности их заработать. Увы, положение вещей в современной Россия мало кому представляется соответствующим критериям справедливости. Около 83 % наших сограждан считают, что различия доходов у нас сейчас слишком велики, и лишь один из каждых 8 – 9 опрошенных согласился с тем, что в нашей стране справедливо распределена собственность. Но когда же на Руси жилось так весело и вольготно, что это время может рассматриваться если не как реализация народной мечты, то, по крайней мере, как приближение к ней? Конечно же, отвечая на данный вопрос, наши респонденты разошлись во мнениях. Почти треть из них ответила, что, по их представлениям, ни одна эпоха российской истории не соответствует их идеалам. Что же касается остальных, то распределение мнений среди них обнаружило весьма интересные тенденции. Судя по полученным данным, постепенно ослабевает еще недавно сравнительно сильная эмоциональная связь россиян с эпохой Л.И. Брежнева. Сегодня признать его воплощением «русской мечты» согласились только 14 % опрошенных. Обращает на себя внимание кардинальный сдвиг в балансе оценок прошлого и настоящего. Если 10 – 15 лет назад россияне в 3 раза чаще отдавали предпочтение «золотой осени» советской власти, чем рынку и демократии образца 1990-х годов, то в настоящее время они уже чаще выбирают современность. И несмотря на то, что нынешнее положение дел в России мало у кого из граждан вызывает чувство восторга, почти треть опрошенных нами респондентов присоединились к мнению, что «русская мечта» наиболее полно воплотилась в современный период истории России – в «эпоху Путина». Этот вывод для самих исследователей был в какой-то мере неожиданным. Конечно, треть – это не большинство, но все же на стороне «эры Путина» – самый большой сегмент выборки. И это, на наш взгляд, во многом проясняет остро дискутируемую ныне политологами проблему так называемого путинского большинства. Что же касается «перестройки» и 1990-х годов, то отношение к ним по-прежнему остается резко негативным – в них видят воплощение национальной мечты не более 3 – 4 процентов опрошенных. Как показывают полученные в ходе опроса данные, самым любимым историческим героем россиян по-прежнему является Петр I. Среди них более трети считают, в частности, что он полнее и последовательнее всех остальных исторических деятелей воплотил в себе и «русскую мечту». В этом отношении он с большим отрывом опережает всех остальных деятелей российской истории. Так, в рейтинге российских правителей следующей по популярности фигурой является Екатерина II, но и она вызывает восхищение россиян в 2,5 раза реже, чем ее великий предшественник. Советские же лидеры в этом контексте вообще не идут ни в какое сравнение. Это относится и к такому, бесспорно, выдающемуся деятелю, как Ленин, и даже к Сталину, во многом не без успеха подражавшему Петру (он, как известно, также способствовал возвращению царя-преобразователя в пантеон национальных героев, что до середины 30-х годов было для большевиков абсолютно неприемлемым). Что же касается номенклатурных выдвиженцев, какими были и Хрущев, и Брежнев, и Горбачев, а, в конечном итоге, также и Ельцин, то они не снискали себе в народе ни большой любви, ни большого уважения. И хотя в политической публицистике не раз предпринимались попытки представить «оттепель» и «перестройку» временем воплощения сокровенных народных чаяний и надежд, а 90-е годы ХХ века – «великой эпохой», каждый из перечисленных политических лидеров 50-х – 90-х годов ХХ века является кумиром лишь для 2 % своих сограждан (Брежнев – для 4 %). На этом фоне результаты современных российских политиков смотрятся очень достойно – свыше 14 %. При этом надо, однако, учесть, что приблизительно 9 из этих 14 % следует отнести на счет всего одного человека – В.В. Путина. Интересно отметить, что в электорате Путина более четверти связывает «русскую мечту» именно с действующими, современными политиками. А вот среди причисливших себя к электорату Зюганова, Жириновского, Прохорова или Миронова, эту точку зрения поддерживает только один из 11 – 12. Подавляющее же большинство не видит связи между современной политикой и национальной мечтой. Надо полагать, что, выражая такую позицию, они имели в виду в том числе и тех политических деятелей, за которых голосовали на президентских выборах. Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что «русская мечта» имеет не только материальное, но и духовное измерение. Это выражается, в частности, в довольно высокой оценке деятельности православных подвижников и святых – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской и др. Их назвали символом народных чаяний и народной мечты свыше 14 % наших респондентов. В рамках проведенного опроса это второй результат – меньше, чем у Петра I, но больше, чем у такой популярной правительницы, как Екатерина II. В то же время деятели всех направлений, которые пытались выступить выразителями народных стремлений помимо и тем более вопреки государству и Церкви, массовым сознанием совершенно отторгаются. Основательность их претензий на выражение народной мечты признают всего лишь от 1 % (для русских националистов) до чуть более 2,5 % опрошенных (для диссидентов советской эпохи, включая А.Д. Сахарова). Впрочем, примерно четверть населения страны вообще не видит для себя кумиров в прошлом и считает, что в качестве символа и выразителя народной мечты не может рассматриваться ни один из деятелей прошлого и настоящего. В целом симпатии и антипатии к деятелям прошлого и по статусным группам, и по возрастным когортам, и по типам поселений распределены достаточно ровно, что говорит о достаточной гомогенности исторического сознания россиян. Как это ни странно, не слишком сильно варьируются соответствующие показатели и в зависимости от политических взглядов. Единственное исключение – Ленин: голосовавшие на президентских выборах за Зюганова называли его символом «русской мечты» почти в 2,5 раза чаще, чем в среднем по выборке. Однако и среди коммунистического электората царь Петр значительно популярнее вождя пролетарской революции (36 % опрошенных против 24 %). Национальную мечту никоим образом не следует рассматривать как некую заданную на все времена социально-психологическую константу. И в этом отношении «русская мечта» выделяется своим динамизмом. На протяжении последних 100 – 150 лет она не раз меняла свои контуры и наполнялась новым содержанием. Вначале она конституировалась и долгое время существовала как мечта о правде-справедливости. Затем, уже в условиях бурно развивающегося промышленного капитализма, начала складываться народная мечта о приобщении к культуре и образованности, которая стала одной из составляющих революционного порыва 1905 и 1917 гг. На основе порождаемых ею ценностных ориентаций и моделей социального поведения, в 50-е – 60-е годы ХХ века складывалась специфическая форма социальности, особенности которой во многом объясняют как впечатляющие достижения СССР периода его расцвета, так и подтачивавшие советскую систему противоречия, в конечном счете приведшие к ее крушению. В первые послевоенные десятилетия коллективные чаяния большинства советских людей во многом определялись очень простой формулой: «Только бы не было войны». Что ни говори, но была у многих людей и вера в «коммунистическое завтра». Но к началу 70-х все это оттесняется на задний план новой, альтернативной прежним, коллективной мечтой, генетически связанной с социальным запросом на формирование «общества потребления». Составной частью этой мечты о «потребительском рае», не связанной, в отличие от веры в грядущую победу коммунизма, с идеей социальной справедливости, стала своеобразная идеализация Запада, стремление сблизиться с ним вплоть до обретения некой единой идентичности. Вскоре, однако, выяснилось, что Запад – это не только бытовой комфорт и демократические ценности, но и определенный взгляд на вещи, который в свете российского опыта часто кажется поверхностным, неадекватным или неискренним. Западная идентичность – это еще и некая коллективная мечта, которая в настоящее время существует в двух основных конкурирующих между собой вариантах – европейском и американском. Американская мечта – это мечта об индивидуальном материальном успехе; в конечном счете она сводится к тому, что любой энергичный и «ответственный» индивид может преуспеть, если будет много работать и проявлять изобретательность, рассчитывая при этом исключительно на самого себя. Все это, однако, не слишком согласуется с настроениями россиян, связывающими свои надежды на лучшую жизнь прежде всего с «соборным» государственным целеполаганием, ориентированным не на интересы отдельных социальных групп и слоев, и даже не на их согласование, а на общенародные задачи и цели. В подтверждение сошлемся на распределение мнений наших респондентов по вопросу о том, какие лозунги, принципы и политические формулы в наибольшей степени выражают их личную мечту о будущем России. Чаще всего на него отвечали так: «Социальная справедливость, равные права для всех и сильное государство, заботящееся о всех своих гражданах» (почти 45 % полученных в ходе опроса ответов). Около 60 % опрошенных согласилось с тем, что государство должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельных людей. А 71 % признали необходимым усиление роли государства во всех сферах жизни, и в том числе национализацию крупнейших предприятий и стратегически важных отраслей. Но, может быть, затаенным чаяниям россиян отвечает другая мечта, воплотившаяся ныне в проекте Единой Европы? В отличие от американской мечты, она носит солидаристский характер и основана на специфической модели позитивного взаимодействия человека с другими людьми и природой.. Слов нет, эти европейские идеалы, безусловно, для многих весьма привлекательны. Однако и они вряд ли полностью совпадают с устремлениями и надеждами россиян. Прежде всего отметим, что в России довольно низок потенциал субсидиарности, которая играет важную роль в реализации европейского исторического проекта. Так, по данным проведенного исследования только 9 % наших респондентов ощущают чувство общности с людьми, живущими в том же населенном пункте, в той же местности. Еще одно различие – это твердая приверженность россиян идее «органической» общности в рамках национального государства. Как показывают данные ранее проводившихся исследований, наши сограждане не слишком стремятся с кем-либо объединяться, и в любом случае отдают в этом вопросе предпочтение близким им по культуре странам СНГ (Белоруссии, Украине и Казахстану). Не случайно россияне с самого начала не были расположены к насаждавшейся одно время в Европе идеологии мультикультурализма и задолго до того, как ее недостаточная эффективность была признана рядом ведущих европейских лидеров, воспринимали ее как утопическую и благодушно наивную, мало согласующуюся с жесткими реалиями полиэтнического евразийского пространства. Своеобразие российской мечты и наиболее характерных устремлений россиян во многом связаны и с тем, что последние – гораздо большие индивидуалисты, чем европейцы. В этом они, кстати, в известном смысле сближаются с американцами, хотя российский индивидуализм имеет несколько иную психологическую природу и иной оттенок. Социальный мир современного россиянина – это замкнутый на себя «малый мир» его семьи и друзей, в несколько меньшей степени – коллег по работе. Именно к ним он ощущает наибольшую привязанность (на это указали в ходе исследования почти 2/3 опрошенных). Заметную роль играет также взаимопонимание на почве общего жизненного опыта: более трети участников опроса отметили эмоциональную связь с представителями своего поколения (что косвенно свидетельствует о наличии значительных «разрывов» в условиях социализации вследствие катастрофического характера российской истории ХХ века). А вот «классовая солидарность» (с людьми того же достатка), которая важна для сплочения людей на защиту своих коллективных интересов, ощущение близости с единомышленниками, с людьми, разделяющими тот же тип культуры, весьма незначительна. Следует особо сказать о том, что «русская мечта» принципиально расходится с установками западной культуры в понимании свободы. Вообще говоря, свобода – это одна из главных российских ценностей. Свыше 2/3 наших респондентов считают, что свобода – это то, без чего жизнь теряет свой смысл, и только треть соглашаются с тем, что свобода второстепенна и ставят выше ее материальное благополучие. Мечта о свободе, несомненно, воодушевляет россиян: данный результат с небольшими статистическими отклонениями повторяется от исследования к исследованию на протяжении более полутора десятилетий. Однако, как показывают результаты неоднократно проводившихся опросов, быть свободным для человека русской культуры – совсем не то же, что для американца, немца или француза. Свобода в русском ее понимании реализуется не как возможность реализации определенных прав (соотнесенных в то же время и с известными обязанностями), а как возможность «быть самому себе хозяином»: это не что иное как пресловутая русская «воля», которая может выражать себя в самых разных, но всегда предполагающих энергетическую разрядку, формах. Отсюда и скептическое восприятие Европы, в котором наряду с такими характеристиками, как комфорт, благополучие, цивилизованность присутствуют также эгоизм, неискренность и слабость. Как показали результаты проведенного исследования, в настоящее время около 54 % граждан страны в возрасте до 55 лет считает, что индивидуализм и либерализм западного типа России не подходят, для нее важны чувство общности, коллективизм и жестко управляемое государство. Есть, правда, немало и таких, кто с такой постановкой вопроса не согласен. В общей сложности это примерно 46 % опрошенных. Среди молодежи до 25 лет и наиболее состоятельных россиян (с уровнем дохода не менее, чем в два раза выше медианы по данному типу поселения) позитивное отношение к западным ценностям даже на несколько процентных пунктов перевешивает негативные настроения, а среди наиболее образованной части населения между этими двумя противоположными установками в настоящее время установился приблизительный паритет. Такой же паритет зафиксирован среди жителей малых городов и городов областного масштаба. Не следует, однако, думать, что антизападные настроения – это удел депрессивных поселков и села. Как ни парадоксально это выглядит с позиций стандартной теории модернизации, их в такой же или даже еще большей степени разделяет и население обоих российских столиц. Среди респондентов, проживающих в мегаполисах, доля считающих, что западные ценности и идеи не подходят для России, поднимается до 65 %, а доля их оппонентов соответственно снижается до приблизительно 35 %. К этому надо добавить, что характер российского западничества за последние 20 лет несколько изменился. И то, что значительная часть россиян в целом позитивно воспринимают западные ценности не означает, что они поддерживают широкое распространенное на заре демократических реформ стремление к интеграции с западным миром и ту мечту об «общеевропейском доме», которая владеет умами населения Восточной Европы (за исключением разве что Венгрии). В сегодняшней России сближение с Западом и «европейская мечта» это мечта 10-процентного меньшинства. А реальное чувство общности с европейцами ощущает и вовсе ничтожная часть находящегося в социально активном и трудоспособном возрасте населения страны – 1,7 %. Возможно, ключ к пониманию противоречивости оценок складывающейся в стране социально-исторической ситуации как раз и лежит в понятии национальной мечты. Да, многое в современной России ее граждан не устраивает, но все же в этой сложившейся на сегодня социально-экономической и политической системе есть зачатки того, к чему сознательно или бессознательно стремятся россияне, а способ сочетания и баланс заложенных в ней тенденций соответствует их интуитивному ощущению должного. Если угодно, можно назвать это чувством стартовой позиции. В современной России достаточно трудно найти всецело довольных граждан, но тем не менее почти 2/3 опрошенных считают, что тот путь, по которому в настоящее время идет страна, в перспективе приведет ее к нужным результатам. Есть ли сегодня у россиян какая-либо общая мечта, объединяющая людей на почве сходных стремлений? Мы бы воздержались от безапелляционных суждений по данному вопросу. Ныне российское общество сильно фрагментировано, и противоположность интересов различных его слоев не способствует формированию единства устремлений. Если «русская мечта» в настоящее время и существует (или складывается заново), то она, безусловно, размыта, и было бы, пожалуй, весьма затруднительно выразить ее в столь же четко артикулированном виде, в каком в настоящее время выражена американская и европейская мечты или, допустим, мечта о новом исламском мировом порядке. Однако результаты проведенных исследований указывают на то, что в массовом сознании совершенно определенно имеются налицо все те компоненты, из которых «синтезировалась» русская мечта в прошлом. Это сильно выраженное чувство справедливости, приверженность социальному равенству, понимание свободы как «воли», идея государства как «общего дела» и, наконец, приоритет социальных прав над политическими. Андреев Андрей Леонидович - главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор философских наук Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект № НК-582П На фото: картина народного художника России Дмитрия Белюкина «Матушка Русь. Ярославль» Андрей Андреев 04.10.2012 | 9:58 Специально для Столетия
Тэги: американский, биология,психология,социология, в.ленин, в.путин, второй, государство, демократия,свобода,права, екатерина, и.сталин, коллективизм, любознательный, мечта, общность, опрос, первый, петр, россия, россия,ссср,русский, русский, сильный, ссылка, человек,его, чувство, язык
«Я абсолютный и чистый демократ».Владимиру Путину исполняется 60 лет! 2012-10-04 01:08:37
... американского исследователя демократии. Он утверждает ... Итак, идеальная демократия — это ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В. В. Путин. 2012 год Фото: AP Обычно современным политическим лидерам приходится отвечать на один вызов истории. По сравнению с предыдущими веками политики сейчас правят не слишком долго. И скорее не потому, что они не хотят оставаться на вершине власти, — современные вибрирующие общественно-политические системы спихивают своих лидеров, даже если они полны сил. Поэтому мало кому, в том числе из тех, кто один раз уже успешно решил проблемы своей страны, приходится сталкиваться с новыми, иными вызовами. Не такая ситуация у Владимира Путина. Один раз, в свое первое президентство, он уже решил целый клубок сложнейших политических задач. Но теперь, похоже, страна стоит перед проблемами другого типа, ее надо не спасать, она уже спасена, ее необходимо переводить в режим развития. Путину придется ответить на второй вызов. Перестройка закончилась Позволим себе высказать гипотезу. Россия находится в самом конце цикла трансформации, начатой 26 лет назад, в самом конце периода масштабнейшего переустройства всей социальной и экономической жизни. Перестройка, которая обрушила Советский Союз, коммунистическую систему, которая снесла все конструкции государства и радикальным образом изменила все социально-политическое устройство страны, наконец завершается. Все задачи, которые явно или неявно ставились четверть века назад и уточнялись в последующие годы, решены. Все вызовы получили свои ответы. Эти «перестроечные» задачи ставились еще при прежнем строе, они были инициированы Михаилом Горбачевым. Мало кто из активистов перестройки мог представить, как далеко заведут страну инициативы Горбачева, сколь мощны будут социальные потрясения, какими жертвами будет оплачена задуманная (весьма туманно, непроработанно, даже безответственно задуманная) трансформация. Однако вектор перемен был задан именно тогда, во второй половине восьмидесятых, именно теми людьми, которые не очень хорошо представляли, что из всего этого получится. Был ли изменен этот вектор в последующие годы? Вовсе нет. Напротив, Борис Ельцин резко радикализовал политическую ситуацию, пренебрег полумерами, ускорил перемены. При Ельцине мы получили частную собственность, разделение властей, демократические институты, основные гражданские права. Были созданы сотни тысяч частных компаний, которые начали осваивать жизнь в новых рыночных условиях. Однако к началу правления следующего президента, Владимира Путина, ситуация в стране была предельна драматичной: экономический спад, бедность, социальная деградация, война с сепаратистами на Северном Кавказе… Словом, лихие девяностые, как скажут позднее. Традиционно принято противопоставлять Путина и Ельцина, имея в виду хаос девяностых и относительный порядок нулевых. С таким тезисом нельзя согласиться. Что сделал Путин? Разве он переписал ельцинскую Конституцию или отменил частную собственность? Напротив, Путин опирался на уже имеющиеся институты. Но он заставил эти институты, государственную машину, работать хотя бы в минимальной степени. Пресловутая вертикаль власти, про которую Путин сам говорил, что она сшита на живую нитку, начала работать. Эффективный тактик Один политолог в момент возвращения Путина к президентству раздраженно заметил: «Жаль, что он считает, что он важнее для страны, чем нормальная жизнь». Под «нормальной жизнью» подразумевался свободный, пусть и хаотический, с рисками, поиск нового лидера, а с ним и новых путей развития. Так думали многие. Однако сам Путин сделал иной выбор. И, выворачивая наизнанку цитату, можно сказать, что, вероятно, не так уже и плохо для страны, что есть люди, которые считают, что они важны для нее. Уже после победы Путина на президентских выборах целый ряд комментаторов говорили, что у него совсем немного времени для того, чтобы заново утвердиться в политике. Раскол элит, отсутствие новой ясной стратегии, вялый экономический рост, разочарование городского класса — все эти факторы требуют немедленного ясного ответа на вопрос, куда он собирается вести страну в ближайшие шесть лет, есть ли у него вообще какие-то свежие идеи. А если нет, то страну ожидает тот самый хаос, просто отложенный. Однако память у многих комментаторов коротка. Двенадцать лет назад Путин вовсе не имел плана, который привел бы страну к политической стабильности и экономическому росту. Он действовал эффективно, но тактически, реагируя на текущие вызовы, за что его тогда, кстати, ругали политологи ельцинских времен, которым (как и нынешним) казалось, будто в прежние ельцинские времена была стратегия. Вызовы были следующие: колоссальная террористическая угроза и слабость армии и спецслужб; внутренняя идейная борьба против целостности России, начатая олигархами, управлявшими основными медийными активами; опасность федеративного раскола со стороны губернаторов. Эти три вызова сформировали активную политическую линию на первые три года. Однако уже к 2003 году, когда появилось ощущение некоторой почвы под ногами (это ощущение поддерживалось начавшимся невесть каким образом мощным экономическим ростом), Путин впервые заговорил о необходимости консолидации элит вокруг задач развития, а не сохранения страны. Тогда в послании федеральному собранию прозвучали дерзкие цифры об удвоении ВВП за десять лет. Однако вот так просто, за три года, перейти от полного раздрая к красивой картинке экономического роста и консолидации элит — это оказалось наивной мечтой. Немедленно вслед за посланием вышел доклад о готовящемся олигархическом перевороте, затем было начато «дело Ходорковского», и страшным аккордом, заставившим отбросить все надежды на быструю демократизацию, стал Беслан 2004 года. Честно оглядываясь назад на эту череду событий, видно, что была линия, были жесткие решения, все было направлено на сохранение государства как такового, но только спустя годы это можно назвать стратегией. В «деле Ходорковского», что бы ни говорили критики, была та же идея. Идея ЮКОСа заключалась в том, чтобы во что бы то ни стало отвязаться от российского государства (Кремля) в осуществлении своей стратегии. Ради этого владельцы компании были готовы продать контрольный пакет акций американцам. Для Путина, ясно осознававшего важность контроля над главным экспортным ресурсом страны — нефтью, это был неприемлемый вариант. Впрочем, история благосклонна к эффективным тактикам. Если в 2003–2004 годах в процессе демократизации наступила пауза, то экономика стала расти на те самые заявленные в 2003 году 7% в год, которые должны были обеспечить удвоение ВВП. Мировой расклад экономических сил был так благоприятен для нас, что подавляющая часть населения вкусила плоды «путинской стабильности». За 2000-е годы среднемесячная зарплата (в валюте) выросла в десять раз — с 80 до 800 долларов США. (Даже мы в «Эксперте», прирожденные оптимисты, писали в 1999 году как о мечте, что доходы составят 500 долларов на человека в месяц аж в 2020 году!) Доходы государственного бюджета выросли с 14–15%, до 22–23% ВВП. Все это вместе несколько стабилизировало социальную ситуацию в стране, привело к изменению демографических тенденций, в частности, начала расти рождаемость. Доля среднего класса выросла более чем втрое — с 7 до 25%. Удалось добиться более равномерного роста благосостояния по регионам — Москва и нефтяные регионы перестали быть главными центрами притяжения капитала. Даже Москва по динамике стала уступать промышленному Уралу и накачиваемому инвестициями Югу России. Развился и частный сектор. Например, капитализация российского фондового рынка составляет сегодня более 740 млрд долларов, а в отдельные моменты превышала 1 трлн долларов (для сравнения: в посткризисном 1999 году она не дотягивала и до 100 млрд). Такой рост произошел не только за счет повышения курсовой стоимости акций, но и за счет радикального расширения числа эмитентов. Эти несомненные успехи во многом объясняют (правда, скорее с точки зрения западного обывателя или политика) популярность Путина. В любой стране политик, с чьим именем ассоциируются подобные перемены, неизбежно пользовался бы массовой поддержкой населения. Ссылки на то, что это все «незаработанное» — свалилось с неба из-за роста цен на углеводороды, не срабатывают. Этим ростом надо было воспользоваться. С 2000 года добыча нефти в России выросла почти на 60% и приблизилась к суммарной добыче нефти в СССР. Экспорт же за это время вырос примерно на 70%, сегодня он более чем вдвое превышает советский. Такие результаты не могли свалиться с неба. Требовалось провести техническую модернизацию отрасли, расширить транспортную инфраструктуру, выйти на новые рынки. Пересменка Но стремительный рост экономики принципиально изменил российское общество. Общие в девяностых цели выживания и построения достойной жизни в новых реалиях стали выглядеть слишком по-разному для разных социальных групп. Хотя бы потому, что бурный экономический рост сопровождался существенным ростом неравенства. Если в 1998 году децильный коэффициент (отношение среднего дохода 10% наиболее состоятельной части населения к доходам 10% наиболее бедной) в России составлял 13,8, то к настоящему моменту он находится в районе 17 единиц. Конечно, общий уровень доходов и жизни вырос, например, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с конца девяностых сократилась примерно с 30 до 12%. Однако при таком общем подъеме социальное и имущественное неравенство возросло. И парадокс нашей оппозиции заключается в том, что, выходя на манифестации против власти, она никогда не выступает на стороне обездоленных, не вкусивших плодов «путинской стабильности». Напротив, она рьяно выступает за интересы благополучного меньшинства. Что позволяет политическим оппонентам оппозиции, то есть действующей власти, ставить жирные кавычки на прилагательном «демократическая» оппозиция. Однако отказ от демократизации в середине нулевых в пользу усиления государства, пусть и исторически обусловленный, не мог не иметь негативных последствий. Усиление роли силовых ведомств и губернаторов как проводников воли федерального центра было конвертировано в экономические преференции для оных, что ограничивало развитие свободного хозяйствования. Концентрация основных экспортных ресурсов в руках государства постепенно привела к радикальному увеличению доли государственных активов не просто в экономике, но в экономическом развитии. В какой-то момент стало казаться, что десятка сверхкрупных государственных компаний будет достаточно для обеспечения непрерывного экономического роста. Стали казаться ненужными либерализация финансовой сферы, налогового законодательства. Более того, даже в момент кризиса 2008 года государство ужесточало экономический режим, повысив налоги на бизнес. И только четыре года фактически постоянной стагнации показали, что сегодня невозможно опереться на ограниченный круг игроков, пусть и очень крупных. Многие госкомпании оказались глухи к призывам заняться инновациями и модернизацией, они стали терять рынки, некоторые из них, добившись исключительных монопольных условий, предпочли инвестировать за рубежом, нежели вкладываться в развитие страны. По сути госкомпании стали весьма дорогостоящим тормозом экономического развития, присваивая себе лишнюю с точки зрения государственной целесообразности добавленную стоимость. Вызовы следующего цикла «Работа недоделана» — примерно так обозначил Путин причину своего возвращения в президентское кресло. Вопрос в том, какая работа недоделана. Радикальные критики утверждают, что это работа по еще большей концентрации капитала в руках элиты, что необходимо предпринять какие-то сложные секретные усилия по обеспечению сохранности активов этой элиты при какой-то другой власти. Тем, кто пристально наблюдал за подготовкой ухода Ельцина, нетрудно вспомнить, что и про него вплоть до новогоднего отречения от президентства говорили, что он никогда не расстанется с властью, что «семья» этого не допустит. Но трудно предположить, что человек, стоящий во главе огромной страны, мыслит категориями «сохранности активов», разными вариациями понятия «семья» и прочими, крайне локализованными интересами. Похоже, история такого не допускает. Нынешняя тактика Путина, какой мы ее видим на протяжении последнего года, скорее показывает, что он ищет новую конфигурацию политических и экономических сил, которые позволят развивать страну дальше, опираясь одновременно и на демократические ценности, и на ценность сохранения всей России. И в публичной политике даже не высшего уровня, а в любой публичной политике (в том числе на проспекте Сахарова) на самом деле сегодня нет другого человека, который пытается осуществить именно этот сценарий. Ни один из самых ярых критиков Путина не оперирует понятием целостности страны как самостоятельной ценности. Если посмотреть скептическим взглядом на итог двадцати лет постсоветского развития страны, то мы добились только одного — страна не была раздавлена обломками коммунизма. Но этот цикл завершен. Должен начаться какой-то новый процесс, который приведет нас к иному состоянию — с новыми параметрами экономического роста и эффективности, социального равенства, развития демократических институтов. У этого процесса изменений есть две стороны — объективная и субъективная. Объективная сторона — это вызовы, те реалии нашей социальной и хозяйственной жизни, которые заставляют принимать новые решения. Они побуждают нас к иной траектории развития. Потому что, если мы не выйдем на эту новую траекторию, страна обречена медленно деградировать. В. В. Путин. 1999 год Фото: РИА Новости Первый вызов — состояние социальной системы страны. Нынешний уровень экономического развития не позволяет поддерживать тот уровень социальных достижений, к которым привыкло население страны. В тяжелые девяностые резкий спад уровня жизни и качества социальной системы население понимало и терпело. Но сейчас оно уже не готово терпеть. После десятилетия бурного экономического роста люди, конечно, хотят вернуться к тем социальным достижениям, к которым привыкли в советское время. Несомненно, скоро большинство граждан будет требовать новых решений в социальной сфере, мы видим, например, какое раздражение вызывает реформа среднего образования, предполагающая частичный переход на платное обучение. Однако говорить о решении государством качественных социальных задач при нынешнем объеме ВВП нельзя. Валовой продукт должен быть увеличен по меньшей мере вдвое, а значит, требуется быстрый экономический рост. Второй вызов — продолжающаяся деградация структуры российского хозяйства, в первую очередь необходимо говорить о чрезвычайно слабой обрабатывающей промышленности. Сейчас модно рассуждать о постиндустриальном обществе и, показывая на структуру российского хозяйства с высокой долей услуг, говорить: смотрите какие мы современные. Есть хорошие данные для сопоставления индустриальной мощи разных стран — это добавленная стоимость, производимая обрабатывающей промышленностью на душу населения в год. В России обрабатывающая промышленность производит добавленной стоимости 1,2–1,4 тыс. долларов на человека в год. А, например, в Швейцарии — 11 тыс. долларов, в Германии — 8 тыс., во Франции — около того, в США — более 6 тыс. долларов. Даже обрабатывающая промышленность еще совсем недавно отсталого Китая производит почти 1 тыс. долларов. Хорошо распинаться о постиндустриальном обществе, если у вас 11 тыс. долларов на человека, если у вас мощнейшая, диверсифицированная передовая промышленность. И как можно хвалиться хозяйством, деградировавшим даже по сравнению с Советским Союзом. Новая индустриализация — безусловно, один из главных вызовов текущего момента. Третий вызов — финансовая система. В Агентство стратегических инициатив, созданное в прошлом году для ускорения развития среднего бизнеса, поступает довольно много заявок от бизнесменов на реализацию самых разнообразных проектов. В том числе бизнесмены просят льготных кредитов. Так вот, предел их мечтаний — 12% годовых. Реальные ставки, по которым средний бизнес может получить кредит где-нибудь в регионе, — 20, а то и 25% годовых. А процентная ставка в Германии (тянущей на себе всю Европу) — 3,5–4% годовых, в Великобритании (многие годы пребывающей в стагнации) — 4,5, максимум 5% годовых. Это максимум! Как можно конкурировать в открытой экономике, если у конкурентов деньги стоят 4%, а у вас 20%? Никакого экономического развития при таких дорогих деньгах быть не может. Вспомним текущую дискуссию о государственном бюджете. Президент Путин справедливо говорит: я издал указы о том, что в социальной сфере надо увеличивать расходы, а правительство этого не делает. Правительство оправдывается. Но никто не обсуждает, что на один только государственный бюджет обеспечить здравоохранение, образование, оборону, экономическое развитие, жилищно-коммунальную реформу и т. д. просто невозможно. Во всех развитых странах существует много внебюджетных источников финансирования, в первую очередь это облигации — федеральные, муниципальные, инфраструктурные. Никто нигде в мире не кладет новые трубы для теплоснабжения на деньги государственного федерального бюджета. Это всегда делается с помощью выпуска местных муниципальных облигаций. Отсутствие развитого масштабного долгового рынка делает невозможным ни экономический рост, ни социальное развитие. Четвертый вызов — территория. Укажем только на одну проблему — Сибирь. Как-то один из авторов этой статьи участвовал в закрытой дискуссии в Красноярске, где присутствовали весьма видные деятели. В ходе дискуссии была высказана мысль, что Сибирь целиком развивать нельзя, надо оставить три-четыре больших города-крепости и обеспечить там нормальную жизнь. Мысль была поддержана многими присутствующими московскими интеллектуалами и даже политиками. Но тут встал губернатор одной из сибирских областей и спросил: войдет ли его область в список этих трех-четырех центров или уже пора сообщать гражданам, что надо бежать? Ответа не было. А ведь в любой стране мира представитель элиты, произносящий вслух, что часть территории лишняя, должен мгновенно лишиться всего — политического влияния, рабочего места, зарплаты. Сама возможность такого рассуждения безумна и абсурдна. Проблема Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока — это вопрос не экономической эффективности, даже не политический вопрос. Это вопрос исторического существования нашего народа. Идеальная демократия Однако когда вопрос «исторического существования народа» вбрасывается в общественное пространство, тут же всплывает тезис, будто историческая миссия России несовместима с демократией. Именно его и предстоит опровергнуть в ближайшие годы, в том числе преодолев студенческий взгляд на демократию, на устройство современного государства, на то, какие тренды в мировом социальном процессе сегодня доминируют, на проблему равенства. Нам предстоит сформулировать новый дискурс, старый — нерабочее наследие перестройки. Позволим себе опереться на Роберта Даля — выдающегося американского исследователя демократии. Он утверждает одну интуитивно очень понятную вещь. Идеального демократического государства как системы, обеспечивающей равный доступ ко всем политическим и экономическим ресурсам всех без исключения граждан, не существует. Не только современное, вообще сколько-нибудь сложное государство является иерархией, которая, с одной стороны, обеспечивает его управляемость, а с другой — автоматически ведет к неравному доступу к ресурсам (использование насильственного принуждения, различия в экономических позициях, ресурсах и благоприятных возможностях, в знаниях, степени информированности и т. д.), а значит, и к неравным возможностям. Поэтому, продолжает Даль, идеальная демократия — это не та система, которая дает равный доступ, а та, которая постоянно работает над тем, чтобы создавать условия, устраняющие неравенство в способности граждан эффективно участвовать в политической жизни, в существенной степени вызванное имеющимся распределением экономических ресурсов, позиций и возможностей, а также распределением знаний и информированности. (Возможно, это предложение с большим количеством причастных оборотов сложновато для любителей емких сетевых лозунгов, но момент заслуживает того, чтобы сосредоточиться.) Итак, идеальная демократия — это система, настроенная на последовательное уменьшение неравенства. Таблица: За 10 лет Россия серьезно улучшила свои экономические позиции Политические, да и экономические события прошедшего политического года позволяют выделить несколько тактических действий Кремля, которые можно трактовать как интуитивное стремление к демократии по Далю. Повторимся, только трактовать, только предполагать за этими действиями нащупывание нового вектора политического движения. Тем более что изложенные ниже соображения противоречат общепринятой сегодня в России трактовке. Первое действие касается попытки создания более плотной социальной ткани, вытягивания на политическую поверхность до сих пор считавшихся неполитизированными, «недостаточно развитыми» для политики слоев общества. Это началось еще с создания Общероссийского народного фронта и, естественно, было поднято на смех оппонентами. По сути, оппоненты «с Болотной» пытаются диктовать власти устроение демократии для избранной части общества, демократии для меньшинства, обращая нас к самым древним формам демократии. Не поэтому ли в их дискурсе никогда не звучит тема сохранения единства России, да и вообще нет тем, выходящих за границы крупнейших городов? Фактически обличая власть в приверженности феодализму, прогрессивная общественность играет в еще более древние игры. Плотная социальная ткань, позволяющая сократить доступ к политике для многих, формируется не в верхних слоях общества и даже не в той среде, которую принято ассоциировать с передовым городским средним классом, а скорее в среде «синих воротничков» — инженеров, квалифицированных рабочих, ученых, фермеров и так далее, тех, кого мы, стесняясь, называем людьми труда. С этим прекрасно бьется идея новой индустриализации. Надо сказать, что это обращение к трудягам оказалось исключительно своевременным и эффективным. Никто не мог предвидеть событий декабря 2011 года и сложности избирательной кампании. Не будь у Путина в сторонниках четко позиционированных рабочих с Уралвагонзавода, ему нечем было бы ответить на обвинения в том, что его поддерживают только безропотные бюджетники. Вторая идея того же рода — активная работа с РПЦ. Надо помнить, что за последние двадцать лет количество людей в России, называющих себя религиозными, увеличилось в несколько раз. Естественно, не все эти люди воцерковлены, но сам факт изменения самоидентификации нельзя оставить без внимания. Открыто взаимодействуя с церковью, Путин опирается на фундаментальные ценности, неожиданно ставшие современными, и этим, как и в случае с ОНФ, вытаскивает в сферу непосредственной политики новые социальные слои. К этому стоит добавить новый закон о политических партиях, позволяющих им существовать при крайне низком уровне поддержки, — то есть это дает право практически любому заниматься публичной политикой. Второе направление касается собственно политического слоя. Другой западный исследователь демократии Чарлз Тилли вывел формулу, согласно которой демократизация — это широкие равноправные взаимообязывающие защищенные консультации по поводу политического курса. Необходимый этап усиления демократии — перевод конфликтов в открытое публичное пространство. На наш взгляд, нынешняя Государственная дума начала решать именно эту задачу. Отчасти она была принуждена к этому самим итогом выборов, когда большинство ЕР оказалось сильно подточенным. И естественно, к этому же ее принудили яркие события зимы-весны, обнажившие раскол в верхних слоях среднего класса и в самом политическом классе. Неожиданно Дума оказалась весьма удобным местом для дискуссий по поводу всех возникших конфликтов. Череда законов, ограничивающих несистемную оппозиционную деятельность, наряду с уже упомянутыми законами о партиях и выборах губернаторов стала формой разрешения ранее скрытых конфликтов или по крайней мере их обнажения. Причем политическому классу эта игра понравилась — конфликты продолжают сыпаться один за другим. Два из них вскрывают глубокие сущностные проблемы. Первый касается возможности депутатов иметь бизнес. Вопрос принципиальный. С одной стороны, мы имеем фактор конфликта интересов, с другой — будет крайне странно, если ведущий (в смысле определяющий динамику страны) социальный слой — предпринимательство — не будет иметь возможности прямого представительства в парламенте. Второй столь же сущностный законопроект — наказание за оскорбление чувств верующих. Против него с другой стороны прозвучало предложение издать религиозный кодекс, определяющий допустимые формы взаимодействия церкви и государства. И та и другая идея обнажают коренной общественный конфликт — фактически новое место веры в нашем социуме. Третье направление касается элиты. В течение последнего года Владимир Путин сделал три предложения элите о жертвоприношении. Первое казалось наименее значимым — обсуждался вопрос о плате за приватизацию со стороны крупных бизнесменов. Второе стало более существенным — была выдвинута идея о недопустимости хранения больших денежных средств в офшорах государственными компаниями. Удивительно, насколько сильную критику эта совершенно логичная (с некоторыми поправками) идея встретила у аналитиков всех мастей. Идея не получила особого развития. Тогда появился третий сигнал — идея о недопустимости владения зарубежным имуществом чиновниками. Он тоже был встречен гулом недовольства, и не столько чиновников, сколько либеральной общественности. Между тем мысль понятна: согласно социологу Бенедикту Андерсону, существование политической нации определяется наличием людей, готовых принести ей жертву. В то же время нация невозможна без элиты. Если действующая элита не готова жестко связать свое благосостояние с Отечеством, политическая нация, а значит, и демократия невозможны. Борьба за дискурс Теперь о субъективной стороне сложного процесса перехода к новому циклу развития. Сегодня комплекс доминирующих в обществе идей и установок находится в руках представителей той группы, что обеспечивала реализацию перестройки в широком смысле этого слова — той перестройки, которая сейчас завершилась. Не зря самые активные представители этой группы, почувствовав, что наступают иные времена, заговорили о необходимости перестройки-2. Однако то, что эти активисты вкладывают в понятие «перестройка-2», не может нас удовлетворять. Необходимо перехватить дискурс, создать иную систему доминирующих мнений. Без этого сдвинуться невозможно. Причем цезаристский подход здесь не сработает. Как бы мы ни критиковали нашу политическую систему, она все-таки демократическая, она функционирует, опираясь на демократические институты, в том числе на институты СМИ. А демократия, как трактуют сегодня, — это процесс коммуникативного действия. Вспоминая Чарлза Тилли, придется констатировать: сегодня наши политические консультации не широкие, не равноправные и уж точно не взаимообязывающие. И в этих консультациях участвуют далеко не все, кто мог бы на это претендовать. И здесь проблема не только во властных институтах, проблема в тех общественных, научных, интеллектуальных, медийных силах, которые могли бы усилить дискуссию и привнести в нее новое содержание. График 1 С 1998 года ВВП России вырос почти на 85% График 2 С начала 2000-х годов зарплата жителей России в долларовом выражении выросла более чем в 10 раз График 3 России удалось существенно нарастить и добычу, и экспорт нефти График 4 Показатели госбюджета России заметно выросли График 5 Инфляция в России устойчиво снижается График 6 В пике "Газпром" стоил в 130 раз дороже, чем в кризисном 1998 году График 7 Не менее 80% российских граждан располагают бОльшим реальным денежным доходом, чем в позднем СССР
Тэги: б.ельцин, бедствие, в.путин, ввп, владимир, демкратизация, демократия,свобода,права, заметка, м.горбачев, неангажир., новость, перестройка, политика(видео, политолог, происшествие, путин, россия,ссср,русский, ссср, стратегия, тактика, тексты), экономика, юбилей, язык
Про демократию 2012-10-03 06:37:12
... армия Демократия - власть демократов.
+ развернуть текст сохранённая копия
Всеобщее избирательное право и радикальные реформы экономики и государства в бедной стране несовместимы. Или совместимы плохо. Надеюсь, что, если Навальный придет к власти, — он извлечет из этого урок. Грузинская оппозиция сделала то, что не смогла сделать российская армия Демократия - власть демократов.
Тэги: газета, демократия, латынина, новый, политический, сми, социальный
Главная / Главные темы / Тэг «демократии»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|