Ребенок не обязан всегда следовать правилам. Он не робот. Однако бывает так, что ребенок слишком ...
Ребенок не обязан всегда следовать правилам. Он не робот. Однако бывает так, что ребенок слишком подвержен влиянию эмоций. И у него возникают проблемы: с учебой, с товарищами, с безопасностью на улице. Или дома постоянная война. Когда ребенок чрезмерно импульсивен, ему нужно научиться управлять собой лучше.
Родители делают это, разговаривая с ребенком. Однако если бы разговора было бы достаточно, проблемы давно бы исчезли. Дело в другом. На поведение импульсивного ребенка разговор влияет лишь на 10%. А на 90% влияют последствия его поведения, его выбора.
Последствие – это то, что происходит после того, как ребенок выполняет правило или нарушает его. Последствия закрепляют действие, после которого оно произошло. Если последствие приятное, ребенок будет делать так чаще. Если неприятное – реже. Если ребенок не получил результата – это тоже можно назвать последствием – то он постепенно будет отказываться от такого способа действий
Когда малыш сидит в ванне и играет с игрушками, это приятное последствие. Оно помогает ему преодолеть страх воды. В следующий раз он быстрее начнет мыться.
Когда малыш кричит в истерике и в результате родители разрешают ему играть с хрупкой и дорогой брошкой, это приятное (для ребенка) последствие. Это последствие закрепляет истерический способ добиваться желаемого. Малыш будет чаще кричать и плакать. В том случае, когда родители игнорируют истерику ребенка, она через какое-то время начинает идти на убыль .
Если ребенок сидит у телевизора и на слова мамы: «Пора мыться и спать» отвечает «Хорошо, пять минут еще», то он получает приятное последствие – еще пять минут можно сидеть у телевизора и не заниматься скучными вещами. Значит, его действие – сказать, что «через пять минут» закрепляется, оно оказалось успешным и ребенок будет использовать его чаще и настойчивее. На третий – четвертый раз возникает привычка, которую не так легко переломить. Ребенок будет возмущаться, если мама не согласится на «пять минут». Все из-за принципа последствий поведения. Приятные последствия закрепляют поведение. Даже в тот момент, когда родитель меняет тон разговора, сердится и повышает голос, ребенок по инерции смотрит телевизор, и таким образом приятное последствие продолжает влиять на ребенка.
Теперь смотрите, что происходит дальше. Допустим, маме удается заставить ребенка пойти мыться. Она недовольна ребенком, говорит с ним резким тоном. Он уже пошел мыться, но слышит мамино раздражение. Теперь будьте внимательны. Что сейчас делает ребенок? Его поведение правильное или нет? Очевидно, что правильное, он пошел мыться. А какие последствия? Мама все еще недовольна им. То есть, для ребенка нет разницы – слушаешься ты или не слушаешься – тобою недовольны. Поэтому у него не возникает привычки слушаться. Не возникает и привычки идти вечером мыться. Он делает это только после перебранки с родителем.
Запомним – дети ориентируются прежде всего на последствия своего поведения. Почти все эти последствия зависят от родителей. Мы – генераторы последствий. Значит, от нас зависит, какие последствия создать, чтобы у ребенка возникали полезные привычки.
Последствия могут быть позитивными и негативными. Позитивные последствия – это достижение ребенком любых приятных для него результатов, ощущений, эмоций. Негативные – это или недостижение результата, или получение неприятных ощущений.
Позитивные последствия
Вы можете использовать два вида позитивных последствий:
1) Внимание к ребенку, одобрение, похвала
2) Призы
a. Возможность поиграть, получить лакомство, лечь спать позже
b. Возможность выбора
В вашем доме множество вещей и занятий, которые ребенок использует для получения удовольствия. Игрушки, телевизор, компьютер, принтер, телефон, сладости. За пределами дома – также. Новые игрушки, кинотеатр, музеи. Кафе. Катание на роликах и на лыжах. Велосипед. Встречи с друзьями. Возможность пригласить приятелей домой.
Помните, что все эти предметы и возможности находятся под вашим контролем. Вы можете разрешить пользоваться вещами, местами и выборами, а можете не разрешить. Даже если вещь подарена ребенком, вы имеете право ограничить возможность пользоваться ей. Вы не присваиваете вещь ребенка, но временно ограничиваете его. У вас есть такие права. И вы должны их использовать в интересах роста ребенка.
Позитивные последствия лучше всего использовать на начальных этапах формирования хорошей привычки. В течение первых недель используйте небольшие поощрения, если ребенок выполняет правило. Так же, как нужно толкнуть автомобиль, буксующий на дороге, нужно помочь ребенку преодолеть инерцию старой привычки. В дальнейшем автомобиль едет сам, без внешних толчков. Если постоянно связывать поощрения с «правильным поведением» ребенка, то получится так называемая «взятка», «подкуп» ребенка за выполнение им своих обязанностей. И тогда ребенок не впускает внутрь себя важные нормы жизни. Поэтому мы стараемся использовать позитивные материальные последствия на этапе «разгона» - первых недель. Внимание же к ребенку и добрые слова вы можете использовать и дальше, замечая, как ребенок хорошо и правильно выполняет свои обязанности, говоря ему о том, как это вас радует. Некоторые боятся перехвалить, но чаще такие опасения беспочвенны. Да, не стоит превращать обычные домашние обязанности в олимпийские призы. Однако намного хуже, если вы не замечаете правильных действий ребенка. Так что лучше ошибаться в эту сторону.