Вошедшее в наш языковой обиход причудливое слово "цеппелин" ассоциируется с летательным аппаратом эпохи, когда люди только начинали осваивать воздушный океан. О человеке, чья фамилия стала нарицательной для обозначения дирижабля, мы знаем очень и очень мало. У нас в стране об этом представителе германской аристократии вообще вспоминают очень редко. Поэтому попавшаяся в руки книга немецкого писателя Г. Хауга о Фердинанде Цеппелине сразу привлекла мое внимание.
Гунтер Хауг (Gunter Haug) активно разрабатывает тему биографий знаменитых немцев, живших на рубеже XIX-XX веков и активно продвигавших вперед технику. Его перу принадлежат жизнеописания таких фигур как Фердинанд Порше, Роберт Бош и Готлиб Даймлер. Неудивительно, что мимо него не могла пройти такая легендарная фигура как граф Цеппелин. Биография написана в виде художественного жизнеописания, почти романа, но с обилием фактов и деталей, приближающих ее к научному исследованию.
|
Гунтер Хауг |
Получилось довольно удачно: автор то говорит сам, то дает высказаться своему герою и окружающим его соратникам.
Сразу скажу, узнал много нового. Полумифический создатель дирижабля предстает со страниц живым человеком, со своими сомнения и ошибками, успехами и радостями. А кроме того, человеком непростой и интересной судьбы. Родившийся в 1838 г. в знатной семье Вюртемберга, Цеппелин жил в переломный момент истории, и подчас его биография напоминает приключенческий роман. Как военный представитель вюртембергской армии он был откомандирован в США наблюдать за Гражданской войной между Севером и Югом. Там ему довелось впервые подняться в небо на наблюдательном аэростате северян, а затем поучаствовать в экспедиции к истокам Миссури. Затем он воевал сам: сначала в 1866 г. с австрийцами против пруссаков, а потом, в 1870-1871 гг. уже вместе с пруссаками против французов. Кстати, немцы немцам в то время были рознь, о чем в книге Хауга повествуется достаточно подробно. Хотя Цеппелин дослужился до кавалерийского генерала, ему, как вюртембержцу, дальнейшая карьера в оккупированном пруссаками военном командовании новой Германии оказалась перекрыта. В результате он уходит в отставку и посвящает остаток жизни воплощению мечты - строительству управляемых летательных аппаратов "легче воздуха".
|
Граф Цеппелин и его дирижабль |
Еще одно мое открытие, сделанное из книги заключается в том, насколько непрост оказался путь графа к успеху. Без малого десять лет прошло в борьбе со скептиками и техническими трудностями, прежде чем его первый "Луфтшифф" LZ1 поднялся в воздух, и еще почти столько же до окончательного признания его идеи. А ведь ему в то время исполнилось 70! Цеппелин не был ни выдающимся ученым, ни инженером, и идея дирижабля жесткой конструкции принадлежит не ему. Но он оказался человеком несгибаемой воли и огромных организаторских способностей, которые полностью посвятил своему авантюрному на тот момент начинанию. В которое также вложил большие личные средства.
Хауг подробно рассказывает о первых опытах воздухоплавания, о неудачах и кризисах. Кульминацией становится 1908 год, когда первый по настоящему удачный дирижабль LZ4 совершает свой долгий полет над Германией, а затем гибнет в нелепой аварии на земле. Происшествие, подорвавшие моральные силы и финансовые возможности графа вполне могло положить конец затее, но вместо этого стало трамплином к успеху: охваченное эмоциональным порывом население страны с миру по нитке собрало ему деньги на строительство нового дирижабля! К сожалению, последующий этап в жизни новатора воздухоплавания в книге описан скорее обзорно. Возможно, причиной тому война, в которой дирижабли Цеппелина сыграли неприглядную роль, бомбя мирные города и веси Англии и Франции, о чем автору не очень хотелось говорить. Впрочем, развитие авиации положило военной карьере дирижаблей скорый конец, а вот в пассажирских перевозках они играли значительную роль вплоть до знаменитого крушения "Гинденбурга" в 1937 г.
Выводы: добротная художественная биография интересного человека в интерьере эпохи. Смело могу порекомендовать всем, кому любопытна история воздухоплавания.