Статья пятая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни"
Жизнь испытывает человека постоянно! Нередко он оказывается перед трудностями, с трудом борясь со стрессами и нервным напряжением. Психика любого нормального и здорового человека снабжена всеми необходимыми механизмами противостояния стрессам и может выдержать большую нервную нагрузку. Однако до определённого предела.
Жизнь среднего человека, как правило, ставит его перед испытаниями, которые не переходят границ того, что он может перенести. Говорят наши Мудрецы, что Всевышний не предъявляет своим созданиям чрезмерных требований и ожидает от них только посильного. Однако Он оставляет человеку выбор между добром и злом, соблюдением заповедей и нарушением их, заботой о своём здоровье и расточительным отношением к нему. И рано или поздно, человек неизбежно испытывает на себе последствия своего выбора. Это же касается и отношения человека к своему психическому здоровью.
Есть люди, которые вдобавок к обычной нервной нагрузке, связанной с рядовой повседневной жизнью, наполняют сознание различной дополнительной информацией, вызывающей напряжение и стресс. К этому относится фанатичное увлечение новостями, тяга к острым ощущениям, интерес к экстремальным зрелищам, фильмам ужасов… Все эти факторы значительно ослабляют способность психики противостоять стрессам. Хуже того, такой человек создает в своем сознании ошибочное представление, что мир страшен и изобилует бедами в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле. А ведь он сам наполнил своё сознание картинами мира, переполненного насилием и трагедиями, страхом и ужасами. И если жизнь уготовила ему сильный эмоциональный стресс, вызванный действительно серьезной причиной, то все те страшные картины, которыми начинены его память и сознание, заполонят всё его существо и сформируются в его воображении в одну ужасную угрозу. Как результат, его психика может не выдержать даже небольшой нагрузки и ломается, не будучи в состоянии противостоять ей.
Приведём слова из книги Сефер hа-хинух:
«Не следует человеку сосредотачивать мысль на идеях и мнениях, противоположных мировоззрению Торы, поскольку они приводят к ереси. И если его всё же влекут эти суждения, и он склонен к размышлению о них, ему следует обуздать своё влечение и переключить внимание на истинные и добрые пути Торы.
Запрет на интерес к чуждым ценностям включает также предписание человеку быть разборчивым и не гнаться бездумно за всем тем, что видят его глаза, ибо последствия будут скверны и позорны. Об этом сказали Мудрецы: «И не следуйте за вашими сердцами» (это ересь), «не идите за вашими глазами» (это блуд). Сказано: «И говорил Шимшон своему отцу: «Возьми её мне, ибо она хороша в моих глазах».
Смысл этой заповеди очевиден, ведь, соблюдая её, человек уберегается от греха все дни своей жизни. Поэтому она является основой Еврейского законоучения. Ведь нечистые мысли порождают скверные поступки, и предупреждение дурных мыслей – первое условие праведной и достойной жизни. Полезно помнить и постоянно повторять себе высказывание наших Мудрецов:
«Грех рождает грех, а заповедь рождает заповедь».
Поддавшись дурной страсти один раз, ты сделаешь её допустимой, а затем – привычной. Если же ты пересилишь свое пагубное влечение и победишь дурные страсти, отвернёшься от зла в свой первый раз, ты сможешь это сделать и впоследствии. Тело поддаётся вожделению, подобно тому, как пьяница тянется к вину. Если человек приучит себя к потаканию всякой вспыхнувшей страсти, он превратит удовлетворение всякой потребности в свой постоянный образ жизни, его дурное начало станет перекормленным, но ненасытным. Но если он сделает правилом жизни стремление к скромным потребностям, если научится правильному выбору во всём — он будет радоваться своей доле постоянно и поймёт, что «сделал Всевышний человека прямым, а люди пустились во многие расчеты, не выиграв при этом ничего…»
Итак, этот принцип звучит в заповеди Торы:
«И не влекитесь за вашими сердцами и за вашими глазами, за которыми вы идёте».
Приведённый стих подтверждает слабую природу человека, который тянется за тем, что видят его глаза и чего желает его сердце. Лишь специальные усилия и напряжённая внутренняя работа создадут необходимую преграду и остановят вредные влечения. Естественное любопытство человека, свойственное его природе, увлекает его глаза и соблазняет его сердце. Инстинкты человека побуждают его к немедленному достижению того, что запало ему в душу, о чём мечтает его сердце. Страсти и желания ослепляют его, и он не находит в себе сил противостоять греху, начало которого – похоть, а конец – неизбежные страдания.
Тора предписывает человеку стремление к скромности и святости, однако человеческой природе свойственны влечения, порождённые зрелищами и размышлениями сердца. Не сумев остановить себя, человек подвергает свою душу порче. Есть вещи, один вид которых вредит человеческому сознанию. При этом понижается порог чувствительности к качеству различных удовольствий, а потребности в них неограниченно растут. Желание не пропустить возможные развлечения не остановит человека ни перед чем, и явно негативное содержание книг и фильмов уже не будет достаточной причиной, чтобы лишить себя удовольствия «пощекотать нервы» и проверить крепость своей психики.
Т.е., его душа знакомится с такой реальностью как жестокость, подлость, низость и многое подобное. Её способность противостоять стрессам изнашивается, и тогда сколько-нибудь серьёзное испытание кончается для него надломленной психикой, потерей самоконтроля, а возможно и тяжёлой душевной болезнью. Иногда это необратимо.
Предыдущая статья: Возможные причины страданий. Часть вторая.
2017-03-25 21:54:57
... жертвой меланхолии, душевных кризисов или депрессий ... ; это тоже душевное состояние, порождённое ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Статья четвёртая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни" Предыдущая статья:
Правила душевного здоровья. Возможные причины страданий. Часть первая.
…Такой подход избавит его не только от излишних переживаний, депрессий и тоски, но и поможет выработать правильное отношение к любым поворотам судьбы, какими бы тяжкими и горькими они ни казались. Он научится радоваться любому подтверждению того, что всё происходящее с ним – это реализация Небесной Воли, осуществление плана Творца, исполнение начертанного и предрешённого. В этом и заключается тайна неизменного чувства счастья и жизнерадостности Мудрецов Торы в любой миг, в любой ситуации. Как прийти к такому пониманию?радость
Инструменты, необходимые для этого, — разумный подход, беспристрастное размышление,восприимчивость к логике, основанной на следующих четырех посылках:
Мир создан Творцом. Он управляет всем. В мире нет места случайности. Он любит Свои творения и желает им блага и добра. Его возможности неограниченны.
Когда человек, ставший жертвой неумолимой и непреклонной судьбы, осознаёт высшее происхождение всякого события своей жизни, и эти четыре основы становятся фундаментом его мировоззрения, он прекращает мучиться вопросами типа:
«Почему всемогущий и любящий Творец не выполняет мои желания? Ведь сотворивший мир из ничего и ежеутренне выводящий Солнце на небосклон, Повелитель всех ветров и стихий – Он, вне всякого сомнения, может с легкостью решить мои проблемы! Желая мне добра, почему не сделает Он мою жизнь такой, какой я хочу видеть её??»
Простота и очевидность ответа на этот вопрос уже не ошеломляет его: «Творец, в великой мудрости Своей, зная прошлое, провидя будущее, даёт мне эту долю потому, что именно она является высшим возможным благом для меня, даже если со стороны это выглядит иначе. А я подобен маленькому ребёнку, который не сразу понимает, почему отец так много требует и ожидает от него, зачем заставляет трудиться и идти в школу вместо того, чтобы отпустить его на целый день предаваться играм и всевозможным радостям детства. Ум отца превосходит ум ребенка, его видение простирается гораздо дальше. Он знает, чем кончит его сын и что готовит ему жизнь, если он будет вести себя в соответствии со своим ограниченным пониманием. И если верно то, что сказано о земном отце, оно тем более верно в отношении Небесного Отца, который, несомненно, знает, что именно лучше, благотворнее и здоровее для меня!»
Полезно помнить также о и том, что всё в этом мире временно и преходяще, всё — суета сует. С точки зрения вечности и бесконечности, мои волнения и несчастья подобны горю ребенка, который заливается слезами из-за утонувшего в тазу бумажного кораблика. В его глазах это трагедия вселенского масштаба. Однако придет день, когда и я, как тот ребёнок, тоже вырасту и пойму, что все мои проблемы, из-за которых я испытываю такую боль, – мнимые. Так должен говорить и повторять себе человек, пока боль его не утихнет. Тогда он почувствует тихую и спокойную уверенность в том, что всё, происходящее в соответствие с Б-жественным планом, не может быть ничем иным, как бесконечным благом, истинным добром и самой лучшей долей для него.
Выработав подобное отношение к событиям своей жизни, сформировав своё мировоззрение на этих основах, человек уже не будет столь слаб и уязвим, когда настигнут его трудности или, не дай Б-г, серьезные несчастья, и не станет жалкой и бессильной жертвой меланхолии, душевных кризисов или депрессий.
Такое мировосприятие – залог радости и счастья человека. Сторонний взгляд увидит бедствующего страдальца, но правда, как всегда, сокрыта глубже, под обманчивой внешностью. В любой ситуации человек может оставаться в ладу с собой, своей судьбой и радоваться своей участи. Мудрецы учили нас, что не обстоятельства делают человека страдальцем или счастливцем, а его отношение к ним. Человек, довольный своей долей, — воистину богат, даже если объективно он ограничен в средствах и окружающие считают его бедняком. Богатство – относительное понятие, и если миллионер ворочается с боку на бок и не спит, терзаясь завистью по поводу частного самолета, который вчера приобрёл его приятель, – то он на самом деле беден и несчастен. Ведь бедность – это тоже душевное состояние, порождённое ощущением нехватки, недостачи, преувеличенными материальными потребностями. Испытывая финансовые затруднения, но не делая из этого трагедию своей жизни, стараясь устроить жизнь в рамках имеющихся возможностей, не допуская зависти к другим и не тоскуя по несбыточному, довольствуясь малым, отпущенным свыше, человек почувствует себя реальным богачом. Ведь он и не желает большего, чем то, что пришло к нему как результат его честного труда и добросовестных усилий!
И если дополнительные усилия не приносят дополнительных результатов, значит, они излишни! Тот, кто знает, что он находится под постоянным вниманием и наблюдением Творца, который его помнит, видит и безгранично любит, тот, кто помнит, что Творец даёт ему всё, абсолютно всё, что реально хорошо и необходимо для него, конечно, станет радоваться своей доле.
2017-03-19 00:44:29
Куда уходит детство? В какие города? А куда уходит романтика из отношений? Это самая ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Куда уходит детство? В какие города? А куда уходит романтика из отношений? Это самая распространенная проблема пар, особенно тех, кто долго живет вместе. Пламя любви гаснет, все перерастает в привычку, и остается лишь маленькая искорка, которая тлеет и ждет, что из нее однажды снова разожгут огонь. Так почему же так получается? Дело в том, что […]
Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни" Правило 1. Понимание смысла страданий и блага, сокрытого в них.
Основная причина различных душевных кризисов – это ощущение беспомощности и невозможности противостояния продолжительным трудностям, страданиям, неожиданным и тяжелым ударам судьбы, которым, как кажется, нет конца. В таких ситуациях человеком овладевает чувство одиночества, заброшенности, затерянности в этом страшном и пугающем мире. Подчас он испытывает душевный перелом и значительную трансформацию сознания, которая нарушает его мировосприятие и уводит в перевёрнутый мир, далекий от реальности.
Интересно, что среди подверженных душевным кризисам оказываются образованные люди, с рациональным мышлением, властным характером, занимавшие ответственные руководящие должности. Они нередко страдают от беспричинных страхов и навязчивых состояний, от которых не могут избавиться. Понятно, что легче предотвратить кризис, чем выйти из него.
Известно, что посредством положительного мышления можно рассеять то характерное напряжение, которое предшествует кризису. Ещё более необходим позитивный подход тому, у кого не хватило самоконтроля, и кто уже дезорганизован глубоким душевным разладом. Позитивное и конструктивное размышление порождает готовность души бороться с трудностями через понимание смысла жизни, причины страдания в мире и того положительного эффекта, к которому оно приводит в конечном итоге. Осознание того, что всё происходящее наполнено смыслом, делает человека стойким перед любым развитием событий. Как результат: ничто не способно сломить его – и это истинная победа духа.
Поясним подход иудаизма к обсуждаемой теме, и вы убедитесь, что именно он является гарантией вашего душевного здоровья, спокойствия и радости жизни.
Фундаментальным принципом, на котором (и только на нём!) можно выстроить правильное понимание причины страданий, умение увидеть в них благо и условия духовного роста, осознание того, что в кажущемся зле скрыто добро, является вера в высшее Провидение Творца.
Всякий, который знает, что мир создан во благо человека, что в мире нет случайностей и Провидение Творца охватывает мироздание от края и до края, и всё, что происходит в жизни человека, – правильно и хорошо для него, понимает ограниченность своего разума и всей душой полагается на Всевышнего, предназначившего ему эту долю. Сложная мозаика жизни недоступна видению человека. Не зная будущего и различных вариантов своей судьбы, трудно воспринять, к примеру, банкротство своего бизнеса. Кто знает, возможно, ваш финансовый успех и процветание обернулись бы непредвиденным крахом семейной жизни. Нагрянувшее богатство могло повредить воспитанию детей, и, вопреки вашим ожиданиям и усилиям, они бы не выросли достойными людьми. Нередко нравственность и моральный портрет человека становятся жертвой «золотого тельца». Бесчисленны и случаи убийств на почве зависти к чужому благополучию, успеху и достатку.
Залогом счастья человека в этом мире является его глубокое осознание, что Творец любит его больше, чем он сам любит себя.
Нередко мы сочувствуем человеку, которому довелось родиться некрасивым или же появиться на свет с врождённым физическим недостатком, жалеем хронических больных, сострадаем каждому, кто попал в трудное положение. А ведь это он сам, его бестелесная душа — ещё до своего рождения в этот мир — просил об этом, потому что только эта доля могла быть искуплением для его предыдущих воплощений.
Залогом счастья человека в этом мире является его глубокое осознание, что Творец любит его больше, чем он сам любит себя. Желание Творца – добро и благо человека. А значит, у страданий есть причина, и эта причина – безусловное добро. Однако ограниченность нашего разума является серьёзным препятствием к пониманию истинной причины наблюдаемого. Предыдущая статья: Статья первая — введение. автор текста: Рав Замир Коен
2017-03-14 23:34:37
... населения страдающего от душевных болезней. Люди, ... />Итак, поддержание душевного здоровья зависит от ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни" Введение
Сегодня специалисты отмечают возросший процент населения страдающего от душевных болезней. Люди, которые всегда отличались здоровой психикой, уверенностью в себе, были рассудительными и способными к самоконтролю, – вдруг обнаруживают в себе беспредметные страхи, фобии, тяжелые депрессии и другие душевные расстройства.
Лишь в редких случаях душевные болезни возникают без видимой причины. Как правило, они являются следствием различных тяжелых кризисов, которые травмируют человека и приводят к расстройствам психики. Однако не следует забывать, что профилактика поддерживает и телесное здоровье, и душевный баланс. Чем раньше мы привьём своим детям (и себе самим!) правильный взгляд на жизнь и здоровье, поймём назначение трудностей, кризисов и проблем, тем твёрже мы выстоим во всех испытаниях.
Постарайтесь выработать свой собственный способ мысленной профилактики, который поможет вам: успокоит, облегчит страдания, примирит с обстоятельствами, которые вы не в силах изменить, а возможно, и принесёт излечение – как от физического, так и от душевного кризиса.
Чем раньше мы привьём своим детям (и себе самим!) правильный взгляд на жизнь и здоровье, поймём назначение трудностей, кризисов и проблем, тем твёрже мы выстоим во всех испытаниях.
Итак, поддержание душевного здоровья зависит от четырёх основных факторов:
Понимания смысла трудностей и страданий, которыми нас испытывает жизнь, и того блага, которое сокрыто в них. Воздержания от излишнего нервного напряжения. Адекватного и терпимого отношения к оплошностям и просчётам близких людей. Близкого контакта с природой – освежающего и обновляющего.
Современная психиатрия и человек
Содержание этой главы абсолютно соответствует основам иудаизма и его фундаментальным понятиям. В ней вы найдёте общие советы и наставления, подходящие для каждого человека. Однако если вы серьёзно больны — ваше состояние требует индивидуального подхода. Для лечения вам следует обратиться к специалисту-профессионалу, желательно, богобоязненному человеку, который сумеет найти для вас индивидуальное решение.
К сожалению, традиционная терапия, которой подвергаются сегодня душевнобольные, зачастую оказывается медицинским преступлением. В её основе лежит отношение к человеку как к высокоразвитому животному, что абсолютно противоречит точке зрения Еврейской Торы. Современные психиатрия и психология широко используют принципы психоанализа Фрейда. Постулатом психиатрических исследований является аналогия поведения человека и животных (в основном, в сравнительной психологии, развитию которой способствовали работы Дарвина и его ближайшего ученика Джорджа Джона Роменса. Роменс пытался доказать, что у животных есть «базовое человеческое сознание»). В действительности же, человек – совершенно особое создание, Венец творения. Его мыслительная деятельность и штампы поведения – это порождения его высокой души.
Нередко сегодняшние психиатры практикуют высокомерное и, порой, жестокое отношение к своим пациентам. Не вызывает сомнения, что в недалёком будущем человечество с негодованием отвергнет некоторые из принятых сегодня форм «лечения». Разумеется, недопустимо предоставлять свободу необузданному и опасному душевнобольному. Однако необходимость защитить общество от контакта с ним, результат которого непредсказуем, не оправдывает применения электрошока или инъекций убойных доз психотропных препаратов. Человек, выбравший психиатрию как профессию, прежде всего, должен быть понимающим и добросердечным, исполненным сочувствия и симпатии к своему несчастному пациенту. Ведь оба они, и пациент, и врач, — созданы по образу Всевышнего.