Согласно еврейскому календарю, сейчас месяц кислев. Каждый месяц еврейского календаря обладает особой энергией. Но у еврейской энергии есть свой секрет. Если человек не осознаёт наличия этой энергии, для него она будто и не существует.
Это напоминает дверь в стене, которая раскрашена, как стена. Посторонний человек будет видеть сплошную стену, но непосторонний подойдёт к нужному месту, толкнёт дверь и пройдёт в новую реальность. В нашем мире существует много подобных спрятанных сокровищ. И то, что большинство людей не очень счастливы, связано с тем, что они не знают, где толкнуть стену и отворить заветную дверь. Для них жизнь напоминает замкнутое пространство. У американцев есть выражение think out of the box — «мыслить вне коробки». Энергетика месяцев раскодируется через знание глубинных аспектов еврейских праздников, которые Всевышний расположил в соответствующих месяцах. Кислев славится праздником Ханука, которая связана в том числе с энергией понятия «чудо». Интересно, что западный мир «примазался» к энергии чуда, подключив к этой энергии Рождество (или Новый год) с его идеей подарков. Появление подарка — это классический пример чуда, которое западная цивилизация позаимствовала из ханукального дискурса. Примечательно, что внутри еврейского дискурса мы имеем два варианта чуда — для двух типов евреев. Евреи, находящиеся в материальной реальности, празднуют чудо победы евреев над оккупантами из греческой армии. Заметим, что это чудо происходит не из-за нарушений законов природы, но из-за человеческого участия, связанного с патриотизмом евреев, защищающих свои национальные ценности. Поэтому даже светский человек может принять такую концепцию чуда. Кстати, мы совсем недавно удостоились подобного чуда, когда, вопреки всем усилиям полчищ ассимилированных либералов, Б-г дал победу на выборах патриотическому, верящему в традиционные ценности и имеющему еврейских внуков президенту — Дональду Трампу. Это классическое чудо «этого мира», когда Б-г таким образом скомбинировал обстоятельства, что «наши победили» вопреки оголтелой агрессии оппонентов. Второй вид чудес связан с горением кувшинчика масла в Храмовом дворе. Заметим, что здесь присутствует как бы камерность чуда, его интимность, непубличность. Это чудо контрастирует с триумфальной победой армий. И оно связано с духовным таинственным миром. Маленький огонёк в светильнике скрывает могучие силы, творящие чудеса. Мы видим интересную метаморфозу. Празднование Хануки перевело тему светильника в публичное пространство. Каждая еврейская семья ставит ханукию на окно, и называется это «пирсума ниса», то есть публичная презентация чуда. Мы видим, что в конце концов даже светские евреи приняли для себя традицию прославлять духовное таинство, связанное с Иерусалимским Храмом. Очень важно понять смысл числа восемь, которое лежит в основе Хануки. Каббала построена на десятеричной системе (как и наш земной мир, и это также связано с десятью пальцами рук). Шестерка — это полнота обычной материи. Семерка — это выделенный элемент, который интегрирует систему, подобно капитану команды. Это все ещё обычный мир. Но восьмерка — это уже выход за рамки этого мира. Далее — девятка (подобно девяти месяцам беременности) означает порождающую возможность. Десятка — это полнота. В этом месяце мы должны «тренироваться» выходить за рамки привычного, и Всевышний поможет творить чудеса, благодаря чему мы сможем раскрыть своё еврейское предназначение.
«Сказал рабби Акива: Полюби ближнего своего, как самого себя, – большое правило в Торе».
Иерусалимский Талмуд 9, 4
«Гилель сказал: Суть всей Торы заключается в правиле: не делай ближнему своему то, что ненавистно тебе; все остальное – комментарий к этому правилу»
Шаббат, 31а
Объяснение
Пишет Маараль в книге «Пути мудрости»:
Каким образом сможет человек полюбить ближнего своего? Только посредством того, что будет чувствовать его частью самого себя (см. об этом статью «Что такое любовь в глазах еврейских мудрецов?»). А как человек почувствует другого частью себя? Только посредством того, что найдет что-то общее в них обоих. А что есть общего между двумя людьми, зачастую столь различными? Тот факт, что они оба были созданы по образу и подобию Творца (см. об этом Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»?). Выходит, что любя ближнего, человек укрепляет в себе понимание, что и он, и все человечество были созданы по образу и подобию Творца, и таким образом он приближается к Всевышнему. А приближение к Всевышнему является основой всей Торы (как пишет об этом Рамхаль в начале книги «Месилат Йешарим»).
Почет ближнему
«Попросили ученики рабби Элиэзера обучить их пути, на котором они удостоятся будущего мира. Сказал рабби Элиэзер: «Будьте осторожны по отношению к чести ваших товарищей»
Брахот, 28б.
«Да будет честь твоего ближнего дорога тебе, как твоя собственная честь».
Пиркей Авот, 2:10
«Да будет почёт твоего ученика дорог тебе, как твой собственный почёт; а почёт твоего товарища, как трепет перед учителем (который обучает тебя Торе); а трепет перед учителем, как трепет перед Небесами».
Пиркей Авот, 4:12
Сказали ученики рабби Элиэзеру: «Пусть научит нас наш учитель [праведным] путям жизни, и мы удостоимся благодаря им части в Будущем мире». Сказал раби Элиэзер: «Почитайте друзей своих… и благодаря этому вы удостоитесь части в Будущем мире».
Брахот, 28
Объяснение
Великий каббалист Рамак пишет в книге Томер Двора (2-ая часть), что необходимо «уважать всякое создание, осознав, что все они — проявление Творца, который сотворил человека в мудрости, и во всякой твари — мудрость Создателя. И нужно понимать, что все они весьма и весьма почитаемы, ведь Сам Всевышний занимался их созданием, и презрение к ним — это неуважение к Творцу». Из этих слов мы учим, что, проявляя почет к любым созданиям Творца, человек проявляет почет к Создателю. Тем более, если человек проявляет почет к своему ближнему, который создан по образу и подобию Всевышнего и у которого есть Б-жественная душа, он проявляет тем самым большой почет к Творцу.
Дружелюбное отношение к ближнему
«Принимай каждого человека с приятным выражением лица».
Пиркей Авот, 1:15
«Всякий раз, когда человек дает милостыню бедному с неприятным лицом, он теряет свою заслугу, даже если он дает ему 1000 золотых монет. Вместо этого он должен дать ему с радостным лицом и с приветливостью».
Рамбам, «Законы милостыни», 10:4
Объяснение
Для человека очень важно чувствовать себя значимым и любимым в глазах других. Поэтому хорошее отношение к человеку не менее важно, чем милостыня.
2016-12-12 17:36:26
... чтобы через еврейских представителей воспрепятствовать ... » еврейского населения. Благодаря ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Из книги "Великие Израиля". Публикуется с любезного разрешения издательства "Швут Ами"
Раби Хаим бар Ицхак из Воложина (р. Хаим Воложинер; 5509-5581 /1749-1821/ гг.) – ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив».
Детство и юношество
Родился в белорусском городке Воложине седьмого сивана 5509 /1749/ года, на второй день праздника Шавуот.
В тот же день в Вильно принял мученическую смерть на костре праведный гер р. Авраам бен Авраам – граф Потоцкий (Гдолей адорот).
Рассказывают, что в тот час, когда р. Хаиму предстояло появиться на свет, в их доме, богатом книгами, занимался выдающийся законоучитель р. Арье-Лейб Гинзбург (Шаагат арье). И хотя роженица Ривка испытывала нестерпимую боль, из ее уст не вырвалось ни одного стона – она сдерживалась, чтобы не отвлекать мудреца от его размышлений. Узнав о такой самоотверженности, проявленной ради Торы, р. Арье-Лейб благословил роженицу, пожелав, чтобы родившийся сын стал великим знатоком Торы (там же).
В детстве и юности Хаим учился у р. Арье-Лейба Гинзбурга, ставшего главным раввином Воложина и открывшего там ешиву.
Знакомство с Виленским Гаоном
В 5528 /1768/ году девятнадцатилетний р. Хаим познакомился с Виленским Гаоном и стал одним из его первых учеников.
Он перенял от Гаона умение упорно трудиться на пути познания Торы. Однажды он пожаловался Гаону на то, что, углубленно изучив раздел Талмуда Моэд (Праздники) уже двадцать раз, он все-таки не чувствует себя эрудитом в этом разделе. «За двадцать повторений ты бы хотел стать эрудитом?!» – изумился Гаон. «Сколько же раз нужно повторить?» – спросил р. Хаим. «Человек обязан повторить изученное сто один раз, – ответил Гаон, – а затем повторять бесчисленное количество раз, все дни своей жизни» (Сарей амеа 2:2).
Раввин Воложина
В возрасте двадцати пяти лет р. Хаим стал раввином г. Воложина, однако три-четыре раза в году по-прежнему навещал Гаона и каждый раз оставался у него в течение месяца.
Как правило, р. Хаим привозил с собой длинный перечень проблем, с которыми он сталкивался при самостоятельном изучении Торы, – и Гаон помогал ему находить их верное решение (Р. Дов Элиах, Агаон с. 153-154).
После смерти Виленского Гаона, последовавшей в 5558 /1797/ году, р. Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства.
Ешива в Воложине
Седьмого тишрея 5563 /1802/ года р. Хаим объявил о создании ешивы в Воложине. В этой ешиве он стремился воплотить методы преподавания и изучения Торы, воспринятые им от Гаона.
Первоначально в его ешиве занималось около десятка юношей из самого Воложина, но постепенно число учеников возросло до двухсот – они прибывали со всех концов Белоруссии и Литвы.
Р. Хаим принял на себя все заботы об учениках, предоставив им возможность целиком сосредоточиться на занятиях. На собранные пожертвования было построено особое здание, где учащиеся оставались и на ночь. Р. Хаим отменил обычный порядок, при котором ешиботники столовались у жителей города, и устроил в ешиве специальную комнату для еды (Гдолей адорот).
Р. Хаим построил расписание занятий в ешиве так, что они не прерывались ни на минуту в течение суток.
Ночь он разделил на несколько смен, и когда одна из них уходила спать, другая приступала к занятиям. Так происходило даже в ночи праздников и шабатов, и только на исходе Йом кипура р. Хаим предоставлял возможность всем ученикам отдохнуть – и тогда он оставался в учебном зале один и занимался до глубокой ночи, пока кто-нибудь не сменял его. Объясняя свой подход к режиму занятий, р. Хаим писал: «Если бы, не дай Б-г, случилось так, что весь избранный народ прервал занятия святой Торой хотя бы на одно мгновение, то в тот же миг Вселенная перестала бы существовать и все миры постигла конечная катастрофа. И даже один человек из народа Израиля, бескорыстно занимающийся нашей святой Торой, обладает силой, позволяющей поддерживать существование всех миров и всего Творения» (Нефеш ахаим 4:25).
В 5568 /1808/ году по инициативе р. Хаима в Землю Израиля переселилась группа последователей Виленского Гаона, возглавляемая р. Менахемом-Менделем из Шклова, а спустя год – вторая группа, руководимая р. Сеадьей из Вильно и р. Исраэлем из Шклова.
Группа последователей Виленского Гаона в Земле Израиль
Именно р. Хаим, организовавший материальную поддержку этих переселенцев, побудил их приобрести участки пахотной земли и виноградники, чтобы выполнять заповеди, связанные с сельскохозяйственным трудом на Земле Израиля (Сарей амеа 6:11).
Р. Хаим попросил их придерживаться порядка молитв, принятого сефардами и хасидами, чтобы не вносить раскола в еврейскую общину Святой Земли (там же 2:20).
Р. Хаим Воложинер был одним из самых авторитетных законоучителей поколения – к нему обращались со спорными вопросами из многих общин всего еврейского мира.
Однако большинство его респонсов погибло в большом пожаре, охватившем Воложин в 5575 /1815/ году. Сохранившиеся респонсы и алахические решения собраны в книгу Хут амешулаш (Тройная нить).
Р. Хаим постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высочайшему повелению» императора Александра I.
Без совета и благословения, полученного от р. Хаима, руководитель этой депутации Зундель Зонненберг не предпринимал никаких серьезных шагов. В 5578 /1818/ году р. Хаим сам приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей воспрепятствовать планам правительства по русификации и «христианизации» еврейского населения. Благодаря его энергии и настойчивости, осуществление проекта, связанного с «просвещением» евреев, было отложено на неопределенное время (Сарей амеа 2:25).
Уже став общепризнанным главой поколения, р. Хаим никогда не указывал в своих письмах и респонсах, что он главный раввин и руководитель знаменитой ешивы, – до последних лет жизни он подписывался просто: «Хаим, уроженец Воложина» или «Хаим, меламед из Воложина» (Сарей амеа 2:21).
В годы старости р. Хаим передал преподавание в ешиве своему сыну и ближайшему ученику р. Ицхаку (р. Ицеле из Воложина).
Однако порой он тайком приходил в лекционный зал и, укрывшись за печкой, со сладостным отцовским волнением слушал увлекательные уроки сына (там же 4:1).
Смерть и духовное наследство
Р. Хаим умер в Воложине четырнадцатого сивана 5581 /1821/ года, в возрасте семидесяти двух лет.
Перед смертью он завещал сыну продолжить два главных дела своей жизни: сохранить воложинскую ешиву и опубликовать книгу Нефеш ахаим (Душа жизни), над которой он работал в течение многих лет.
Книга вышла в свет через три года после смерти автора, в 5584 /1824/ году. В этой книге нашла отражение кабалистическая традиция, воспринятая р. Хаимом от Виленского Гаона. Р. Хаим формулирует фундаментальные законы, определяющие взаимозависимость «макромира» и «микромира» – Вселенной и человека. Выполняя волю Всевышнего, отраженную в Его Торе, человек «добавляет Небесам силы» и способствует воплощению Б-жественного плана Творения. Вместе с тем, совершая преступления, человек «ослабляет силу Небес» и провоцирует катастрофические процессы, разрушающие Вселенную. По мысли р. Хаима, «Иерусалимский Храм разрушили, в сущности, не Невухаднецар и Тит», но сами евреи: своими грехами они «осквернили Высший Храм» в духовных мирах – и лишь поэтому чужеземцы получили возможность разрушить «нижний Храм», сложенный из каменных глыб и бревен. «Человек является движущей силой и живой душой и высших, и нижних миров, – утверждал р. Хаим, – ибо все они управляются в соответствии с его поступками, как объяснено выше» (Нефеш ахаим 1:4).
По словам р. Хаима, именно «человек служит основной обителью Шехины на Земле: ведь, если человек освящает себя выполнением всех заповедей, …он сам становится Храмом в буквальном смысле этого слова, и в нем пребывает Б-г» (там же).
Сходный круг идей был отражен и в книге Руах хаим (Дыхание жизни), составленной на основе уроков по трактату Авот (Наставления отцов), данных р. Хаимом в ешиве. Открывая своим слушателям глубочайшие тайны кабалы, р. Хаим в то же время подчеркивал, что между сокровенной и общедоступной частями Торы не существует жесткой границы: «Все секреты и тайны Торы, на самом деле, совершенно открыты и подробно разъяснены в ней, но только наши глаза застланы непроницаемой пеленой – и если человек бескорыстно изучает Тору, Всевышний открывает его глаза и срывает с них слепящую пелену» (Руах хаим 6:1).
Его комментарии, относящиеся к Танаху и притчам Талмуда, были собраны в книгу Биурей рабейну Хаим ми-Воложин (Разъяснения нашего наставника Хаима из Воложина).
Воложинская ешива – любимое детище р. Хаима – стала прообразом для десятков и сотен других ешив, основанных ее выпускниками по всей Белоруссии и Литве, а затем – в далекой Америке и на Земле Израиля.
Сохранилось ошеломляющее предсказание, сообщенное р. Хаимом одному из его ближайших учеников. «Ты должен знать, сынок, что наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены. Но затем они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последней остановкой еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)». «На пути к конечному избавлению, – разъяснял он, – Тора сменит вне Земли Израиля десять центров: Вавилон, Северная Африка, Египет, Италия, Испания, Франция, Германия, Польша, Литва и последний центр – в Америке». В течение полутора веков, из поколения в поколение, это предсказание передавалось лишь как теоретическая возможность – до тех пор, пока не разразилась вторая мировая война (Толдот бейт Воложин). источник: www.imrey.org
Первый совет: сгруппировать все знания в общие правила
Следует стараться всегда из различных частностей и деталей вывести общее правило. Пишет Рамхаль в предисловии к книге «Путь Творца»: «Количество частностей слишком велико, чтобы человеческий разум вместил их, и невозможно знать их все. Поэтому следует постараться узнать общие принципы, правила. Ибо всякое правило по своей природе включает много частностей, и когда человек поймет одно правило, окажется, что он, тем самым, постиг множество частностей».
Источник
«Всегда собирай слова Торы в правила и выводи из них частные случаи» (Сифри, Аазину, 32:2)
Второй совет: познакомиться прежде с материалом в общих чертах
Следует прежде следует познакомиться с изучаемым материалом в общих чертах, а только потом углубляться в него.
Причина этого заключается в том, что каждая деталь из полного познания познается только в совокупности всех деталей. Если человек будет пытаться углубиться в какую-то деталь, не зная, каково ее место в общей картине, он, несомненно, не сможет ее правильно понять.
Так, к примеру, если человек, который в первый раз видит портрет Моны Лизы, подойдет с самого начала к ней вплотную и будет рассматривать, скажем, ее зрачок, ему будет казаться, что он видит просто черное пятно, и он не поймет красоту и особенность этого уникального полотна Леонардо да Винчи. Чтобы понять его истинную красоту, следует прежде осмотреть картину в целом, а только потом задумываться над ее деталями.
Подобно этому и изучение материала – прежде следует выучить его в общих чертах, а только после этого задумываться над его деталями. Таким образом человек сможет гораздо эффективнее усвоить выученный материал.
Источник
«Прежде следует познакомиться с изучаемым материалом в общих чертах, а только потом углубляться в него» (Шабат, 63а).
Третий совет: учиться из красивой книги
Следует изучать материал из красиво оформленной и изданной книги. Красивое издание оказывает большое влияние на возможность легче и глубже понять материал, изложенный в ней.
Источник
Этот совет мы учим из слов Талмуда (Мегила 32а) о том, что следует напевать слова Торы именно на красивую мелодию.
Когда рабби Акива Эйгер услышал, что его сын намеревается издать его ответы отдельной книгой, он попросил его обратить внимание и приложить старание, чтобы книга была издана самым красивым образом, какой только может быть. Раби Акива Эйгер утверждал, что, читая красиво изданную книгу, человек воспринимает написанное в ней гораздо лучше и глубже, нежели читая некрасиво изданную книгу. И это он учит из вышеупомянутого места в Талмуде.
Четвертый совет: не перенасыщать себя знаниями
Если человек желает хорошо понять пройденный материал и запомнить его на долгое время, стоит, чтобы он не перенасыщал себя изучаемым материалом, а учил в соответствии с тем, сколько он может впитать в себя. Таким образом он сможет его хорошо «переварить» и, благодаря этому, глубже понять и лучше запомнить.
Источник
«Праведник ест, чтобы насытить душу свою, а чрево нечестивых будет испытывать недостаток» (Мишлей, 13:25). Комментирует Виленский Гаон: эта притча говорит о людях, изучающих Тору. Праведный человек учит в меру того, сколько информации он может усвоить и переварить, и не спешит освоить все сразу. Грешники же желают выучить как можно больше информации за один раз, и, поскольку они не в состоянии так много информации усвоить за один раз, она не укладывается в их сознании.
Пятый совет: делать перерывы
Стоит, чтобы после того, как человек выучит определенную порцию материала, он сделал перерыв. Этот перерыв поможет спокойно обдумать пройденный материал, переварить и усвоить его.
Источник
Раши на Хумаш (Ваикра 1:1). Раши приводит слова мудрецов о том, что, когда Творец сообщал Моше законы Торы, Он не излагал все беспрерывно, а делал паузы. Пишет Раши: «Для чего служили паузы? Чтобы в промежутках между двумя разделами дать Моше возможность обдумать (воспринятое им)». Раши продолжает: «если даже мудрому Моше, который учил Тору от самого лучшего Учителя (Творца), требовались паузы, чтобы усвоить материал, тем более, простому человеку, который обучается у простого человека, нужно делать паузы и перерывы во время учебы».
Шестой совет: обучить другого
Стоит пересказать выученный материал кому-то другому. А еще лучше обучить кого-то другого этому материалу.
Источник
В трактате Таанит (7а) приведено изречение рабби Ханины: «Много мудрости я выучил от моих учителей, еще больше от моих друзей, а больше всего – от моих учеников».
Седьмой совет: хорошее настроение
Стоит постараться приступать к изучению в хорошем настроении, поскольку хорошее настроение способствует лучшему восприятию и запоминанию изучаемого материала.
Источник
Талмуд в трактате Шабат (30б) утверждает, что изучать Тору нужно с радостью. И так постанавливает Мишна Брура (1:10). Талмуд (там же) рассказывает, что великий учитель Торы Раба зачастую начинал свой урок с шутки.
Пополняйтесь мудростью
Этот материал мы учили в рамках рассылки еврейской мудрости по WhatsApp. Если Вы хотите присоединиться к нашей рассылке, пишите слово «мудрость» в WhatsApp на номер +972524263143.
– Доктор, я выиграл морской круиз. – Поздравляю. – Но у меня морская болезнь. – Печально. – Но так поехать хочется. Доктор, посоветуйте, может, есть какое-то средство? – Перед отплытием съешьте побольше тушёных помидоров с винегретом. – Поможет? – Нет. Но на волнах будет смотреться замечательно!