Коен — потомок Аарона по отцовской линии. Этимология
Дословный перевод слова коэн на русский язык — священник, который участвует в Б-гослужении, происходящем в Храме (см. Раши на Берешит 47:22, Ибн Эзра на Берешит 41:44). Это слово употребляется в Танахе не только, когда речь идёт о еврейских священниках, которые служат единому Творцу, но и когда говорится о неевреях — жрецах, которые служат различным языческим божествам. Так, например, в разделе Микец упоминается Поти Фера коэн Он, в разделе Ваигаш египетские жрецы называются коаним, а в разделе Шмот Итро назван «коэн Мидьян». Обязанности коенов
Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами. Помимо работы в Храме, на коэнов возложено указывать народу верную дорогу (см., на пример, Дварим 17:9). Заповеди коенов
Поскольку коаним призваны быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. Выполняемые ими заповеди помогают им достичь близости к Творцу. Халаль
Потомок Аарона, рожденный от запрещенных браков, является халаль и не является коеном. Тем не менее, если халаль служил в Храме, не зная о том, что он халаль, его жертвоприношение постфактум является кошерным. Каждый еврей может уподобиться коену
Рамбам говорит (Законы Шмита вэ-Йовель 13:13), что каждому еврею дана возможность уподобиться коэну. Привожу слова Рамбама:
«И не только одно лишь колено Леви, но и любой человек из приходящих в этот мир, которого подвиг дух его и умудрило сознание его отделиться, чтобы стоять пред Всевышним, и служить Ему, и быть на службе Его, знать Всевышнего; [если он] шёл путём прямым, как его создал Всевышний, и сбросил с шеи своей ярмо множества расчётов, которыми [обычно] занимаются люди, — такой человек освящается, и становится святая святых, и будет Всевышний долей его и уделом его навсегда и во веки вечные, и даст ему в этом мире достаточно, как дал Он коэнам и левитам. Ведь Давид, мир с ним, говорит: “Господь — доля моя и чаша (участь) моя, Ты споспешествуешь судьбе моей”».
Есть заповедь почитать людей, выполняющих заповеди и вставать перед ними (Иерусалимский Талмуд, Бикурим). Бартенура пишет, что поэтому необходимо, к примеру, встать перед провожающими умершего в последний путь или перед тем, кто несёт ребёнка на брит — кватер. Видимо, поэтому встают, когда провозглашают «кватер!». источник: www.imrey.org
2017-01-08 12:59:57
... другие трагические для еврейского народа события. еврейского народа. Однако в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Определение
Пост (ивр. צוֹם, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона. В посты запрещено есть и пить
Виды постов
Существует два основных видов поста: постоянный и непостоянный. Постоянные посты
Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Остальные посты были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями. Вот посты, которые были введены нашими мудрецами: 17-го Тамуза, 9-ого Ава, пост Гедальи, 10-го Тевета и пост Эстер.
Четыре поста были установлены пророками в память о разрушении Храма и изгнании сынов Израиля на чужбину. Это «пост четвертого месяца» (17 Тамуза), «пост пятого месяца» (9 Ава), «пост седьмого месяца» (пост Гедальи, приходящийся на 3 Тишрей) и «пост десятого месяца» (10 Тевета), о которых сказано (Зехаръя, 8): Так сказал Г-сподь Цваот: «…Пост четвертого, пост пятого и пост седьмого месяцев…»
17 Тамуза римлянам, осаждавшим Иерусалим, удалось пробить брешь в стене и ворваться в город.
9 Ава были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храм; кроме того, в этот день произошли другие трагические для еврейского народа события.
3 Тишрей был убит Гедалья бен Ахикам, и последние евреи, остававшиеся в Эрец Исраэль после разрушения Иерусалима вавилонянами, были изгнаны оттуда.
10 Тевета вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, которая закончилась разрушением города и Храма.
Еще один пост — Таанит Эстер — был установлен в память о трехдневном посте, объявленном евреями Персидской империи во времена Мордехая и Эстер, когда злодей Гаман задумал истребить их всех до единого. Он приходится на 13 Адара — накануне праздника Пурим.
Посты Йом Кипура, 17 Тамуза, 9 Ава, 3 Тишрей и 10 Тевета приходятся на тот самый день, когда произошло событие, в память о котором было решено установить пост. Иначе обстоит дело с Таанит Эстер.
Эстер, Мордехай и все евреи, жившие в столице персидского государства Шушане, постились в тот страшный год три дня — 13-го, 14-го и 15-го Нисана, то есть пост захватил начало праздника Песах. Мудрецы разрешили тогда поститься в праздник, потому что речь шла о жизни и смерти для всего еврейского народа. Однако в будущие времена было решено поститься 13 Адара, в день, когда евреи Персидской империи готовились напасть на своих врагов, то есть в канун праздника Пурим.
Пост «четвертого месяца» был назначен вначале на 9 Тамуза, день, когда вавилоняне пробили стену Иерусалима. Но после разрушения Второго Храма раббан Йоханан бен Заккай и мудрецы его поколения перенесли день поста на 17 Тамуза — день, когда римляне ворвались в Иерусалим. Мудрецы поступили так потому, что оба события произошли в одном месяце и, следовательно, их можно оплакивать в один день, а также потому, что разрушения Второго Храма было еще большим несчастьем, чем разрушение Первого — ведь после первого разрушения Храм был вскоре восстановлен, а после второго — нет.
Относительно поста Гедальи существуют определенные разногласия. Некоторые считают, что Гедалья был убит 3 Тишрей и мы постимся в самый день его убийства. Согласно другой точке зрения, он был убит 1 Тишрей, в первый день Рош Гашана, и поэтому мы переносим пост на третье число. Разница между постами
Существует разницам между Йом Кипуром и 9-ым Авом и другими постами. Пост Йом Кипура и 9-го Ава начинается утром, в то время как пост Йом Кипура и 9-го Ава начинаются уже с вечера. Законы постоянных постов
О законах постоянных постов можно причитать тут. Непостоянные посты
Есть возможность, что вся община примет на себя пост. Обычно причина для принятия поста всей общиной – множество бед. Также есть возможность отдельному человеку принять на себя пост. Личные посты
Человек может также принять на себя личный пост. Есть различные причины для личных постов: для исправления дурного сна, для искупления грехов, если упал свиток Торы или тфилин. Законы личного поста
Если отдельный человек собирается поститься, он должен принять на себя эту обязанность во время молитвы Минха предыдущего дня, то есть, произнося благословение: «Услышь голос наш…» он должен подумать, что принимает на себя обязанность поститься, а прежде, чем произнести: «Да будут угодны…», пусть произнесет текст: «Господин всех миров, вот я перед Тобой в посте…» (как приводится в сидурах) (в сидуре «Врата молитвы» этого текста нет — перев.). И хотя после этого человек ест и пьет, пока не поднимется заря, это не мешает ему принять пост с вечера. И также, если человек хочет поститься несколько дней подряд, хотя он и будет есть и пить в ночи, разделяющие эти дни, ему достаточно принять на себя пост один раз. Но если человек принимает на себя обязанность поститься несколько дней не подряд, например, понедельник-четверг-понедельник, ему следует каждый раз принимать на себя пост в молитве Минха, читаемой накануне. источник: www.imrey.org
2017-01-06 00:13:56
... ="194" />В еврейском календаре регулярно встречаются ... это ключевая черта еврейского календаря. < ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В еврейском календаре регулярно встречаются пары дат, которые создают между собой баланс.
Суровый Йом-Кипур и идущий за ним веселый Суккот.
Не заполненный мицвот таинственный Шмини-Ацерет и идущий сразу после него бурлящий радостью, танцами и лехаимом – Праздник Симхат-Тора (В Израиле они идут в один день, в диаспоре разделены на два отдельных дня).
Пост Первенцев перед Песахом.
49 (полутраурных) дней Сфират а-Омер перед возвышенным праздником Шавуот.
Пост Эстер перед Пуримом.
Пост Гедалья после Рош а-Шана.
После суровых трех недель от 17 Тамуза до 9 Ава – радостный день 15 Ава.
Сейчас мы проходим похожую пару зимних дат.
Недавно прошел восьмидневный радостный праздник Ханука. И через неделю после него мы попадаем в грустный пост 10 Тевета.
Давайте попробуем осмыслить эти связки.
Йом-Кипур и Суккот – демонстрируют идею, что очистившись в День Йом-Кипур мы в том числе демонтируем барьеры между нами и Б-гом и это впускает в нас огромную радость, идущую от Б-га и от его обновленных отношений с нами.
Шмини Ацерет перед Симхат-Торой выглядит (условно говоря) как «затишье перед бурей» веселья.
В Пост первенцев мы понимаем, что во время казни египетских Первенцев мы тоже могли погибнуть.
Или говоря более точно, если евреи, ассимилируясь, считают себя Египтянами (греками, немцами, русскими, американцами и др...), то во время Б-жьего Гнева на злодейские народа (Египтяне поработили и мучили евреев) такие ассимилированные евреи могут попасть под «горячую руку» Б-жественного Гнева.
Поэтому, «выдавливая» из себя египтянина в пост – мы рождаем в себе еврея в Песах.
49 дней сфират а-омер – мы возвышаем свои черты характеры (мидот), связанные со сфирот, чтобы удостоиться дарования Торы в Шавуот.
В Пост Эстер мы набираемся серьезности перед весельем Пурима, и также вспоминаем, что всяческие Аманы «не дремлют» и могут нас сильно напрягать.
Есть и другие варианты объяснений.
Например, есть утилитарная польза от поста Гедальи - после двух дней обильных застолий в Рош а-Шана (еврейский Новый Год) как говорится «сам Б-г велел» провести разгрузочный день (пост), но заодно и приурочить его к памяти убитого предателями Гедальи.
И наоборот – после трех летних недель ограничений и двух постов, после скорби о разрушении Храмов – мы получаем «луч света в конце тоннеля» в виде 15 Ава – «Дня Любви».
ЗИМНИЙ «БУКЕТ»
Долгая зимняя ночь – это весьма темный период, когда мало солнечного света вокруг нас.
У всех народов есть свои зимние праздники в которые люди зажигают свечи, внося Б-жественный свет в природную ночь.
У нас евреев этот выдающийся процесс в виде Хануки занимает целых восемь дней.
Восемь это выход над семеркой земного мира – в мир чудес, Высшего мистического Света и памяти о Храмовой Меноре.
Но наши мудрецы и здесь блюдут баланс и через неделю после Хануки вводят очень маленький пост. Маленький, потому что самый короткий.
Он символизирует тьму, которая сжалась в один короткий день – против восьми дней света Хануки.
Это работает такая небольшая духовная «гомеопатия» - немного тьмы, чтобы не было «перекоса» в много Света.
Когда мы постимся, мы преобразуем эту тьму, при этом мы как-бы не даем пищу этой тьме (то есть сажаем тьму на голодный паек). Как поется в песне «Щоб згинули наши вороги!»
После этого мы окрыленные смотрим вперед в Ту би-Шват, который символизирует начало пробуждения сил природы (в сокрытом формате) и Пурим – когда зима и Аман проигрывают наступающим силам весны и Эстер (а также Дню 8 Марта).
Баланс – это ключевая черта еврейского календаря. автор текста: рав Меир Брук (США)