Стоит учесть вышеизложенное, и до вывода о том, что все к лучшему в этом лучшем из миров, остается ...
... соответствии с решением
, приуроченным к годовщине ...
Европейский суд по правам человека в Страсбурге исками к России за сталинские репрессии и Катынь. Самое интересное, что осенью прошлого года страсбургский суд приступил к рассмотрению этих исков -
невзирая на то, что не правомочен делать этого уже хотя бы потому, что события, к которым у поляков есть претензии, произошли более чем за полвека до подписания в 1998 году Россией Европейской конвенции прав человека.
"Иски за Катынь" - не единственное свидетельство того, что постсоветская Польша уже третий десяток лет активно осваивает очень выгодную для себя в политическом и экономическом смысле роль жертвы. Причем осваивает сразу на две стороны - на русский восток и германский запад. Например, не так давно польский сейм принял документ об "агрессии СССР", фактически уравнивающий советское государство с немецким рейхом. 23 августа 2011 года, на прошедшей в Варшаве конференции министров юстиции ЕС была принята Варшавская декларация; в странах ЕС впервые отметили День памяти жертв тоталитаризма (в соответствии с решением Европарламента, приуроченным к годовщине подписания пакта Молотова-Риббентропа между Германией и СССР), а посольство США в Эстонии поспешило возложить равную ответственность за начало Второй мировой войны на гитлеровскую Германию и советскую Россию...
В общем, "вернувшись в Европу" из Варшавского договора, Польша вновь вернулась к роли, которую играла на протяжении последних столетий своего существования: "страна-жертва" и ее "народ-страдалец", сжатые "врагами" с двух сторон, ориентирующиеся на Запад (в лице сначала Франции, затем Британии и США), уравновешивающие влияние германского "гиганта" и противостоящие "агрессивным поползновениям" на запад гиганта российского. На деле это реализация заповеди Ю.Пилсудского - "ни с Россией, ни с Германией", трактуемая как руководство к задиранию и России, и Германии. На словах - воспоминания о славном и трагическом прошлом, способствующие формированию комплекса страны с имиджем сверхгероической страдалицы. Зажатой могучими соседями, периодически разделяемой ими, но вновь и вновь возрождающейся и непокорённой.
Поляки люди неглупые. Они буквально лелеют и воспевают историю своих трагедий и страданий. Особенно тех, из которых извлекают реальную политическую и экономическую прибыль. Пересмотр исторических конструкций, отказ от которых может лишить этого гешефта, воспринимается в штыки. Любая попытка историков соседних стран рассмотреть ту или иную историческую проблему в "непривычном" для польской трактовки ракурсе, интерпретируется как возрождение великодержавных амбиций. Факты говорят об обратном? Тем хуже для фактов!
Например, напоминания о польском антисемитизме и жертвах еврейских погромов 1940-х годов встречают шквал негодования. Вместо осмысления трагедии - пропаганда о попытке навязать полякам роль "народа-палача" и "приравнять к немцам". По той же причине встречают ожесточённое сопротивление польской стороны призывы российских и немецких историков не умалчивать о "тёмных пятнах" истории. Вроде польских концлагерей, унёсших жизни десятков тысяч красноармейцев после советско-польской войны 1919-1921 гг. или польских концлагерей и депортаций немецкого населения, унёсших сотни тысяч жизней в 1945-1949 гг.
Сами же поляки, тем временем с исторической памятью соседей не церемонятся. Вызывающе демонтируют советскую экспозицию в Освенциме под предлогом её "исторической недостоверности", поскольку кому-то в Польше очень не нравится, что в списках советских граждан, сгинувших в Освенциме, значатся, в том числе, и выходцы с Западной Украины и Белоруссии. Пытаются истребовать от России многомиллиардную "компенсацию за Катынь", вроде той, которую имеют в виде репарационных платежей от Германии. Изображают главу немецкого "Союза изгнанных" Эрику Штайнбах (1943 года рождения) в форме СС и верхом на министре иностранных дел Германии. Одновременно с этим польский парламент требует у правительства Германии официального признания неправомочными требований потомков изгнанных и убитых немцев о возмещении ущерба.
Требующая от Германии и России покаяния, подчеркну - на официальном, не общественном уровне, - Польша сама к такому покаянию совершенно не готова. Ведь малейшее отступление от имиджа "исторической жертвы" соседей может нанести огромный урон крайне ранимой национальной идентичности. И отразиться на прибылях, ведь те же немцы исправно платят - в рамках "Восточных договоров" со времён правительства ФРГ Вилли Брандта. И коллективные компенсации, и индивидуальные, выплачиваемые немецкой промышленностью.
Однако жадность, как известно, до добра не доводит. Индивидуальными исками в судебные инстанции ЕС с требованиями компенсации "за Катынь" поляки уже создали опаснейший прецедент (Отчасти и индивидуальными исками польских граждан, угнанных в гитлеровскую Германию на принудительные работы). Для начала они получили в рамках правового поля ЕС индивидуальные иски и претензии за уничтожение и изгнание в послевоенные годы немцев.
Коллективные, имущественные и правовые интересы германской стороны представляет "Союз изгнанных" - неправительственная организация, насчитывающая около 1,5 млн. членов, объединяющая 21 землячество, 16 союзов и 4 объединения "изгнанных" и депортированных, финансируемая не только за счёт членских взносов, но и из федерального бюджета и являющаяся влиятельной политической силой, имеющей своё лобби в консервативных ХДС/ХСС.
Индивидуальные претензии немецких изгнанников представляет основанное в 2000 году объединение "Прусская опека". Это товарищество с ограниченной ответственностью требует от правительства Германии защиты немецких интересов и возвращения экспроприированной поляками земельной и недвижимой собственности. В 2006 году объединение подало в Страсбургский трибунал по правам человека иск на Польшу.
Пытаясь оправдаться, в правовом плане, Польша пытается опереться на собственные послевоенные декреты от 06.05.1945 г. и 08.03.1946 г., исходившие не из экспроприации немцев, а из национализации "брошенного" ими или "бесхозного" имущества. Но этого явно недостаточно. Во-первых, изгнание примерно 5 млн немцев из Польши сопровождалось масштабнейшим организованным насилием, включая конфискацию имущества, помещение женщин и стариков в концентрационные лагеря, где затем смертность узников достигала 50%, и депортацию. И это несмотря на то, что уже в августе 1945 года статут международного военного трибунала в Нюрнберге признал депортацию народов преступлением против человечества (1,2,3). В целом оценки количества погибших после 1945 года немцев разнятся - от 400-600 тыс. до более чем 2,2 млн. (2,3,7). Председатель "Союза Изгнанных" Эрика Штайнбах называет цифру в 3 млн. погибших. Однако в данном случае следует учитывать, что речь идет о жертвах среди немцев, депортировавшихся не только Польшей, но и другими странами Восточной Европы (общее число изгнанных - около 14 млн. человек - это примерно треть всего населения тогдашней Германии). Интересно, что в отличие от Польши, в процессе выселения немцев, например, из Югославии, Венгрии или Румынии открытого насилия над ними не было (7). Официальные власти Германии исходят из того, что из миллионов немцев, проживавших на отходивших Польше территориях, погибло около 440 тысяч. При этом не учитываются потери среди тех, кто не имел германского гражданства на сентябрь 1939 года (4).
Во-вторых, в правовом аспекте, немецкие юристы исходят из того, что депортация немцев стоит в общем ряду "этнических чисток" и подпадает под соответствующие нормы международного права по Нюрнбергу. Несмотря на прямой запрет действовавшей на тот момент Гаагской конвенций 1907 года на отчуждение собственности гражданского населения (ст. 46), а также отрицание принципа коллективной ответственности (ст. 50), почти 15 миллионов немцев (около трети населения всей тогдашней Германии), преимущественно женщин, стариков и детей, в течение 3-х лет были изгнаны из родных мест, а их собственность - разграблена. Что же касается декретов польского правительства, на которые опиралась депортация немцев, и попытки польских правоведов прикрыться Потсдамом, то, например, юристы Силезского землячества полагают, что Польша преступила тем самым протокол Потстдамских соглашений, позволявший "депортацию немцев из Польши, но не из тех областей, которые, согласно статье 9 протокола поставлены под ее управление", т.е. из тех, что присоединили к Польше по ходу перенесения немецкой границы на запад (6).
Учитывая сказанное, а также тот факт, что в ЕС на подъём польской экономики идут в основном именно немецкие деньги, немцы для начала ставят вопрос: доколе они должные платить и каяться перед страной, в которой их соотечественников убивали и грабили по этническому признаку? Причём многочисленными жертвами были не военнопленные, а гражданское население - в основном женщины, старики и дети.
В-третьих (и это самое главное) в аспекте политическом, Польша слишком страстно обличает Россию за преступления советского режима. Изыскивая малейшую соринку в чужом глазу и в упор не замечая брёвна в собственных. При этом забывая, что, в отличие от СССР, у постсоветской России нет ни единого повода помогать Варшаве увиливать от ответов на задаваемые всё громче и громче с запада вопросы. Россия на официальном уровне признала свою вину за Катынь (хотя расследование по делу трудно назвать законченным), польской стороне были переданы все документы. Однако в ответ ничего подобного не происходит. А ведь уничтожение десятков тысяч безоружных людей в концлагерях - это преступление против человечества. Явно выраженная национальная направленность такой преступной политики, по мнению российских исследователей проблемы "вынуждает ставить вопрос о наличии в действиях польских властей признаков геноцида" (8). До сих пор ни в одном из более чем десятка польских концлагерей, где тысячами гибли заключенные красноармейцы нет ни одного мемориала в их память. В одном из самых страшных по количеству смертей концлагере Стшалково, поляки, как и в Освенциме, просто демонтировали память в виде таблички напоминавшей о погибших красноармейцах, гласившей на русском языке "Здесь покоятся 8000 советских красноармейцев, жестоко замученных в польских "лагерях смерти" в 1919-1921 годы"... Брат-близнец погибшего в авиакатастрофе под Смоленском польского президента Качиньского уже озвучил требование компенсаций "за Катынь". Не пора ли России задуматься о встречном иске?
Николай Малишевский
ССЫЛКИ
1. Выселение немцев с территории Польши в документах Советской военной администрации в Германии // Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. Вып.3, серия Гуманитарные науки. - Калининград, 2005. - c.63-70.
2. Сумленный С. Изгнаны и убиты // Эксперт, 2008, N 30, спец. вып.- с. 52-55.
3. Чунихин В.М. Забытая депортация // Журнал "Самиздат", 05.12.2008.
4. Кретинин С. Проблема беженцев в послевоенной Германии // Родина, № 3. 2009.
5. Погорельская С. Немецкая память пугает поляков // stoletie.ru/territoriya_istorii/nemeckaja_pamat_pugajet_polakov_2009-10-06.
6. Погорельская С. Как "право на родину" сводится к "праву на собственность" // www.stoletie.ru/geopolitika/jevropa...hlym_2009-10-29.
7. Буйда Ю. "Немцы отрицательно влияют на освоение советской области" // "Коммерсантъ", №31 (484), 13.08.2002
8. Подробнее см.: Швед В.Н. Тайна Катыни. М., 2007. С. 231-313.
... on">Депутаты
продолжают внимательно ... поручили Президенту
передать эту ...
Депутаты Европарламента продолжают внимательно следить за развитием ситуации вокруг выборов в России. 16 февраля они приняли резолюцию, в которой призвали российские власти реформировать избирательное законодательство. В проекте документа свою общую позицию выразили различные политические фракции: демократы, социалисты, либералы и консерваторы.
Они обращают внимание на отчёты ОБСЕ/БДИПЧ и ПАСЕ по выборам в Государственную Думу, в которых говорится, что выборы не соответствовали установленным стандартам ОБСЕ. И указали на процедурные нарушения и очевидные манипуляции.
В Европарламенте обеспокоены, что итоги парламентских выборов понижают значимость Думы в политической системе России. Депутаты призывают делегацию комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС постоянно поднимать вопросы о демократии, основах права и верховенстве закона и настаивают на усилении диалога с непарламентской оппозицией и гражданским обществом.
Европейские законодатели отмечают недавние призывы к отмене выборов в Государственную Думу и призывают российские власти продолжить всесторонне и открыто расследовать все случаи подтасовок и нарушений с тем, чтобы наказать виновных и провести перевыборы на участках, где будут доказаны случаи фальсификаций. Они также выразили сожаление об отклонении жалоб в ЦИК и отказе российских судов рассматривать 3000 обращений, связанных с фальсификациями и злоупотреблением должностными полномочиями.
Особое внимание обращают на заявления президента Дмитрия Медведева об изменении политической системы, включая необходимое упрощение правил регистрации партий, и требуют решить проблемы со свободой СМИ и свободой собраний.
Депутаты советуют правительству РФ внести пакет законодательных инициатив, в соответствии с рекомендациями ОБСЕ, направленных на развитие подлинно демократической политической системы, чтобы обеспечить свободные и справедливые выборы. Они осуждают разгон полицией мирных демонстраций и подчеркивают, что протестные митинги в России выражают стремление людей к честным выборам.
Выражают озабоченность по поводу недопущения оппозиционных кандидатов баллотироваться на президентских выборах 4 марта 2012 года. Они призывают российские власти к диалогу с оппозицией и сожалеют о решении в отказе в регистрации для участия в президентской избирательной кампании Григория Явлинского, что препятствует также привлечению наблюдателей от его партии. Просят ОБСЕ, Совет Европы и верховного Представителя Европейского Союза по Иностранным Делам и Политике Безопасности следить за ходом расследования нарушений и подготовкой к проведению президентских выборов.
Члены европарламента дополнительно отмечают, что около 600 международных наблюдателей, как ожидается, будут следить за президентскими выборами. И призывают российские власти им не препятствовать, как было в случае с выборами в государственную Думу.
Особый интерес вызвали задержки в ходе уголовного расследования и судебного процесса смерти Сергея Магнитского. И поэтому депутаты требуют оперативного выяснения всех обстоятельств его трагической гибели и наказания виновных.
Они убеждены в неправомерности применения антиэкстремистского законодательства в отношении организаций гражданского общества и религиозных меньшинств. Решительно осуждают принятие Законодательным собранием Санкт-Петербурга закона против пропаганды гомосексуализма и призывают все российские власти прекратить ограничение свободы слова в отношении сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
Настаивают на немедленном прекращении продажи оружия и поставок военной техники правительству Сирии со стороны России. Как Постоянному Члену Совета Безопасности ООН, России необходимо всерьёз принимать свою ответственность за поддержание международного мира и безопасности с целью скорейшего разрешения Сирийского кризиса.
Законодатели поручили Президенту Европарламента передать эту резолюцию в Совет, Комиссию, правительствам и парламентам Государств-участников ЕС, в парламент и правительство Российской Федерации, Совет Европы и Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.
Пожалуй, недавнее выступление Кэтрин Эштон (вице-президента Еврокомиссии) далеко не в последнюю очередь оказало влияние на принятие таких суровых и категоричных требований. И безусловно обращение представителей российской оппозиции также внесло свой весомый вклад.
... казаться заявления депутатов
о ситуации ... с главой
Мартином Шульцом ...
Уже привычными начинают казаться заявления депутатов Европарламента о ситуации с выборами в России. Сначала они принимают резолюцию с требованиями провести новые думские выборы. Потом совместно с высокопоставленными лицами из Еврокомиссии обсуждают предстоящие президентские.
Но официальная пресса не спешит широко освещать эти важные для международных отношений события. Государственные СМИ лишь акцентируют внимание на озлобленных выпадах российских чиновников, которые в ответ на утверждения об отсутствии демократии не устают повторять о вмешательстве во внутренние дела.
И в который раз новостные источники ограничились скупой заметкой о том, что в Европарламенте состоялись дебаты о выборах в России. Они вскользь упомянули, что на заседании присутствовал бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Но особенно подчеркнули заявление представителя фракции ALDE Кристины Оюланд заморозить отношения ЕП с Думой.
Видимо сочтя ненужным они умолчали, что на встречу также были приглашены депутаты Госдумы, которые отказались от своего участия. Об этом в своём блоге сообщил Илья Яшин:
Пригласили представителей России. Однако все парламентские партии проигнорировали событие. Депутаты в кулуарах говорили, что партийцы неофициально ссылались на прямой запрет Кремля ехать в Брюссель. Трибуну в итоге предоставили Михаилу Касьянову, эксперту «Голоса» Андрею Бузину и мне.
Яшин вступил в жесткую дискуссию с постоянным представителем РФ при ЕС Владимиром Чижовым. А Касьянов призвал парламентариев не вести диалог с делегацией незаконно избранной Думы. После слушаний он встретился с главой Европарламента Мартином Шульцом и позже дал свою оценку происходящему в РФ.
Надо отметить, что Касьянов уже не раз выступал в Европарламенте и постепенно добивается успешных результатов. Обращение к международным институтам безусловно оказывает влияние на российскую власть. Вновь поднимаемые вопросы в глазах зарубежных партнёров дополнительно лишают кредита доверия к ней с их стороны, а ещё одна встреча помогает закрепиться в сознании.
Теперь возникает самый интересный вопрос - как дальше будет строиться межпарламентский диалог двух законодательных органов и каковы перспективы прежде многолетнего взаимодействия комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС. Нарастающие разногласия идут на пользу представителям оппозиции. Однако, решить свои внутренние проблемы российское общество может только самостоятельно.
... по численности в
, призвала заморозить отношения ...