это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/08/06.htmlПровели на кухне научный эксперимент — попытались повторить «Эффект Мпебы». Началось с того, что мы съездили с Лешей Турчиным в офис партии «Зеленые» — я забрал свое удостоверение кандидата:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/28292/20499901.2c/0_33e2da_3fb579d5_orig)
А заодно билет члена партии, пригодится:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/59023/20499901.2c/0_33e2db_efc47286_orig)
Мой старинный знакомый трансгуманист Леша Турчин (искусствовед и писатель-футуролог) — тоже кандидат от «Зеленых»:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/143523/20499901.2c/0_33e2dc_a4f3050f_orig)
Потом два кандидата прошлись по городу, обсудили глобальное потепление (проблема, которую Турчин изучает сейчас), обсудили еще кучу всего интересного и отправились ко мне кушать лисички со сметаной. И вот в беседе Турчин вспомнил про некий Эффект Мпебы, имеющий серьезную статью в Википедии. Вкратце: якобы еще со времен Аристотеля ученые заметили, что горячая вода замерзает быстрее холодной. Окончательно это заметил талантливый негритенок Мпеба, будучи школьником и экспериментируя с водой и мороженым — в честь него и назвали это загадочный эффект, который пока не удалось объяснить ученым. Это не шутка, это я цитирую иностранные статьи. Дескать, пока что ученые в попытках объяснить феномен рассуждают о смещении точки кристаллизации воды (переохлажденный раствор) и тому подобное. Слово за слово, решили прямо тут же повторить эксперимент. Поставили в холодильник две стопки — в левой (отмечена карандашной точкой) кипяток, в правой — обычная вода (и тут и другую воду брали изначально из фильтра с обратным осмосом):
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/51322/20499901.2c/0_33e2dd_af7f3e2d_orig)
Для интереса сунули в обе стопки по градуснику и вывели наружу холодильника, наблюдая, как обе температуры падают в течение получаса, и одна другую догоняет:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/46400/20499901.2c/0_33e2de_d46e76a2_orig)
Без школьника Мпебы эффект засечь, увы, не удалось — кристаллизоваться начали обе рюмки:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/46400/20499901.2c/0_33e2df_8840f9f7_orig)
Причем, та, где когда-то был кипяток, кристаллизовалась закономерно слабее:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4120/20499901.2c/0_33e2e0_1ff68e9d_orig)
Как думаете, что мы делаем не так? Не поломали ли эманации нашего скепсиса тонкий процесс кристаллизации? Ведь интернет ломится от фоток чудаков, точно так же сидящих у своего холодильника, и у них все получилось:
![](http://lleo.me/dnevnik/2016/08/www.thetimes.co.uk_tto_multimedia_archive_00341_114070005_341738b_7c085589df2dfc6b709126640827aecd.jpg)
Вот, кстати, сам Мпеба, когда вырос и стал профессором:
![](http://ic.pics.livejournal.com/arbuzov/7078294/688708/688708_original.jpg)
Я вам клянусь, что услышал про него только вчера от Леши Турчина! В 2010 году, когда я писал рассказик «Проблема размерности»: http://lleo.me/arhive/fan2010/razmernost.html я ничего не слышал про Мпебу! И талантливый чернокожий профессор Авербан Коще из Сомали, сын католического миссионера и сомалийской проститутки, который за деньги NASA вывел на земную орбиту огромную вольфрамовую ванну с перегретой водой в попытках уловить космические лучи — это от начала и до конца плод фантазии, не имеющий абсолютно ничего общего с реальными людьми и учеными!
PS: А сам эффект напомнил мне старинную студенческую байку — о том, как некий профессор КОзел (ударение на первый слог) принимал вступительные экзамены на Физтехе. У него на окне в лучах яркого июньского солнца стоял графин с водой, и Козел развлекался тем, что перед появлением нового абитуриента разворачивал графин, предлагал пощупать его с обеих сторон и требовал объяснить, почему та сторона, которая на солнце, нагрелась меньше, чем та, что внутри. И наслаждался объяснениями. По тому, как выпускник школы пытался построить свою версию, каким физико-математическим аппаратом пользовался, какие ему удавалось вспомнить и приплести законы оптики и термодинамики, профессор Козел делал вывод о его пригодности для ВУЗа и ставил оценку от 1 до 4. Идиллию нарушил один сумрачный вундеркинд, который сходу воскликнул: «Да что за чушь? Небось какой-нибудь козел просто развернул графин!» Профессор поправил абитуриента: «Не козел, а КОзел». И поставил пять.
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/08/06.html
где взять:
![](http://bachilo.ru/alex/wp-content/uploads/2010/04/den_lebenden_400%D1%85282-211x300.jpg)
UPD: Переводчик Alexander Grodskij, которому, пользуясь случаем, передаю привет и благодарность, сообщил еще один адрес на AMAZON, где немецкий вариант поближе и подоступнее.